Дворянство в пьесе А. П. Чехова
«Вишнёвый сад»
Антон
Павлович Чехов – великий русский писатель и драматург, чьи пьесы неизменно
вызывают восхищение у зрителей во всём мире. Своеобразие пьес Чехова в новом
соотношении между внешним и внутренним действием. Внешнее действие чеховских
пьес буднично, обыденно, наполнено мелочами повседневного быта. Однако значение
всего, что происходит на сцене, раскрывается в глубине, во внутреннем, как бы
скрытом действии.
Лебединая
песня Чехова, пьеса «Вишнёвый сад» была написана на закате жизни писателя, в
1904 году. Основной конфликт пьесы заключается в вынужденной продаже родового
имения, принадлежащего обедневшим дворянам. Действие разворачивается в доме
главной героини, Любови Андреевны Раневской.
Чехов,
являясь преемником Ивана Сергеевича Тургенева, также освещает в своей пьесе
«Вишнёвый сад» проблему гибели дворянских гнёзд. Основной темой его
произведения является тема уходящего мира.
В пьесе три героя принадлежат к дворянскому
сословию. Это Любовь Андреевна Раневская, её брат Леонид Андреевич Гаев и
помещик Борис Борисович Симеонов-Пищик. В этих образах представлена Россия
прошлого, отживающего.
В начале пьесы Любовь Андреевна предстаёт
перед нами по-детски радостной всему окружающему: родственникам, дому, саду: «Я
не переживу этой радости… Шкафчик мой родной… Столик мой». Она возвращается из
Франции в ностальгическом, сентиментальном настроении. Вишнёвый сад дорог ей
как воспоминание о молодости, благополучии, лёгкой и изящной жизни: «О моё
детство, чистота моя!», «глядела на сад…счастье просыпалось вместе со
мною…весь, весь белый! О, сад мой!».
Всё счастливое детство, юность и молодые годы
Любови Андреевны протекали в этом имении, в этом саду. Она выходит замуж по
любви за присяжного поверенного, человека, не принадлежащего к дворянскому
сословию. Потом в её жизни чередой проходят несчастья: умирает от пьянства муж,
семилетний сын Гриша тонет в реке. Не выдержав испытаний судьбы, Любовь
Андреевна уезжает в Париж, бросив и двух дочерей, и брата, и своё имение. Аня
вспоминает об этом: «Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки… Как я её
понимаю…».
Если в начале произведения Раневская
привлекает читателя своей открытостью, добротой, то в дальнейшем наше
отношение к ней резко меняется. Теперь перед нами равнодушная эгоистка, которой
чужды проблемы её родных. В самом деле, уезжая в Париж, она не задумывалась над
судьбой своих дочерей, хотя Ане было только 12 лет. Находясь во Франции, она
сорила деньгами, не понимая того, что в её имении еле сводят концы с концами и
«дома людям есть нечего». С другой стороны смысл её жизни – любовь, именно
поэтому Чехов даёт ей это имя. Оставив родных, она едет в Париж, к своему
любовнику, «мелкому негодяю, ничтожеству», которого интересуют только деньги, и
когда они закончатся, он бросит Раневскую, и она останется в одиночестве.
Гаев, брат Раневской, в сущности такой же
эгоист, как и сестра. Оставшись на пять лет хозяином в доме, он не только не
приумножил состояние семьи, но и довёл имение до полного разорения. Самое
страшное то, что он абсолютно не понимал этого. Гаев радостно встречает сестру
после возвращения из Парижа и, пытаясь быть во всём на неё похожим, в глазах
читателя становится ещё более смешным. В его пафосном обращении к шкафу больше
трагического, чем комического, он обращается к нему, как к человеку: «Дорогой,
многоуважаемый шкаф!». Аня любит его, но, несмотря на это, иногда просит его
«не говорить лишнего»: «Милый дядя, тебе надо молчать, только молчать». Гаев -
это карикатурный образ дворянина в пьесе. Его постоянные реплики с бильярдными
терминами, вопрос «Кого?» и слухи, что он «состояние проел на леденцах»
вызывают у читателя смех. За всеми его красивыми фразами стоит внутренняя
пустота, которую он пытается закрыть. Чехов сознательно занижает образ Гаева, чтобы
создать впечатление его несамостоятельности и безответственности.
Гаев и Раневская одинаково
отрицательно относятся к предложению Лопахина вырубить сад: «Извините, какая
чепуха», «Милый мой, простите, вы ничего не понимаете», но их можно понять,
потому что они выросли, наслаждаясь красотой этого сада. С другой стороны, они
уже должны понимать, что вишнёвый сад на их ответственности и то, что Лопахин
предлагает решительные меры к спасению семьи и имения. Беда Раневской и Гаева
как хозяев сада в том, что они не привыкли к ответственности, а то, что они не
понимают этого – их вина. Горький так говорит о них: «Эгоистичны, как дети, и
дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя
вокруг себя, ничего не понимают».
Не менее интересен нам ещё один
персонаж пьесы – Борис Борисович Симеонов-Пищик. На протяжении всего
повествования проявляются его комические черты: он съел целую ладонь пилюль,
«на святой полведра огурцов скушал». Если Раневская мечтает лишь о Париже, а
Гаев говорит только о бильярде и ни тот, ни другой не думают об улучшении
благосостояния семьи, то Симеонов-Пищик занят именно этой проблемой. Для него
главная ценность в жизни – это деньги, он уверен, что за них всё покупается и
продаётся. Пищик всё время пытается выпросить их в долг, хотя, вероятно, сам не
знает, как будет его возвращать. Симеонов-Пищик настолько же несамостоятелен,
как и Раневская с Гаевым, сам он не имеет представления о том, как
зарабатываются деньги, ему просто повезло: по его земле прошла железная дорога,
англичане нашли на его участке белую глину.
Все представители дворянского
сословия показаны Чеховым в пьесе неспособными к самостоятельному
существованию. Гаев, клявшийся своей честью не допустить потери сада, в итоге
ничего не смог сделать, Раневская вообще равнодушно отнеслась к продаже. В
конце произведения мы видим, что для Гаева и Раневской особой трагедии в
продаже вишнёвого сада нет. Леонид Андреевич отправляется на службу в банк,
хотя мы не уверены, что он надолго там останется: «Где тебе! Сиди уж…», а
Любовь Андреевна уезжает в Париж к своей нелепой «любви». Дворяне не знают,
что такое труд, живут в мире воспоминаний и иллюзий. Петя Трофимов говорит:
«Громадное большинство той интеллигенции, которую я знаю…к труду пока не
способно». Чехов доказывает, что только люди, посвятившие себя труду, имеют
право на счастье, а потому дворянство неизбежно уходит в прошлое.
Другие работы по теме:
Литературный герой РАНЕВСКАЯ
РАНЕВСКАЯ - героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903). Образ Р., неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Р. - в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом.
Чехов а. п. - Будущее в пьесе а. чехова
Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, проблема отцов и детей, проблема любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России.
Чехов а. п. - Время и память в пьесе вишневый сад
Пьеса “Вишневый сад” написана в 1903 году, незадолго до смерти А. П. Чехова. Как и всякая пьеса, она населена различными действующими лицами: среди них главные, второстепенные, эпизодические. Все они говорят, страдают, радуются. У каждого героя свое лицо, одежда, привычки, возраст, социальное положение.
Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней по произведениям А. П. Чехова.
Автор: Чехов А.П. Главными врагами Чехова были ложь, лицемерие, пошлость, и всю жизнь он, по мере своих сил, старался бороться с пороками. Свой протест против этого Чехов выражал в своих рассказах. Особенно это хорошо видно в его поздних рассказах, написанных в последние годы жизни. Проанализировав увиденное, Чехов создает рассказы, в которых он протестует против существующей жизни.
Сюжет жизни А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.
Дворянство в пьесе Чехова Вишневый сад
Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» была создана в 1903— 1904 годах. Относительно ее жанра — что это — драма или комедия? — спор продолжается и поныне. Сам автор настаивал на том, что это не драма, а комедия, местами даже фарс. Спор Чехова с постановщиком пьесы Станиславским имел принципиальное значение. Один из критиков писал, что «Вишневый сад» — это «памятник над могилой симпатичных белоручек».
Своеобразие конфликта в пьесе Антона Чехова Вишневый сад
А. П. Чехова в первую очередь интересовал внутренний мир его героев. Стандартная композиция с бурными событиями его не устраивала. «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни, — говорил.
Символическая связь образов пьесы Антона Чехова Вишневый сад с разными временными слоями
«Вишневый сад» была последней и, можно сказать, итоговой пьесой Антона Чехова. Он написал ее незадолго до смерти, в 1904 году, на стыке эпох, когда предчувствие изменений в обществе было особенно заметным. Накануне социального взрыва он как творческий человек, не мог не ощущать общего расположения духа, неуверенность момента почти невольно вызвала потребность осмыслить современную ему действительность из позиций прошлого и будущего.
Пьеса Вишневый сад комедия, драма или трагедия
А. П. Чехов написал в 1903 году замечательную пьесу "Вишневый сад". Мир искусства, так же как и общественно-политический мир ощущал потребность в обновлении. А. П. Чехов, будучи уже одаренным писателем, показавшим свое мастерство в кратких рассказах, входит в драматургию как открыватель новых идей.
Мильон терзаний хозяев вишневого сада по пьесе Антона Чехова
Почему до сих пор эта пьеса идет во многих театрах России и за рубежом? В комедии Чехова "Вишневый сад" мы видим сочетание драматического и комического, что связано с проблематикой произведения. В пьесе показан бег времени: прошлое, настоящее и будущее. Центральные герои — Раневская и Гаев.
Анализ пьесы А.П. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Пьеса «Вишневый сад» - последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд». В письме к Н.А. Лейкину Чехов признавался: «Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка».
Вишневый сад символ гибнущей красоты, чистоты, гармонии
Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году и впервые поставлена в 1904 году, за год до первой русской революции. В это время Россия стояла на пороге огромных перемен. В пьесе в основных чертах отражается вся Россия. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем страны Это было время, когда разрушался старый уклад жизни, а на смену ему приходили новые люди - купцы, капиталисты из бывших мужиков вроде Лопахина
Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова Вишнёвый сад
Автор: Чехов А.П. В дореволюционной России долго сохранялся старый феодальный строй, когда господствовало дворянство. Оно жило за счёт тех доходов, которые давали ему их поместья. Но постепенно в России, правда, позже, чем в других государствах, начал развиваться капитализм. В обществе появился новый класс — буржуазия.
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова Вишневый сад
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад"? Автор: Чехов А.П. Пожалуй, начну с того, что классическая литература потому и называется таковой, что она нетленна. Вопросы, проблемы, затрагиваемые в пьесе, актуальны и по сей день. Автор обнажил перед читателем проблемы загнивающей эпохи.
Драматургия
Автор: Чехов А.П. Как стилист Чехов недосягаем. В. Трофимов Краткость — сестра таланта. А. Чехов Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор стремится выразить основные мысли персонажей, что они прямо-таки просятся на сцену.
Комедия А. П. Чехова «Вишневый сад»
Комедия Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» является величайшим произведением XX века. Нет, пожалуй, артиста и режиссера, который бы не хотел сыграть и поставить эту пьесу. Чем же так привлекательно это произведение?
Три поколения в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"
А. П. Чехов назвал свое произведение "Вишневый сад" комедией. Мы же, прочитав пьесу, относим ее скорее к трагедии, чем к комедии. Нам кажутся трагическими образы Гаева и Раневской, трагичны их судьбы. Мы сочувствуем и сопереживаем им.
Лопахин и Варя в пьесе Чехова Вишневый сад
Чтобы лучше понять непростые взаимоотношения Вари и Лопахина, необходимо хорошо понять, что представляет собой каждый из этих персонажей. Лопахин — один из центральных образов пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».
Обличение недотепства в пьесе Чехова Вишневый сад
Каждая пьеса Чехова — это всегда произведение совершенно неповторимое, оригинальное. Читая любую из них, будь то «Чайка» или «Три сестры», «Дядя Ваня» или «Вишневый сад», мы сразу ощущаем атмосферу, в которой живут, страдают, любят герои. «Вишневый сад» — это пьеса о родине, о мнимых, настоящих хозяевах России, о близком превращении всей страны в прекрасный вишневый сад.
Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова
Автор: Чехов А.П. А. П. Чехов принадлежит к числу тех русских писателей, которых всегда интересовали проблемы исторического развития общества, проблема героя времени. А потому в своих произведениях он исследует проблему дворянства, причем писателя интересует не только общественная роль дворян в новых исторических условиях, но и состояние их внутреннего мира.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне 2
Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии.
Настоящее, прошлое, будущее в пьесе Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Конец девятнадцатого — начало двадцатого — время изменений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошлого. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и дети”.
Будущее в пьесе Чехова "Вишневый сад"
Пьеса "Вишневый сад", написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и других.
Идейное содержание пьесы А. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Последняя законченная пьеса Чехова — “Вишневый сад” — представляет собой итог всей его литературной деятельности. В ней отчетливо звучат некоторые из основных мотивов, разработкой которых он был занят, начиная с 80-х годов XIX века и до конца своей жизни.
Рецензия на пьесу А.П.Чехова Вишневый сад
Рецензия на пьесу А.П.Чехова "Вишневый сад" Автор: Чехов А.П. «Вишнёвый сад» - самое интересное произведение А.П. Чехова. 15 мая наш класс ездил в Архангельск в театр на постановку этого произведения.
Символом чего является вишневый сад по комедии Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Пожалуй, для Раневской вишневый сад – это прошлое, это его приятные воспоминания, ведь для нее продать сад, значит, изменить себе, своим привычкам, идеалам, жизненным ценностям. А все былое, связанное с садом, так греет душу и наполняет сердце Любви Андреевны счастьем. Она – человек прошлого, совершенно не приспособленный к жизни, а жить прошлым в своем имении – это самый простой вариант.
Закушняк, Александр Яковлевич
Александр Яковлевич Закушняк (1879—1930; псевдоним Самарский) — российский и советский артист театра и эстрады, чтец, основоположник реалистической школы литературного рассказывания, создатель жанра вечера рассказа[1]