По "Слову о полку Игореве"
Князья Игорь и Всеволод
.
Автор воспевает их мужество ихрабрость. Игорь стремится вселить ратный дух и в свою дружину. Он обращается к ней с вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:"Лучше нам убитыми быть, чем пленными!"
"Буй Тур"Всеволод - идеал воина. Куда не поскачет он, там лежат "поганые головы половецкие". В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.
Автор С. уподобляет князей "солнцу", "свету ", "соколам", а врагов-половцев - "тьме", "тучам", "черным воронам". "Тьма свет покрыла", когда войска северского и курского князей были разбиты на реке Каяле. Но автор С. и осуждает братьев за стремление к личной славе. Они не дождались объединенного выступления русских князей против половцев, кот. хотел предпринять Святослав. Игорь и Всеволод сказали "прошлую славу похитим, будущую между собою поделим". В рез. - поражение. Погублено войско. Усилились междоусобицы князей, "тоска разлилась по Русской земле"
Поражение на Каяле "открыло ворота половцам" на Русь.
Автор С. подчеркивает, что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше чести и славы Русской земли. Поэтому в С. (вопреки ист. факту) бежавший из плена Игорь едет в Киев(стол. Руси) , признавая этим свою вину перед Русской землей.
Киевский князь Святослав
- идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли. Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает русских князей за то, что они ему "не в помощь" в правлении Русью, сохранении ее единства и могущества.
Ярославна
- лирический образ русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, горячо любящая своего "ладу". Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена. В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа, но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря - скорбь всех русских жен и матерей.
Образ русской земли
- центральный в С. Рассказывая о неудачном походе на половцев "Игорева храброго войска", автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые времена с наст. В круг повеств. автора введены огр. геогр. пространства. К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки и моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью действия в разных частях страны:"Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле", "девицы поют на Дунае, вьются (их) голоса через море до Киева".
Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки - это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении. Вся русская природа принимет участие в радостях и печалях русского народа. "Солнце. . . тьмою путь заслоняет" князю - предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:"Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось". Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом
Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и точен в деталях. Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей. Героем С. становится вся Русская земля.
Образ автора
Авторские отступления - выражение авторского отнош. к событиям и размышление над случивш. О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах. Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места - мы не знаем, но он сумел осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и подняться до общерусской т. зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима сильная централизованная княж. власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем. Такова осн. идея автора.
Поэтический язык С.
В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.
В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра воинских повестей) "вступить в стремень" - выступить в поход, "копьё преломити" - одержать победу. При помощи военной терминалогии даётся оценка нравственныхкачеств героев: Игорь "стянул ум крепостью своею и поострил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа". Воины Всеволода, куряне "под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены".
С ораторским искусством связаны такие приёмы, как обращение "братие", риторические вопросы, повторы - всё это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах, переживаниях
С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных эпитетов, как "борзые кони", "чистое поле", "мечи булатные". В нём используется и песенная символика: князья - "солнце", Ярославна плачет на городской стене одинокой "кукушкой". Олицетворяются и одушевляются отвлечённые понятия: обида -Дева Обида, Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли по Русской земле. С песенной нар. трад. связаны сравнения:"кричат телеги в полуночи, словно лебеди распуганные". Ярославна, следуя древним нар. верованиям, обращается за помощью к силам природы - Солнцу, Ветру, Днепру. Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей - земледелием. Посев - "черная земля под копытами костьмы былапосеяна, а кровию полита, печалью взошли они по Русской земле". Молотьба - "на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от тела". Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда - основы жизни русского народа.
Автор создаёт яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками :" зелёное дерево", " черные тучи", "серебряные струны", "синее море", "кони ржут", "лисицы лают на красные щиты", "трубы трубят", "скрипят телеги". С помощью аллитерации передаётся, например, стремительный бег конницы:"Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие". В С. ощущаетсяобщая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя повторы, кот. роднят его с песней. Например, "О русская земля, ты уже за холмом!"
Cопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования.
Но главное, что делает С. поэтическим произведением, - это лирическая взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его эмоциональный заряд.
Другие работы по теме:
Слово о полку Игореве как героическая поэма
Суть поэмы призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ Карл Маркс «Слово о полку Игореве» одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно переносит нас в события двенадцатого столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.
Образ Русской земли в памятнике Древней Руси Слово о полку Игореве
Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное население русских сел и городов. В «Слове…» рассказывается о походе на половцев князя Игоря Святославовича. Героем «Слова…» является не единственный персонаж, а вся Русская земля.
Слово о полку Игореве литературный памятник мирового средневековья
«Слово о полку Игореве», созданное в 1187 году, является уникальным памятником мировой литературы средних веков. В XII—XV столетиях происходит бурное развитие литературы. Произведения этого периода отражают в основном события, которые происходили в то время. Известно, что почти в каждом городе при монастырях велись летописи — документальные свидетельства тех лет. «Слово о полку Игореве» — не летопись.
Патриотическая идея Слова о полку Игореве
Автор: Разное Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» заключается в том, чтобы предупредить Русь о надвигающейся беде. Чтобы князья прекратили свои междоусобицы и занялись важными делами в государстве.
Рассуждение о значении Слова о полку Игореве
Автор: Разное Есть древние творения, сохраняющие живую прелесть художественности, которой мы наслаждаемся ныне так же, как и наши далёкие предки. Каждое поколение открывает для себя в них новое видение и изображение мира – нужное, интересное современности.
Кем был автор Слова о полку Игореве
Кем был автор "Слова о полку Игореве"? Автор: Древнерусская литература Копий как много по тебе сломали, «Слово…» ! Оратор не один слюною захлебнулся.
Образ русской земли по Слову о полку Игореве
Образ русской земли (по "Слову о полку Игореве") Автор: Разное Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – гениальное произведение древней русской литературы. «Слово…» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы.
Гимн,посвящённы Русской земле,русскому народу
Автор: Древнерусская литература «Слово о полку Игореве»- единственный в своём роде драгоценный памятник древнейшей русской поэзии. «Слово…» было написано в седьмом веке, по следам происходивших событий, но автор этой истории неизвестен.
Образ Русской земли на страницах Слова о полку Игореве.
Образ Русской земли на страницах "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» - великолепный памятник древнерусской литературы. Участившиеся половецкие набеги в 12 веке на Русь вынудили князя Игоря Святославича в союзе с его братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом Ольговичем двинуться на врага.
Образ автора Слова о полку Игореве
Образ автора "Слова о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература Существует множество предположений о том, кто был автором "Слва о полку Игореве". Им мог быть монах, так как в то время самыми образованными людьми были монахи, или приближенным князя.ю потому что полон горести, сожаления.
Ярославна - героиня Слова о полку Игореве
Ярославна - героиня "Слова о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" - это начало всех начал русской культуры, это замечательный памятник древнерусской литературы. В нём наряду с изображением своевольных князей автор не забывает и о жёнах русских воинов.
Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве
Образ князя Игоря в "Слове о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература Более восьми веков назад было создано «Слово о полку Игореве». Однако это произведение не перестаёт нас удивлять. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, актуальным для нас - людей, живущих уже в двадцать первом веке?
Образ автора в Слове о полку Игореве
Образ автора в "Слове о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература «Слово о полку Игореве», на мой взгляд, можно назвать самым ярким произведением, поскольку в нем поднимаются самые острые вопросы нравственности и морали, тем самым утверждается мысль о бесценности этого памятника древнерусской литературы.
Образ автора в Слове о полку Игореве 2
Образ автора в "Слове о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» - один из самых известных и выдающихся памятников древнерусской литературы. Это произведение окружено тайнами и различными гипотезами: неизвестна дата и место создания «Слова …», ведутся споры о его жанре, остаётся неизвестен и его автор.
Читая Слово о полку Игореве
Читая "Слово о полку Игореве". Единение только тогда благо для человека, когда это единение человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных,
Призыв к единению в Слово о полку Игореве
Восемь веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» — гениальное произведение русской литературы, не имеющее себе равных в средневековой поэзии Запада. «Слово» очень близко к народной поэзии по своей идейной сущности и стилистическому строю; в нем используются образы, которые уже существовали в феодальном быту, в военной лексике, в народной речи.
Как я представляю себе автора Слова о полку Игореве
Герой меча и магии (как я представляю себе автора "Слова о полку Игореве") Дотошные учёные уже много лет ведут споры об авторстве "Слова". Одни ищут его среди современников похода Игоря (конец XII века), другие предполагают позднюю стилизацию. Не хочу вникать в их прозаические дискуссии!
Изображение Руси в "Слове о полку Игореве"
Найденная Мусиным-Пушкиным рукопись в списках 14 века во время пожара в Москве сгорела. До нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным, сделанный в XVIII веке и подаренный Екатерине II.
Слово о полку Игореве и его связь с устным народным творчеством
"Слово о полку Игореве" и его связь с устным народным творчеством Автор: Разное «Слово...» выросло на плодородной почве русской культуры XII века. «Слово...» глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением. Вместе с тем в нем нашли свое воплощение лучшие стороны светской культуры.
Каким я представляю себе автора Слово о полку Игореве
Каким я представляю себе автора "Слово о полку Игореве" Автор: Разное Прочитав "Слово о полку Игореве", я представил себе все картины исторических событий, которые были упомянуты в "Слове...". Я очень хотел понять ил даже представить кто же был автором этого произведения.
Автор Слова о полку Игореве.
Автор "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" посвящено походу против половцев в 1185 году.Оно глубоко связано с народной культурой,с народными обычаями и языком.
Идейно-художественная роль эпизода "Плач Ярославны"
«Слово о полку Игореве», как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся система средств и приёмов, с помощью которых создаётся содержание.
Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве"
Древние русские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она тесным образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние.
Человечность "Слова о полку Игореве"
Восемь веков назад было создано "Слово о полку Игореве" — выдающийся художественный феномен Киевской Руси. В этом гениальном произведении отразилось мировоззрение наших далеких предков, их эстетические взгляды и этические нормы.
Идея власти в «Слове о полку Игореве»
Одним из древнейших русских произведений, посвященных разработке этой традиционной в политической мысли темы, является «Слово о полку Игореве». Вероятно, оно написано светским человеком.
Донецкое городище
Введение 1 История исследования 2 Общая характеристика памятника 3 Исторические факты Введение Донецкое городище — летописный древнерусский город Донец VIII—XIII вв. н. э., упоминаемый в Ипатьевской летописи 1185 году и «Слове о полку Игореве». Ныне городище, расположенное на высоком мысу правого берега р.
Городцовское княжество
Городцовское Городеньское княжество — удельное западнорусское княжество в составе Полоцкой земли, с центром в городе Городец. В источниках стольный город также упоминается как «Городен» и «Городно», однако это не тот же город, что Гродно (см. Городенское княжество). «Трубы трубят городеньскии», пишет автор «Слова о полку Игореве», вслед за гибелью Изяслава Васильковича, который был «притрепан литовскыми мечи».
Лукин Е.В.
Окончил исторический факультет ЛГПИ им. Герцена (1977). Член Союза писателей России (1996). Основной труд - стихотворные переложения древнерусских произведений "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли", "Задонщина".