Рецензия на рассказ И. А. Бабеля “Линия и цвет”
Имя И. А. Бабеля часто ассоциируется со сборником рассказов “Конармия”, с темой гражданской войны, и немногие пытаются выйти за рамки сложившегося стереотипа. А ведь XX век в искусстве, особенно в русской литературе, характеризуется удивительной неоднозначностью, многомерностью содержания, сложностью форм… Именно в Советской России появляются такие художники, как Маяковский, ищущий новую форму, но наполняющий ее вечным содержанием, несмотря на попытки уйти от вечного, и Есенин, загадка жизни и творчества которого до сих пор мучает исследователей, и Булгаков, преподнесший тему гражданской войны в “Белой гвардии” так, что до сегодняшнего дня этот роман восхищает не только читателей, но и критиков. Бабель пишет свои рассказы в тот же исторический период, его произведения появляются на фоне признанных сегодня творений. И неужели может он быть так однозначен, как принято считать, неужели цель его – лишь в описании исторических событий? Рассмотрим один из его рассказов. Остановимся на произведении, не входящем в “Конармию”.
Итак, рассказ “Линия и цвет”. Он привлекает уже названием: цвет и линия– две неизменные составляющие любого произведения искусства. Эстет-читатель предчувствует что-то, отличное от рассказов “В щелочку”, “Мама, Римма и Алла” и других, которые, несмотря на уверения исследователей о том, что они лишь попытка писателя “заглянуть за край” (по выражению Г. Белой), узнать все о человеке, будут нестерпимо скучны своей моралью искателю красоты, а иному последователю “чистого искусства” покажутся примитивно пошлыми.
“Линия и цвет” - перед читателем не просто рассказ, а рассказ-эссе. И, т.к. автор не указывает жанр произведения, обоснуем такое предположение. Эссе – это небольшое прозаическое сочинение свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно. А что читатель видит в предложенном рассказе? Герой встречает в санатории Олилла А.Ф.Керенского и, гуляя с ним по “саду очарований, в неописуемом финском лесу”, обнаруживает, что его собеседник близорук. На предложение рассказчика купить очки, чтобы видеть мир в линиях, Керенский возражает, говоря, что линия примитивна по сравнению с “мечущимся океаном” цветов. Завершает произведение автор размышлением о судьбах людей, находящихся во власти близорукого, почти слепого “хозяина”.
Мы видим все черты эссе: композиция напоминает скорее озарисовке, чем о выверенном литературном произведении, хотя в ней можно выделить экспозицию (первые четыре абзаца) и завязку, но ни естественной кульминации, ни развязки мы не обнаружим – характерная для эссе незавершенность. Субъективность в раскрытии темы несомненна – не зря позиция рассказчика, отражающая авторскую, преподнесена читателю в контрасте с мнением Керенского и выраженным на уровне художественных приемов, а не содержания, его отрицанием. Объясним утверждение об отрицании рассказчиком позиции Керенского. Во-первых, обратим внимание на начало рассказа: с Керенским рассказчика знакомит некий “присяжный поверенный Зацареный”, о котором известно, что его дружбой дорожит “великий князь”, который “ходил по улицам Ташкента нагишом, … ставил свечи перед портретом Вольтера, как перед образом Иисуса Христа”. Через такую сложную, и, пожалуй, громоздкую, систему зеркал, герой эссе Керенский, кроме своей исторической роли, сообщаемой читателю фамилией, получает еще и некоторый темный, почти отрицательный оттенок – первый знак несовместимости с рассказчиком и автором. Два следующих абзаца, акцентированные анафорой “итак - Олилла”, рисуя нам самого рассказчика человеком утонченным, умеющим видеть и чувствовать красоту мертвую и живую – какое оригинальное сравнение неба с птицей, как чудно оттенена “грудь графини Тышкевич” тлеющими в вазах северными цветами и распростертыми на сумрачных плафонах рогами! – наталкивают читателя на мысль о неспособности Керенского осознавать эту поэзию жизни. Дальше – читатель только убеждается в такой позиции: Керенскому безразлично совершенство графини, “прекрасной, как Мария-Антуанетта”, он за обедом, кажется, даже не разговаривает – такое впечатление создается после брошенного рассказчиком: “Он съел три пирожных и ушел со мной в лес”. И, разумеется, Александру Федоровичу абсолютно непонятна юная прелесть фрекен Кирсти. Он не видит и не желает видеть ее так же, как и старого Иоганнеса. Он резок в ответе на предложение купить очки: “Никогда”. Обратим внимание на интонацию этого ответа – повествовательная, хотя от героя живого, чувствующего, можно было бы ожидать восклицания. В противопоставление этой беспристрастности Керенского рассказчик приводит свои аргументы “с юношеской живостью”. О, как он убедителен и ярок в полном эмоций, сравнений и эпитетов коротеньком монологе, превозносящем линию: она – “божественная черта, властительница мира”, она – и в “обледенелых и розовых краях водопада”, и в “японской резьбе” плакучей ивы, и в “зернистом блеске снега”… А как бесподобна “линия уже зрелой ноги” фрекен Кирсти! Читатель почти (я бы сказала – взвывает, но я же большая и понимаю, что сочинение – экзаменационное, поэтому…)
восклицает вместе с рассказчиком: “Купите очки, Александр Федорович, заклинаю вас!” И – что мы слышим в ответ на страстный монолог, способный убедить почти любого? Холодное, отрезвляющее: “Дитя, не тратьте пороху”. Керенский называет ту линию, которой рассказчик посвятил свое насыщенное поэтическими образами размышление, “низменной”. Не только линию, но и саму действительность, из которой автор достает один за другим звенящие, поющие эпитеты, близорукий Керенский называет “низменной”. Он “объят чудесами”, реально не существующими, и рассказчик мог бы ему простить эту позицию, если бы Керенский не судил так резко о том, чего никогда не видел сам, но что так дорого автору: небо, то самое, что сравнивалось в начале рассказа с птицей лирически настроенным рассказчиком, “слепой” и “почти мертвый” Керенский называет “чухонским”, предпочитая “пылающим облакам” “мечущийся океан” над головой. А этот выпад ему уже не простится – и следующие его фразы лишь отталкивают читателя: будущий “хозяин судеб” предпочитает не замечать фальши, осознанно принимать ее за реальность. Предложение купить очки и разрушить иллюзорность он называет “ослеплением”. В его мире все ценности кажутся нам – не без помощи автора – перевернутыми…
Затем мы видим Керенского уже в Петербурге 1917го, уже “верховным главнокомандующим”. Автору не возможно отказать в мастерстве гипноза с помощью языка: незначительная деталь – “Троицкий мост был разведен”, а “трамвайные вагоны лежали плашмя, как издохшие лошади” - и у читателя создано нужное настроение, чувство развала и обиды за Россию. А Александр Федорович, не видя всего этого, произносит “речь о России – матери и жене”. “Что увидел в ощетинившихся овчинах он – единственный зритель без бинокля?” - спрашивает рассказчик и задумчиво отвечает: “Не знаю…” Лукавит рассказчик, лукавит вместе с ним и Бабель: они – творец и его маска – прекрасно знают, что должен увидеть безвольный зритель глазами Керенского – сказку, не связанную с реальностью. “Как это опасно – близорукость, тем более близорукость главы государства!” – этой идеей должен проникнуться читатель, для этой цели Бабель называет свое эссе рассказом, ведь эссе не предполагает согласия с автором. Но – расчет не самый верный: гипнотизирующие эпитеты, чувственные сравнения способны не только на создание нужного автору читателя из почти любого, взявшего книгу. Они раскрывают писателя, обнаруживают его присутствие и часто играют роль противоположную первоначально задуманной.
Пожалуй, единственное полезное в этом рассказе – наглядная сила языка в руках мастера. Почти гениальны системы эпитетов, синтаксические конструкции – помните холодность фраз Керенского и эмоциональность рассказчика? Речевые обороты “загоняют” читателя в угол, заставляют его придумывать какие-то идеи и приписывать их автору – а в действительности у автора нет никаких идей. Рассказ этот только зарисовка с натуры, силой языка превращенная в эссе…
Другие работы по теме:
Тургенев и. с. - Рецензия на очерк и. с. тургенева бирюк
I. Описание сборника. Записки охотника. II. Рецензия на очерк И. С. Тургенева Бирюк Бирюк очерк из сборника. Записки охотника. Бирюк рассказ из Записок охотника. Был написан в году. По своей композиции не отличается от других произведений сборника с Петром Петровичем в очередной раз происходит интересная история которую он рассказывает в форме монолога.
Пропедевтика перкуторные границы органов
Перкуторные границы органов ГРАНИЦЫ ЛЁГКОГО Нижний край правого лёгкого Нижний край левого лёгкого Парастернальная линия Верхний край 6 ребра Среднеключичная линия
Пропедевтика: перкуторные границы органов
Перкуторные границы органов ГРАНИЦЫ ЛЁГКОГО Нижний край правого лёгкого Нижний край левого лёгкого Парастернальная линия Верхний край 6 ребра Среднеключичная линия
Девятый сон Веры Павловны
Автор: Пелевин Виктор. Рассказ напоминает развернутую рецензию на «Что делать?» Чернышевского. Немного запоздала, правда, рецензия-то, но выполнена классно, мастерски. Героиня в должности туалетной уборщицы, рассуждающая о философских материях и стремящаяся изменить мир (!) — это такая же фантастика, как первоисточник.
Рецензия на рассказ Волшебный магазин Герберта Уэллса
Герберт Уэллс - выдающийся английский писатель, автор многих романов, рассказов. Несколько поколений читателей захватываются его фантастическими произведениями. Еще в начале ХХ столетия Уэллс предусмотрел огромные возможности, связанные с открытием космоса, межпланетными путешествиями.
Рецензия на произведение Чехова Студент
Рецензия на произведение Чехова "Студент" Автор: Чехов А.П. Произведение начинается с описания пейзажа. Чехов начинает свой рассказ именно с этого, чтобы показать внутренне состояние души главного героя. Вначале, погода «хорошая, тихая», и настроение у студента тоже радостное. Но стемнело, и подул пронизывающий ветер, Иван вспомнил, как тоскливо было, когда он уходил из дома в академию, тема вечности и постоянно плохой жизни во все времена взволновала его мозг.
Рецензия на рассказ Л. Петрушевской Новые Робинзоны 2
Рецензия на рассказ Л. Петрушевской «Новые Робинзоны» Автор: Петрушевская Л.С. (II вариант) Главная тема этого рассказа-антиутопии — тема бегства от цивилизации, самоизоляции от царящего тоталитарного режима, от лжи, жестокости и насилия — трех главных столпов, на которых и держится это государство, в котором живут герои.
Рецензия на рассказ И.А. Бунина Ворон
Рецензия на рассказ И.А. Бунина "Ворон" Автор: Бунин И.А. Энциклопедией любовных драм можно назвать “Темные аллеи” – книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны (1937-1944).
Рассказ «Стланик» В. Т. Шаламова
Рассказ “Стланик” был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия, во время его проживания в Калинин кой области, и относится к циклу “Колымские рассказы”.
Рецензия на рассказ И.А. Бунина Чистый понедельник
Глазунова Вероника РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» Внешние события рассказа "Чистый понедельник" не отличается большой сложностью и вполне вписывается в тематику цикла "Темные аллеи". Это повествование о прекрасной молодой любви двух безымянных людей – мужчины и женщины.
Конармия. Анализ новеллы Бабеля Мой первый гусь
“Конармия” И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. “Конармия” написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в Первой конной армии). Сражался сам Бабель под именем Лютова.
Рецензия на рассказ Леонида Андреева Бен Товит
ецензия на рассказ Л. Андреева "Бен-Товит" Творчество Леонида Андреева – яркий луч в русской литературе конца XIX начала XX века. В это время в духовной жизни общества происходят разительные перемены. Переосмысление роли поэта приводит к появлению множества новых направлений, которые неразрывно связаны с изучением человеческой психологии.
Рецензия на произведение «Cудьба человека»
«Судьба человека» Шолохова – это повесть, и автор не случайно выбрал именно этот жанр. В произведении как таковом нет действия динамического. Все действие – это рассказ Соколова о своей судьбе, неторопливое повествование о страшных событиях.
Поэзия прозы
В небольшом шедевре И:Бабеля "Конармия", написав которую он одновременно подписал себе приговор, лишь оттянутый во времени, есть такое предложение: "Мы представляли мир, как цветущий сад, по которому гуляют красивые женщины и лошади".
Конармия И.Бабеля
"Конармия" И.Бабеля Автор: Бабель И.Э. Бурка начдива Павличепки веяла над штабом, как мрачный флаг. И. Бабель Бабель прибыл в Первую конную армию в качестве корреспондента газеты "Красный кавалерист". Если представить себе привилегированное казачество тех лет, из которого в основном и состояла конармия, вспомнить о том, что на службу казаки приходили надолго, на двадцать лет, а во время службы не привыкли бедствовать — обеспечивали себя за счет гражданского населения, добавить к этому почти поголовный антисемитизм среди донских казаков, то легко понять, в какое адское окружение попал молодой еврейский интеллигент, несуразный штатский в очках, не умеющий даже ездить верхом.
Как сделан сказ у Бабеля
В Большой советской энциклопедии читаем: сказ – это вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта сказа.
Анализ новеллы У святого Валента из романа Бабеля Конармия
Ведущее место в творчестве Бабеля занимает роман «КОНАРМИЯ». Этот роман не похож на произведения других авторов, описывающих события гражданской войны и революции. Большинство романов состоит из глав, а «КОНАРМИЯ» -из 36 новелл. Повествование ведется от первого лица. Главный герой – Кирилл Васильевич Лютов.
Изображения человека в экстремальных условиях
Автор: Шолохов М.А. Тема “Изображения человека в экстремальных условиях войны” является довольно актуальной в произведениях писателей 20 века. В романе Бабеля “Конармия”, в новелле “История одной лошади” и в рассказе Шолохова “Жеребёнок” показано поведение людей малообразованных, невежественных, одичавших от многолетней бойни, в которых всё равно проявляется человечность в трогательных ситуациях.
Рецензия на рассказ Ивана Николаевича Бойко «Мама»
Мама... Так трогательно и просто назвал Иван Бойко свой удивительный рассказ, насквозь пронизанный самой прекрасной любовью на свете – любовью к родной матери. Уже с первой страницы веет теплом и уютом, добротой и нежностью.
Бабель
Рецензия на рассказ И. А. Бабеля «Линия и цвет». Имя И. А. Бабеля часто ассоциируется со сборником рассказов «Конармия», с темой гражданской войны, и немногие пытаются выйти за рамки сложившегося стереотипа. А ведь XX век в искусстве, особенно в русской литературе, характеризуется удивительной неоднозначностью, многомерностью содержания, сложностью форм… Именно в Советской России появляются такие художники, как Маяковский, ищущий новую форму, но наполняющий ее вечным содержанием, несмотря на попытки уйти от вечного, и Есенин, загадка жизни и творчества которого до сих пор мучает исследователей, и Булгаков, преподнесший тему гражданской войны в «Белой гвардии» так, что до сегодняшнего дня этот роман восхищает не только читателей, но и критиков.
Рецензия на повесть в. Быкова "Обелиск"
В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество в. Быкова.
Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века
Автор: Бабель И.Э. Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И.Бабеля в “Конной армии”, у М.Шолохова в “Донских рассказах”.
Рецензия на рассказ В.М. Шукшина "Забуксовал"
Рассказ "Забуксовал" был написан Василием Шукшиным в 1971 году во время правления Леонида Брежнева. Это благополучное время развитого социализма. Уже позади тяжелые годы становления советской промышленности, война, послевоенное восстановление.