Рахметов - герой романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Центральным в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?” является образ Рахметова — “особенного человека”, “высшей натуры”. В его образе слились лучшие черты передовых людей эпохи Чернышевского.
Аристократ по происхождению, он становится демократом по взглядам на жизнь и образу поведения. Рахметов — профессиональный революционер, революционный вождь. Это “рыцарь без страха и упрека”, человек, будто выкованный из чистой стали. Таких людей, как он, немного. “Я встретил, — замечает Чернышевский, — до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)...”
Не сразу стал Рахметов “особенным человеком”. Он приехал в Петербург обыкновенным порядочным юношей. Сближение с Кирсановым, познакомившим Рахметова с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его в “особенного человека”. “Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить”. Одаренный необыкновенными способностями, Рахметов, изучив теорию социализма, скоро переходит к революционным действиям, становится революционером, человеком “особой породы”. “Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе”, — говорит о нем Кирсанов. Рахметов с поразительной быстротой расширяет круг своих знаний. В двадцать два года “он был уже человеком очень замечательно основательной учености”. Читает Рахметов только “самобытные” сочинения, что, по его мнению, “по каждому предмету капитальных сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что все гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение — только напрасная трата времени”. Понимая, что сила вождя — в его близости к народу, Рахметов пристально изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил он всю Россию, был дровосеком, пилыциком, камнетесом, вместе с бурлаками тянул лямку. Для простого человека он — свой, родной человек. Недаром бурлаки прозвали его Никитушкой Ломовым в память легендарного волжского богатыря-бурлака.
Рахметов, готовя себя к революционной деятельности, знает, что ему придется переносить лишения, мучения, быть может, пытки со стороны царских тюремщиков. И он заранее закаляет свою волю и тело, приучает себя переносить физические страдания, отказывается от всякой роскоши. Рахметов отличается редкой работоспособностью. “Он успевал делать страшно мною, потому что и в распоряжении времени положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как и в материальных вещах. Ни четверги часа в месяц не пропадало у него на развлечение, отдыха ему не было нужно”. Занятия его разнообразны, и смена их является для Рахметова отдыхом. О тайной революционной работе Рахметова Чернышевский, по вполне понятным причинам, не мог говорить открыто. Он только глухо упоминает о том, что у Рахметова “дел... была бездна, и все дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было, это все знали... Он мало бывал дома, все ходил и разъезжал, больше ходил. Но у него ...бывали люди... часто по нескольку дней его не бывало дома. Тогда вместо него сидел у него и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душою и телом и молчаливый, как могила”. Рахметов, зная, что революции нужны преданные и знающие люди, заботится о подготовке революционных кадров: в нескольких университетах учатся его стипендиаты, готовящиеся к подпольной деятельности. Рахметов кажется человеком суровым и угрюмым. Он и сам говорит: “Видишь невеселые вещи, как же тут не будешь мрачным чудовищем”. Но суровость его только внешняя, за ней скрывается нежная и любящая натура. “При всей своей феноменальной грубости, он был, в сущности, очень деликатен”, — замечает Чернышевский. “Какой это нежный и добрый человек”, — думает о нем Вера Павловна. Для того чтобы помочь угнетенным, Рахметов отказывается во имя революционной работы от личного счастья. “Я должен подавить в себе любовь, — говорит он любимой женщине, — любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня, — уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить... такие люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею”.
Рахметов борется за счастье народа, и эта борьба становится делом всей его жизни. Нелегок путь, по которому идет Рахметов, но богат он счастьем и радостями. Огромно значение Рахметовых для жизни. “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней... букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”. Для многих поколений революционных борцов образ Рахметова явился примером поведения и подражания, источником вдохновения, в нем они черпали силы и мужество.
Другие работы по теме:
Чернышевский н. г. - Рахметов в ряду героев русской литературы 19 века
Литература девятнадцатого века активно участвовала в общественной жизни России. Писатели и поэты внимательно следили за любыми изменениями в обществе, старались обобщить их и представить в литературных произведениях. Многие творческие люди становились публицистами и общественными деятелями, потому что главной своей целью считали работу по просвещению умов и очищению душ человеческих.
Тургенев и. с. - Базаров и герои чернышевского
Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны почти в одно время. “Отцы и дети” в 1861 году, а “Что делать?” в 1862 году. Эта эпоха подъема разночинского движения, период действия. 60-е годы XIX века,
Литературный герой РАХМЕТОВ
Рахметов центральный персонаж произведения Н. Г. Чернышевского Что делать Из рассказов о новых людяхР. отличается от других героев романа так же как сам роман. Чернышевского от тради ционных психологических романов.
Чернышевский н. г. - Новые люди
Николай Гаврилович Чернышевский родился в семье священника однако еще в юности он освободился от религиозных представлений став передовым мыслителем своего времени. Чернышевский был социалистом утопистом.
Литературный герой ВЕРА ПАВЛОВНА
Вера павловна героиня произведения Н. Г. Чернышевского Что делать Из рассказов о новых людях. Книга строится как повествование о ее жизни и духовном развитии с ее судьбой соединяются или пересекаются судьбы других героев.
Литературный герой ЭВАРИСТ ГАМЛЕН
Эварист гамлен фр. EvaristP Gamelin герой романа А. Франса Боги жаждут. Реального одноименного персонажа художника ученика. Давида оставшегося совершенно неизвестным автор сделал образцовым молодым патриотом республиканцем alignjustifyэварист гамлен фр EvaristP Gamelin герой романа.
Литературный герой КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ
Князь серебряный герой исторического романа А. К. Толстого Князь Серебряный Образ К. С. имеет легендарные корни. Его прообразом является князь. Никита Романович отважный заступник за правду герой часто встречающийся alignjustifyкнязь серебряный герой исторического романа.
Литературный герой МИЛЫЙ ДРУГ
Милый друг фр. Bel Ami герой романа. Милый друг Ги де Мопассана. Естественно у героя есть имя. Жорж Дюруа но не имя а прозвище. Милый друг осталось значимым не только в истории литературы но и как идиоматическое alignjustifyмилый друг фр Bel Ami герой романа.
Счастье есть дело судьбы, ума и характера Карамзин
Счастье есть дело судьбы, ума и характера 8230 Карамзин В своем произведении «Что делать?» Чернышевский показал, что надо делать представителям русской революционной демократии для скорейшего освобождения общества от посягательств на свободу личности. Рядом с Чернышевским, по значимости и общей устремленности в борьбе, нельзя не поставить имя поэта Некрасова.
Девятый сон Веры Павловны
Автор: Пелевин Виктор. Рассказ напоминает развернутую рецензию на «Что делать?» Чернышевского. Немного запоздала, правда, рецензия-то, но выполнена классно, мастерски. Героиня в должности туалетной уборщицы, рассуждающая о философских материях и стремящаяся изменить мир (!) — это такая же фантастика, как первоисточник.
Образ Рахметова в романе Чернышевского Что делать
Истинный герой своей эпохи, перед которым "преклоняется" Чернышевский, — это Рахметов, революционер с его пламенной любовью ко всему доброму. В начале романа перед нами возникает образ Рахметова и вся невинная, приподнятая атмосфера уважения и признания, которой окружен этот герой. Все это с несомненностью свидетельствуют, что центральная тема романа не в изображении любви и новых семейных отношений "обыкновенных порядочных людей", а в прославлении всей необузданной революционной энергии и подвига обычного человека, Рахметова.
Особенный человек Рахметов в романе Николая Чернышевского Что делать
Сидя в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, в промежутках между допросами и голодовками Н. Г. Чернышевский написал свое программное произведение «Что делать?». Этот роман произвел эффект разорвавшейся бомбы в политической жизни России и одновременно стал новым словом в русской литературе по форме и содержанию.
Особенный человек в романе Чернышевского Что делать
Образами положительных героев романа «Что делать?» Чернышевский попытался ответить на злободневный вопрос 60-х годов XIX столетия в России: что делать для того, чтобы освободить страну от державно-крепостнического гнета? Нужна революция с участием самого народа, которую возглавят такие испытанные руководители, каким является один из главных героев книги Рахметов.
Новые люди в романе Николая Чернышевского Что делать
«Новые люди», о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих людей формировался в борьбе со старым режимом, изжившим себя, но продолжавшим господствовать. Герои романа почти на каждом шагу сталкивались с трудностями и невзгодами старого порядка и преодолевали их. «Новые люди» в произведении — разночинцы.
Рахметов и путь в светлое будущее роман Н.Г. Чернышевского Что делать
Автор: Чернышевский Н.Г. Рахметов — самый яркий и запоминающийся герой романа Николая Григорьевича Чернышевского «Что делать?». Роман снабжен подзаголовком «Из рассказов о новых людях». Из этих новых людей Рахметов — наиболее удавшийся образ. По замыслу Чернышевского, он — человек решительный, бескомпромиссный, с исключительно сильной волей.
Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского Что делать
Автор: Чернышевский Н.Г. Камнем преткновения для многих читателей романа “Что делать?” являются сны Веры Павловны. Их трудно бывает понять, особенно в тех случаях, когда из цензурных соображений Чернышевский высказал свои идеи в слишком аллегорической форме.
Новые люди в романе Н. Г. Чернышевского Что делать
Автор: Чернышевский Н.Г. “...Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения”. Чернышевский Н. Г. После отмены крепостного права в 1861 г. в русском обществе стали появляться люди невиданной ранее формации. Это были дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников, которые приезжали в Москву и Петербург и другие крупные города из различных уголков России, чтобы получить образование.
Рахметов - особенный человек
Как действующее лицо Рахметов появляется в главе "Особенный человек". В других главах его имя только упоминается. Но чувствуется, что образ поставлен в центре внимания читателя, что Рахметов - главный герой романа "Что делать?".
Базаров и герои Чернышевского
Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны почти в одно время. “Отцы и дети” в 1861 году, а “Что делать?” в 1862 году.
Рахметов
Рахметов — один из главных героев романа Чернышевского “Что делать?”. Ему посвящена глава “Особенный человек”. Он представитель знатной фамилии, известной с XIII века, в чьем роду — бояре, окольничие, генерал-аншефы и другие.
Н.Г.Чернышевский. Что делать
Н.Г.Чернышевский. "Что делать?" Автор: Чернышевский Н.Г. Подлинный герой эпохи, перед которым "преклоняется" автор романа "Что делать?", — это Рахметов, революционер с его "пламенной любовью к добру и свободе".