Публицистичность в романе Чернышевского
"Что делать?"
Чернышевский,
заключенный в Петропавловскую крепость, ставший жертвой царского произвола, не
пал духом. В крепости им был задуман и написан ряд книг, в том числе и
знаменитый роман “Что делать?”, который стал программой действия для нескольких
поколений революционеров. Роман был начат в декабре 1862 года и закончен через
4 месяца.
Герои
романа — творцы новых отношений между людьми, носители новой морали. Эти “новые
люди” знают, что им нужно делать, и умеют осуществлять свои замысли, у них
мысль неотделима от дела, они не знают раздела между сознанием и волей. “Новые
люди” — это демократы-разночинцы, лучшими представителями которых были люди,
подобные Добролюбову и самому Чернышевскому.
Одним
из главных образов в романе является образ Веры Павловны. Как и большинство
“новых людей” Вера Павловна знакома с нуждой, она рано начала работать.
Важнейшей чертой ее характера является глубокое отвращение ко всякого рода
угнетению, стремление к независимости и свободе. Она отличается гордым и
решительным характером. Ей свойственно постоянное стремление к духовному
обогащению. Как и другие “новые люди”, она может быть счастлива лишь тогда,
когда приносит радость и счастье другим людям.
Лопухов
и Кирсанов, как и Вера Павловна — обыкновенные “новые люди”. Во многом сходны
их биографии. Лопухов был сыном мещанина, а Кирсанов — сыном писца уездного
суда. Многие черты их характеров сближают эти образы с героем романа Тургенева
“Отцы и дети”. Как Базаров гордился тем, что его дед землю пахал, так и они
гордятся своим простым происхождением. Отразив многие важные черты характера
нового человека, Тургенев в то же время наделил Базарова такими чертами,
которые не были свойственны подлинным разночинцам. Образы Лопухова и Кирсанова
поэтому все-таки отличаются от образа Базарова.
Рядом
с “новыми людьми” в романе показан Рахметов — особенный человек, “высшая
натура”, человек “другой породы”. Дворянин по происхождению, он становится
демократом по взглядам на жизнь. В образе Рахметова воплощены лучшие черты
передовых людей эпохи Чернышевского. В этом герое немало и таких черт, которые
были присущи самому автору. Рахметов — профессиональный революционер, вождь. Не
сразу стал он “особенным человеком”. Приехал в Петербург обыкновенным юношей.
Сближение с Кирсановым, который познакомил его с учением социалистов-утопистов
и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его в “Особенного
человека”. Одаренный необыкновенными способностями, Рахметов, изучив теорию
социализма, вскоре приходит к революционному действию. Он с поразительной
быстротой расширяет круг своих знаний, тщательно готовит себя к революционной
деятельности, зная, что ему придется перенести тяготы и лишения, быть может,
даже пытки царских палачей. Рахметов — важнейший герой романа, ибо идейный
смысл произведения заключается в призыве к революционной борьбе за
социалистическое преобразование общества.
Чернышевский
верил в победу революции. В своем романе он нарисовал величественные контуры
будущего. С глубокой проницательностью предвидел Чернышевский, что социализм
раскрепостит женщину от домашнего рабства, что общество возьмет на себя
значительную долю забот о воспитании подрастающего поколения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib/
Другие работы по теме:
Тургенев и. с. - Базаров и герои чернышевского
Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны почти в одно время. “Отцы и дети” в 1861 году, а “Что делать?” в 1862 году. Эта эпоха подъема разночинского движения, период действия. 60-е годы XIX века,
Реалистический роман Николая Чернышевского Что делать и традиции мировой утопической литературы
Русская литература всегда считала одной из своих важнейших задач отражение тех изменений и проблем, которые наблюдались в обществе. Развитие литературы всегда шло параллельно с развитием общественной мысли. Более того, крупнейшие русские писатели сами формировали эту мысль, поскольку высказывали свое представление об идеале и отношение к существующим в обществе философским и социальным течениям.
Девятый сон Веры Павловны
Автор: Пелевин Виктор. Рассказ напоминает развернутую рецензию на «Что делать?» Чернышевского. Немного запоздала, правда, рецензия-то, но выполнена классно, мастерски. Героиня в должности туалетной уборщицы, рассуждающая о философских материях и стремящаяся изменить мир (!) — это такая же фантастика, как первоисточник.
Почему мне интересно читать Николая Чернышевского
Творчество И. Г. Чернышевского вызывает у меня противоречивые мысли. Но, взвесив все плюсы и минусы, я пришла к выводу, что читать роман «Что делать?» было интересно. Изучая Чернышевского, хочется шевелить мозгами, анализировать, отвечать самой себе на трудные вопросы. Во многом хочется поспорить с автором.
Новые люди в романе Чернышевского Что делать
Следом за отменой крепостного права в 1861 г. в русском обществе начали зарождаться люди небывалой прежде формации. В Москву, Петербург и прочие большие города из разных уголков России, чтобы получить хорошее образование, приезжали дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников. Именно они и относились к таким людям.
Новые люди в романе Николая Чернышевского Что делать
«Новые люди», о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих людей формировался в борьбе со старым режимом, изжившим себя, но продолжавшим господствовать. Герои романа почти на каждом шагу сталкивались с трудностями и невзгодами старого порядка и преодолевали их. «Новые люди» в произведении — разночинцы.
Черты утопии в романе Николая Чернышевского Что делать
Н. Г. Чернышевский в своем романе "Что делать?" необычный упор делает на здравомыслящем эгоизме. Почему же эгоизм разумный, здравомыслящий? На мой взгляд потому, что в этом романе мы впервые видим "новый подход к проблеме", "новых людей" Чернышевского, создающих "новую" атмосферу.
Базаров и герои Н. Чернышевского.
Автор: Тургенев И.С. Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны в одно время. Это была эпоха подъема разночинного движения, период действия. 60-е годы XIX века стали для России кризисными и, можно сказать, почти революционными. Эта эпоха не могла не найти отражения в литературе того времени.
Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского Что делать
Автор: Чернышевский Н.Г. Камнем преткновения для многих читателей романа “Что делать?” являются сны Веры Павловны. Их трудно бывает понять, особенно в тех случаях, когда из цензурных соображений Чернышевский высказал свои идеи в слишком аллегорической форме.
Новые люди в романе Н. Г. Чернышевского Что делать
Автор: Чернышевский Н.Г. “...Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения”. Чернышевский Н. Г. После отмены крепостного права в 1861 г. в русском обществе стали появляться люди невиданной ранее формации. Это были дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников, которые приезжали в Москву и Петербург и другие крупные города из различных уголков России, чтобы получить образование.
«Разумные эгоисты» Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский в романе “Что делать?” обращался в первую очередь к разуму своих читателей, несмотря на то что сюжет там построен на чувствах. Интересна судьба этого произведения.
Гражданский подвиг Н. Г. Чернышевского
После крестьянской реформы 1861 года, когда в российских деревнях начались волнения, вызванные грабительским характером реформы, получила хождение прокламация «К барским крестьянам».
"Новые люди"
Роман Чернышевского “Что делать?” запечатлел в своих идейно-смысловых проблемах, жанровой сложности и разнообразии структур многорусловое историческое движение русской жизни и литературы в 50-е годы XIX столетия.
Базаров и герои Чернышевского
Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны почти в одно время. “Отцы и дети” в 1861 году, а “Что делать?” в 1862 году.
Рахметов
Рахметов — один из главных героев романа Чернышевского “Что делать?”. Ему посвящена глава “Особенный человек”. Он представитель знатной фамилии, известной с XIII века, в чьем роду — бояре, окольничие, генерал-аншефы и другие.