«»
Автор: Пушкин А.С.
Отчужденность Онегина от поместного дворянства, жизненный кругозор которого ограничен мыслями о “сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”, привела его к полному отшельничеству в “господском доме уединенном”. Появление в соседнем поместье молодого, образованного, наделенного романтическим мироощущением поэта Владимира Ленского нарушило одиночество Онегина. “В пустыне, где один Евгений мог оценить его дары”, Ленский, естественно, “с Онегиным мечтал сердечно знакомство поскорее свесть”. Что же представлял собой юный поэт, что отличало его от той бездуховной социальной среды, к которой он принадлежал:
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
“Он сердцем милый был невежда”, вдохновенно стремился познать тайну мироздания, смысл жизни, свято верил в незыблемую жертвенность настоящей мужской дружбы, освященной общностью высоких идеалов, в то,
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит.
Эти строки перекликаются с проникновенными стихами А. С. Пушкина, посвященными лицейскому братству, с вольнолюбивой лирикой поэта. Энтузиазм, обостренное чувство справедливости, вера в возможность совершенства мира и страстное желание приблизить его, высокие идеалы добра, гармонии, самопожертвования сближают его с декабристами.
Общественные идеалы Ленского неопределенные, абстрактные и как всякие идеалы, возможно, недостижимы, но искреннее стремление юноши к добру, справедливому устройству жизни, неприятие зла, убежденность в своем высоком предназначении не могут не вызывать сочувствия, симпатии:
Негодованье, сожаленье,
Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нем рано волновали кровь.
Воспитанный на немецкой романтической поэзии, Ленский воспевал высокие чувства людей, искренность и чистоту душевных порывов утонченной натуры, вольнолюбивые настроения проникнутой юношеским максимализмом свободной личности. Поэт видит жизнь такой, какой хочет ее видеть, воспринимает все в розовом свете, романтическое мироощущение наполняет оптимизмом и энтузиазмом его творчество:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты.
В то же время поэзия его оторвана от реальной жизни, воспеваемые чувства, переживания чрезмерно преувеличены, искусственно драматизированы:
Ом пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль
И романтические розы;
Он пел те дальние страны,
Где долго в лоне тишины
Лились его живые слезы...
Трудно представить себе более противоположных друг другу людей: Онегин — разочарованный, уставший и душевно опустошенный “страдающий эгоист”, Ленский — романтически восторженный, с большим запасом нерастраченных душевных сил, “сердцем милый... невежда”, исполненный энтузиазма альтруист.
Объединяет их образованность, знание мировой философии, истории, возвышающее над провинциальным дворянством, оторванность от национальной почвы, реальной жизни народа.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились...
Онегин “слушал Ленского с улыбкой” умудренного жизнью человека:
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству,
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.
Ленский убежден в возможности переустройства мира, верит в высокое призвание человека, в высшую цель его жизни — служение отечеству, идеалам добра, благородства, справедливости. Он искренне, самозабвенно предается своим утопиям, столь же искренне отдается чувству первой любви:
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена.
Владимир идеализирует свою избранницу, раскрывая перед нею душу, посвящая ей свое вдохновение, жар нерастраченных душевных порывов. Ольгина поверхностность, кокетливость, жеманность воспринимаются им как непосредственность в выражении подлинного чувства, искренность и глубина в любви. Автор мягко, сочувственно, уважая высокий накал души Ленского, иронизирует над несоответствием предмета его любви бурным ее проявлениям:
...блажен любовник скромный,
Читающий мечты свои
Предмету песен и любви,
Красавице приятно-томной!
Блажен... хоть, может быть, она
Совсем иным развлечена.
Онегин беспощадно обнажает бездуховность, посредственность возлюбленной поэта, причем даже безупречная внешность Ольги сквозь призму максималистского восприятия представляется заурядной. Не одухотворенное насыщенной душевной жизнью лицо Ольги выглядит непривлекательным, лишенным обаяния, когда его сравнивают с выражающим сложный процесс самосознания лицом Татьяны:
..Я выбрал бы другую
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Как истинный влюбленный, Ленский не в состоянии критически взглянуть на возлюбленную и сухо, внутренне протестуя, реагирует на объективный взгляд Онегина. Евгений знал жизнь во всех ее проявлениях и не мог обмануться в существовании подлинного чувства там, где его нет. Ленский же бросается в омут любви безоглядно, со всем жаром нерастраченных душевных сил: “Он забавлял мечтою сладкой сомненья сердца своего”. Дальнейшее развитие событий подтвердило реальность оценки жизненных событий Онегиным.
После гибели Ленского его невеста недолго горевала об утрате, вскоре она “с улыбкой легкой на устах” вышла замуж за заезжего улана.
А. С. Пушкин сожалеет о гибели “поклонника славы и свободы”, о том, что мечты героя облагодетельствовать человечество обернулись столь нелепой, бессмысленной смертью. Однако Пушкин показывает, что расплывчатость идеалов Ленского, жажда самопожертвования, славы, всеобщего благоденствия без осознания реальных путей достижения желаемого неизбежно влекли его к гибели. Как же представляет поэт будущее героя, если бы трагическое стечение обстоятельств не привело его к печальному, достойному, но бесславному финалу?
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла...
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Пройти бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился...
Возможно, Ленский превратился бы в обыкновенного помещика, одного из тех, кого он так искренне и заслуженно презирал в пору духовного созревания. Автор оставляет этот вопрос без ответа, убежденный лишь в несвоевременности жертвенности столь развитой, гармоничной личности, как несвоевременно и героично было самотверженное выступление декабристов.
Другие работы по теме:
Неологизмы и их виды
Семантические неологизмы. Авторские, индивидуально-стилистические неологизмы. Лексические неологизмы.
Байрон д. - Подвиг героя4
Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы. Многие из его произведений посвящены людям готовым отдать жизнь в борьбе за независимость. Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы.
Пушкин а. с. - Идеи свободы в лирике а. пушкина
Идеи свободы пронизывают всю лирику. Пушкина. Их содержание пополняется переосмысливается и видоизменяется на протяжении всего творческого пути поэта. Так например в ранний период его литературной деятельности в лицейские годы идеи свободы про.
Думы и народные песни
Творцами и хранителями народного эпоса были кобзари. Источники свидетельствуют, что во времена Киевской Руси существовали певцы, которые выполняли произведения на исторические темы, «пели славу» воинам-князьям. Кобзари, потомки легендарного Бояна, и были охранниками боевой славы народа. Многих из них отдавались в обучение к старым кобзарям еще ребятами.
Патриотические мотивы в лирике Лермонтова 2
Патриотические мотивы в лирике Лермонтова М. Ю. Лермонтов страстно и вдохновенно любил свою родину, свой самобытный народ, природу России-матушки. Любить отчизну в представлениях поэта-гражданина значило ненавидеть тех, кто держал народ в цепях рабства, бороться за его свободу и счастье. Поэту горько сознавать, что Россия — «страна рабов», покорно несущих гнет лживой, бесчувственной знати.
Трагедия одиночества М.Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться — вот каким он был и каким навсегда остался в отношениях с друзьями. Он не изменял им, не забывал их. И, обращаясь к умершему декабристу — поэту Александру Одоевскому, с которым встретился на Кавказе, писал:
Вольнолюбивая лирика А. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди 1810— 1820-х годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы. При этом особые надежды возлагались на Пушкина как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать “рупором”, “провозвестником” свободолюбивых идей.
Реализм романа А.С. Пушкина Евгений Онегин. 2
Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор: Пушкин А.С. В романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России XIX века, их быт и нравы, жизнь крестьянства.
Тема поэта и поэзии в творчестве М. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — “поэт уже совсем другой эпохи”. Эта эпоха полна трагического, что и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы.
Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве
Образ князя Игоря в "Слове о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература Более восьми веков назад было создано «Слово о полку Игореве». Однако это произведение не перестаёт нас удивлять. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, актуальным для нас - людей, живущих уже в двадцать первом веке?
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Где не погибло слово, там и дело еще не погибло... А. И. Герцен М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли.
Патриотическая лирика Лермонтова
Как всякий истинный художник, Лермонтов был в высшей степени гражданином своего отечества, достойным, благородным и непреклонным.
Природа в восприятии И. С. Тургенева
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Письмо Софье Павловне Фамусовой
Автор: Грибоедов А.С. Здравствуйте, уважаемая Софья Павловна! Прежде, чем написать Вам письмо, я долго раздумывал над этим. И окончательно сделал для себя вывод, что я должен был его написать.
Стихи о назначении поэта и поэзии
Биография поэта — это прежде всего его стихи. Это в полной мере относится и к Афанасию Афанасьевичу Фету. По его стихам можно судить не только о привязанностях и друзьях поэта, но и о малейших нюансах его чувств, мыслей, переживаний.
Дерево свободы
(фр. arbre de la libertй, нем. Freiheitsbaum) — революционный символ. История Ведет свое происхождение от распространённого у многих европейских народов обычая встречать наступление весны, а также больших праздников насаждением зелёных деревьев (майские деревья). Символический смысл свободы дерево впервые получило во время американской войны за независимость, в начале которой жители Бостона собирались под подобным деревом для совещаний.
Терапевты секта
Введение 1 Происхождение 2 Учение 3 Обычаи 4 Терапевты и христианство Введение Терапевты (от др.-греч. θεραπευτής — почитатель, поклонник, (священно-)служитель), еврейская аскетическая секта, члены которой предположительно поселились у берегов Мареотидского озера близ Александрии (Египет) в I веке н. э.
Колокол Свободы
Колокол Свободы — колокол, находящийся в Филадельфии, США, и являющийся главным символом американской истории борьбы за независимость от Великобритании. Звон колокола созвал жителей Филадельфии на оглашение Декларации независимости Вторым континентальным конгрессом 8 июля 1776 года.
Баскетбольный Зал славы
имени Нейсмита (англ. Naismith Memorial Basketball Hall of Fame) — расположен на родине баскетбола в Спрингфилде (Массачусетс). Зал был создан в 1959 году, 17 февраля 1968 года был открыт для публики. В Зал Славы попадают игроки, тренеры, функционеры, совершившие вклад в развитие баскетбола. В отличие от других американских Залов Славы, как американского футбола и бейсбола, в баскетбольный могут попасть не только американские баскетболисты-профессионалы, но также любители и европейцы; также в Зал Славы включаются женщины (например, создательница женского баскетбола Сенда Беренсон). 11 мая 1992 года в Зал Славы был включён первый неамериканец в качестве игрока (им стал советский профессиональный баскетболист Сергей Белов).
Гамильтон, Эмма
Введение 1 Биография 2 В искусстве Введение Эмма Гамильтон, Леди Гамильтон (англ. Lady Emma Hamilton; 26 апреля 1765, Честер — 15 января 1815, Кале) — возлюбленная британского адмирала Горацио Нельсона. Благодаря своим скандальным любовным интригам, красоте и художественному таланту леди Гамильтон была в конце XVIII — начале XIX вв. настоящей европейской знаменитостью.
Зал славы композиторов
Введение 1 История создания 2 Награждение 3 Список Введение Зал славы композиторов и авторов популярной музыки (англ. Songwriters Hall of Fame (SHOF)) — американская общественная организация, созданная в поддержку заслуженных композиторов и авторов популярных песен в США и подающих надежды молодых талантов.
Город воинской славы
План Введение 1 История 2 Список городов воинской славы 3 Монеты 4 Смотрите также Список литературы Введение Го́род во́инской сла́вы — почётное звание Российской Федерации, установлено федеральным законом от 9 мая 2006 года № 68-ФЗ «О почётном звании Российской Федерации „Город воинской славы“».
Парк Боевой славы Ташкент
Содержание 1 Парк боевой славы 2 Монумент «Клятва Родине» Список литературы 1. Парк боевой славы «Парк боевой славы» [1] был открыт вТашкенте в мае 1975 года в честь 30-летия победы СССР в Великой отечественной войне. Парк располагался перед зданием музея «Истории ТуркВО».
Стихотворение А С Пушкина К морю восприятие истолкование оценка
Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка) Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии.
Ги де Мопассан
Ги де Мопассан - один из крупнейших мастеров французского реализма XIX в., автор новелл и романов, наследник Бальзака и ученик Флобера, поклонник "великого русского" Тургенева.