Мир романа (Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание")
В мире романов Достоевского дыхание трагедии охватывает сразу: это особая художественная действительность, мир болезненный и страшный, где нет непопранной красоты, непадшей добродетели, счастливых и спокойных лиц.
Мир - вымышленный и реальный в одно и то же время - ставит героя в острую ситуацию выбора, которой не избежит ни один из героев романа. Это тупик для слабого и дорога для сильного, как во многих русских сказках, где посреди чиста поля стоит камень, на котором написано: "Направо пойдешь - коня потеряешь, налево - меч, а прямо пойдешь - лишишься головы". Обратного же пути нет, дорога жизни идет только вперед.
Достоевский пользуется этим древнейшим архетипом, когда герой заведомо, еще только пускаясь в путь, обрекает себя на этот перекресток трех дорог и на решение.
Герой Достоевского, выбирая себя в нашем, по слову Горького, "прекраснейшем из миров", бросает вызов судьбе, уготовившей ему жалкое и убогое существование "ветошки". Пафос его самоутверждения начинается просто с "Я есмь": "Я существую и хочу жить, я буду утверждать это право, что бы там ни было". Ощущение тотальной несправедливости и гнев душат его.
В фокусе писательского внимания - человек как великая тайна: непостижимая, бесконечная, но молящая о разгадке. Развитие сюжета в романах Достоевского более всего похоже на конструирование условий жесткого эксперимента: духовное и материальное бытие личности оказывается тяжелейшим испытанием. Автор не "нагнетает ужасы" - его самого страшит потерянность человека в мире: готовность к греху, к попранию высоких истин и нравственных ценностей. Герой Достоевского живет как будто в безвоздушном пространстве первобытного вселенского хаоса, где все начинается с него: ему необходимо сделать первый и самый трудный шаг, ибо от этого зависят судьбы мира. Так грезит герой Достоевского в своих самых дерзких мечтах: Я - и Человечество. Невероятная тяжесть ответственности давит его; тяжесть, которая по плечу не голодному и нищему студенту, а небожителю, вершащему судьбы мира и подчиняющемуся иным законам, - сверхчеловеку.
В напряженной и трагической реальности романов Достоевского как шелуха отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни. Его герои видят мир в философском аспекте, в жизнь вступают - чтобы постичь смысл ее. Поэтому из реальной действительности писатель переносит в свой мир главную проблему (проблему выбора пути) в столь сконцентрированном виде, в каком она в нашей обыденности существовать не может.
Два пути лежат перед человеком: стать палачом или жертвой. Третьего не дано. Почему так? Разве в жизни часто мы сталкиваемся с подобной дилеммой? Во всей ее остроте - лишь в исключительных случаях. Более того, многие так никогда и не поставят перед собой этого вопроса. Но это не означает, что вопрос не вставал перед ними: они просто не захотели его увидеть, осознать, остановиться и осмыслить себя и мир.
Потому что в ином звучании этот вопрос можно сформулировать так: что для тебя лично важнее - ты сам или окружающие? Твоя жизнь - или жизнь чужая? И здесь решение может быть только однозначным: или - или.
Этот выбор стоит перед каждым человеком, вступающим в сознательную, взрослую жизнь. Уникальность Достоевского состоит в том, что никто, кроме него, не поставил вопрос выбора с такой ясностью, не определил так его неотвратимость, не доказал, что, лишь осознав эту проблему и приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.
Вот почему каждый в момент взросления, в момент первой переоценки ценностей должен пройти "через Достоевского": построить с Раскольниковым схему разделения людей на разряды; увидеть убитую старуху-процентщицу и защищающуюся рукой от топора Лизавету; услышать проповедь Сони, ужаснуться сходству с Лужиным...
В мире Достоевского все напряжено до последнего предела - неслучайно его герои так часто мешают сон с явью. Но это напряжение возникает не от фантастичности обстоятельств, проблем и характеров, а от их невероятной в реальной жизни масштабности. Метод Достоевского можно сравнить с фотографией: в момент съемки фотограф включает "вспышку", ибо при обычном свете снимок выйдет темным и расплывчатым. Жить при свете "вспышки" нельзя, но лишь при нем можно рассмотреть мельчайшие детали в их целостности. Так и Достоевский включает режущий глаза неистовый свет, позволяющий иначе, с предельной ясностью увидеть людей и мир; ускоряет время, до предела наполняя действием каждое мгновение; укрупняет характеры; обостряет взаимоотношения, доводя их до крайних степеней всепоглощающей любви или обжигающей ненависти. И в этом мире обычно скрытые от нас вопросы нравственности и бытия оказываются главными, основными, единственно важными, без их осознания и разрешения дальнейшая жизнь невозможна.
"Тварь я дрожащая или право имею" - нет других дилемм в мире этого романа. Либо жертва, либо палач. Раскольников выбирает второе. Его постоянно преследует вопрос - внутренний, непроизнесенный, только "помысленный": "Почему все именно так, кто виноват? Или мир не есть божественное творение, где все происходит по законам, записанным в древнейших книгах человеческих, определяющих: это возможно, а это запрещено и греховно?"
Вопросы о мире и месте человека (и прежде всего своем месте) неотступно преследуют Раскольникова. Выбор и борьба - вот две психологемы, которые постоянно тревожат души героев. Это авторский взгляд на мир и бытие личности в нем.
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Самооправдание или самообман раскольникова
В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другими, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория разбивается, рушиться на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяния главному герою романа.
Достоевский ф. м. - Петербург в романе ф. м. достоевского
События в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказаниег разворачиваются в Петербурге. Многие писатели обращались к этому городу в своих трактирами полными пьяных. Когда Достоевский писал. Преступление и наказание торговцы студенты.
Достоевский ф. м. - преступление и наказание - Достоевский
Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф.М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями" ,ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают по-разному.
Каковы причины преступления Раскольникова по роману Федора Достоевского Преступление и наказание
В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.
В чем заключается наказание Раскольникова за преступление мини сочинение
Автор: Достоевский Ф.М. После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими.
Образ Раскольникова по роману Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.
Сюжет и проблематика романа Преступление и наказание
Сюжет и проблематика романа "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Основой сюжета романа "Преступление и наказание" является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников – «молодой человек, исключенный из студентов университета» и «живущий в крайней бедности», – за полгода до совершения преступления написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей.
Гуманизм романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Гуманизм романа Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать.
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Ф. М. Достоевский — великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над социальным, философским и психологическим романом “Преступление и наказание”. Это произведение принесло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.
Психологический смысл романа Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Психологический смысл романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием "Преступление и наказание"? Что же важно для него? Этот частный случай: преступник, жертва и возмездие? Но сколько таких случаев! Нет, очевидно, смысл не в этом.
Образ времени в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 60-е годы XIX века во время формирования нового буржуазного общества. Это был очень тяжёлый период в истории нашей страны. Ожидание возрождения России после отмены крепостного права сменилось разочарованием.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Философские проблемы в романе Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Ф. М. Достоевский известен на весь мир благодаря написанной им книге «Преступление и наказание». Этот роман по праву считается одним из лучших произведений второй половины 19 века и по праву принадлежит к элите мировой литературы.
Преступление и наказание
Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф. М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями" , ставящими себя выше нравственных законов общества.
Самооправдание и самообман Раскольникова
В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, "наполеонизма".
Смысл теории Раскольникова
Автор: Достоевский Ф.М. В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.
Сочинение-миниатюра по роману Преступление и наказание
Сочинение-миниатюра по роману "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф.И. Достоевского " Преступление и наказание" - это произведение, посвящённное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки человеческая душа к постижению истины. Преступление Раскольникова-это игнорирование христианских заповедей, а человек,который в своей гордыне смог их преступить, по религиозным понятиям, способен на всё.
Идеи героев в романе "Преступление и наказание"
"Человек есть тайна",- говорил Достоевский. Разгадать человека, понять его нелегко. Достоевский в романе "Преступление и наказание" глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества.