С.В. Перевезенцев
“Повесть” написана летом 1611 г. в Нижнем Новгороде. Место видения и авторство повести установить невозможно. Повесть существует в трех списках, самый ранний из которых, Лихачевский (ЛОИИ. К. 238, № 11, Л. 38 — 45), относится к 1611—1612 гг. Краткое содержание “Повести” передают также Пискаревский летописец и Пинежский летописец”. Текст “Повести” опубликован в РИБ.
Нижегородское видение было явлено 28 мая 1611 года некоему “человеку благочестиву именем Григорий”. Ночью, пребывая в храме в “тонком сне”, Григорий вдруг узрел, как купол храма раскрылся на четыре стороны и с небес, озаренный великим светом, в человеческом образе сошел Господь, сопровождаемый неким человеком в “белых ризах”. Расположившись на груди Григория, Христос произнес свои заповедания. Прежде всего, Господь заповедал установить во всем Российском государстве строжайший трехдневный пост, причем умерших во время поста Он обещал принять в Царство Небесное. Следующее заповедание — построение храма в Москве. Кроме того, в этот храм нужно было перенести из Владимира икону Владимирской Божией Матери, поставить перед иконой свечу “воска невозженнаго” и положить чистый лист (“неписану”) бумаги. Согласно видению, Христос утверждал, что в нужный день свеча возгорится от “огня небесного”, а на бумаге чудесным образом появится имя будущего русского царя, угодного Богу — “по сердцу Моему”.
Если же воля Божия не будет исполнена, то все Российское государство будет жестоко наказано. Столь же жестоко будут наказаны и нижегородцы, если они не сообщат о заповеданиях Господа, данных Григорию, по всей России: “Воздвигну бурю велию из реки Волги, и потоплю суды с хлебом и с солью, и поломаю древа и храмы”.
Как можно заметить, православная символика, наполняющая Нижегородское видение, очень глубока и многообразна. Так, слетевшего с небес Христа можно толковать как символ божественного вдохновения, “незажженная” свеча — символ сердечной чистоты, а “неписанная” бумага — символ чистоты помыслов. Особую значимость видению придает явление Самого Христа, что бывало, как уже говорилось, достаточно редко в практике видений на Руси. Высокая степень откровенного знания, данного Христом, подчеркивалась и тем, что Господь расположился на груди (“на персех”) Григория. (Кстати, подобный мотив был уже известен в древнерусской литературе — в “Житии Феодосия Печерского” сообщается, что Феодосий, явившийся монаху Дамиану, также садится ему на “перси”). А установление особого почитания иконы Владимирской Божией Матери символизировало собой, с одной стороны, сохранение Покрова Богородицы над Россией, а с другой стороны, необходимость восстановления истинной “древней” веры.
Поэтому суть видения, в принципе, ясна — русский народ должен очиститься от грехов посредством трехдневного поста и тем самым вернуть себе Божию милость. Возвращение к истинной вере русский народ должен продемонстрировать построением храма в Москве и установлением особого почитания иконы Владимирской Божией Матери. За это Господь подарит русской земле мир и нового, истинного, избранного самим Богом царя.
Таким образом, Нижегородское видение носило яркий оптимистический характер. Недаром Христос дарует Свои “знамения” для того, чтобы укрепить в русских людях веру и показать им Свою милость. Важно и то, что Нижегородскому видению, волею Господа, придавалось общерусское значение. Причем, в данном случае, Господь обращался напрямую к русскому народу, а не к правителям. По сути дела, если верить Нижегородскому видению, русский народ волей Самого Господа призывался к подвигу “самоустроения” — очистившись от грехов, русский народ должен был освободить Москву и избрать себе царя, имя которого будет названо Богом.
Видимо, не случайно, избрано и само место видения. В то время Нижний Новгород оставался одним из немногих крупных городов, которых не коснулись “разорения” Смуты. Видение же показывало, что именно из Нижнего Новгорода должен исходить импульс к объединению страны и освобождению ее от иноземных захватчиков.
И Россия услышала этот призыв. Нижегородское видение, по своей популярности и общественному резонансу, не только соперничало с видением “некоему мужу духовному”, но и значительно превосходило его. Осенью 1611 — зимой 1612 гг., грамоты с текстом “Повести” рассылаются по всей стране — о Нижегородском видении знали в Перми, Вологде, Устюге, Ярославле, в городах Сибири (например, в Тобольске). Появился текст “Повести” и в войсках, стоявших под Москвой, в частности, в полках Первого ополчения под руководством Прокопия Ляпунова. Интересно, что источник появления “Повести” в войсках неизвестен, более того, утверждалось, что в самом Нижнем Новгороде ни о видении, ни о “благочестивом Григории” никто ничего не знает.
Тем не менее, Нижегородское видение стало прямым катализатором активных действий. Везде, где о нем получали известие, устанавливался строжайший трехдневный пост. Причем, что очень важно, пост устанавливался по инициативе самих горожан, без вмешательства каких-либо высших властей. Таким образом, всенародный очистительный пост стал непосредственной реакций на Нижегородское видение. И этот всенародный пост показывает степень раскаяния в грехах, став выражением всероссийского покаяния, столь давно ожидаемого на Руси. Напомним, что именно всеобщее и искреннее покаяние рассматривалось в начале XVII века, как главный способ спасения России от “разорения”. Следовательно, весь русский народ воспринял сообщение о чудесном видении в Нижнем Новгороде, как непосредственное руководство к действию и доказал свое стремление к нравственному очищению.
Итоги всенародного поста сегодня можно оценивать по-разному. Однако для людей того времени прямая связь между покаянием и прекращением Смуты была очевидна. Кстати, интересно, что в Нижнем Новгороде было и еще одно видение, которое можно рассматривать, как общерусское. Речь идет об известном случае, когда явившийся Кузьме Минину Сергий Радонежский, побудил нижегородца к собиранию средств на ополченское войско. Поэтому и само освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского воспринималось как результат именно всеобщего русского покаяния. Так, “Пискаревский летописец” писал: “И Бог утоли гнев свой: Москву очисти 121-го (1612) октября 22-го. И сия подобно древнему чюду в Ниневии граде”.
Другие работы по теме:
окультурном наследии
История Нижнего Новгорода началась в 1221 году, когда Владимиро-Суздальский князь Георгий Всеволодович основал его. Георгий назвал город Новгород, то есть «Новый город». Нижний Новгород находился у слияния двух рек Волги и Оки
Творческий путь Максима Горького
Text Text Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра — Максима Савватьевича Пешкова (1839—1871). Мать — Варвара Васильевна, урожденная Каширина. Рано осиротев, детские
Отзыв о прочитанной мной книге Его среди нас нет Сергея Иванова
Автор: Иванов С. Это моя одна из любимых книг, остросюжетная повесть о шестиклассниках, в которой поднимаются важные проблемы ребячьей жизни и, в которой автор говорит об ответственности каждого за поступки свои и своего товарища, о становлении личности – мужественной, справедливой, гуманной. Книга мне нравится потому, что в ней рассказывается о шестиклассниках, а они, я думаю, самые интересные люди и могу заметить, что именно в таком возрасте происходит серьёзные перемены, возникают другие, чем прежде, отношения.
Рецензия на повесть Эм. Казакевича Синяя тетрадь
Автор: Казакевич Э. Повесть Эм. Казакевича «Синяя тетрадь» сразу же привлекла к себе внимание читателей и критиков. Прежде всего, она оказалась неожиданной по жанру. До Казакевича о В. И. Ленине писали многие, но это были скорее историко-революционные произведения. Повесть Казакевича тоже революционная, тоже историческая, но не только...
Отзыв на повесть А.С. Пушкина Дубровский
Отзыв на повесть А.С. Пушкина "Дубровский" Автор: Пушкин А.С. После первого прочтения повесть «Дубровский» мне не понравилась. В книге все кончается грустно, как в жизни, а я люблю счастливый конец. Я бы хотел, что бы Маша вышла замуж за Дубровского, и они были бы счастливы.
Мое любимое произведение сочинение - миниатюра
Автор: Тургенев И.С. Моё любимое произведение - повесть И.С.Тургенева "Ася". Написанная вдали от России, повесть рассказывает о событиях, которые произошли в маленьком немецком городке, но она вобрала в себя все глубокие впечатления автора о Родине.
Мое любимое произведение А.С.Пушкина повесть Капитанская дочка
Мое любимое произведение А.С.Пушкина (повесть "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. Я знакома уже со многими произведениями А.С.Пушкина. Родоначальник русской литературы, он ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны. Каждый человек в России, да и во всем мире знает его имя.
Павел Иванович Мельников
Выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский; родился в 1819 году в Нижнем Новгороде, где его отец был начальником жандармской команды.
Рецензия на повесть А.П.Чехова "Степь"
А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести "Степь", я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.
Тема любви в повести И.С.Тургенева Ася
Тема любви в повести И.С. Тургенева “Ася” Читая повесть И.С.Тургенева “Ася” мы видим, что когда Ася влюбилась в Н.Н., то она готова была забыть о себе. Автор пишет, что для её любви “нет завтрашнего дня”. К тому же у неё “ни одно чувство не бывает вполовину”.
Отзыв по книге Приключения Тома Сойера
Отзыв по книге "Приключения Тома Сойера" Автор: Абрамов Ф.А. Недавно я прочитал книгу. Она называется "Приключения Тома Сойера", её автор Марк Твен. Эту повесть Твен напечатал в 1876 году. Когда она вышла в свет, ее успех превзошел все ожидания. Но и в наше время повесть остается быть актуальной.
Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Впервые я познакомился с Салтыковым-Щедриным в 7 классе. Именно тогда я прочитал "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". В общем-то в этой сказке, кроме самого сказочного, я тогда ничего и не увидел. Это как детские мультфильмы, которые смотрит взрослый: как ни старайся уловить мысль, а все не получается.
Духовное путешествие Печорина
Автор: Лермонтов М.Ю. Духовное путешествие Печорина, человека с романтическим складом ума и характера, проходит но тем мирам русской жизни, которые были давно освоены в романтических повестях и рассказах писателей — предшественников Лермонтова. Главы романа «Герой нашего времени» сохраняют отчетливую связь с основными типами романтических повестей: «Бэла» — восточная или кавказская повесть, «Максим Максимыч» — повесть-путешествие, «Тамань» — разбойничья повесть, «Княжна Мери» — «светская» повесть, «Фаталист» — повесть философская.
Юверные изделия Казахов
Ювелирное искусство в Казахстане в XIX - начале XX века процветало. Изделия талантливых казахов демонстрировались на выставках России. Так, в 1896 году в Нижнем Новгороде экспонировались замечательные браслеты из Тургайской и Семипалатинской областей. В памяти казахского народа до сих пор живут имена таких мастеров-ювелиров, как Мукаш и Елеш.
Беджызаты, Чермен Давидович
(осет. Беджызаты Дауыты фырт Чермен) (23.12.1898—1937 годы) — осетинский советский писатель. Родился в селе Едиса, ныне находящееся в Дзауском районе Южной Осетии.
Шарапов, Степан Прокофьевич
Степан Прокофьевич Шарапов — дьяк; впервые упоминается в 1660 году, когда был дьяком Стрелецкого приказа; в 1662 году из приказа был послан при посольстве окольничего Милославского в Персию, выехал из Москвы с посольством 4-го мая, но 24-го июня с дороги уже был возвращен обратно «для государева дела».
Второе Новгородское перемирие
— перемирие заключенное 25 марта 1557 года в Новгороде и завершившее Русско шведскую войну 1554—1557 годов. Являлось одним из самых продолжительных перемирий в истории русско-шведских войн (продлилось до 1590 года)). Тем не менее, перемирие не привело к существенном сдвигам сил в геополитике Северной Европы.
Токак
или Тукак, Дукак — отец Сельджука, первого бека тюркской династии Сельджукидов. Токак ибн Лукман, происходивший из рода Тугшырмыша, сына Керекучи-ходжи из племени и рода Кынык. Отец Токака Лукман был мастером по изготовлению кибиток при дворе тюркских падишахов. Имя "Токак" означает "Железная стрела".
Захарьин, Пётр Михайлович
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Пётр Михайлович Захарьин (1744[1], Козлов — 13 (24) марта 1799[2], Николаев) — русский писатель, поэт.
Четверик единица измерения
Четве́рик — русская единица измерения в 15-20 вв. объёма сыпучих тел (сухой вместимости). В Новгороде Великом известна с XV века, в Российском государстве - с начала XVII века.
Воробьёв, Яков Зиновьевич
Введение 1 Биография 2 Дополнительные сведения Список литературы Введение Воробьёв Я́ков Зино́вьевич (настоящая фамилия Кац; 5 (17) ноября 1885 года, Васильков, Киевской Губернии Российской империи — 20 сентября 1919 года, Курск) — участник революционного движения в России начала ХХ века, первый председатель Нижегородской ГубЧК, один из организаторов в Нижегородской губернии красного террора, объявленного 5 сентября 1918 года Постановлением СНК РСФСР. [1]
Новгородское восстание
1650 года — одно из городских восстаний на Руси в середине XVII века, произошедшее в Новгороде. Поводом послужившим для начала Новгородского восстания был рост цен на хлеб, из-за осуществлявшихся в то время крупных закупок зерна для исполнения обязательством правительства поставить Швеции зерно в счёт компенсации за перебежчиков с захваченных шведами территорий.
Совет монархических съездов
Совет монархических съездов — коллегиальный орган, созданный для координации монархического движения в Российской империи в ноябре 1915 года. Создание такого органа было вызванно необходимостью сплочения монархических сил перед лицом растущей оппозиции Самодержавию, революционной пропаганды, нарастанием нестабильности в стране, как противовес консолидации антимонархических сил, выразившейся, в частности, в создании Прогрессивного блока в IV Государственной думе.
Повесть о житии Александра Невского
План Введение 1 О повести Список литературы Введение Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра или Повесть о житии Александра Невского - литературное произведение XIII века, агиографического жанра
Павел Иванович Мельников
Выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский; родился в 1819 году в Нижнем Новгороде, где его отец был начальником жандармской команды.
Гида
Гида (православное имя неизвестно), супруга князя Владимира Всеволодовича Мономаха.
Гавриил Новгородский
Гавриил (в иночестве ГРИГОРИЙ), архиепископ Новгородский (1187—1193). Младший брат архиепископа Новгородского Ильи (в иночестве Иоанна). Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье неких Николая и Христины.
Иван Петрович Кулибин
Русский механик-самоучка. С ранних лет он обнаружил исключительные способности к изготовлению различных механических устройств.
Добролюбов Н.А.
Критик, публицист, поэт. Родился 24 января (5 февраля н.с.) в Нижнем Новгороде в семье священника. До одиннадцати лет воспитывался дома. В 1847 мальчика отдали в духовное училище.
Юрий Владимирович Давыдов
Русский писатель. Родился 20 ноября 1924 в Москве в семье журналиста и учительницы. В 1942–1949 служил на флоте, окончил Выборгское военно-морское училище, работал в газете «Красный балтиец».
Плещеев А.Н.
Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование.
Житков Б.С.
Родился 30 августа (11 сентября н.с.) в Новгороде в семье преподавателя математики. Получил прекрасное домашнее образование. После окончания гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, закончил в 1906.