Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации
Байкальский государственный университет экономики и права
Сочинение.
«Чем более я вглядывался, тем яснее видел Христа»
(по поэме Александра Блока «Двенадцать»)
Выполнила:
Студентка группы П-04-1
Токарская О.
Проверила:
Казинцева М.Д.
Иркутск
2005
Когда люди не верят ни во что,
они готовы поверить во все.
Шатобриан.
Одна чешская пословица гласит: «Вера в Бога – это неверие в себя». Выходит, что человек обращается к религии лишь за неимением собственной внутренней силы, уверенности в своей правоте. Люди же с крепкой волей и «правильными» взглядами на жизнь, якобы, вообще не должны нуждаться в Боге. Однако не следует делать столь категоричных выводов. Что, если рассмотреть это высказывание наоборот, перевернуть его смысл? Тогда получится: «Неверие в Бога – это вера в себя», или, может быть, самоуверенность, самонадеянность? С. Марешаль считал, что «лишь добродетельный человек имеет право быть атеистом». Но имеет ли тогда право на существование абсолютный атеизм и полное низвержение религии как таковой?
В нашей стране испокон веков христианство и народ были неделимы, православие являлось стержнем культуры и организующим компонентом всей социальной системы. И все же… история поставила и России перед вопросом, верить в Бога или же в новые – человеческие – «истины», или, может, не верить вообще? Этот вопрос, возникший в условиях «больших перемен», требовал у литературы того времени (начало двадцатого века) его решения. Он стал предметом размышлений и Александра Блока в его поэме «Двенадцать».
На протяжении всей революционной эпохи интерес Блока к происходящему в стране переживал свои «взлеты и падения». Так формировалось и гражданское самосознание поэта, разбуженное революцией. Заявив о себе как об активном стороннике советской власти, Блок тем самым, казалось бы, согласился с новой коммунистической идеологией, продемонстрировав свою принадлежность к низвергателям религии. И все же, был ли он атеистом на самом деле? На этот спорный вопрос во многом способна ответить поэма «Двенадцать». Это противоречивое произведение, благодаря своей размытости и сбивчивости сюжетной линии, способно вызвать какие угодно мысли, создать какое угодно мнение о себе. Но в существующем многообразии субъективных интерпретаций все чаще, все яснее мне видится мысль автора о том, что «Святая Русь» должна оставаться святой.
С первых строк поэмы Александр Блок начинает полузаметными и редкими штрихами обозначать присутствие Бога. Само число двенадцать в названии уже вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами – учениками Христа. «Ветер, ветер - / На всем божьем свете…», автор не случайно употребляет словосочетание «божий свет»: что бы ни делали люди, каким заблуждениям ни подвергался бы человеческий мир, он все равно остается «божьим». «Двенадцать человек» можно рассматривать как единый образ, первая психологическая характеристика которого – «свобода, свобода, эх, эх, без креста!» Все они лишены страха – главной составляющей любой религии. Ничто не остановит их дикость и необузданность. Нет совести, но есть свобода, масштабы ее огромны. Это страшное состояние способно привести к трагедии, которую автор и раскрывает, сфокусировав наше внимание на смерти Катьки. Этот эпизод не зря находится в центре поэмы, такое композиционное расположение подчеркивает его значимость. Используя язык символов, Блок показал, что происходит на стыке черного и белого, - там всегда проливается кровь. Если вспомнить, что женский образ в творчестве Блока нередко олицетворял Россию, можно сделать вывод о том, что и Катька – символ обиженной, поруганной страны нашей. За нее борются многие, но страдает она одна. Так безжалостна свобода без креста. Еще не успев обрести новые моральные идеалы, человеческая толпа спешит беспощадно и кощунственно уничтожить ценности старого мира: «… И идут без имени святого / Все двенадцать – в даль. / Ко всему готовы, / Ничего не жаль…» Блок видит в настроении народа некое противоречие: с одной стороны – внешняя, зачастую показная готовность к радикальным действиям («Товарищи, винтовку держи, не трусь! / Пальнем-ка пулей в Святую Русь!»), с другой стороны – неизменное присутствие вековой национальной религиозности русского человека, которая периодически дает о себе знать («Успокой, господи, душу рабы твоея…»).
Блок «сфотографировал» мир, охваченный хаосом. Лютая снежная стихия сбила с пути человека, он «на ногах не стоит», ему «скользко, тяжко» и не за что ухватиться, не на что опереться больше людям «без креста». Белая пурга, вьюга застилают глаза и путают мысли: заблуждения владеют умами. И только вечный, сильный образ Иисуса Христа, идущего «нежной поступью надвьюжной, и от пули невредим и за вьюгой невидим», он действительно выше всего земного, человеческого, несовершенного. Но почему тогда в руках его кровавый флаг? Куда он ведет красногвардейцев и весь «рабочий народ»? В том-то все и дело, что образ Христа далеко не однозначен. Автор и сам не до конца осознавал его неожиданное появление в конце поэмы и оставил читателю право судить об этом. На мой взгляд, Исус Христос (упрощенное – «Исус» вместо «Иисус») – это не что иное, как воплощение веры народа России, только веры не привычной, до конца не понятой. Эта та новая истина, за которой люди идут, но неизвестно еще, к чему она приведет их. Полные сомнений и подозрений ко всему окружающему, они шагают наугад. «Кто там машет красным флагом?... / Приглядись-ка, эка тьма!» Тьма… Ведь двенадцать – это еще и полночь в широком смысле слова, всеобщая полночь, после которой должен был бы прийти новый день, но не пришел… Полночь нависла над миром, и в этой кромешной тьме люди обезличились (всякий теперь – «товарищ»), не видно света белого – только снег, а за каждым сугробом – мнимый враг. Смятение, разруха…
Судя по моим впечатлениям от поэмы «Двенадцать» я уже не могу назвать Блока «певцом революции». Слишком явно я ощущаю в его гражданском сознании осуждение «строителей коммунизма», желание (пусть робкое) предупредить, переориентировать «рабочий народ», заставив вспомнить все святое. Мне кажется, автор усомнился в правоте новой именно тогда, когда увидел воочию последствия лишения народа его религии. Людям запретили верить в бога, поверять им свои поступки, значит, нет у них больше прочный принципов, значит можно убедить их в чем угодно, увести куда угодно за собой, как каторжников, подчинить себе. Блок осознал главную ошибку коммунистов: они не предусмотрели всех последствий низвержения бога в душе русского человека.
Другие работы по теме:
Блок а. а. - Идейно-художественное своеобразие поэмы а. блока двенадцать
И была роковая отрада В попиранъи заветных святынь... А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму - создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики.
Блок а. а. - «и идут без имени святого»
Не слышно шуму городскогоНад невской башней тишинаЯ больше нет городового. Наступала переломная эпоха. Рушился старый привычный и ненавистный мир и Блок мастерски сумел отразить это в поэме. Двенадцать.
Прием контраста в поэме Блока Двенадцать
Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. И в поэме «Двенадцать» революционная борьба показана с помощью контраста Блоком.
Поэма Двенадцать Блока
Александр Блок — поэт XX века, поэт своей страны. После революции поэт остался дома, любя Родину, он не мог расстаться с тем, что ему дорого, У него не возникало мысли покинуть Россию, Революция несла перемены. Блок принял ее, так как поэта влекло все новое, неизведанное.
Образ Христа и загадка финала поэмы Блока Двенадцать
Интерпретация поэмы А. А. Блока «Двенадцать», особенно ее финала, — один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи «Интеллигенция и революция», написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма вызвала двойственное к себе отношение.
Христианские мотивы в поэме Блока Двенадцать
Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.
Вечные вопросы и их решение в поэме Блока Двенадцать
Блок писал в 1920 году: «…те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы». Поэт утверждал подчиненность политического элемента поэтическому, говорил о «капле политики» в поэме и возмущался, что именно эта «капля» оказалась в центре внимания литературных критиков. «Посмотрим, что сделает с этим время», – замечал Блок, надеясь на другое понимание художественного произведения в другие времена, когда «капля политики» не станет убивать «смысла поэмы», но «окажется бродилом, благодаря которому «Двенадцать» прочтут…».
Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать»
Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения.
Материалы к поэме А. Блока "Двенадцать"
Почему поэма называется "Двенадцать"? Почему именно Иисус Христос у Блока предваряет шествие отряда красногвардейцев? Какова роль контраста в художественном строе поэмы?
"Дети страшных лет России"
Центральный сюжет поэмы “Двенадцать” очень прост: красногвардейский патруль идет по зимней ночной улице революционного Петрограда. Но эта ночь, эта метель и пурга, в которой теряются встречные фигуры, невольно напоминают “Зимнюю ночь” Пастернака.
Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”
Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку.
Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола.
Анализ финальной главы поэмы Блока Двенадцать
В поэме «Двенадцать» Блок хотел добиться правдивого изображения послереволюционного времени со всеми его контрастами, сумятицей, неразберихой. В 12-й главе смешение интонаций достигает своего апогея: здесь присутствуют отголоски всех звучавших в поэме ритмов, обобщенных литературным, книжным по стилю финалом.
Россия в творчестве Блока
Автор: Блок А.А. Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен. А. Блок “Жизнь — это путь”,— говорил Лев Толстой. Жизнь Александра Блока — это путь среди революций, трудный и сложный. От “Стихов о Прекрасной Даме” до поэмы “Двенадцать”, то есть от предельно индивидуальной лирики до дышащих революционным пафосом произведений.
Символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему.
Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
А. А. Блок — трагическая фигура в нашей национальной истории, как писала о нем 3. Гиппиус, — “потерянное дитя”. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения, захваченного стихией и видевшего своими глазами “слепой и беспощадный русский бунт”.
Символизм личного переживания в поэме Александра Блока Двенадцать
Говорят, история человечества — это прежде всего история войн. Действительно, сколько разрушительны войн, вооруженных столкновений было хотя бы за прошлое столетие, и сколько смертей, искалеченных судеб сколько боли принесли они людям! Но, по-моему, ни одна война не имела для России столько последствий, не принесла столько несчастий, сколько принесла их Октябрьская революция.
Тема революции в поэме А. Блока Двенадцать
Автор: Блок А.А. Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В “Двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.
Раздается мерный шаг... По поэме А.А.Блока Двенадцать.
"Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) Автор: Блок А.А. Понятно, что в период "правления" коммунистов поэма Блока "Двенадцать" была модной темой для школьных сочинений. Как поэма Маяковского "В.И.Ленин" или рассказы Зощенко на ту же тему.
Раздается мерный шаг... По поэме А. Блока Двенадцать
Автор: Блок А.А. И вечный бой. Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... А. А. Блок Тему сочинения я выбираю вполне осознанно, потому что считаю ее очень актуальной, интересной, хотя и небезопасной. Писать о революции в наши дни трудно, потому что в оценке этого явления человеческой истории сейчас наблюдается полная неопределенность.
Христианская символика поэмы А.А. Блока Двенадцать
Автор: Блок А.А. Поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются двенадцати апостолам Иисуса Христа, а сам он возникает в финале «в белом венчике из роз», как бы освящая миссию двенадцати и революцию, которую они олицетворяют.
Символика и её роль в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
Место великого русского поэта и ярчайшего символиста А.А. Блока в русской литературе ХХ века. Анализ смысловой нагрузки и значения символов и ассоциаций как способов скрытого сравнения в поэме "Двенадцать", а также ее взаимосвязь с библейской историей.
Открытый финал в поэме А. Блока "Двенадцать"
Интерпретация поэмы А. Блока "Двенадцать", особенно ее открытого финала, как одного из самых загадочных вопросов в творчестве поэта. Полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни.
Борьба двух миров в поэме Блока Двенадцать
Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро", до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную " музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века", который "взойдет средь всех несчастных поколений".
Чем больше я вглядывался тем яснее я видел Христа
«...» (Поэма А. Блока «Двенадцать».) А.А. Блок – трагическая фигура в нашей национальной истории «потерянное дитя», - писала З. Гиппиус. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения захваченного стихией и видевшего своими глазами «слепой и беспощадный русский бунт».