«Кукольный дом» — одна из самых популярных пьес Генрика Ибсена.
Действие пьесы начинается в преддверии Рождества. Наконец-то закончился тяжелый период в жизни семьи: мужа Норы назначили на должность директора банка, тяжелый труд и безденежье остались в прошлом. Теперь Нору окружает устроенный выт, состоятельный супруг, прекрасные дети. Семья занята приготовлениями к празднику. Молодая женщина вроде бы имеет все основания радоваться жизни и чувствовать себя счастливой. Это было бы достойной наградой за все страдания и невзгоды, которые ей пришлось пережить. Но это только иллюзия. Уже в эти минуты семейному счастью угрожает опасность. Стоит только взглянуть на манеру общения Хельмера со своей супругой, и складывается впечатление, что он любит Нору не как человека, а как дорогую вещицу. Ему доставляет удовольствие поучать ее, чтобы лишний раз убедиться в ее покорности, а, убедившись, он щедро одаривает ее деньгами. Но Нора почему-то не хочет купить себе подарок, а предпочитает получить его стоимость деньгами. Возникает ощущение какой-то тайны. И вскоре мы узнаем некоторые подробности из жизни главной героини. Оказывается, ее муж Хельмер однажды надорвал здоровье на тяжелой работе, и ему требовались деньги на лечение в Италии. Нора внутренне недовольна тем, что она для него только игрушка, «легкомысленная птичка», «белочка», «жаворонок», и потому ей доставляет удовольствие представить дело так, будто она сама сумела собрать необходимую сумму, но не говорит, как именно ей это удалось. Муж ничего не знает об этом, потому что правда может разрушить семейное счастье. Теперь Нора тайно выплачивает долг, и это для нее безусловное доказательство того, что она — человек, неповторимая индивидуальность.
Все события в пьесе разворачиваются вокруг этого поступка Норы и ее попыток доказать, прежде всего самой себе, что она самостоятельная личность. Автор критически анализирует общепринятые ценности и старается ответить на главный вопрос: «Что мешает человеку быть самим собой?»
Далее события приобретают драматическую и даже трагическую окраску. Крогстад просит Нору повлиять на своего мужа, чтобы тот не увольнял его с занимаемой должности, а в противном случае он расскажет всю правду о том, как именно Нора получила деньги, нарушив при этом закон, подделав документы. Причины, толкнувшие Нору на такое, были благородными, но, как говорит Крогстад, «закон не интересуется причинами». Преступление, которое совершил Крогстад, подделав документы, в глазах закона такое же, как и то, что совершила Нора, и она приходит к мысли, что законы несправедливы, если они остаются равнодушными к моральным намерениям и мотивам поступков людей.
Нора глубоко переживает свое безвыходное положение, тем более, что муж, который гордится собственной безупречностью, остается непреклонным. Она понимает, что с его стороны не дождется поддержки или сочувствия, он осудит ее, когда все откроется. Нора не ждет спасения, она обвиняет себя в том, что морально губит детей, оставаясь рядом с ними, отравляет семью. Сердце ее наполнено страхом и желанием остановить надвигающуюся катастрофу. Она осознает, что счастье оказалось иллюзией, и в душе ее растет чувство отчуждения от семьи, она даже убеждает себя, что не имеет права воспитывать своих детей. Еще одна попытка уговорить Хельмера заканчивается тем, что Нора невольно ускоряет отправку письма с уведомлением об увольнении. В дополнение ко всем несчастьям, оказывается, что доктор Ранк — единственный человек, который мог бы одолжить Норе денег для уплаты остатка долга, — любит ее, а Крогстад продолжает шантажировать, обещая раскрыть подробности ее преступления. Нора решает оставить дом и детей, только бы уберечь их от позора, но у нее пока еще не хватает решительности сделать это. Она еще надеется на какое-то чудо, но чуда не происходит. Нора находится на грани отчаяния, она постоянно размышляет о создавшейся ситуации, мучительно ищет выхода из нее.
Наивысшей точки ее отчаяние достигает в финале второго действия, когда она танцует для гостей за обещание, что Хельмер не достанет почту в течение двух дней. Она танцует так исступленно, с таким напряжением, что кажется, будто речь идет «о самой жизни». Такое сравнение не случайно, ведь Нора внутренне уже смирилась с тем, что счастья ей не сберечь, и считает, сколько часов жизни ей осталось.
Вскоре события принимают иной оборот. Крогстад возвращает долговую расписку и обещает забыть о своих претензиях к Хельмеру, но такое, казалось бы, благополучное разрешение ситуации только обостряет этическую проблематику произведения. Нора не воспользовалась возможностью избежать неприятностей (ей стоило только попросить о помощи свою подругу), наоборот, она сознательно создает условия для проверки своего супруга, и он, конечно, ее не выдерживает. Нора заставляет Хельмера прочитать письмо, провоцируя тем самым и сцену их последнего разговора. Мы становимся свидетелями того, как быстро любовный щебет самодовольного самолюбца может превратиться в разгневанную проповедь, как только возникает угроза для его репутации и карьеры. Но Нора уже столько пережила, передумала и переоценила в своей жизни, что сама готова к решительным Действиям. Она окончательно убедилась, что навсегда останется Для Хельмера только любимой дорогой игрушкой, с которой так приятно играть, потому что она такая красивая. Нора уже вынесла окончательный приговор своей любви. Она подводит итог своему замужеству, понимает, что восемь лет жила с человеком, родила троих детей, но они так и не стали по-настоящему близкими и родными.
Боль и разочарования пробудили у Норы непреодолимое желание быть самой собой, и теперь ее уже ничто не сможет остановить. Она больше не будет послушно выполнять желания и прихоти других, она решительно и последовательно переступает через общепринятые нормы, которые стоят на пути обретения ее «я», она оставляет дом и семью, потому что разочаровалась во всем, что ее окружало. На свете нет больше чудес, и потому Нора устремляется на поиски истины
Другие работы по теме:
Литературный герой НОРА
НОРА (норв. Nora) - героиня пьесы Х. Ибсена «Кукольный дом» (1879), молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца для спасения тяжело больного мужа).
Пушкин а. с. - Сон татьяны.
AlignjustifyИ снится чудный сон. Татьяне а с Пушкин Александр Сергеевич Пушкин тонкий психолог прекрасно понимающий душу человека Его роман. Евгений Онегин является достоверной картиной русской жизни начала XIX века.
Драйзер т. - Счастье керри
Сестра Керри первое крупное произведение классика американской литературы. Теодора Драйзера. Это одно из наиболее реалистичных его произведений. Все основные персонажи романа воспроизведены. Драйзером на редкость точно.
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
Знакомство Паратова и Карандышева
Островского интересует в первую очередь подъем чувства личности, вызванный реформами, поэтому «Бесприданница» — психологическая драма, главную роль в которой играет женщина, героиня с глубоким внутренним миром и драматическими переживаниями.
Образ Татьяны Лариной
Важное место в романе «Евгений Онегин» занимает образ Татьяны Лариной – «милый идеал» Пушкина. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им ранее в жизни.
Ася одна из тургеневских девушек
В творчестве И.С. Тургенева выделяется целая галерея образов, условно названных «тургеневскими девушками». Это, как правило, героини незаурядные, с богатым внутренним миром, полные искренности, любви и самоотверженности. Одна из таких «тургеневских девушек» – Ася, героиня одноименной повести.
Пленительный женский образ в романе Александра Пушкина Евгений Онегин
Образ Татьяны Лариной, созданный Пушкиным в его романе, имеет не меньшее значение, чем образ Онегина. Автор в своем произведении старается как можно точнее показать нам простую русскую «провинциальную барышню» с ее чувствами и мыслями. По описанию Пушкина можно понять, что внешность героини лишена каких-либо прекрасных черт, какими наделяли действующих лиц писатели классических и сентиментальных произведений:
В чем причина драмы героини пьесы Островского Бесприданница
Драма "Бесприданница" была написана в 1879 году, в ней автор отразил характерное для того времени состояние: скачок развития торговли и промышленности, изменение прежнего, старого, в сторону цивилизации, ослабевание дворянства и его роли в обществе. Но автора больше всего интересует подъем чувства личности, вызванный реформами, поэтому "Бесприданница" прежде всего психологическая драма, главную роль в которой играет, конечно же, женщина, героиня с богатым внутренним миром.
Последнее свидание Катерины с Борисом
Драма «Гроза», написанная А.Н. Островским в 1859 году, по своему жанру — социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал — самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины.
Рецензия на фильм Никиты Михалкова Раба любви
Я хочу рассказать о фильме Никиты Михалкова «Раба любви». Но для начала попробуем разобраться, что такое фильм… Чем же отличается фильм от книги? Прежде всего, тем, что фильм, по-моему, более полно раскрывает тему своего автора, поскольку фильм - это совокупность мастерства режиссера, композитора, актера.
Анализ народной лирической песни Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...
Анализ народной лирической песни "Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные..." Автор: Разное Лирическая песня «не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» затронула мою душу. Она исполняется от лица скорбящей невесты, которую отверг и покинул «сердечный друг». В песне героиня раскрывает свои чувства.
Образ тургеневской девушки в повести Ася
Образ "тургеневской девушки" в повести "Ася" Автор: Тургенев И.С. Под термином «Тургеневская девушка»-скрывается образ пленительных, обладающих особыми качествами души героинь с драматической судьбой.
Истоки убийства Германом главной героини по повести А.С. Пушкина Пиковая дама
Истоки убийства Германом главной героини (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" ) Автор: Пушкин А.С. Герой романа А.С. Пушкина Герман – молодой человек, обделённый крупным капиталом, но не острым умом, он хорош собой и благодаря немецким корням расчетлив. Проводя один из вечеров у конногвардейца Нарумова, Герман как всегда лишь наблюдал за игрой в карты, не принимая участия.
Татьяна - милый идеал Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Когда говорят о девушке, почти всегда вспоминают произведение Тургенева и его героинь. Не менее привлекательны и героини Пушкина. Но самой поэтичной, самой яркой является Татьяна Ларина. Даже имя Пушкин подбирает ей не случайно. В те времена имя Татьяна звучало слишком простонародно, да и сам поэт говорит про это.
Психологический портрет в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Как известно, Л. Н. Толстой был великим мастером психоанализа и “диалектики души” человека. Ему было свойственно изображение “текучих”, сложных, противоречивых характеров и развивающихся событий. Именно сам процесс внутренней жизни героев и ее эволюция привлекали писателя.
Анализ стихотворения Слаб голос мой... А.Ахматовой.
Автор: Ахматова А.А. Стихотворение «Слаб голос мой» написано весной 1913 года. Оно входит в сборник «Белая стая» (1917 год), который принес (наряду с другими сборниками: «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Anno Domini») А. А. Ахматовой широкое литературное признание.
Содержание названия драматичного произведения Ибсена Кукольный дом
Г. Ибсен стал для своих современников обладателем мыслей, создав проблемный театр, в котором прошли проверку почти все идеи и темы ХІХ века. Славный реформатор театра впервые ввел новый жанр синтетической пьесы. Ее особенность заключается в том, что в ней совмещаются трагедия и комедия. Это сочетание предоставляет произведению Ибсена «Кукольный дом» такого странного оттенка, что эта пьеса поражает не одного ее читателя и зрителя.
Ибсен Генрик
(20.03.1828 — 23.05.1906) Ибсен родился в небольшом норвежском городишке в семье купца-тирана. Ходили слухи о том, что он был незаконнорожденным ребенком. Еще в детстве он привык к одиночеству и научился обходиться без близости с другими людьми. В 16 лет он покинул дом и стал учиться на аптекаря. В свободное время он читал, рисовал и писал стихи.
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны. 5
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны. Автор: Пушкин А.С. “Евгений Онегин” — произведение, знакомящее yас с культурной жизнью дворянского общества. Именно в этом романе отразились высокий профессионализм и уникальность Пушкина как поэта. Еще в самом начале произведения он знакомит нас с основными действующими лицами, очень точно раскрывает их характеры и переживания, красивейшие строки посвящает русской природе.
Тема любви в рассказе «Холодная осень» Бунина
Автор: Бунин И.А. Рассказ «Холодная осень» можно условно разделить на две части: до войны и после смерти героя. Причем вечер, который молодые люди провели вместе саду, описан до мельчайших подробностей, поэтому что этот фрагмент заставляет остановить внимание читателя на нем, что опять доказывает мысль главной героини о том, что в ее жизнь «был только тот холодный осенний вечер».
Трагедия любви в провинциальном мире но драме А. Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Главная героини драмы А. Н. Островского «Гроза» - Катерина Кабанова - представляет собой «истинно русский образ женщины», по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке героини, и в лиризме ее чувства.
Пандора кукла
Пандора — кукла, названная по имени героини греческой мифологии Пандоры (в переводе с греческого — всем одарённая) и предназначенная для демонстрации моделей одежды.
Счастье Керри (По роману Т. Драйзера "Сестра Керри")
"Сестра Керри" — первое крупное произведение классика американской литературы Теодора Драйзера. Это одно из наиболее реалистичных его произведений. Все основные персонажи романа воспроизведены Драйзером на редкость точно.
Сёрен Кьеркегор
Kierkegaard, Seren (1813–1855), датский философ, религиозный мыслитель и литератор, родился 5 мая 1813 в Копенгагене. Учился в средней классической школе, в 1830 поступил в Копенгагенский университет.