Егор Отрощенко
Образ женщины в лирических стихотворениях Лермонтова часто объединяется поэтом с водной стихией, хотя последняя может выступать и в качестве фона происходящего с героиней, а непосредственно с водой связана женщина из простого народа, живущая на природе, что, возможно, указывает на фольклорные корни данного представления.
В стихотворении «Не играй моей тоской...» лирический герой, вспоминая прошлое, говорит о каком-то таинственном убийстве “девы”. Для нас здесь интересно то, что убийство происходит на берегу реки:
Я гляжу на бег реки,
На удар моей руки,
На поверженную деву!
Это как раз тот случай, когда река — фон происходящего, но фон значимый, так как стоит в одном ряду с самим убийством.
Первая строфа стихотворения «Черкешенка» посвящена описанию природы и людей, живущих среди этой природы:
Я видел вас: холмы и нивы,
Разнообразных гор кусты,
Природы дикой красоты,
Степей глухих народ счастливый
И нравы тихой простоты!
В этой строфе нет ни одного упоминания о реке, море и тому подобных вещах. Вторая строфа начинается с противительного союза “но”, а затем говорится о реке и “деве” около неё:
Но там, где Терек протекает,
Черкешенку я увидал...
Создаётся ощущение эмоционального единства картины и противоположения её предыдущей, девушка и река — это две части одного целого.
Стихотворение «Грузинская песня» повествует о любви “старого армянина” к “грузинке молодой” и об измене девушки.
Но армянин открыл коварность,
Измену и неблагодарность
Как перенесть!
.................................
И труп преступницы волнам
Он предал.
В стихотворении говорится о “высоких, крепких” стенах дворца армянина, но не упоминается река или море. Однако, убив “деву”, старик бросает её в “волны”, таким образом, происходит нечто вроде слияния двух родственных образов.
Пожалуй, среди стихотворений 1829 года наиболее красноречиво говорит о родственности водной стихии и женщины «Баллада». В этом произведении три равноправных героя: “красавица-дева”, море и юноша. Дева просит юношу в доказательство его любви достать из “пучины” ожерелье. Юноша бросается в “пенную бездну” и приносит ожерелье.
“Скажи, не люблю иль люблю я тебя,
Для перлов прекрасной и жизнь не щадя,
По слову спустился на чёрное дно,
В коралловом гроте лежало оно. —
Возьми!” — и печальный он взор устремил
На то, что дороже он жизни любил.
Ответ был: “О милый, о юноша мой!
Достань, если любишь, коралл дорогой”.
С душой безнадёжной младой удалец
Прыгнул, чтоб найти иль коралл, иль конец.
Из бездны перловые брызги летят,
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют,
Но милого друга они не несут.
Из стихотворения понятно, что для “красавицы-девы” море совсем не является чем-то враждебным, скорее наоборот. “Деву” совсем не пугают те опасности, которые таятся в “пучине” для “милого”, в то время как для юноши море явно враждебно. Юноша борется со стихией и в конце концов гибнет. Нельзя упускать из виду и тот момент, что море здесь является чем-то вроде символа любви, страсти, в которую бросается мужчина. Конечно, символ страсть–море вполне в духе романтизма, но в контексте данной темы это стихотворение и этот символ имеют другое, важное для нас значение.
Стихотворение «Незабудка» имеет подзаголовок — «Сказка». Это важно, так как связь нашей темы с фольклором несомненна. В стихотворении говорится:
У влаги ручейка холодной
..........................................
Однажды рыцарь благородный
Сидел с любезною своей.
Опять появляется уже встречавшаяся нам ранее тема: юноша с девушкой сидят рядом с морем, рекой или в данном случае с ручьём. Затем “дева”, говоря о любви “рыцаря”, сравнивает её со “звонкой струёй”. Далее “красавица” говорит, что “рыцарь” должен доказать свою любовь и сорвать ей незабудку. “Милый” “летит цветик драгоценный сорвать поспешною рукой”, но попадает в болото и тонет, бросая на прощанье “красавице” сорванный цветок. Снова возникает та же ситуация, что и в «Балладе». Снова мужчина из-за любви к женщине тонет в некоей пучине, ведь болото — тоже своего рода водная стихия.
В стихотворении «Атаман» говорится о мести “грозы-атамана” неверной (по его мнению) девице. Девицу “бросили в пенные волны”. Подобный сюжет уже встречался в «Грузинской песне», и мы не стали бы обращаться к этому стихотворению, если бы не нужно было кое-что уточнить. Во-первых, действие происходит на судне, плывущем по Волге, а во-вторых, после того как “красотку” утопили, атамана мучает совесть:
Горе тебе, удалой!
Как совесть совсем удалить? —
Отныне он чистой водой
Боится руки умыть.
Это упоминание “чистой воды”, как нам кажется, является как бы косвенным сравнением невинной девушки и чистой воды. Кроме того, в черновых записях Лермонтов употребил словосочетание не “чистой водой”, а “речною водой”, что более конкретно, так как, бросив девушку в Волгу, атаман как бы соединил их, и река для него символизировала бывшую возлюбленную.
Стоит сказать и о стихотворении «Тростник», в котором дудочка из тростника рассказывает печальную историю убитой девушки. Убийство совершилось на берегу реки, и труп несчастной был там же зарыт. Как видим, девушка закончила свою жизнь именно на берегу реки, таким образом, снова как бы сблизившись с родственной стихией.
Упомянем стихотворение «К портрету», чтобы не создавалось впечатление, будто только женщины, живущие в дикой природе, связывались поэтом с водой. Конечно, это происходило в подавляющем большинстве случаев, но не всегда. Говоря о женщине, нарисованной на портрете (вполне светской), Лермонтов замечает:
В глазах — как на небе светло,
В душе её тёмно, как в море!
Причём когда поэт пишет о внешности, о характере этой женщины, всё время подчёркивается изменчивость:
То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно.
Когда же речь идёт о самой глубине женской натуры, поэт даёт лишь один вариант: душа как море.
Баллада «Тамара» начинается с описания “старинной башни”, стоящей на берегу Терека. В башне жила царица Тамара, “прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла”. Царица завлекала к себе на ночь путников, а утром убивала их и бросала в Терек. Поэт пишет, что утром во дворце воцарялось молчание и
Лишь Терек в теснине Дарьяла
Гремя нарушал тишину;
Волна на волну набегала,
Волна погоняла волну;
И с плачем безгласное тело
Спешили они унести...
Как видим, волны уносили тело незадачливого путника “с плачем”, то есть сочувствуя ему, но повинуясь желаниям Тамары.
Создаётся ситуация, так или иначе всё же похожая на предыдущие. Женщина за свою любовь отбирает у мужчины жизнь: отдаёт его волнам или бросает его в пучину, откуда он уж не в силах выбраться.
Наконец, «Морская царевна» даёт нам совсем противоположную картину. “Царская дочь” пыталась заманить царевича к себе на дно, обещая ему всяческие удовольствия, но он вынес русалку на берег, и она умерла. Взаимосвязь женщины и моря в данном случае не требует никаких доказательств, но интересно, что стихотворение кончается чем-то вроде угрозы:
Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь!
И эта угроза вполне (в контексте всего выше рассмотренного материала) закономерна, так как человек посягнул на стихию, явно ему противостоящую, и следовательно, это не пройдёт ему даром.
Другие работы по теме:
Секс как средство воздействия на мужчину
1. женщина использует Зачастую женщины, пытаясь показать свое превосходство, наказывают мужчину, лишая его секса. В войне между полами это, пожалуй, самое сильное оружие. И хотя с его помощью можно добиться многого, лишиться можно еще большего, к примеру, уважения со стороны мужчины. Ведь всем понятно, что эта крайняя мера используется от простого женского бессилия.
Роль женщины
Ход работы Сформулировать значение слова «женщина» Разобрать роль женщины в Древнем мире Древняя Греция Древний Рим Древний Египет Древний Китай Показать статус женщины в средневековье
Половой акт – вершина секса
Половой акт может быть и источником величайших радостей, и источником глубочайшего отвращения. Как и что надо делать, чтобы всегда было только первое?
Обряд сати
Сати, обычай сожжения вдов на погребальных кострах их мужей, был объявлен англичанами и французами вне закона как жестокий и бесчеловечный.
Новиков-Прибой АС
Новиков-Прибой (настоящая фамилия - Новиков) Алексей Силыч (1877 - 1944), прозаик. Родился 12 марта (24 н.с.) в селе Матвеевское Тамбовской губернии в крестьянской семье. Отец был из николаевских солдат, пробывших на военной службе 25 лет. Учился в церковноприходской школе, с окончанием которой в одиннадцать лет закончилось его образование, так как на его продолжение не было средств.
Старушка
Случай из жизни Однажды мы с семьей проводили выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдали показалась маленькая старушка, ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала о себе, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Роль женщины в обществе
Женщина… Самое загадочное творение Всевышнего. Природа предоставила женщинам важнейшие функции, ведь назначение женщины на Земле — продолжать род человеческий. Но в разные периоды существования человечества роль женщины в обществе не была одинаковой.
Море
Сочинение-описание Море… Я очень люблю море. Оно никогда не бывает однообразным, неинтересным, так как каждый день, даже каждую минуту оно разное. Таинственное, непостоянное, необъятное - оно волнует душу, не оставляет равнодушным сердце. В один день оно тихое и спокойное, будто большое зеркало, холодное и прозрачное.
Рассказ Л. Петрушевской Страна
Автор: Петрушевская Л.С. Именно этими строчками из стихотворения А. Блока представился для меня мир рассказа Людмилы Петрушевской «Страна». Перед нами главная героиня рассказа: одинокая, спившаяся, «со следами былой красоты на лице» женщина. Она – «никому не видимая» мать той уже вроде бы никому не нужной вялой, белой, крупной девочке, играющей в старые игрушки.
Баллада о двадцати шести
Автор: Есенин С.А. С любовью - прекрасному художнику Г.Якулову Пой песню, поэт, Пой. Ситец неба такой Голубой. Море тоже рокочет Песнь. Их было 26 их было,
Образ женщины в Слове о полку Игоревом
Женская судьба… Испокон веков назначением женщины считалось быть берегиней. Рождать и воспитывать детей, беречь домашний костер, работать в поле, угождать мужчине, быть опрятной и красивой. Простые женщины выполняли эту миссию с честью. Княгиня Ярославна из высшего света, но и на ее судьбу легли нелегкие испытания.
Отброшенный
Автор: Киплинг Редьярд. Молодой англичанин не готов для жизни в колонии. Там обыденная жизнь, скука. Он все воспринимает очень серьезно: и проигрыши в карты, и неудачи у женщин. Одна женщина говорит ему какие-то слова, мы не знаем какие. Он едет на охоту. Майор и рассказчик едут за ним, т. к. им странно, что он уехал.
Дев на борт не бери…
Во многих странах запрещалось допускать на верфь зайцев, поросят и других покрытых шерстью животных, а также священников и женщин (особенно рыжих девственниц, отличающихся дурным глазом).
Скуратов, Алексей Иванович
Введение 1 Память Введение Русская карта Дальнего Востока (1745). Алексей Иванович Скуратов — один из первых русских исследователей Арктики. Участник Великой Северной экспедиции.
Аполлония Иллирийская
Аполлония — крупнейший древнегреческий порт в Иллирии, основанный выходцами из Коринфа и Керкиры в 588 г. до н. э. в стране иллирийского племени талантиев, на правом берегу реки Аоя (теперь Вьоса), приблизительно в 10 км от впадения ее в Адриатическое море.
Эрни, Барбара
Барбара Эрни (нем. Barbara Erni, 15 февраля 1743 — 26 февраля 1785) — женщина из Лихтенштейна, совершавшая кражи в постоялых дворах по всей Западной Европе. В лихтенштейнских легендах она известна как «Golden Boos». Она была последним человеком, казнённым на территории Лихтенштейна.
Кольчатая нерпа
Введение 1 Внешний вид 2 Распространение 3 Поведение 4 Изображения Список литературы Введение Кольчатая нерпа, или кольчатый тюлень или акиба[1] (лат. Phoca hispida) — вид настоящих тюленей, наиболее часто встречающийся в Арктике. Помимо Северного Ледовитого океана этот близкий родственник обыкновенного тюленя обитает и в Балтийском море.
Нападения акул в Шарм-эль-Шейхе 2010
Нападения акул в Шарм-эль-Шейхе (30 ноября - 5 декабря 2010 года) - серия нападений акул на отдыхающих здесь купальщиков в окрестностях египетского курорта Шарм-эль-Шейх (Красное море)[1]. В результате нападений три гражданина РФ (48, 70 и 54 лет) и один гражданин Украины (49 лет) получили серьезные ранения, в некоторых случаях приведшие к ампутациям конечностей. 5 декабря 2010 года 71-летняя гражданка ФРГ погибла от полученных увечий.
Борисов, Михаил Иванович
Михаил Иванович Борисов (?—1801) — контр-адмирал, герой Красногорского сражения со шведами в 1790 году. Дата рождения не выяснена. В 1762 году он поступил в Морской шляхетский кадетский корпус, в 1769 году произведён в гардемарины и послан на корабле «Св. Ианнуарий» из Кронштадта в Средиземное море, 17 февраля 1770 года произведён в мичманы и участвовал в Морейской экспедиции и Чесменском бою.
Арт Оэнфер
Арт Оэнфер (др.-ирл. Art Уenfer, «Арт Одинокий»)[1], также Арт мак Куинн (др.-ирл. Art mac Cuinn, Арт, сын Конна) (II век) — легендарный Верховный король Ирландии, сын Конна Ста Битв. Согласно саге «Приключение Коннлы», у Конна было двое сыновей — Коннла и Арт. Перед Коннлой явилась женщина из сказочной страны, которая подарила ему волшебное яблоко, а затем увлекла его за собой; Арт остался единственным сыном короля и поэтому был прозван «Одиноким»[2].
Дугдаль, Роберт Карлович
Дугдаль, Роберт Карлович Роберт Карлович Дугдаль (Дунгал) — контр-адмирал, герой Чесменского морского сражения. Выходец из Англии, служил в британском военном флоте. На русскую службу вступил в 1769 году лейтенантом на корабль «Евстафий Плакида» в эскадру Г. А. Спиридова и из Гулля отправился в плавание в Средиземное море.
Атлантический осётр
Атлантический осётр Атлантический осётр (Acipenser oxyrinchus oxyrinchus) Научная классификация Латинское название Acipenser sturio Linnaeus, 1758
Фёдоров, Николай Степанович
Фёдоров, Николай Степанович Николай Степанович Фёдоров (1745—1796) — контр-адмирал, командир Астраханского порта и Каспийской флотилии. Родился в 1745 году.
Салих-реис
Салих-реис (прибл. 1488(1488) — 1568) — турецкий корсар и адмирал османского флота. Салих-реис зарекомендовал себя как способного и умелого командира как на море так и на суше.
Ребеки, Франсуа Трофим
Франсуа Трофим Ребеки (фр. Franзois Trophime Rebecqui, в некоторых источниках встречается транскрипция Ребекки; 1760 (или 1744)—май 1794[1]) — марсельский негоциант, деятель Великой французской революции, депутат Конвента, жирондист. Покончил жизнь самоубийством, утопившись в море.
Красное море
— внутреннее море Индийского океана, расположенное между Аравийским полуостровом и Африкой. Одно из самых теплых и соленых морей. Существуют несколько версий происхождения названия Красного моря. По одной из версий название моря происходит от части света. В мифических сказаниях многих народов мира стороны света связаны с определенными цветовыми оттенками.
Балтийское море
Балти́йское мо́ре (c древности и до XVIII века в России было известно как «Варяжское море»; названия на разных языках см. ниже) — внутриматериковое окраинное море, глубоко вдающееся в материк. Балтийское море расположено в северной Европе, принадлежит бассейну Атлантического океана.
Характеристика Баренцева моря
Первые визиты европейцев начались, с конца 11 века. Баренцево море было названо в 1853 г. в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца.
Фарерские Острова
Расположены в Норвежском море. Насчитывают свыше 34 островов, 18 из которых — обитаемые.
Булдаков Тимофей
Служилый человек Якутского округа, известный своими путешествиями по Ледовитому морю. В 1649 г. он был отправлен с отрядом в качестве приказчика для сбора ясака на Колыму.
Новиков-Прибой А.С.
Новиков-Прибой (настоящая фамилия - Новиков) Алексей Силыч (1877 - 1944), прозаик. Родился 12 марта (24 н.с.) в селе Матвеевское Тамбовской губернии в крестьянской семье. Отец был из николаевских солдат, пробывших на военной службе 25 лет.