Автор: Паустовский Константин.
Максимова со Сташевским, Алексеем и Винклером в этот порт загнал жестокий осенний шторм. Молодые люди жили в дрянной гостинице, набитой моряками и проститутками, проводили время в дешевых тавернах. Сташевский громил русскую литературу, спорил с Алексеем о судьбах России. Вспоминали недавно умершего Оскара. Старик преподавал им в гимназии немецкий, но досуги посвящал музыке и часто говорил: «Скитайтесь, будьте бродягами, пишите стихи, любите жен-шин…»
Однажды в греческой кофейне Максимов, уже основательно отведав сантуринского и маслянистой «мастики», вдруг сказал светловолосой красавице за соседним столиком, что она прекрасна, и поставил рядом свой стакан: «Давайте меняться!» «Вы не узнали меня?» — спросила она. Это была Хатидже. Максимов познакомился с ней несколько лет назад на каникулах. Она училась в шестом классе гимназии. Он врал ей о пароходах, моряках и Александрии — обо всем, о чем пишет теперь. Хатидже родилась в Бахчисарае, но была русской.
Татарским именем звали её в детстве окружающие. После гимназии жила в Париже, училась в Сорбонне. Здесь она в гостях у родственников и надеется, что теперь они будут часто видеться. После нескольких встреч Максимов и Хатидже провели вечер в компании его друзей. Была музыка, стихи, «гимн четырех», «их» гимн: «Нам жизнь от таверны до моря, От моря до новых портов»… Сташевский сказал, что теперь это «гимн пяти». По пути домой девушка призналась, что любит Максимова. С этого момента его не покидало ощущение силы. Любовь наполнила смыслом все внутри и вокруг.
Совсем другие настроения владели Винклером. Ничтожным вдруг показалось ему все, чем жили они, презирающие обыденность. Он даже замазал черной краской свои ждавшие завершения картины.
Вернувшись домой, Максимов написал Хатидже о своей ненасытной жажде жизни, о том, что находит теперь во всем вкус и запах. Через неделю пришел ответ: «То же теперь и со мной».
Переписка продолжалась и когда он уехал в Москву. Думал, что тоска по Хатидже станет острее и поможет писать: он мало страдал, чтобы стать писателем. В Москве книга (он назвал её «Жизнь») подвигалась к концу, он обживался уже в чужом для южанина городе. Газетный театральный критик Семенов познакомил его с домашними, с сестрой Наташей — молодой актрисой, которой безумно понравились рассказы Максимова о его скитаниях, о южных городах, о море.
Девушка была красива, неожиданна в поступках и своевольна. Во время прогулки на пароходе по Москве-реке она попросила томик Уайльда, что Максимов взял с собой, пролистнула и выбросила за борт. Через минуту попросила прощения. Он ответил, что не стоит извинений, хотя в книге лежало не прочитанное еще письмо Хатидже.
Вскоре они поехали вместе в Архангельск. В письме к Хатидже он писал: «Я в холодном Архангельске с чудесной девушкой… Я люблю вас и её…»
В разгар лета Максимов собрался в Севастополь, куда переехала, убегая от тоски, Хатидже. Прощаясь с Наташей, он сказал, что есть она и есть Хатидже, без которой ему одиноко, а от Наташи кружится голова, но жить вместе они не должны: она возьмет все его душевные силы. Вместо ответа Наташа притянула его к себе.
В Симферополе Максимова встречал Винклер. Он отвез его в Бахчисарай, где ждала Хатидже. Максимов рассказал ей о Москве, о Наташе. Она пообещала не вспоминать обо всем, что узнала.
В Севастополе случилось страшное. Покончил с собой Винклер. В последнее время он много пил, скандалил из-за проститутки Насти, как две капли похожей на Хатидже. Московский знакомый, Серединский, пригласил Максимова и Хатидже на дачу. Оттуда всей компанией предполагалось двинуться на Четыр-Даг. Но пришла телеграмма: Наташа ждет в Ялте. Максимов собрался встретить её и пообещал через день присоединиться уже на Четыр-Даге.
Поздней ночью они с Наташей были на месте. Хатидже пожала ей руку, а когда все улеглись на полу, укрыла её своей шалью. Утром они долго беседовали наедине. Максимов был в смятении: оставаться или уехать с Наташей. Но она из тех, чью любовь убивает быт, размеренность. Все это неразрешимо. Будь что будет. Помогла Хатидже: у тебя будет много падений и подъемов, но я останусь с тобой, у нас одна цель — творчество.
Однако и жизнь, и любовь, и творчество — все скомкала начавшаяся той же осенью первая мировая война. Максимов оказался на фронте в санитарном отряде. Начались новые скитания. Среди грязи, крови, нечистот и нарастающего ожесточения. Рождалось ощущение гибели европейской культуры. Максимов писал Хатидже и Наташе, ждал от них писем. Удалось встретиться с Алексеем. Тот сообщил, что Сташевский на фронте и получил Георгия. От Семенова пришло известие, что Наташа уехала на фронт, надеясь найти Максимова. Случай помог им свидеться. Она просила его сберечь себя: писатель должен дать радость сотням людей.
Однако судьба вновь разметала их. Снова вокруг только смерть, страдания, загаженные окопы и озлобление. Рождались новые мысли о том, что нет ничего более высокого, чем любовь, сродство людей.
Попав в лазарет по ранению, Максимов пробовал писать, но бросил: кому это нужно? Что-то умерло в нем. Пришла телеграмма от Семенова: Наташа скончалась — сыпной тиф. Едва оправившись, Максимов поехал в Москву. Семенова дома не было, но на столе лежал конверт на имя Максимова. Теперь уже мертвая, Наташа писала ему о своей любви.
Спустя неделю Хатидже приехала под Тулу, в лазарет, где лежал Максимов. Но его уже там не было. Не долечившись, он бросился под Минск, в местечко, где в грязном доме умерла Наташа. Оттуда он собирался бежать на юг к Хатидже, чтобы она научила его ничего не помнить. Она же в это время шла к московскому поезду и думала: «Максимов не умрет, он не смеет умирать — жизнь только начинается».
Другие работы по теме:
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Литературный герой ВАЛЬТЕР ФАБЕР
Вальтер фабер Walter Faber герой романа М. Фриша Homo Фабер швейцарец пятидесятилетний инженер руководитель строительно монтажных работ в Латинской Америке.
Пушкин а. с. - Личность и история в творчестве а. с. пушкина
Одними из первых начали проявлять интерес к истории романтики что было обусловлено их стремлением отвлечься от настоящего его проблем и перенестись в другой неведомый мир который привлекал своей непознанностью загадочностью где по мнению роман.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Маркетолог – это не профессия, это диагноз
Мы – наемники, ландскнехты XXI века, солдаты экономической удачи. Вы, бизнесмены, собственники, наняли нас для того, чтобы крутились колесики вашего бизнеса, чтобы ваши паруса ловили ветер и не обмякли от неправильного маневра.
Чисто русская песня об авторской песне
Я раньше не задумывался, что авторская лирическая песня — явление чисто русское, понятное только русской душе. Наверное, дело в том, что наш народ глубоко лиричен, ведь говорят, что поэт в России больше, чем поэт. И даже, когда у нас появился свой рок, он оставался очень глубоко поэтичным. А авторская песня долгие годы служила окном правды, лирики и романтики в наших сердцах.
Романтический мир поэзии Гумилева
Будучи основателем неоромантического течения – акмеизма – в начале XX века, времени начала железной поступи цивилизации, Н.С. Гумилев и сам жил иным измерением, он весь уходил в романтический мир мечты. Такая отстраненность от жестокой предреволюционной реальности помогала поэту творить в сфере прекрасного, видеть красоту и мечтать о новой жизни.
Анализ стихотворений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева
Автор: Тютчев и Фет В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» А.А.Фет уходит от злобы дня. Он погружается в мир романтики. Фет показывает душевную красоту, внутренний мир, чувства человека. Фет умеет забираться в самые сокровенные тайники души человеческой. Поэт восхищается зарождающимися чувствами: «И я слышу, как сердце цветет».
Паустовский Константин
(1892-1968) Паустовский Константин Георгиевич, русский писатель, родился в 1892 г. в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве.
Образ Ленского в романе Евгений Онегин
Образ Ленского в романе "Евгений Онегин" Автор: Пушкин А.С. Другой путь, которым шла дворянская интеллигенция 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией:
Гофман Эрнст Теодор Амадей
(1776–1822) один из самых ярких талантов XIX в., романтик второго этапа, оказавший воздействие на писателей последующих литературных эпох вплоть до настоящего времени
Моя малая родина - Кубань
Автор: Сочинения на свободную тему Любовь к Родине сильнее смерти. Человек без Родины, что соловей без песни. Родина – мать, умей за нее постоять. Родина любимая – мать родимая.
Личность и история в творчестве А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Одними из первых начали проявлять интерес к истории романтики, что было обусловлено их стремлением отвлечься от настоящего, его проблем и перенестись в другой, неведомый мир, который привлекал своей непознанностью, загадочностью, где, по мнению романтиков, отсутствовали противоречия, свойственные реальной действительности.
Почему Татьяна отвергла Онегина в конце романа
Автор: Пушкин А.С. Прости! И если так судьбою- Нам суждено-навек прости! Байрон Прочитав роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин", я могу ответить на вопрос: почему Татьяна Ларина отвергла Евгения Онегина в конце восьмой главы?
К.Н. Батюшков
В. А. ЖУКОВСКИЙ И — ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПОЭТЫ-РОМАНТИКИ Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801—1815), зрелый (1815—1825) и период последекаб-ристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты.
Анализ поэмы А.Блока Соловьиный сад
Автор: Блок А.А. Перед героем поэмы две дороги. Одна – труд, тяжёлый и однообразный. Другая – любовь прекрасной женщины, покой и очарование соловьиного сада. Герой оставляет свою жалкую хижину, верного помощника осла и идёт туда, в манящий соловьиный сад. Но очень скоро он понимает, что счастье было там, на каменистых тропинках, по которым он шёл со своим ослом.
Натали
Автор: Бунин Иван. Виталий Мещерский, молодой человек, недавно поступивший в университет, приезжает на каникулы домой, воодушевлённый желанием найти любовь без романтики. Следуя своим планам, он ездит по соседским имениям, попадая в один из дней в дом своего дяди. Попутно упоминается о детской влюбленности героя в кузину Соню, которую он теперь встречает и с которой немедленно начинает роман.
Романтик или прагматик?
На земле живет несколько миллиардов человек. Похожих людей не бывает генетически. Но людей можно разделить на две категории: романтики и прагматики.
Романтизм
Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс). Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь.
Тестовые задания.
оглавление Тестовые задания Великие поэты древнего Рима: а) Вергилий; б) Гораций; в) Тиртей; г) Овидий; „Повесть временных лет? написана: а) неизвестным автором; б) русским летописцем; в) летописцем
Культорология как тип социальной теории
1. Культурология как тип социальной теории Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние ( качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово
Основы риси романтизму
Інститут міжнародних відносин Національного універитету імені Тараса Шевченка РОБОТА НА ТЕМУ: ОСНОВНІ РИСИ РОМАНТИЗМУ Студентки 1 курсу Відділення МЕВ
Корректировка некоторых афоризмов
Философия начинается там, где кончается проявление эмоций в форме видимых реакций, где вся энергия эмоций направляется на работу мозга, осмысляющего породившую эмоции ситуацию.
Скапильятура
Введение 1 Характеристика движения 2 Представители 2.1 Писатели 2.2 Художники и скульпторы 2.3 Композиторы 3 Значение Введение Скапильятура (итал. Scapigliatura, от итал. scapigliato, растрепанный) – литературное и художественное движение, зародившееся в Италии 1860-х годов.
Йенские романтики
Введение 1 Теоретические идеи йенских романтиков 2 Романтическая ирония Введение Йенские романтики (Йенская школа) — это группа деятелей романтического движения, собравшихся в 1796 году в университетском городе Йена. Среди них можно выделить таких известных литераторов, как братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Новалис.
Немецкий романтизм
Введение 1 История 2 Основные фигуры Введение Немецкий романтизм (нем. Deutsch romantik, англ. German romanticism) — термин использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке.
Особенности прозы АПлатонова
Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в "жизненное творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории "зарю прогресса человечества". Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей "экономить свою природу", "выключать сознание", переходить "изнутри вовне", не оставляя в душе ни единого "личного чувства", "терять ощущение самого себя".
Сочинитель Герман Гессе
Ольга Бараш Немецкое слово "Dichter" означает не только "поэт", но и - в широком смысле - "сочинитель". Оно и хорошо. Потому что какой Герман Гессе поэт? Знаменитый немецкий писатель, нобелевский лауреат 1946 года, автор произведений, среди которых можно отыскать "культовое" на любой вкус.
Арним Ахим, фон
Арним Ахим, фон [Ioachim (сокращ. Achim) von Arnim, 1781–1831] — немецкий поэт, друг Кл. Брентано, Герреса и братьев Гримм, с которыми он образует второе поколение немецких романтиков, проникнутое националистически-реакционными тенденциями.