Шадурский В.В.
Существуют две особенности в подходе к данной проблеме.
1. Произведение Набокова рассматривается как целостность, состоящая из нескольких текстов. Основной текст — “Лолита, Исповедь Светлокожего Вдовца” — принадлежит писателю Гумберту Гумберту. Его творческое мышление определяет стиль и структуру текста.
2. В тексте Гумберта несколько подтекстов разной отнесенности. Русскоязычная версия романа позволяет отчетливее увидеть актуализированный Набоковым подтекст русской литературы, в частности, — присутствующую на уровне реминисценций тему Достоевского.
В комментарии к первому российскому изданию “Лолиты” А.А.Долинин указал на пародирование в тексте Гумберта стилевых элементов прозы Достоевского. Не по-набоковски редкие отсылки к Достоевскому в “Лолите” очень симптоматичны, они создают своеобразную интригу на скрытом, подтекстовом уровне.
Выделяется несколько сюжетных и внесюжетных единиц, каждая из которых, обладая качеством мотива в тексте “Преступления и наказания”, усложняет это качество в новом тексте.
Мотив соблазнения малолетней девочки, пришедший от Свидригайлова и Ставрогина, прозрачен. Он подробно охарактеризован в эссе о “Лолите” Станислава Лема и статье Кэтрин О’Коннор [1].
Мотив наказания в меньшей мере может быть соотнесен с наказанием Раскольникова, потому что корреспондируется с характерным для набоковской прозы признанием героем своей ошибки. Признание Гумберта в финале становится высшим его внутренним судом и наказанием одновременно.
Литературоведами не замечена реминисценция, восходящая к фразе героя “Преступления и наказания”. В тексте Достоевского высказывание звучит дважды: сначала в диалоге Мармеладова и Раскольникова, затем во внутреннем монологе Раскольникова, вспоминающего этот разговор. Эта фраза трансформируется в последней главе части первой “Лолиты”. Ритмическое, лексическое и грамматическое сходство (параллелизм) очевидно. Реминисценция Гумберта [2] вмещает несколько смыслов. Пародируется типичное для поэтики Достоевского построение повествования как обращения. Продолжается диалог, начатый Мармеладовым и Раскольниковым: “Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? — вдруг припомнился ему вчерашний вопрос Мармеладова, — ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти...” [3]. На вопрос Мармеладова Гумберт дает отрицательный в новом контексте ответ: “Ей, понимаете ли, совершенно было не к кому больше пойти”. Двойственность реминисценции не позволяет читателю поверить в искренность сочувствия Гумберта. Наличие иронии, адресованной Достоевскому, в той же конструкции, в которой, кажется, передается чувство сострадания, понимание безысходности горя осиротевшей Лолиты, выглядит очень странно.
Мотив внесюжетный, заявленный в диалоге героев романа Достоевского, в новом тексте приобретает сюжетную нагрузку: то, что Лолита осталась с Гумбертом не по своей воле, он поймет только в самом конце, на последней встрече с Долорес Скиллер. Пародируемые фразы Достоевского помогают разносторонне изображать психологию главного героя.
В текст Гумберта вносятся и другие словесные формулы Достоевского, свойственные сразу нескольким произведениям. Это прежде всего постоянное употребление наречий “внезапно”, “вдруг”; пародируются также существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, высмеивается непременный атрибут маниакального героя: “усмешечка” (и у Раскольникова, и у Ставрогина). Сюжетные мотивы и некоторые способы представления состояний героев сопрягаются, переосмысливаются и приобретают новое качество. Имея опыт прочтения Достоевского, Гумберт способен предугадать некоторые ходы судьбы, прогнозировать события. Герой набоковского романа подспудно выражает близость, родственность героям романов Достоевского, в частности — Раскольникову, Свидригайлову, Ставрогину.
Структурные единицы “Преступления и наказания” в области лексики, в области синтаксиса и тематически способствуют образованию нового, подтекстного сюжета. Противостояние Набокова, сторонника чистого искусства, Достоевскому как стороннику идеологического искусства превращается в скрытую стилистическую борьбу. Благодаря этой внутренней подтекстовой игре эстетическое пространство произведения Набокова заметно увеличивается, “Лолита” после романа “Дар” становится еще одним романом о классических традициях в русской литературе.
Списоклитературы
1. Tierman O’Connor Katherine. Rereading Lolita, Reconsidering Nabokov’s Relation with Dostoevsky // Slavic and East European Journal. Vol. 33. №1. 1989. P.64-77.
2. Набоков В.В. Собр. соч.: В 5 т. Т.2. СПб., 1997. С.176.
3. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т.6. Л., 1973. С.39.
4. Набоков В.В. Цит. соч. С.90.
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Самооправдание или самообман раскольникова
В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другими, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория разбивается, рушиться на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяния главному герою романа.
Литературный герой ЛОЛИТА
ЛОЛИТА - героиня романа В.В. Набокова «Лолита» (1947 - английский оригинал, 1955 - русский вариант). Короткая история Л. возникает из покаянной исповеди некоего Гумберта, полюбившего героиню, когда ей было двенадцать лет, и простившегося с нею, когда ей было восемнадцать. Поэтому повествование о горькой, грешной любви сорокалетнего мужчины к девочке пронзительно и смущающе откровенно, а образ самой Л. (уже умершей к началу рассказа) обладает двойственной природой.
Достоевский ф. м. - Петербург в романе ф. м. достоевского
События в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказаниег разворачиваются в Петербурге. Многие писатели обращались к этому городу в своих трактирами полными пьяных. Когда Достоевский писал. Преступление и наказание торговцы студенты.
Образ Петербурга в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Федора Достоевского 8220 Преступление и наказание 8221 Образ Петербурга занимает особое место в системе образов, возникающих на страницах романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.
Гуманизм романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Гуманизм романа Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать.
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Ф. М. Достоевский — великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над социальным, философским и психологическим романом “Преступление и наказание”. Это произведение принесло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.
Сюжет и композиция
Автор: Достоевский Ф.М. Сюжет, композиция, жанровые особенности романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский, как писатель, придавал большое значение занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрной фабулы, захватывающей читателя, держащей его в напряжении от первых до последних страниц романа.
Образ времени в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 60-е годы XIX века во время формирования нового буржуазного общества. Это был очень тяжёлый период в истории нашей страны. Ожидание возрождения России после отмены крепостного права сменилось разочарованием.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание 3
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Автор: Достоевский Ф.М. “…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Такое отвратительное, страшное, мрачное и жалкое описание моего самого любимого города меня поразило, напугало и даже немного оскорбило.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Философские проблемы в романе Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня.
Петербург в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» Общественная атмосфера конца 60-ых годов и её отражение в идеологическом романе «Преступление и наказание». С такими мыслями приступил Ф.М. Достоевский к одному из ключевых произведений своего творчества – к роману «Преступление и наказание».
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Ф. М. Достоевский известен на весь мир благодаря написанной им книге «Преступление и наказание». Этот роман по праву считается одним из лучших произведений второй половины 19 века и по праву принадлежит к элите мировой литературы.
Психологизм Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский - выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.
Сочинение-миниатюра по роману Преступление и наказание
Сочинение-миниатюра по роману "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф.И. Достоевского " Преступление и наказание" - это произведение, посвящённное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки человеческая душа к постижению истины. Преступление Раскольникова-это игнорирование христианских заповедей, а человек,который в своей гордыне смог их преступить, по религиозным понятиям, способен на всё.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание") Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат - символе петровской эпохи - писали А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), Андрей Белый ("Петербург"), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.