Сопоставительный анализ двух стихотворений Пушкина "Сожженое письмо" и "Подъезжая под Ижоры"
Автор: Пушкин А.С.
«…У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех» - эти слова принадлежат А. Т. Твардовскому. И действительно, удивительное творчество Александра Сергеевича – простое и вместе с тем гениальное, сопровождает нас всю жизнь, с самого её начала и до глубокой старости. Переход от сказок к лирике природы, от прозы к поэзии совершается постепенно, но, обязательно, плавно и незаметно для себя самого.
Любовная лирика Пушкина становится нам интересна лет с 15-и. Однажды мы открываем объятия книги и глаза останавливаются на строчках, ранее не замеченных. И снова, в который раз, поражаемся многогранности и современности поэта.
Однако, возвратимся к творчеству. Стихотворение «Сожжённое письмо» датировано 1825 годом и написанное, видимо, в имении Михайловском, где Пушкин прибывает в это время и с упоением работает над «Евгением Онегиным», но в минуты «тягостных раздумий» на полях рукописей поэт рисует портрет Елизаветы Ксавельевны Воронцовой, с которой познакомился по пути из Кишинёва в Одессу. Она произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вероятно, он пишет в своём стихотворении «Сожженное письмо». Многие говорят, что она была одной из прекраснейших женщин своего времени. Почти все без памяти влюблялись в нее, но портрет в золотой оправе и кольцо с шестиугольным сердоликом она подарила только Пушкину. Точно такое же она оставила себе. Об этом кольце, которое стало для него талисманом, Александр Сергеевич пишет в стихотворение «Талисман». «Сестра поэта, О. С. Павлищева, говорила нам, — писал П. В. Анненков, — что когда приходило из Одессы письмо с печатью, изукрашенною точно такими же кабалистическими знаками, какие находились и на перстне ее брата, — последний запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал к себе». Речь шла о письмах Воронцовой, запечатанных таким же перстнем, как и перстень-талисман поэта, подаренный ему возлюбленной. Пушкин долго не мог забыть Воронцову, но ему пришлось проститься с ней навсегда.
Стихотворение «Сожженное письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. В нём (как впрочем, и во многих других произведениях этой тематике) поэт нарушает существовавшие ранее каноны и полностью подчиняет форму содержанию, здесь нет чёткого понятия «жанр». И это произведение сочетает в себе определённые черты романса, и даже элегии. Но, с другой стороны, это стихотворение можно назвать и посланием, поскольку, присутствует обращение к «письму любви».
Помимо новаторства в области формы, Пушкин создаёт совершенно новую систему ценностей, отталкиваясь, прежде всего, от идей гуманизма и житейской мудрости. Уважение к предмету своего чувства, признания за возлюбленной права на выбор, даже если не в его пользу – это и есть проявление гуманизма.
Первая строчка в стихотворении «Сожженное письмо» говорит о многом: о неотвратимости расставания, но не по вине поэта. Суровое «она велела» подчёркивает, что Пушкин вынужден подчиниться воле возлюбленной. Возможно, перед этим актом сожжения любовного письма, произошёл своеобразный акт самосожжения чувств, отсюда и пессимистическое «ничему душа моя не внемлет», и готовность «предать огню все радости мои». Далее следует изображение зрительно конкретных образов. Мы ясно видим, как «листы» «вспыхнули» и «пылают». И, непременно, «перстня верного… растопленный сургуч кипит», поскольку речь идёт о том самом перстне, по средством которого Елизавета Ксавельевна запечатывала свои послания. Стихотворение насыщено риторическими восклицаниями, которые только подчёркивают эмоциональную окраску произведения. Вот и громкое «свершилось!» пугает нас безысходностью, отчаянием и бесшабашной решительностью одновременно. После этого восклицания стихотворение льётся тихо, почти неслышно, так, словно сделано какое-то большое и важное дело в жизни. Сделанного не воротишь, остаются лишь воспоминания «на лёгком пепле» да «грудь… стеснилась», а это, возможно, слёзы. Собственная судьба представляется ему «унылой». И в данную минуту он, видимо, искренне обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому», прося у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Возможно, он действительно страстно любил эту женщину…
Анализируя другое стихотворение того же поэта, «Подъезжая под Ижоры», у меня такое чувство, будто писали их два разных человека. Лёгкая перекрёстная рифмовка четверостиший, игривое настроение, простота слога делает это произведение не плохим, но несколько другим, отличным от предыдущего стихотворения. Поскольку оно также является посланием, сочетая в себе черты романса и элегии, это очень в духе Пушкина. Тут он не отступил от своих канонов.
Написанное в 1829 году, и обращённое к Екатерине Васильевне Вельяшевой, с которой поэт познакомился в Тверском имении, куда часто приезжал в эти годы, «Подъезжая под Ижоры…» заняло отведённую ему нишу в творчестве Александра Сергеевича.
Дочь старицкого исправника В. И. Вельяшева и его жены, урожденной Н. И. Вульф, племянница П. А. Осиповой. "Она была очень маленькая девушка; особенно чудные были у нее глаза", - вспоминал ее двоюродный брат А. Н. Вульф. Пушкин посетил Старицу в январе 1829 года, и скромная, привлекательная Катенька Вельяшева произвела на него сильное впечатление. Возвращаясь в Петербург, Пушкин сочинил в ее честь проникновенные стихи "Подъезжая под Ижоры...", на полях рукопи-
си нарисовав изящный профиль Вельяшевой. Мимолетное увлечение прошло, но образ девушки не забылся. В августе 1833 года, проезжая через вульфовские поместья, Пушкин писал жене из Павловского: "Вельяшева, мною некогда воспетая, живет здесь в соседстве, но я к ней не поеду, зная, что тебе было бы это не по сердцу".
Да и какой жене, скажите, понравилось бы, чтобы поэт «воспомнил ваши взоры, ваши синие глаза»? Но тогда, в 1829 году, как любая творческая личность, устоять перед «девственной красой» Пушкин не смог. Далее следует полушутка, полукокетство про «вампира» «в губернии Тверской». Поэт с грустной улыбкой, видимо слегка сожалея, вспоминает, что «колен… преклонить… не посмел» и «мольбами… тревожить не хотел». Глаголы явно указывают на то, что такой стиль поведения был его личным выбором. Не о каком серьёзном чувстве здесь не может быть и речи. Поэт точно уверен, что вскоре позабудет «милые черты», поможет ему в этом «светская суета», к которой у Пушкина отношение двойственное: с одной стороны, «неприятно», зато с другой – «упиваясь… хмелем». После лёгкого сожаления следует описание прелестницы, но не как у портретиста, а скорее, как у музыканта. Вполне можно переложить на музыку: «движений стройность», «спокойность», «хитрый смех и хитрый взор». Оставляя за собой право вернуться «под Ижоры», поэт без внутреннего надрыва, играя и забавляясь, обещает (когда-нибудь, «через год») опять влюбиться «до ноября», поскольку, точно знает, что зимой «хмель светской суеты» поможет избавиться от лёгкой влюблённости где-то там, «в губернии Тверской».
При всём невероятном различии между этими двумя стихотворениями, существуют и некоторые сходства:
одинаковое чередование рифм: женская-мужская;
оба произведения написаны от первого лица и относятся к любовной лирике с особенностями жанрового стиля, присущими лишь конкретному поэту;
просматривается тема прощания. Однако, если в первом случае автор вспоминает и мысленно прощается с несерьёзной влюблённостью, то во втором – Пушкин пытается донести до читателя, что сожжённое письмо – символ прощания с любовью.
Другие работы по теме:
Пророк анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно?художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта.
Стихотворение Пушкина Поэту
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина раскрывается на материале многих стихотворений: «Осень», «Пророк», «Памятник», «Поэту», и другие… Вопрос о цели, назначении, смысле поэзии волновал Пушкина с первых шагов его творчества. Еще будучи лицеистом, начинающий поэт уже задумывался не только о своем предназначении, но и о загадке искусства как непостижимого и вечного таинства.
Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил любовь еще, быть может
Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы‑откровения, строфы – признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты.
Чародейка зима
(по стихотворениям А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою») Зима — необыкновенное время года. Белый пушистый снег, заснеженные деревья, морозный воздух. Не зря в народе называют зиму красавицей, волшебницей. Это удивительное время года вдохновило многих поэтов к созданию прекрасных поэтических строк.
Памятник А.С. Пушкина и Г.Р. Державина
Стихотворение А.С. Пушкина «Памятник» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти автора. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности.
Михайловская ссылка Пушкина
Над Пушкиным сгустилась новая туча. В годы южной ссылки литературная его слава неслыханно возрастает; тем с большей тревогой и злобой следят за ним царь и Аракчеев. Летом 1823 года поэту удалось добиться перевода из Кишинева в Одессу. Но не проходит и года, как новый его начальник, граф М. С. Воронцов, шлет на него донос в Петербург.
Лирика дружбы у Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Чувство дружбы, вынесенное из лицея, одушевляло поэта всю жизнь. Но с годами представление о дружбе менялось. Вот одно из лицейских стихотворений Пушкина – «Пирующие студенты» (1814). В этом стихотворении дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения, от «холодных мудрецов».
Тема поэта и поэзии в произведениях Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. В 1856 году было написано одно из самых главных стихотворений Некрасова – «Поэт и гражданин». В этом стихотворении резко противопоставлена позиция двух людей – поэта и гражданина. Поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова Смерть поэта
Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
Анализ стихотворения А С Пушкина Я помню чудное мгновенье
Одним из самых загадочных и пленительных стихотворений А. С. Пушкина по праву считается стихотворение «Я помню чудное мгновение». Оно посвящено А. П. Керн, племяннице П.А. Осиповой. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году, а летом 1825 года она гостила в Тригорском. Как раз этот период его жизни был ознаменован романтической направленностью, из-под его руки тогда выходили самые светлые, радостные строчки, он вспоминает счастливый миг, прожитый рядом с ней, миг, когда впервые видит ее:
Образ Евгения Онегина по одноименному роману А.С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Роман «Евгений Онегин» - величайшее произведение А.С. Пушкина, которое он создавал восемь лет (с 1823 по 1831год). В этом романе автор не просто передает картину жизни столичного дворянства того времени, он заставляет читателя погрузиться в атмосферу событий, стать его героем.
К Чаадаеву А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Стихотворение “К Чаадаеву” было написано в 1818 году. В эти годы Пушкин находился в Петербурге. Причины, побудившие Пушкина обратиться к другу с призывом посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”, заключаются в ненависти к самодержавию и стремлению к свободе. В этом стихотворении еще слышится юный лицейский задор.
Мое любимое произведение А.С.Пушкина повесть Капитанская дочка
Мое любимое произведение А.С.Пушкина (повесть "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. Я знакома уже со многими произведениями А.С.Пушкина. Родоначальник русской литературы, он ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны. Каждый человек в России, да и во всем мире знает его имя.
Пейзаж в лирике А. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе с самим поэтом. В разные периоды своего творчества он по-разному изображал природу.
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина Я помню чудное мгновенье... и Ф.И. Тютчева Я встретил Вас - и все былое...
рирода вселенной и природа поэтического творчества имеют глубокие общие закономерности. Истинный поэт создает вторую вселенную. «В бесконечной глубине человеческого духа, в глубине, куда не достигает ни мораль, ни право, ни общество, ни государство, катятся звуковые волны, родные волнам, объемлющим вселенную, происходят ритмические колебания, подобные колебаниям небесных светил, морей, вулканов.
К Чаадаеву
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Памятник Державина и Пушкина
Автор: Пушкин А.С. «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им вечную славу.
Любовная лирика А. С. Пушкина 2
Любовная лирика А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин — непревзойденный мастер лирических произведений, которые он писал на протяжении всей своей недолгой жизни. Мотивы лирики поэта, глубина мыслей и чувств в каждом стихотворении разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, лирика дружбы и, наконец, лирика любви.
Гуманность творчества Пушкина
Общий обзор произведений "солнца русской поэзии" с наглядной демонстрацией их гуманности. Неплохая историческая основа.
Н.М. Языков
Книга "56 стихотворений Н.М. Языкова". Творчество поэта. Смерть поэта.
Анализ стихотворения Пушкина "Сожженное письмо"
Стихотворение А.С. Пушкина "Сожженное письмо" - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный где каждый образ, каждая деталь является приемом выражения всего богатства чувств.
Ижора
В XVIII - начале ХХ вв. ижоры расселялись в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью.
Анакреонт
Анакреонт, Анакреон ( VI в. до н. э.), греческий лирик, уроженец ионийского г. Теоса (Малая Азия), прославившийся как жизнелюбивый (даже в глубокой старости) певец чувственной любви, пиршеств и вина.