Гуманизм в романе Достоевского
"Преступление и наказание"
Ф.М
Достоевского называют великим писателем - гуманистом. Изучая творчество
Достоевского, все кажется, что мы еще не подступились к этой громадине мысли,
слова, правды и страсти.
Сын
своего век, он не был огражден ни от ошибок, ни от заблуждений. И сегодня,
читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного
прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества
Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества
писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и
зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества
Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием
за " униженных и оскорбленных" пронизаны произведения писателя -
гуманиста.
Роман
"Преступление и наказание" был написан в период "трудного
времени" конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии
экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861г не только не
сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе
нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались
представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин?
Никто
ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег,
циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть народа
опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам
буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становятся частью обнищавшего
народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой.
Человек, который думает, страдает мучаетсяЕВ такой процент попадают семья
Мармеладовых, Дуня, Раскольников, обманутая девушка на бульваре, утопленница.
Достоевский
писатель - гуманист показывает, какой трагедией оборачивается новое социальное
переустройства общество для простого человека. Стремление жить честно приводит
к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена
принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни.
Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина.
Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества.
У
главного героя Раскольникова так же складывается жизнь, как и у других. Убить
никчемную вредную старушонку, которая наживается на разорении других,
представляется делом, чуть ли неполезным. Убери одну тварь, и другим станет
дышать легче. Убийство старухи - процентщицы - это вызов Раскольникова
"сильным мира сего", желание доказать, что "не тварь он
дрожащая", а "право имеет изменить этим порядок одним решительным
действием": " Сломать что надо раз и навсегда, да и только".
Справедливо и понятно мне желание Раскольникова наказать зло, восстать против
насилия.
А
разве может быть основано счастье многих людей на крови одного? Пусть даже
самого ничтожного существа. Это антигуманно. Достоевский никогда не мог
согласиться с тем, что справедливости можно достигнуть путем насилия. Вот
почему все идеи Раскольникова рушатся при попытке воплотить их в жизнь. Не
может он спокойно и хладнокровно убить старуху. Итог таков, что любое насилие
рождает только насилие. Решаясь на убийство, Раскольников утверждает право
"сильной личности" "на кровь по совести". Он считает, что
нет таких законов, которые могли бы осудить его.
Но
что же заставляет его мучиться после убийства? Раскаяние? Ведь далеко не сразу
идея Раскольникова терпит крах. Он не может принять мир, построенный на крови,
слезах, и прийти к этому миру с покаянием. Противоречия между мыслями и
поступками приводят нашего героя в нравственный тупик. Разум и сердце не
находят согласие. Боль и глубину душевных страданий Раскольникова суждено
разделить другой героине - Сонечке Мармеладовой. Именно она откроет, возродит к
жизни в нем того человека, который в нем жил инстинктивно и которого он
всячески пытался в себе подавить разумом и гордыней. В Соне Раскольников найдет
человека и ту единственную правду, которая ведет к спасению. В сострадании и
любви, в самопожертвовании во имя блага ближнего смысл жизни Сони. Ради
спасения детей, отца, Катерины Ивановны пожертвовала она собой.
Раскольников
пытается найти в Соне союзницу. Истерзанный духовным одиночеством, он идет к
Соне, чтобы примкнуть к людям. Не осуждения, а понимания и сострадания ждет он
от нее. Не в наказании спасение души человека. Разделяя муки вместе с ним,
проходит она его "крестный ход". Только до конца жертвуя собой, можно
спасти и излечить душу человека. В этом видел Достоевский величие человеческой
личности, проявление истинной гуманности.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib/
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Петербург в романе ф. м. достоевского
События в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказаниег разворачиваются в Петербурге. Многие писатели обращались к этому городу в своих трактирами полными пьяных. Когда Достоевский писал. Преступление и наказание торговцы студенты.
Достоевский ф. м. - Тема униженных и оскорбленных в романах ф. м. достоевского
Роман Ф.М. «Достоевского является моим любимым произведением литературы второй половины XIX века. В романе «Преступление и наказание» писатель крупным планом показал жизнь «маленького» человека, задавленного нищетой и безысходностью. Не случайно в произведении, действие которого разворачивается в Петербурге, не упоминается
Проблема добра и зла в романе Достоевского Преступление и наказание
Проблема всего творчества Достоевского — определение границ между добром и злом. Это центральный философский вопрос, волновавший писателя всю жизнь. В своих произведениях писатель пытается дать оценку этим понятиям и установить их взаимодействие как в обществе в целом, так и в отдельном человеке.
Гуманизм романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Гуманизм романа Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать.
Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Противостояние между добром и злом – основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». По мнению писателя, зло порождается действительностью; например, яростной, ожесточенной реакцией на несправедливые жизненные условия. Добро же сосредоточено в духовном начале человека, «натуре», сопротивляющиеся проникновению идеи зла и насилия.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского Преступление и наказание.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского "Преступление и наказание". Автор: Достоевский Ф.М. Противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой автор подчеркнул контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других.
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Ф. М. Достоевский — великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над социальным, философским и психологическим романом “Преступление и наказание”. Это произведение принесло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание 3
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Автор: Достоевский Ф.М. “…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Такое отвратительное, страшное, мрачное и жалкое описание моего самого любимого города меня поразило, напугало и даже немного оскорбило.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Философские проблемы в романе Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня.
Петербург в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» Общественная атмосфера конца 60-ых годов и её отражение в идеологическом романе «Преступление и наказание». С такими мыслями приступил Ф.М. Достоевский к одному из ключевых произведений своего творчества – к роману «Преступление и наказание».
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Ф. М. Достоевский известен на весь мир благодаря написанной им книге «Преступление и наказание». Этот роман по праву считается одним из лучших произведений второй половины 19 века и по праву принадлежит к элите мировой литературы.
Сонина правда в романе Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины шестидесятых годов 19 века. Это время, когда Россия находилась в состоянии социального и экономического кризиса. По словам Салтыкова-Щедрина, «старые идеалы сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались».
Психологизм Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский - выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.
Сочинение-миниатюра по роману Преступление и наказание
Сочинение-миниатюра по роману "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф.И. Достоевского " Преступление и наказание" - это произведение, посвящённное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки человеческая душа к постижению истины. Преступление Раскольникова-это игнорирование христианских заповедей, а человек,который в своей гордыне смог их преступить, по религиозным понятиям, способен на всё.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание") Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат - символе петровской эпохи - писали А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), Андрей Белый ("Петербург"), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.