В литературе под антитезой подразумевают художественный прием, предполагающий резко выраженное противопоставление каких-либо понятий или явлений. Антитеза становится одним из ведущих средств в построении произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Противопоставление звучит уже в самом названии романа. Ударение как бы падает на слово «дочка», смысл которого настраивает на умиротворяющий лад. Вероятно, это связанно с идеей произведения, преобразованной в философском образе семьи, дома. С другой стороны, звучит и военная тематика. Ведь речь идет о капитанской дочке, Маше Мироновой.
Интересно, что её образ не является центральным в произведении.
Сюжетообразующим персонажем в произведении является Петр Андреевич Гринев. Отец его отправляет в Белогорскую крепость недалеко от Оренбурга на службу. Его судьба теперь связана с семьей капитана-исправника, Ивана Кузьмича Миронова. Вскоре он становиться свидетелем исторических событий, связанных с крестьянским восстанием под предводительством Пугачева.
В романе выражена любовная линия. Она во многом помогает раскрытию образов главных героев и связана с приемом антитезы.
В этом отношении надо сказать о Гриневе и Швабрине. Оба героя влюблены в Машу Миронову. После знакомства друг с другом Гринев узнает, что Швабрин оказался в Белогорской крепости за смертоубийство. Маша не отвечала на чувство Швабрина, что вызвало некоторую неприязнь, отчуждение, ведь задето его самолюбие. В отличие от Гринева он не способен к глубокому чувству. Им руководят более низменные чувства. Это дает ему право распространять несправедливее слухи, во много порочащие Машу. Эта особенность его натуры в дальнейшем и объясняет то, что он с готовностью перешел к Пугачеву (его трусость и подлость). Он обращается к насилию как к средству достижения своих целей (он пытается заставить машу выйти за него замуж). На этой внутренней антитезе выявляется его истинная натура, ничтожная, трусливая.… В противопоставлении образов Швабрина и Гринева выигрывает Гринев. ! Любовь придает смысл его существованию. В нем есть стремление к прекрасному, что сочетается с некоторой наивностью, вспыльчивостью. Кроме того, он обладает храбростью. Решение пройти путь от крепости в Оренбург, зная, что можно попасть в лагерь к Пугачеву, открывает в нем сильную личность.
Любовная линия предельно важна и в философском контексте. Ведь любовь связанна со спокойствием, миром, что противопоставляется войне, бунту.
В этом отношении важно проанализировать и психологическую пару: Гринев и Пугачев.
По сюжету романа Пугачев играет значительную роль в судьбе Гринева и Маши Мироновой. Во многом благодаря нему они обретают счастье. В этом отношении важен образ Пугачева.
В современной историографии 20-30х годов XIX века в образе Пугачева преобладали дьявольские черты. У Пушкина этот образ представлен по-другому, хотя и не идеализирован. Он жестокий, грубый…. Но, с другой стороны, его образ проникнут и лиризмом.
Здесь важна сцена, когда Пугачев и Гринев едут вместе к крепости и Пугачев рассказывает калмыцкую сказку об орле и вороне. В Пугачеве неожиданно открывается лирическое начало. Возможно, он рассчитывал на отзыв со стороны Гринева. Но тот не смог понять сказку. И на ответ Гринева, что сказка занятна, на лице Пугачева отразилось удивление.
Эта сказка интересна в философском контексте. Ведь в ней отражено стремление к воле, свободе, прекрасному. Вероятно, Гринев не смог понять значение сказки, так как был дворянином. И такой образ жизни, мир вполне устраивали. И в этом опять есть противопоставление двух миров. В связи с образом Пугачева возникает и антитеза бунта, войны миру, что важно для раскрытия идеи повести.
Пугачев возглавляет крестьянское восстание. В его образе ярко выражено бунтарское начало. Тема бунта у Пушкина рассматривается во многих произведениях. В этом отношении можно провести параллель с «Медным всадником». В обоих произведениях отражен бунт маленького человека против государства, подавляющего личность, не дающего права на счастье.
(Для Евгения счастье связано с созданием семьи. Для Пугачева счастье в обретении свободы.) Важно, что Гринев проигрывает Пугачеву. В нем нет поэтического дара, хотя в произведении звучит его стихотворение, посвященное Маше Мироновой. И Швабрин прав в этом случае в своем критическом подходе к стихотворению.
Важно противопоставление Савельича Пугачеву. Они оба крестьяне. И это уже дает нам право на их сравнение. Савельич не представляет жизни без своего барина. В нем ярко выражено рабское начало. Важно, что Савельич не хочет разрушить такой уклад жизни. Для него это вполне естественно. (Интересно, что Пушкин создает образ Савельича так, что читатель все равно проникается к нему симпатией.) Пугачев представляет собой полную противоположность Савельичу. Важен символический образ метели, из которой впервые появляется Пугачев в произведении. Образ метели олицетворяет свободу и несет некую загадку.
Можно противопоставить Пугачева Екатерине II. Они оба решают судьбу людей. Но больше симпатии вызывает Пугачев.
Возможно, потому что он выступает за тех, кто унижен политикой Екатерины II.
В итоге идея бунта противопоставляется идее мира, спокойствия, счастья, которую обретают, например, Гринев и Маша Миронова.
Пушкин выступает против бунта. «Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».
Важно, что эти слова говорит Буланин, как называет Пушкин Гринева в «Прощальной главе». Он ощущает в себе какое-то странное чувство, омрачающее его радость. Таким образом, даже в финале звучит противопоставление, в данном случае чувств, из-за нерешенности вопроса о взаимоотношениях государства и человека.
Другие работы по теме:
Сочинения на свободную тему - В третьяковской галерее 1
Третьяковская галерея в Москве один из крупнейших в мире музеев русского изобразительного искусства. Она была основана в году П. М. Третьяковым как частное собрание. Как отмечают искусствоведы наиболее полно в частной коллекции.
Роль антитезы в романе Льва Толстого Война и мир
Л.Н. Толстой – классик мировой литературы, величайший мастер психологизма, создатель жанра романа-эпопеи, умело использовавший средства художественной изобразительности. Одним из основных идейно-композиционных приемов у Толстого является антитеза. Функции антитезы в романе "Война и мир" очень разнообразны.
Антитеза в романе Тургенева Отцы и дети
Роман "Отцы и дети" написан Тургеневым во второй половине XIX века. К этому времени в литературе уже окончательно сформировались традиции написания романа, и господствующим течением в русской литературе стал реализм. Создавая свое произведение, Тургенев ориентировался прежде всего на опыт таких классиков русской прозы, как Пушкин и Гоголь.
Повесть Карамзина Наталья, дочь боярская
Во второй половине 70-х годов XVIII века возникает и к концу века развивается в русской литературе новое направление — сентиментализм. Сентиментализм был общеевропейским направлением в искусстве и литературе, но в каждой стране он имел своеобразные черты. Писатели-сентименталисты в центре изображения поставили повседневную жизнь простого человека, его личные душевные переживания, чувства и настроения.
Семья Болконских и Курагиных в романе-эпопее Толстого Война и мир
Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных.
Значение Лермонтова в истории русской литературы
Автор: Лермонтов М.Ю. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. А.С.Грибоедов. Горе от ума.
Автор: Грибоедов А.С. Термин “антитеза” произошел от греческого слова и означает — противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существенен сам факт смены одних антитез другими, знаменующий сдвиг в сознании писателя, хотя смысловая контрастность не устраняется: “К добру и злу постыдно равнодушны”, “И ненавидим мы, и любим мы случайно” (“Дума” М Лермонтова).
Образ Онегина в романе Евгений Онегин
Автор: Пушкин А.С. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины XIX века. Этот роман — одно из самых любимых, современных и в то же время сложнейших произведений русской литературы. На примере Онегина, Ленского Пушкин исследует вопрос об интеллектуальной жизни и нравственных исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.
Кутузов и Наполеон в романе Л. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Художественный прием антитезы — стержень романа-эпопеи “Война и мир”, пронизывающий буквально все произведение. Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, события двух войн (войны 1805— 1807 годов и войны 1812 года), сражения (Аустерлицкое и Бородинское), социумы (Москва и Петербург, светское общество и провинциальное дворянство), действующие лица.
Значение сатиры Салтыкова-Щедрина
Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно.
Анализ стихотворения К Я не унижусь пред тобою...
Анализ стихотворения "К***" ("Я не унижусь пред тобою...") Автор: Лермонтов М.Ю. Любовь занимает важное место в творчестве многих поэтов. Большое внимание этой теме уделял и Михаил Юрьевич Лермонтов.
Сюжетные антитезы в романе Обломов
Сюжетные антитезы в романе "Обломов" Автор: Гончаров И.А. 1. Обломов – Штольц. 2. Обломов – Ольга Ильинская Штольц – не положительный герой романа, его деятельность иногда напоминает деятельность Судьбинского из презираемого Штольца Петербургского окружения Обломова: работать, работать, еще раз работать, как машина, без отдыха, развлечений и увлечений.
Смысл названия романа И. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы.
Прием обманутого ожидания в творчестве Д. В. Веневитинова
Поэзия Д. В. Веневитинова — одна из самых ярких, но, к сожалению, коротких страниц русской литературы. Войдя в историю как создатель одного из направлений в русском романтизме — любомудрия, Веневитинов не был обойден вниманием критики.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе.
Автор Слова о полку Игореве.
Автор "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" посвящено походу против половцев в 1185 году.Оно глубоко связано с народной культурой,с народными обычаями и языком.
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его подданного князя Андрея Курбского, продолжавшаяся в течение 1564—1579 гг., ставшая широко известной, занимала значительное место в публицистике XVI века.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века
В своих ранних произведениях М. Горький предстает как романтик. Романтический, а потом идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – основная черта этого литературного направления.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Кожинов В.В.
Русский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии).
Лукин Е.В.
Окончил исторический факультет ЛГПИ им. Герцена (1977). Член Союза писателей России (1996). Основной труд - стихотворные переложения древнерусских произведений "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли", "Задонщина".