Размышления о Луне и Незнайке
О рецензии на книгу Н.Носова “Незнайка на луне” и не только.
В рамках явления, которое просит названия феномена, появление такой рецензии не вызывает удивления. Также не вызывает удивления поверхностность, с которой уважаемый мною автор рецензии проводит вивисекцию “Незнайки на Луне”. Книга, что естественно, не понята, поскольку в том, что рецензент полагает причиной сюжета (холодная война и трагическое противостояние капиталистической и социалистической систем) я вижу лишь оболочку, а истинный смысл прячется за внешней простотой (притом, кажущейся) – сюжета, образов и тем. Странно другое – само появление такой Книги.
Кроме всего, рассматривать “Незнайку на Луне” в отрыве от первых двух частей, каким бы логичным это не казалось, - значит совершать роковую ошибку, влияющую на все дальнейшие рассуждения. Не зря в рецензии первые книги все же упоминаются – как ни случайна такай отсылка, она показывает подсознательное стремление рецензента к истиной взаимосвязи.
Что видится автору рецензии после очередного упоминания о капиталистических реалиях? Псевдоутопическое общество, сцементированное дисциплиной и авторитарностью в духе Кампанеллы и его “Города Солнца” (самый явный элемент диктаторства – Знайка ). И на этом фоне – тунеядцы,– привожу сей чудовищный список полностью, чтобы повторно содрогнуться над непониманием: “Незнайка, Пончик, Гунька”.
Именно эти три принципиально важных характера приведены к одному знаменателю, не имеющему к ним никакого отношения. Позволю себе для сравнения позаимствовать из Борхеса одну поразительную классификацию: “...животные делятся на:
а) принадлежащих императору;
б) набальзамированных;
...
и) бегающих как сумасшедшие;
...
н) разбивших цветочную вазу” и т.д.
Эти два списка разъединяет только одно: во втором случае бессмысленность принципа обобщения совершенно очевидна, в первом – скрыта.
Чтобы мое утверждение не казалось эмоционально голословным, предлагаю вспомнить первую книгу, “Приключения Незнайки и его друзей”. С точки зрения рецензента тунеядцами можно назвать половину из упомянутых персонажей; деятельны в том, что рецензент считает общественно полезной деятельностью лишь несколько ключевых фигур. Остальные (как-то, Растеряйка, Авоська, Торопыжка, Сиропчик, Пулька – список не продолжаю ) - не приносящие никакой пользы “обществу” личности.
Неуместность такого подхода сразу бросается в глаза, поскольку Носов вовсе не пытался создать проекцию коммунистического общества на детский мир. Что он пытался создать? Я предлагаю идти от обратного и определить, что выглядывает из-за всех перипетий сюжетов (три книги – три сюжета), и что скрывается в нарисованной Носовым стране.
Заметьте, сколь различны по внутреннему наполнению, по чувству все книги. Первая – описание мира, как будто бы внутренне непротиворечивого. Но в попытках его описания сам Носов видит некую фальшь, идущую от недосказанности – то, что он не описал, не существует, поскольку прямо не вытекает из уже имеющегося (из упоминаний про Цветочный город мы не можем понять, что делают другие его жители, кем построены их дома, кем и из чего созданы предметы быта и т.п.). В созданном мире нет избыточности (сравним Толкиена, как самого характерного миросоздателя. К основной своей трилогии он добавил совершенно не имеющий к ней касательства (или возможно, очень косвенное) Сильмарриллион. Но именно Сильмарриллион служит оправданием и гарантом существования Средиземья и всех событий, в нем протекавших).
Яркий пример у Носова – описание общины коротышек. Она логически завершена, в ней есть все типы, характеры и “профессии”. Однако эта завершенность несет в себе будущее уничтожение созданного мира: вполне логично предположить, что и в других домах Цветочного, да и всех других городах такой же полный “набор” – иначе чем объяснить выделенность дома на улице Колокольчиков (тем более, что у Носова ничто не указывает на его исключительность).
Совершенность набора персонажей в таком доме свидетельствует о замкнутой системе, которая не нуждается в связях с внешним миром. Можно заметить, что кроме эпизодических стычек с Гунькой, вся жизнь Незнайки протекает именно в границах Дома на улице Колькольчиков. Носов чувствует критичность ситуации и оттого отправляет героев в путешествие, долженствующее разрушить статическую систему, в которой нет места динамичности и развитию.
Во второй книге- “Солнечном городе” Носов сразу отходит от принятой схемы, признавая ее тупиковость, и ведет сюжет при помощи только трех героев.
Если в первой части вскользь упомянутая материальная тема, тема жизнеобеспечения мира лишь сопутствующая и служит обрамлением, то в “Солнечном городе” она основная – Носов пытается описать буквально все тонкости, чтобы подтвердить право на существование Orbis Tetrius, весьма сомнительное после первой части. Это заставляет задуматься о случайности и необходимости такого подхода к образцу детской литературы. Впрочем, я не считаю детскими эти три книги. Они таковы только по форме, по внутреннему же содержанию... но об этом дальше.
Итак, Носов подробно обосновывает существование Солнечного города. И вместе с тем – элемент фантастичности (Волшебник и волшебство), как будто начисто опровергающий сотканную реальность. Тем не менее, волшебство во второй книге не случайно и введено для того, чтобы мы не сочли слишком земным созданный мир. Да, он есть, да он полностью описан. Но схожесть устоев жизни не должна вводить нас в заблуждение, это не коммунистический вариант земной цивилизации. Вот вам Волшебник с его неизменными атрибутами, следовательно, то, о чем вы читаете – Волшебная страна.
Последние два слова имеют особый смысл, это устойчивое сочетание, реминисценция эссе Толкиена о волшебных сказках. Да, перед нами типичный пример Волшебной страны, а не сатиры и не назидательного опуса. И даже третья, заключительная часть, "Незнайка на Луне", прекрасно вписывается в это определение. Более того, не будь ее, определение не получилось.
Как не заманчиво видеть в "Луне" пародию на капитализм, не будем спешить, а вернемся к Солнечному городу и спросим, чего в нем не хватает. В нем не хватает зла. Не хватает той противоположности, которая присутствует в любом мире. Не случайно древние китайцы возвели в принцип мира двойственность, борьбу противоположностей, инь и ян. Именно она лежит в основе существования мироздания и любой его части. И именно она нужна всякой создаваемой вселенной. Вспомним слащавые утопии Ефремова. Даже в "Туманности Андромеды", когда зло на коммунистической земле исчерпано, Ефремов не може обойтись без него и применяет зло со стороны - чужие, враждебные звездолеты. И это не просто фабула, интрига сюжета, это - принцип!
Так же и у Носова. Миру, уже описанному в двух частях, не хватает противоположностей (превращение ослов в людей и чинимое ими зло в "Солнечном городе" - не в счет. Оно случайно и не определяет мироустройство). И вслед за Ефремовым, Носов заимствует зло со стороны. Его Луна столь же условна и не настояща, как и Земля. Зато ее мир полностью ппротивоположный миру Земли. И даже заключительная победа добра ничего не решает - мы получили представление, что Волшебная страна РАЗНАЯ, что она может быть и "плохой", и что нет никакой гарантии, что где-нибудь в отдаленной ее части не существует подобия лунного мира.
В этом смысле трилогия достигла своего завершения. И недавно появившиеся "продолжения" некоего Карлова - поделки, не имеющие ничего общего с первоосновой, ибо трилогия - не просто занимательные сказки, они - Библия иного мира, Логос, создающий новую вселенную от а до я, вселенную, в которой важна не канва сюжета, а его внутренняя основа.
Возможно, Носов сам до конца н понял , что у него вышло из-под пера. В рамках социалистического реализма вдруг проявилось произведение “фантастической реальности”, или, что вернее, романтическое, не по существу, а по духу продолжающее традиции Иены, романтиков Новалиса и Вакенродера - приблизиться к той части мирозданья, которая скрыта от человека в силу его физичности (хотите - человечности), но которая отзывается в его нематериально части – душе, тенями и смутными воспоминаниями.
Классический романтизм выбрал два единственно доступных ему пути: один вел в эмпиреи духа ( "устремите взор Ваш в небеса и тогда вы никогда не собьетесь с дороги домой" – так, или приблизительно так говорили герои Новалиса). Другой вел в сказочные находки народа , но опять же в интуитивные прозрения.
Новое время родило Волшебную страну в более чистом виде . Но по-прежнему истинный ее лик скрыт от нас. Если она, пользуясь опять таки Борхесом, есть Альмутасим, то современная фантастика и фэнтези - приближения к Альмутасиму.
И в этом смысле трилогия Носова - одна из попыток такого приближения...
Другие работы по теме:
Силовой трансформатор с явлением намагничивания
Трансформатор - одно из самых распространённых изделий электротехнической промышленности. Они настолько просты по своей конструкции, что улучшить их невероятно трудно. Назначение, схема и устройство трансформатора, работающего на явлении намагничивания.
Первый полет к Луне
Первый полет к Луне. 21 декабря 1968 г. в космос стартовал американский космический корабль Apollo 8, полет которого стал эпохальным в истории мировой космонавтики. На этом корабле американцы Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уилльям Андерс первыми в истории человечества отправились в межпланетное путешествие, осуществив давнюю романтическую мечту многих поколений людей о полете к загадочной Луне!
Космическое право
Международное космическое право. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. 18 декабря 1979 год.
Пильняк б. а. - Разрушение россии
Повесть Красное дерево по смелости выражения авторской позиции не уступает. Погашенной луне. Будучи включенной в роман. Волга впадает в Каспийское море с небольшими но существенными исправлениями повесть потеряла свою смысловую остроту.
Спутник Земли - Луна
Луна – один из самых больших спутников в Солнечной системе. Внутреннее строение Луны. Когда можно увидеть Луну. Карта поверхности Луны.
Влияние Луны на земные процессы
Луна является естественным космическим спутником нашей планеты и в то же время является самым ярким объектом на ночном небе. В Солнечной системе Луна занимает пятое место по размерам естественных спутников планет.
Почему Луна притягивает только воду?
Это недоразумение. В древности люди наблюдали за морскими приливами и, видя, что приливная волна следует за Луной, решили, что между луной и водой есть родство, заставляющее их тянуться друг к другу.
Шёл по городу волшебник
В этой весёлой и одновременно с тем грустной сказочной повести Ю. Г. Томина говорится о самом обыкновенном мальчике Толе Рыжове, который стал обладателем коробки волшебных спичек. С ним приключаются самые удивительные истории. За несколько дней этой необыкновенной жизни главный герой испытал много горя и отчаяния, многое сумел узнать и понять.
Приключения Незнайки и его друзей
Действие этого произведения Н. Н. Носова происходит в стране, где живут малыши-коротыши — мальчики и девочки ростом с небольшой огурец. Все жители Цветочного города — и дети и взрослые, если можно так сказать, в одном лице: по роду занятий — взрослые, по характеру и поведению — настоящие дети. Они очень образованны: придумывают хитроумные машины, строят воздушный шар, живут в вертящихся домах.
Николай Николаевич Носов
иколай Николаевич Носов, родился 10 ноября 1908 в Киеве — скончался 26 июля 1976 в Москве — русский прозаик, драматург. Родился в Киеве в семье актёра-эстрадника. В 1927—1929 учился в Киевском художественном институте, откуда перевёлся в Московский институт кинематографии (окончил в 1932). В 1932—1951 — режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.
Затейники и фантазеры
К 95-летию со дня рождения Николая Николаевича Носова (23.11.1908-1976) Однажды Николай Николаевич Носов, отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: «Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была, интересная жизнь и у меня было, о чем порассказать людям»
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова Судьба человека
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" Автор: Шолохов М.А. Недавно я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека". Вообще, мне никогда не нравились произведения на военную тему, поэтому начало рассказа я открыла неохотно. Но буквально через пару страниц меня уже будоражил интерес. мне очень понравился стиль, слог писателя.
Мои размышления над страницами комедии Горе от ума. 2
Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. Я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт Москвы того времени, период русской жизни от Екатерины до императора Николая. Автор хотел показать, кто господствовал в ту эпоху, как люди получали чины и чем они помогли Родине.
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Где не погибло слово, там и дело еще не погибло... А. И. Герцен М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли.
Незнайка на Луне
Автор: Носов Николай. События развиваются спустя два с половиной года после посещения коротышками Солнечного города Знайка вместе с их учеными Селедочкой и Фуксией из Солнечного города слетал на Луну и захотел сам совершить полет. Эта идея очень заинтересовала астронома Стекляшкина и других жителей Цветочного города.
Человек и толпа
«» — известная тема в русской литературе. Эту же тему развивает Зиновий Паперный в статье «Наедине с толпой». Размышление автора о “животрепещущей теме” выдержано в публицистическом стиле. Жанр — проблемная статья с элементами репортажа. Жанровые особенности статьи позволяют определить её строение — классическая трёхчастная композиция.
Баз Олдрин: второй номер
Двадцатого июля 1969 года Баз Олдрин и Нил Армстронг стали первыми людьми, которым довелось пройтись по Луне.
Асклепи, Джузеппе
Джузеппе Асклепи (итал. Giuseppe Maria Asclepi) (1706(1706) — 1776) — итальянский астроном. Преподавал философию, физику и математику в иезуитских колледжах в Перуджии, Сиене, Риме, был директором обсерватории при Папском Григорианском университете. Определял величину солнечного параллакса, измерял диаметры планет Солнечной системы с микрометром, изучал движение комет.
Шарп, Абрахам
Абрахам Шарп (англ. Abraham Sharp (1653—1742)) — английский астроном и математик. Биография Родился близ Брэдфорда, в графстве Йоркшир, был девятым ребёнком в семье, точная дата рождения неизвестна, установлено лишь, что Абрахам был крещён в Брэдфорде 1 июня 1653 [1]. Первоначальное образование получил в деревенской школе, после чего продолжил обучение коммерческой арифметике в Ливерпуле.
Бунаков, Виктор Васильевич
Введение 1 Биография 2 Фильмография Список литературы Введение Ви́ктор Васи́льевич Бунаков (род. 2 октября 1954(19541002)) — актёр Малого театра, телеведущий. Заслуженный артист России.
Ханстен, Кристофер
Введение 1 Биография 2 Награды Введение Кристофер Ханстен (норв. Christopher Hansteen (1784 −1873)) — норвежский астроном, физик и геофизик.
550-е до н. э.
Введение 1 Важнейшие события 1.1 560 до н. э. 1.2 559 до н. э. 1.3 558 до н. э. 1.4 557 до н. э. 1.5 556 до н. э. 1.6 555 до н. э. 1.7 554 до н. э. 1.8 553 до н. э. 1.9 552 до н. э.
Аполлон-8
План Введение 1 Экипаж 2 Общие сведения 3 Задачи полёта 4 Старт 5 Полёт к Луне 6 Переход на лунную орбиту, лунный орбитальный полет и старт на траекторию полета к Земле
Размышления о причинах величия и падения римлян
План Введение 1 План Введение 2 Цитаты 3 Значение Список литературы Введение Размышления о причинах величия и падения римлян (фр. Considйrations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur dйcadence) — философско-исторический трактат Шарля-Луи де Монтескьё. Первое издание вышло в 1734, исправленное издание в 1748.
Кассини, Жак
Жак Кассини (фр. Jacques Cassini (1677 − 1756)) — французский астроном, сын Ж. Д. Кассини. Биография Родился в Парижской обсерватории, в 1691 окончил Мазариниевский коллеж и с этого времени работал в Парижской обсерватории, которую возглавил после смерти отца.
Шрётер, Иоганн Иероним
Иоганн Иероним Шрётер (нем. Johann Hieronymus Schrцter; 1745—1816) — немецкий астроном. Основатель Лилиентальской обсерватории. Биография Родился в Эрфурте, с 1762 по 1767 изучал право в Гёттингенском университете, после чего начал юридическую практику продолжительностью десять лет. В 1777 он был назначен cекретарем Королевской Палаты Георга III в Ганновере, где он познакомился с двумя братьями Уильяма Гершеля.
Знакомство с В Шукшиным
Урок по теме: “Беседа при ясной луне” Нам бы про душу не забыть В.М. Шукшин. Цели: 1. Познакомить с творчеством В.Шукшина. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: тв. Солженицины, Астафьева.
Галилео Галилей и его роль в становлении классической науки 2
Галилео Галилей и его роль в становлении классической науки Работа по обоснованию гелиоцентризма была начата Галилео Галилеем, труды которого предопределили весь облик классической, а во многом и современной науки. Именно им были заложены основы нового типа мировоззрения, а также новой науки – математического опытного естествознания.
Horizon
План Введение 1 Детали конструкции 1.1 Местоположение 1.2 Планы строительства 1.3 Оборона 1.4 Основы 2 В популярной культуре Введение Project Horizon был изучением возможности создания военной базы на Луне. 8 июня 1959 года, группа Военного Агентства по Баллистическим Ракетам (ABMA) сделало Военному департаменту США доклад, озаглавленный Проект Горизонт, исследования армии США по созданию лунной военной базы.