Иван Сергеевич Тургенев — величайший русский классик, называли «певцом дворянских гнезд». Писатель в черновой рукописи пометил, что «Дворянское Гнездо», задуманное в 1856 году, «вылилось» в роман в 1858 году. Анненков писал: «Тургенев обладал способностью в частых и продолжительных своих переездах обдумывать нити будущих рассказов, так же точно, как создавать сцены и намечать подробности описаний, не прерывая горячих бесед кругом себя и часто участвуя в них весьма деятельно». Новое произведение писателя не осталось незамеченным. Восторг перед романом был единодушным. «Дворянское гнездо», по признанию автора, имело самый большой успех, который когда-либо выпадал писателю на долю. В произведении читателей критиков покоряла «светлая поэзия, разлитая в каждом звуке этого романа».
Страна переживала новые времена (умер Николай I, окончилась поражением России Крымская война). Перед обществом встал вопрос: как жить? «...Что же вы намерены делать?» — спрашивает один из персонажей тургеневского романа, Паншин, у главного героя, Лаврецкого. «Пахать землю,— отвечает Лаврецкий,— и стараться как можно лучше ее пахать». Писарев отмечал, что «на личности Лаврецкого лежит явственно обозначенная печать народности, Ему никогда не изменяет русский, незатейливый, но прочный v. здравый практический смысл и русское добродушие, иногда угловатое и неловкое, но всегда искреннее и неприготовленное.
Лаврецкий прост в выражении радости и горя; у него нет возгласов и пластических жестов, не потому, что он подавлял их, а потому что это не в его природе... У Лаврецкого есть еще одно чисто русское свойство: легкий, безобидный юмор пронизывает собою по чти каждое его слово; он добродушно шутит с другими и часто смотря со стороны на свое положение, находит в нем комическую сторону. Он никогда не впадает в трагизм; напротив, отношение его к собственной личности тут остается юмористическим. Он добродушно, с оттенком тихой грусти смеется над собою и над свои ми увлечениями и надеждами».
В своих взглядах Лаврецкий близок славянофильству. (Направление, возникшее в 20-е годы XIX века, отвергающее крепостное право, власть над человеком государственной бюрократии. Славянофилы видели выход для России в народной русской душе и шире — в славянской жизни.) «Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России... требовал прежде всего признания народной правды и смирения перед нею». В этом убеждении героя Тургенев выразил свое понимание времени, хотя идеи, высказанные Лаврецким, во многом противоречили воззрениям автора.
Образ Лаврецкого имел и особый смысл для Тургенева: он подлинно автобиографический герой, но заключается это не в совпадении каких-либо внешних особенностей и событий жизни героя и писателя (таковых очень немного), а во внутреннем их сходстве. «Что могло оторвать его от того, что он признавал своим долгом, единственной задачей своей будущности? Жажда счастья — опять-таки жажда счастья!..— Ты захотел вторично изведать счастья в жизни,— говорил он (Лаврецкий) себе,— ты позабыл, что и то роскошь, незаслуженная милость, когда оно хоть однажды посетит человека. Оно не было полно, оно было ложно, скажешь ты; да предъяви же свои права на полное, истинное счастье! Оглянись, кто вокруг тебя блаженствует, кто наслаждается?»
Лаврецкий, как и автор, пережил тяжелый кризис, укрепился в несчастье и научился без страха глядеть в глаза надвигающемуся времени. Ему помогает изгнать из души «скорбь о прошлом» «чувство родины». В прощальном монологе героя слышен голос Тургенева: «...он, одинокий, бездомный странник, под долетавшие до него веселые клики уже заменившего его молодого поколения — оглянулся на свою жизнь. Грустно стало ему на сердце, но не тяжело и не прискорбно: сожалеть ему было о чем, стыдиться — нечего». «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы,— думал он, и не было горечи в его думах,— жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака; мы хлопотали о том, как бы уцелеть — и сколько из нас не уцелело! — а вам надобно дело делать, работать, и благословение нашего брата, старика, будет с вами. А мне остается отдать вам последний поклон — и хотя с печалью, но без зависти, без всяких темных чувств сказать, в виду конца, в виду ожидающего Бога: "Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!"»
Самоограничение Лаврецкого выразилось и в осмыслении собственной жизненной цели: «пахать землю», то есть не спеша, но основательно, без громких фраз и чрезмерных претензий преобразовывать действительность. Только так, по убеждению писателя, можно добиться изменения всей общественной и политической жизни в России. Поэтому основные свои надежды он связывал прежде всего с незаметными «пахарями», такими, как Лежнев («Рудин»), в более поздних романах — Литвинов («Дым»), Соломин («Новь»). Самой значительной фигурой в этом ряду стал: (Лаврецкий, сковавший себя «железными цепями долга». Но даже более, чем Лаврецкий, мысль о необходимости под-(чинить свою жизнь долгу связана с образом Лизы Калитиной - одной из самых замечательных созданий Тургенева.
Писарев называл Лизу Калитину «одной из самых грациозных женских личностей, когда-либо созданных Тургеневым». Он считал, что писатель «показал в личности Лизы недостатки женского воспитания» и «фантастическое увлечение неправильно понятым долгом». Но это очень узкая трактовка образа героини - Лиза необыкновенно цельная и гармоничная натура. Она живет: в ладу с миром людей и природы, а когда теряет эту связь, т< j уходит служить Богу, не хочет идти ни на какие сделки с совестью, это противоречит ее нравственным принципам, а через низ она никогда не переступит. И это очень роднит Лизу Калитин? с Татьяной Лариной («Евгений Онегин»).
Внутренняя красота Лизы заключена в полном и безусловное самопожертвовании, в остром ощущении невозможности «основать свое счастье на несчастии другого». «Счастье не в одни: только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа»,— в этих словах Ф. М. Достоевского ключ к образу Лизы Калитиной Естественное и нравственное в человеке часто находится i антагонистическом столкновении. Нравственный подвиг — в самопожертвовании. Исполняя долг, человек обретает нравственную свободу. Эти идеи очень отчетливо прозвучали в роман «Дворянское гнездо». Среди «тургеневских девушек» Лиза Калитина занимает особое положение. Она также обладает целостностью характера i сильной волей, но стремится она не к общественно-практической деятельности, а к совершенствованию собственной личности.
Однако она не стремится отделиться от «мира всеобщего», пытается найти выражение их взаимосвязи. Лиза ощущает н просто греховность своего стремления к счастью. Ее пронзав чувство вины за несовершенство окружающей жизни и своего сословия: «Счастье ко мне не шло; даже когда у меня был: надежды на счастье, сердце у меня все щемило. Я все знаю, : свои грехи, и чужие, и как папенька богатство свое нажил; знаю все. Все это отмолить, отмолить надо!» Она не знает, как успокоить дух, если совершит «безжалостный, бесчеловечный поступок». Для нее не может быть счастья «украденного» у других. Самопожертвование у Лизы имеет яркую религиозную окраску. Как и о Лаврецком, Тургенев мог сказать о Лизе: «В данном случае — таким именно образом, по моим понятиям, сложилась жизнь». Но эта жизнь уже отживала свой век.
Пути Лаврецкого и Лизы, без сомнения, для прогрессивных литературных критиков во второй половине 50-х годов XIX века представлялись как пути, заводящие в тупик. Лаврецкий очень похож на Обломова («Обломов»), героя романа Гончарова. Обломов, подобно Лаврецкому, наделен прекрасными душевными качествами: добротой, кротостью, благородством. Он не хочет и не может участвовать в суете окружающей несправедливой жизни. Однако своих дел у Обломова, как и у Лаврецкого, нет. Бездеятельность — это трагедия. Имя Обломова стало нарицательным при обозначении человека, полностью неспособного к какой-либо практической деятельности. Обломовщина сильна и в Лаврецком. «Ты байбак, и ты злостный байбак,— кричит Лаврецкому его друг, Михалевич,— ты мог бы что-нибудь делать — и ничего не делаешь; лежишь сытым брюхом кверху и говоришь: так оно и следует, лежать-то, потому что все, что люди ни делают,— все вздор и ни к чему не ведущая чепуха».
Но роман «Дворянское гнездо» призывает избавиться от этой болезни. «Ни минуты отдыха, ни секунды! Ни одной секунды! Смерть не ждет, и жизнь ждать не должна». «Дворянское гнездо» несет в себе явный отсвет славянофильских идей. Славянофилы считали черты, воплотившиеся в характерах главных героев, выражением вечной и неизменной сущности русского характера. Но Тургенев, очевидно, не мог считать достаточными для жизни эти черты личности своего героя. «Как деятель, он — ноль» — вот что более всего беспокоило автора в Лаврецком. Проблема деятельного начала в человеке — проблема острая для самого писателя и злободневная как для его, так и для нашей эпохи. Поэтому роман «Дворянское гнездо» интересен и современному читателю.
Другие работы по теме:
Тургенев и. с. - Автор и его герои принцип связи
Нет сомнений в том, что Тургенев знал до тонкостей психологию интеллигента, воспитанного в атмосфере романтико-философской настроенности. Еше до "Рудина" он изобразил смешные стороны этого типа в повести "Андрей Колосов", в рассказах "Татьяна Борисовна и ее племянник" и "Гамлет Щигровского уезда" ("Записки охотника").
Тема Кол-во страниц
И. А. Бунин и И. С. Тургенев: к вопросу традиций и новаторства (на примере произведений «Жизнь Арсеньева» и «Дворянское гнездо»)
"Молодая Россия" в романах И.С.Тургенева
В романах "Рудин", "Дворянское гнездо","Накануне", "Отцы и дети" душевный склад Тургенева проявился с особой полнотой. Эти произведения посвящены русской молодежи, а значит, становлению характера и убеждений, выбору жизненному пути.
Как понимают счастье герои романа Тургенева Дворянское гнездо
Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» стал для автора утверждением ею системы нравственных ценностей. Ему близка позиция его героя, Федора Ивановича Лаврецкого, человека скромного и честного, доброго, искреннего. Испытав глубокое разочарование в семейной жизни и вернувшись в Россию, чтобы больше не встречаться с женой, Федор Иванович считает, что его дом «пахать землю и стараться как можно лучше ее пахать».
Образ тургеневской девушки в романе Дворянское гнездо
Тургеневская девушка… Это понятие ассоциируется у читателей с образом чистой, порядочной, доброй и нежной, тонко чувствующей, но в то же время умной, смелой и решительной героини. Именно такими предстают перед нами женские образы, созданные И.С. Тургеневым: Елена Стахова (роман «Накануне»), Наталья Ласунская (роман «Рудин»), Зинаида (повесть «Первая любовь»), Ася из одноименной повести и, конечно же, Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо».
Пейзаж в романе Тургенева Дворянское гнездо
И.С. Тургенев заслужил широчайшую известность не только как писатель антикрепостнических взглядов, человек либеральных западнических убеждений, не только как художник, тонко передающий душевные переживания своих героев, но и как чуткий лирик, мастер, сумевший отобразить красоту родной природы, найти ее даже в самом скромном, неброском пейзаже средней полосы.
Тема любви в романе Тургенева Дворянское гнездо
В романе «Дворянское гнездо» большое место автор уделяет теме любви, потому что это чувство помогает высветить все лучшие качества героев, увидеть главное в их характерах, понять их душу. Любовь изображена Тургеневым как самое прекрасное, светлое и чистое чувство, пробуждающее в людях все лучшее. В этом романе, как ни в одном другом романе Тургенева, любви героев посвящены самые трогательные, романтические, возвышенные страницы романа.
Общее и различное между героями двух разных романов Печорин и Онегин
Со второй половины XIX века в оборот русской литературной речи входит понятие « лишний человек». Это случается одновременно с появлением таких произведений Тургенева, как «Рудин», «Дворянское гнездо» и др. Однако эпитет «лишний», был употреблен еще Пушкиным в первоначальном наброске к «Евгению Онегину» .В связи с этим выходит в свет целый ряд художественных произведений, герои которых объединены особым статусом, данным им в обществе, — «лишних людей», которые критически относились к заведенным порядкам и своей роли в общественном устройстве, общественное же мнение они не принимали.
Роман Тургенева “Дым” и его героиня
Мы давно уже привыкли к определению “тургеневская девушка". Что-то светлое и чистое, ясное и наивное представляется нам при этих словах. И действительно, героини Тургенева таковы и часто поэтому неуловимо похожи одна на другую.
Тема любви в повести И.С.Тургенева Ася
Тема любви в повести И.С. Тургенева “Ася” Читая повесть И.С.Тургенева “Ася” мы видим, что когда Ася влюбилась в Н.Н., то она готова была забыть о себе. Автор пишет, что для её любви “нет завтрашнего дня”. К тому же у неё “ни одно чувство не бывает вполовину”.
Н.М. Карамзин Бедная Лиза
В 18-м веке не поприще литературы трудилось много замечательных людей, среди них – писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Его перу принадлежит такая повесть, как Бедная Лиза. В центре повести два характера: крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Характеры героев проявляются в их отношении к любви.
По произведениям Тургенева
Школа № 260 Адмиралтейского р-на Реферат по литературе По произведениям И.С. Тургенева Ученик: Гайдамака Надежда Класс: 10Б Санкт-Петербург 2000 СОДЕРЖАНИЕ
"Молодая Россия" в романах И.С.Тургенева
В романах "Рудин", "Дворянское гнездо","Накануне", "Отцы и дети" душевный склад Тургенева проявился с особой полнотой. Эти произведения посвящены русской молодежи, а значит, становлению характера и убеждений, выбору жизненному пути.
И. С. Тургенев «Дворянское гнездо»
Почему избранное именно это произведение? Да потому что этот роман – самый тургеневский. Необыкновенно чистый роман. Если есть в мире книги, очищающие и возвышающие душу, то «Дворянское гнездо» к ним относиться в первую очередь.
Любовь в жизни Базарова и Кирсановых
Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин” (1856), “Дворянское гнездо” (1859), “Накануне” (1860), повести “Ася” (1858), “Первая любовь”.
Роль портрета в раскрытии характеров героев романа Тургенева Дворянское гнездо
И.С. Тургенев — непревзойденный мастер пейзажных и портретных характеристик, создавший многогранные художественные образы. В создании образа своего героя автор использует множество разнообразных приемов, раскрывающих характер, внутренний мир, индивидуальные особенности, привычки, манеру поведения своих персонажей.
Драматизм положения Лаврецкого . По роману Тургенева Дворянское гнездо
Бороться за свое счастье Федору Ивановичу Лаврецкому, герою романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», приходится при таких обстоятельствах, против которых бессилен любой, даже самый незаурядный человек. Лаврецкий вернулся в Россию, расставшись с женой. С нею, как это выяснилось за годы семейной жизни, они были совершенно разные люди: Федор Иванович скромный, добрый и порядочный человек.
Спор Лаврецкого и Паншина. По роману Тургенева Дворянское гнездо
Спор молодого чиновника Паншина и Федора Ивановича Лаврецкого, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», имеет принципиальное значение в противопоставлении героев по их мировоззрению. Паншин — светский человек, камер-юнкер, его ожидает блестящая карьера, он любит музыку, поэзию, имеет успех у дам.
Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого. По роману Тургенева Дворянское гнездо
Чистое и трогательное чувство Лизы Калитиной и Федора Ивановича Лаврецкого, героев романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», всегда вызывало симпатии и сочувствие читателей. Федор Иванович старше Лизы, он пережил глубокое разочарование в семейной жизни жена всегда была ему чужим человеком, ее волновал успех в свете, поклонники, парижская жизнь.
Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого. По роману Тургенева Дворянское гнездо
Во взаимоотношениях героев романа И.С. Тургенев «Дворянское гнездо» Федора Ивановича Лаврецкого и Лизы Калитиной возвращение его жены Варвары Павловны сыграло трагическую роль. Федор Иванович старше Лизы и пережил глубокое разочарование в семейной жизни. Его жена ценит свой успех в свете, модные вечера, парижскую жизнь, поклонников.
Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых.
Автор: Тургенев И.С. Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, повести “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна и редко поддается рациональному объяснению. “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства...
Нравственные искания русской интеллигенции в XIX веке
Автор: Чернышевский Н.Г. Проблема нравственных исканий русской интеллигенции в XIX веке изначально была связана с проблемой русского дворянства, осознания им своего места в жизни и предназначенной ему роли. Вопросы “Как жить?” и “Что делать?” никогда не были праздными для лучшей части дворянской интеллигенции.
Любовь в жизни Базарова и братьев Кирсановых
Автор: Тургенев И.С. Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь, по мнению Тургенева, таинственна. “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства...
Дворянский герой и Россия
"Дворянское гнездо" - последняя попытка Тургенева найти героя своего времени в дворянской среде. Роман создавался в 1858 году, когда революционеры-демократы и либералы еще выступали вместе в борьбе против крепостного права.
Дворянское собрание
Введение 1 Функционирование 2 В наши дни 3 Дворянское собрание в популярной культуре Список литературы Введение Дворянское собрание (иногда Благородное собрание) — орган дворянского самоуправления в Российской империи, существовавший в период с 1766 по 1917 годы. Дворянские собрания действовали как на губернском, так и на уездном уровнях.
Нильский, Александр Александрович
Александр Александрович Нильский (настоящая фамилия Нилус; 1840—1899) — русский актёр. Биография Александр Нильский родился 10 (22) июля 1840 года[1]. Учился в Петербургском театральном училище, по его окончании был принят в Александринский театр, где работал в 1860—1883 и в 1892—1897. Поначалу стал играть роли героев и любовников, подвергаясь нападкам печати, отказывавшей ему в горячности и видевшей в нём артиста, вполне подходящего на амплуа фатов и простаков.
Молодая Россия в романах ИСТургенева
Содержание “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Отцы и дети” - произведения, посвященные русской молодежи. “Рудин” - роман 1856 года Тип Рудиных в России
Аппаратура П-318М-6
1 – зажимы «ПЕР.»; 2 - зажимы «ПР.»; 4 - зажимы «ТЕЛЕФ.КАНАЛ.ПЕР.»; 5 - зажимы «~127/220»; 6 - зажимы «ТЕЛЕФ.КАНАЛ.ПР.»; 7 – 30-ти контактная колодка «1/12, 2/11, 3/10»;