Подготовил Сергей Голубев
«Большие города истощают государство. Богатство, которое они создают, иллюзорно. Франция была бы куда могущественней, если бы Париж исчез с лица Земли».
Жан Жак Руссо. 1762
Сын швейцарского ремесленника-часовщика, Жан Жак Руссо (1712-1778) с детства проникся симпатиями к простому народу, наблюдал притеснения его богатой знатью города. Позднее его поразило праздное существование дворян во Франции, где он поселился. Руссо осуждал распущенность и расточительность дворянства, призывал к простоте и умеренности, близости к природе. Отсюда и знаменитый призыв Руссо: «Назад к природе!». В книге «Об общественном договоре» Руссо воспел тот период в истории человечества, когда ещё не существовало частной собственности, все люди были равны и жили, по его мнению, более счастливо, чем сейчас. Подобно левеллерам в английской революции, он считал, что люди рождаются равными в правах и народ имеет право сам устанавливать управление страной и свергать тиранов. В отличие от Монтескьё, Руссо полагал, что для воплощения воли народа и пресечения инакомыслия власть должна быть сосредоточена в одних руках и её разделение нецелесообразно. Также часто люди вспоминали в речах, на страницах периодических изданий и в листовках начальную фразу «Общественного договора»: «Человек рождается свободным, а между тем он везде в оковах». Плебей Руссо бунтует против всякого социального неравенства. Он писал однажды: «Я ненавижу знатных, я ненавидел бы их ещё больше, если бы меньше презирал».
Из всего этого видно, что Руссо отражал интересы и настроения широких масс народа – крестьян, ремесленников. Его ошибка состояла в том, что он верил в возможность сохранить мелкую частную собственность, не допуская разделения общества богатых и бедных. Желая создания общества без феодального землевладения и сословных привилегий, основанного на частной собственности, Руссо на деле выступал за утверждение буржуазного строя. Его идеи стали знаменем революционной мелкой буржуазии.
Известнейшим представителем радикального крыла просветителей Жан Жак Руссо стал после выхода в свет книги под названием «Способствуют ли успехи наук и искусств улучшению нравственности?» Вопреки широко распространённому в то время мнению, Руссо полагал, что развитие культуры сопровождается только лишь упадком нравственности и на вопрос, содержащийся в заглавии написанной им книги, он отвечал отрицательно. В трактате «О науках и искусствах» (1750) он обрушивается на всю современную цивилизацию, прежде всего на искусство, которое по его мнению, «обвивает гирляндами из цветов сковывающие людей железные цепи, сдерживает в них естественное чувство свободы, для которого они, казалось бы, рождены, заставляет их любить своё рабство».
Если Вольтер был деист, Дидро – атеист, то Руссо, критикуя официальную церковь, формулирует своего рода религию сердца, исповедуя которую, человек напрямую выходит к Богу, минуя попов и всякие церковные институты. Природа и Бог парадоксально сочетались в его философии.
«Чем более я наблюдаю, - писал Руссо, - противодействие естественных сил, тем более убеждаюсь, что, переходя от действия к действию, приходится всегда восходить до какой-нибудь воли, действующей в качестве их первой причины». И далее: «Это бытие, которое хочет и может, это бытие, активное через самого себя, словом, это бытие, движущее вселенной и управляющее всеми вещами, я называю Богом».
Если просветители, как правило, обращались к классическим образцам античности и прославляли в первую очередь Афины – центр греческой цивилизации, то Руссо с восхищением пишет о суровых законах и обычаях Спарты, где, как известно, не терпели ни поэтов, ни философов. Миф о Прометее, что привлёк в XVIII веке внимание молодого Гёте и стал для него символом цивилизации, совершенно чужд мировоззрению Руссо. Он отвергает эту символику «творчества и созидания». «Какая может быть истина в этих символах, - спрашивает Руссо, - если искусство возникло из роскоши, астрономия – из суеверия, геометрия – из скупости, физика – из пустого любопытства, и все они – из честолюбия?» Современному человеку могут показаться абсурдными столь невежественные суждения великого человека, но у Руссо была своя логика, подсказанная глубоким неприятием современной цивилизации, основанной на неравенстве и угнетении.
Другие работы по теме:
Деизм
Введение 1 От Чербери к Юму 2 Отношение деизма к традиционным религиям 3 Известные деисты Введение Деи́зм (от лат. deus — бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм.
Философия XVIII века
Введение 1 Предыстория 2 Список философов XVIII века Введение Философия XVIII века — это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластики и слепому следованию церковным догмам.
Эпоха просвещения во Франции
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Философия XVIII в. в не меньшей степени, чем ей предшествующая, отмечена духом новаторства. В идейном отношении непосредственно примыкая к философии XVII в., новая философия существенно конкретизировала ее традиции. При этом выявились интересные особенности эволюции философской мысли.
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Философия французского просвещения Общая характеристика и основные проблемы.
Философия французского просвещения: Общая характеристика и основные проблемы. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.
Философия власти Екатерины II
Дискуссионным в историко-философской науке является вопрос о специфике философии права Екатерины II и ее влияния на русскую общественную мысль XIX века.
Основные политико-правовые доктрины
Просвещение (английское, французское, немецкое) выступило как широкое социально-политическое и философское учение, которое открыто отвергало идеологию феодального общества и обосновало основные политико-правовые доктрины буржуазного общества.
Литературный герой ВИЛЬГЕЛЬМ МЕЙСТЕР
ВИЛЬГЕЛЬМ МЕЙСТЕР (нем. Wilhelm Meister) - герой романов И.-В.Гете «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (1785), «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся» (1821). Фамилия героя происходит от нем. «der Meister» - мастер, творец. Образ В.М. очень важен в творчестве Гете: история героя должна была стать примером становления личности, образцом выбора жизненного пути.
Фольклор - Пословицы и поговорки древнейшее народное творчество
Для Родины своей пи сил, пи жизни не жалей. Шила в мешке не утаишь. Народная мудрость Многообразно и неисчерпаемо устное народное творчество, приобщающее современного человека к миру художественного мышления, общественного сознания людей самых отдаленных эпох и близкого к нам времени. Волшебные сказки, обрядовые песни, заговоры, гадания уходят своими корнями в тысячелетние глубины истории.
Афоризмы из комедии Д.И.Фонвизина Недоросль
«Всякая вина виновата», Тарас Скотинин (действие 1 явление 4) «Дела не делай, от дела не бегай» (Цыфиркин действие 3 явление 6), «Дал мне Бог ученичка, боярского сынка» (Цыфиркин действие 3, явление 6),
Афоризмы
Афоризмы из комедии А.Грбоедова "Горе от ума".
Сатиры смелой властелин
Фонвизин вошел в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии "Недоросль". Но он был и талантливый прозаик. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста.
Стилевые и жанровые особенности искусства XVII XVIII веков.
оглавление 10. 3 Стилевые и жанровые особенности искусства XVII – XVIII веков XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве.
Французские просветители XVIII века
Во Франции просветители не имели большого влияния. Их уделом было своего рода отщепенство, порождавшее политический радикализм и мессианские настроения (представление об особой роли, предназначении).
Бернарден де Сен-Пьер, Жак-Анри
План Введение 1 Биография 1.1 Бернарден-путешественник 1.2 Литературное творчество 1.3 «Поль и Виржини» 1.4 «Этюды о природе» 2 Отзыв К. Батюшкова 3 Основные произведения
Гуманизм
Гуманизм —от латинского «гуманус» — человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям. Это понятие появилось около 600 лет назад, когда были высказаны мысли о том, что главное внимание в науках, искусстве, литературе должно уделяться человеку
Теория официальной народности
— государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения»:
Журнал Министерства народного просвещения
(Журналъ Министерства народнаго просвѣщенія) — выходил ежемесячно с 1834 года. Журнал ведёт своё начало с 1803 года от издания «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения» (СПб., 1803—1819). Затем журнал носил следующие названия: «Журнал департамента народного просвещения» (СПб., 1821—1824), «Журнал Министерства народного просвещения» (СПб., 1834—1917).
Беккариа, Чезаре
Введение 1 Биография 2 Главная книга 3 Значение и признание 4 Публикации на русском языке Введение Чезаре Беккариа (итал. Cesare Beccaria, 15 марта 1738, Милан — 28 ноября 1794, там же) — итальянский мыслитель, публицист, правовед и общественный деятель, выдающийся деятель Просвещения.
Вечный мир философия
Вечный мир — влиятельная утопическая идея Эпохи Просвещения. Автором идеи считается герцог Сюлли, предложивший якобы Генриху IV план создания «христианской республики» — конфедерации христианских народов Европы. Этот план изложен в последнем томе мемуаров Сюлли (1634).
Цели Петровских реформ
Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего – эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность. Заметим попутно, что термин “Петровские реформы” понимается нами не буквально как реформы, проводившиеся Петром I, но как условное, устоявшееся в науке наименование социокультурного “первотолчка” модернизационных процессов в России, которые вывели страну и русскую культуру из эпохи Древности и Средневековья (с конца Х до конца XVII в.) в нововременную парадигму.
Фаворитизм
Маркиза де Помпадур. Работа Ф. Буше Фаворити́зм (фр. favoritisme) — социокультурное явление, существовавшее при королевских (императорских, царских) дворах эпохи абсолютизма и имевшее целью возвысить конкретное лицо (или группу лиц) в связи с личной приязнью монарха к фавориту.
Циммерман, Иоанн Георг Риттер фон
План Введение 1 Философ 2 Врач 3 Иоанн Георг Циммерман и Россия 4 Характер. Афоризмы Список литературы Введение Иоа́нн Гео́рг Риттер фон Циммерма́н (нем. Johann Georg Ritter von Zimmermann; часто пишут без титула: Иоанн Георг Циммерман или Иоганн Георг Циммерман; 8 декабря 1728, Бругг, Швейцария — 7 октября 1795, Ганновер, Германия) — швейцарский философ и врач.
Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел
Титульный лист энциклопедии «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (фр. Encyclopйdie, ou Dictionnaire raisonnй des sciences, des arts et des mйtiers) — французская энциклопедия, одно из крупнейших справочных изданий XVIII века (т. 1—35, 1751—1780). Её вступление, написанное Жаном Лероном Д’Аламбером, можно рассматривать как манифест идей Просвещения.
Философия XVII века
План Введение 1 Европа 2 Список философов XVII века 5 Внешние ссылки Введение Философия XVII века в Западном мире рассматривается в основном как начало философии Нового времени, и оступление от средневекового подхода, в особенности от схоластического.
Красицкий, Игнацы
Игна́цы Краси́цкий , Игнатий Красицкий (польск. Ignacy Krasicki; 3 февраля 1735, Дубецко ныне Подкарпатского воеводства, Польша — 14 марта 1801, Берлин) — польский поэт, драматург и публицист эпохи Просвещения; деятель католической церкви в Польше.
Уилкс, Джон
Джон Уилкс Вилькс (John Wilkes; 17 октября 1725(17251017), Лондон — 26 декабря 1797) — британский журналист, публицист и политик эпохи Просвещения, неутомимый поборник народной свободы, одна из ключевых фигур в становлении европейского радикализма.
Руссо о происхождения языков
РУССО О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЯЗЫКОВ Проблема происхождения языков Логосическая теория происхождения языка Теория общественного договора Теория Руссо ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКОВ
Республиканский политический идеал Ж Ж Руссо
Руссо 1712 - 1778 По его мнению гос-во происходит из естественного состояния людей. Главной причиной бед и невзгод является частная собственность. Существуют три степени неравенства.