Автор: Паустовский Константин.
Получив от известного пушкиниста Швейцера приглашение приехать в Михайловское, ленинградский художник-реставратор Николай Генрихович Вермель отложил в Новгороде спешную работу над фресками Троицкой церкви и вместе со своим напарником и учеником Пахомовым отправился к Швейцеру, рывшемуся в фондах Михайловского музея в надежде найти неизвестные пушкинские стихи или документы.
В поездку пригласили и дочь квартирной хозяйки, актрису одесского театра, красавицу, приехавшую навестить дочь и стареющую мать.
Заснеженные аллеи, старый дом, интересное общество в Михайловском — все понравилось Татьяне Андреевне. Приятно было и обнаружить почитательниц своего таланта — одесских студенток. Был и совсем неожиданный сюрприз. Как-то войдя в одну из комнат, Татьяна Андреевна тихо ахнула и опустилась в кресло напротив портрета молодой красавицы. Все увидели, что их спутница совершенно схожа с ней. «Каролина Сабанская — моя прабабка», — пояснила она.
Прадед актрисы, некто Чирков, в год пребывания в Одессе Пушкина служил там в драгунском полку. Каролина блистала в обществе, и в нее был влюблен наш поэт, но она вышла за драгуна, и они расстались. Между прочим, сестра этой отчаянной авантюристки, графиня Ганская, во втором браке была женою Бальзака. Татьяна Андреевна припомнила, что у её киевского дядюшки сохранялся портрет Пушкина.
Швейцер был поражен. Он знал, что, расставаясь с Сабанской, поэт подарил ей свой портрет, на котором был изображен держащим лист с каким-то стихотворением, посвященным обворожительной полячке. Пушкинист решил ехать в Киев.
В украинской столице ему удалось отыскать дядюшку Татьяны Андреевны, но, увы, тот в один из кризисных моментов сбыл портрет одесскому антиквару Зильберу. В Одессе Швейцер выяснил, что антиквар подарил портрет племяннику, работавшему в ялтинском санатории для чахоточных больных: портрет не имел художественной ценности.
Прежде чем покинуть Одессу, Швейцер навестил Татьяну Андреевну. Она попросила взять его с собой в Ялту. Там, в туберкулезном санатории, умирал двадцатидвухлетний испанец Рамон Перейро. Он прибыл в Россию вместе с другими республиканцами, но не вынес климата и тяжело заболел. Они подружились и часто виделись. Как-то на загородной прогулке Рамон вдруг встал на колени перед ней и сказал, что любит её. Ей это показалось напыщенным и вообще неуместным (она была на десять лет старше него, и Маше шел уже восьмой год), она рассмеялась, а он вдруг вскочил и убежал. Татьяна Андреевна все время корила себя за этот смех, ведь для его соотечественников театральность — вторая натура.
В санатории ей сказали, что надежды нет, и позволили остаться. В палате она опустилась перед кроватью на колени. Рамон узнал её, и слезы скатились по его худому, почерневшему лицу.
Швейцер тем временем отыскал в санатории портрет и вызвал Вермеля. Реставрировать можно было только на месте. Приехал, однако, Пахомов, упросивший учителя послать именно его. Старику было очевидно, что у его Миши на юге есть и особый, помимо профессионального, интерес. Кое-что он заметил еще в Новгороде.
С помощью Пахомова удалось прочитать стихи, что держал в руках Пушкин. Это была строфа стихотворения: «Редеет облаков летучая гряда…» Сенсации эта находка не содержала, но для Швейцера было важно прикоснуться к жизни поэта. Пахомов был рад вновь увидеться с Татьяной Андреевной. Он ни разу не сказал ей о любви, и она тоже молчала, но весной 1941 г. перебралась в Кронштадт — поближе к Новгороду и Ленинграду.
Война застала её на острове Эзель, в составе выездной бригады театра Балтфлота. С началом боев актриса стала санитаркой и была эвакуирована перед самым падением героического острова. Далее путь лежал на Тихвин. Но самолет вынужден был совершить посадку недалеко от Михайловского, в расположении партизанского отряда.
Пока чинили перебитый бензопровод, Татьяна Андреевна с провожатым отправилась в Михайловское. Она еще не знала, что Швейцер остался здесь, чтобы охранять зарытые им музейные ценности и спрятанный отдельно от них портрет Сабанской. Татьяна Андреевна нашла его случайно, не совсем здоровым душевно. На рассвете самолет унес их на Большую землю.
В Ленинграде они отыскали Вермеля и Машу: Николай Генрихович с началом войны ринулся в Новгород. Ему удалось упаковать и переправить музейные ценности в Кострому, но самому пришлось остаться с Машей и Варварой Гавриловной — матерью Татьяны Андреевны — в Новгороде. Втроем они пешком попытались выйти из оккупированного города, но пожилая женщина погибла.
От Пахомова не было вестей с момента его ухода в армию. Он отправился на юг, работал во фронтовой газете, был ранен во время отражения немецкого десанта. Все время тосковал по Татьяне Андреевне. Госпиталь его постоянно переезжал — линия фронта катилась к Волге.
В Ленинграде становилось все труднее. Татьяна Андреевна настояла, чтобы Вермель, Швейцер и Маша уехали в Сибирь. Сама она должна была остаться в театре. Она оказалась совсем одна, часто ночевала в костюмерной, где было теплее, чем дома, наедине с портретом Сабанской, рождавшим мысли, что после смерти от нее самой не останется ни глаз, ни бровей, ни улыбки. Как хорошо, что в старину писали портреты.
Но вот однажды, прижавшись лбом к окну, она увидела на пустынной улице человека в шинели, с рукой на перевязи. Это был Миша Пахомов. После прорыва блокады в Ленинград вернулись и уехавшие в эвакуацию. Жизнь налаживалась. Вермель с Пахомовым рвались восстанавливать разрушенные памятники Петергофа, Новгорода, Пушкина, Павловска, чтобы уже через несколько лет людям и в голову не могло прийти, что по этой земле прошли фашистские полчища.
Другие работы по теме:
Иконы Матери Божией
Не в полной ясности видим мы изображение Бога Отца, первой ипостаси Пресвятой Троицы, в стенной росписи храмов, на изображениях на крестах, на иконах - не в самодовлеющей силе, а во взаимоотношении к другим Лицам Пресвятой Троицы.
Карамзин н. м. - О любви к отечеству
В первом сочинении Карамзин, прежде чем говорить о счастливейшем времени жизни, задается вопросом: да есть ли полное счастье на земле? И опровергает сначала мнение Цицерона, хвалившего старость, и Жан Жака Руссо, считавшего младенчество счастливейшим временем жизни, а потом мнения Лейбница и Попа, доказывавших, что все в мире прекрасно и ведет к лучшему.
19 век - Тема войны в русской поэзии 19 века
Бородино Бородино Ты славою озарено восклицает С. Е. Раич. К прошлому обращается и Пушкин в своей поэме. Полтава. Но пожалуй наиболее ярко прозвучала военная тема в творчестве М. Ю. Лермонтова. И конечно в уже упоминавшемся нами стихотворении.
«Герои Отечества»
Война самое ужасное бедствие для каждого здравомыслящего человека. Люди-пленники войны. Одни погибают от пуль, другие предаются насильственной смерти, и только лишь некоторые остаются в живых. Я хочу рассказать о человеке, который прошёл всю войну после тяжёлых болезней и травм
Чему меня учит комедия Дениса Фонвизина Недоросль
Денис Иванович Фонвизин — известный русский сатирик. Он написал комедии «Бригадир» и «Недоросль». Комедия «Недоросль» была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. Он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных.
Повесть Карамзина Наталья, боярская дочь произведение эпохи сентиментализма
Сентиментализм возникает в русской литературе в конце XIX века, и Н.М. Карамзин – один из наиболее ярких его авторов. Раньше в русской литературе господствовал классицизм. Авторы этого направления хотели показать читателю образец для подражания – каким должен быть достойный гражданин Отечества, к чему он должен стремиться.
Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки
Автор: Фонвизин Д.И. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» - проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни.
Мой дедушка - защитник отечества
Автор: Сочинения на свободную тему Передо мной фотография. На ней не высокий, статный мужчина в парадном костюме, которого украшает многочисленные награды. Это мой дедушка – Котов Виктор Сергеевич. Он смотрит на меня своими добрыми глазами. Дедушка прожил долгую, но трудную жизнь. Его юность была опалена войной.
Знакомство с миром
Автор: Сочинения на свободную тему И дым отечества нам сладок и приятен Г. Державин Я родился в Москве. Люблю родину и с уважением отношусь к ее истории. Но почему-то всегда и от всех, включая моих родителей, я слышу, что за границей жизнь человека была и будет лучше. Такое общее мнение россиян, при всей их любви к отечеству, меня несколько разочаровывает.
Тема войны в русской поэзии XIX века
Автор: Разное Несмотря на то, что в теме означен век девятнадцатый, нельзя не вспомнить здесь и не назвать (а вместе с тем и отдать дань памяти и уважения великому Ломоносову) “Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина”. Да и вообще, если вспомнить, поэзия XVIII века оставила нам много произведений, прославляющих победу русского оружия.
Народные герои в изображении Льва Николаевича Толстого по роману Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир" показал, что война 1812 года с первых дней принимает народный характер. Армия Наполеона наступала. Она уничтожала и грабила захваченные города и села. Весь русский народ поднимается на защиту Отечества. Крестьяне уходили в леса, создавались партизанские отряды, которые уничтожали врага.
Патриотическая лирика Лермонтова
Как всякий истинный художник, Лермонтов был в высшей степени гражданином своего отечества, достойным, благородным и непреклонным.
Афоризмы
Афоризмы из комедии А.Грбоедова "Горе от ума".
Мой юбилей
Автор: Чехов А.П. Юноши и девы! Три года тому назад я почувствовал присутствие того священного пламени, за которое был прикован к скале Прометей... И вот три года я щедрою рукою рассылаю во все концы моего обширного отечества свои произведения, прошедшие сквозь чистилище упомянутого пламени. Писал я прозой, писал стихами, писал на всякие меры, манеры и размеры, задаром и за деньги, писал во все журналы, но... увы!!!... мои завистники находили нужным не печатать моих произведений, а если и печатать, то непременно в "почтовых ящиках".
Сказка о золотом петушке 2
Сказка о золотом петушке Автор: Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке» - последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию «Легенды об арабском астрологе» В.Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А.С.Пушкина на её создание.
«Сын отечества»
«Сын отечества» — журнал общественно-политический и литературный, изд. в Петербурге. Возник в 1812 «ради помещения реляций и частных известий из армии для опровержения вредных толков насчет хода происшествий».
Торговая журналистика 1820-30-х годов
В Санкт-Петербурге - две школы журналистики. Первая из них - это торговая, была основана в 1825 году Фаддеем Венедиктовичем Булгариным, скользким человеком с коммерческими интересами.
Александр Сергеевич Пушкин - журналист
Вторую петербургскую школу журналистики тех лет представлял Александр Сергеевич Пушкин. Гениальным журналистом назвать его нельзя. Он был ярким и заметным журналистом.
Русская журналистика при Александре I
1801 год - Павла I убивают, и на престол входит Александр I. При нем появляется провинциальный журнал "Уединенный пошехонец". При Александре I появляется первый, самый мягкий цензурный устав 1804 года.
Манифест о вольности дворянства
Введение 1 Цитаты 3 Исследования Введение Манифест о вольности дворянства — краткое название указа Петра III от 18 февраля (1 марта) 1762 года «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Впервые в истории России дворяне освобождались от обязательной 25-летней гражданской и военной службы, могли выходить в отставку и беспрепятственно выезжать за границу.
Братство Русской Правды
Бра́тство Ру́сской Пра́вды (БРП) — русская белоэмигрантская организация, образованная в 1921 году в Берлине герцогом Г. Н. Лейхтенбергским, литераторами С. А. Соколовым-Кречетовым и А. В. Амфитеатровым, генералом П. Н. Красновым, полковником А. П. Ливеном и другими бывшими белогвардейцами для подрывной антисоветской деятельности.
Отец отечества
План Введение 1 Римский период истории 1.1 Хронологический список римских "Отцов отечества" 2 Другие «Отцы отечеств» Список литературы Введение
Азиатская часть России
План Введение 1 Описание 2 История 2.1 Российская империя 2.2 Советский Союз 3 Современность Список литературы Введение Азиа́тская ча́сть Росси́и, или Азиатская Россия — часть России, географически относящаяся к Азии. Ныне административно подразделяется на Уральский (УФО), Сибирский (СФО) и Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) Российской Федерации.
Вопросы к зачету по Истории Отечества
Вопросы для экзаменов и зачётов по истории Отечества История как наука. Древнейшие цивилизации. Понятие цивилизации. Образование Древнерусского государства: основные этапы, главные события.
Месут Йылмаз
Йылмаз, Месут (Yilmaz, Mesut) (р. 1947), премьер-министр Турции.