Все, что было в душе, все как будто опять потерялось,
и лежал я в траве, и печалью и скукой томим.
И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,
и кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.
Николай Заболоцкий
Идея блага человечества и его спасения всегда лежит в основе любой антиутопии. Но в ходе осуществления этой цели происходит трансформация: цель далека, а “дорога в ад вымощена...” Всякая антиутопия всегда идеологична и социальна.
В “традиционных” антиутопиях всегда изображалось усовершенствованное общество будущего, в котором царит геометрический порядок, целесообразность, но отнята свобода. В современной антиутопии действительность представляется хаотичной, все связи — социальные, экономические, нравственные — разрушенными. Никакого оптимистического выхода из такой ситуации писатели не дают. Если в прежних антиутопиях формой освобождения личности мог быть индивидуальный бунт, то теперь хаос настолько подавляет, что бунт просто бессмыслен там, где бунтуют все и по разным соображениям.
Можно сказать, что антиутопия — форма “предупреждающей” прозы, главный мотив которой — социальный. Здесь могут выражаться и философские, и бытийные проблемы человеческой жизни. Метафора часто дает сильный посыл для выражения философской мысли.
Роман Анатолия Кима “Отец-Лес” поднимает этические и философские проблемы бытия людей XX века. Не случайно автор определяет жанр произведения как “роман-притчу”. В притче отсутствует описательность, персонажи не имеют не только внешних черт, но и характера. Выводы притчи всегда однозначны.
Роман “Отец-Лес” — своего рода история жизни в XX веке трех поколений старинного рода Тураевых — деда, сына и внука. В этом роде соединилась дворянская и крестьянская кровь, что позволяет ему представлять русский народ. Род Тураевых вобрал в себя страдания и муки народа, выпавшие за весь век на его долю: голод конца 20-х, “лишенство”, ужасы фронта и концлагерей, как советского, так и немецкого.
Мысль о страдании и свободе человека — главная философская мысль романа. Каждое из трех поколений Тураевых по-своему понимает свободу, по-своему относится к страданию. Николай Николаевич — старший из рода, офицер-ветеринар, человек честный, добрый. В молодости он решил освободиться от общества, ибо оно, “с его жесткими обязательствами, предрассудками и разными правилами, как благородными, так и подлыми”, мешало постичь натуральную свободу, как ему казалось, полную и неограниченную.
С юности Николай Николаевич не любил высоких слов, затемняющих истинный смысл. Он плохо вписывался в среду студенческой молодежи конца XIX века с ее мечтаниями об общественной пользе, о благе народа.
Революция для него — не лучший способ преобразований, он предпочитает эволюционный ход истории. “...Общество есть собрание таких, как мы, отдельных индивидов, и если каждый из нас принесет своим трудом пользу себе, то тем самым он принесет пользу и обществу. Это естественный ход, господа, соответствующий природной закономерности”.
Николай Николаевич представлял, что свобода может реализоваться только в уединении, в изоляции от общественной суеты. В густом лесу он выстраивает себе дом. “Колин Дом” называет его жена Анисья — крепкая крестьянская баба, ставшая хозяйкой в этом доме. Николай Николаевич пытается на собственном опыте разобраться, что же такое свобода. В уединенности, отрезанности от остального мира он увидел раскрепощение, но не свободу.
Образ ожога души проходит через весь роман. Он возникает в сознании и ощущениях Глеба Тураева. Но это генетически переданное чувство, рожденное физическими муками, испытанными отцом, душевной тоской деда. Ожог — это скорбь “по навеки утраченному прошлому”, ужас от реалий этого прошлого.
С одной стороны, герои романа испытывают одиночество. С другой — их сознание перегекает. Так, мысль, рождающаяся в сознании деда, передается внуку. Глеб воплощается в отца, а отец продолжает мыслить в сыне, то есть они составляют нечто единое, общее. “Николай Тураев в одну минуту утратился как самостоятельная духовная единица, словно бы мгновенно погиб, потому что его сын Степан видел рядом с собою на обочине грязной дороги растоптанного человека со страшным, искаженным лицом, а сын Степана, Глеб, из-за этого же потерял всякое желание жить...”
Все судьбы в романе связаны и переплетены друг с другом и в пространстве, и во времени. Разные времена смыкаются, образуя не вектор, линейно ведущий из прошлого в будущее, а некую пульсирующую точку, в которой сливается прошлое деда, настоящее отца, прошлое внука. В пространстве Леса и Дома одновременно разворачиваются судьбы разных персонажей, существовавших в разное время, прежде умерших и воплотившихся в другие жизни или в деревья. Автор объединяет духовные миры всех своих персонажей, разделенных десятилетиями, веками и сотнями километров, составляет самые невероятные комбинации судеб.
Анатолий Ким показывает, что судьбы отдельных людей связываются в непрерывную цепь страданий всего Человечества. Николай Николаевич отрицает прогресс, так как видит в нем только поиски путей взаимо истребления. “Мир человеческий погряз, обслуживая свое звериное начало. Величие наших грандиозных злодеянии никак не сравнимо с жестокостью самых свирепых хищников. А вся сила и гений разума превращаются в силу нашего самоуничтожения и в гении неодолимого зла, мучительства и тоски. Называется все это прогрессом”.
Язычество в романе теснейшим образом переплетается с буддизмом. На основе представлений о переселении душ буддизм утверждает, что живые существа способны перевоплощаться. Анатолий Ким, соединяя язычество и буддизм, перевоплощает людей в деревья. Символом Дома Тураевых служит раздвоенная вилорогая сосна, о происхождении которой в текст романа вплетена микроновелла. Дерево печали — липа воплощает в себе душу той девушки-фельдшерицы, которая самовольно ушла из жизни, и “непостижимая печаль, страшность была в том”. В молодом дубке возродилась душа Гришки, забитого за воровство деревенскими мужиками: “... душа Гришкина все человеческое прошлое забыла, и в шелесте дубовой листвы не было никаких отзвуков былых страстей и следов неисповедимых мучений”.
Отзвуки буддистской философии с ее уравниванием всех людей в страдании образуют центр концепции свободы молодого Николая Тураева. Если язычество и буддизм проявляются в знаках-символах романа, которые и образуют его атмосферу, то христианство выступает в виде сентенций или авторских трактовок евангельских сюжетов. Так, Ким описывает встречу воскресшего Христа с путешествующими в Эммаус и эпизод преломления хлеба. Писатель предлагает понимать Вознесение как расхождение человеческого и божественного.
В системе изобразительных средств романа особое место занимает образ Железного Змея. Он появляется в период войн, питается железом, изготовленным людьми для убийства друг друга. Идущий от народной сказки образ Змея тем не менее кажется неорганичным и искусственным в поэтическом мире романа. Его символика слишком откровенна и однозначна, что разрушает недоговоренность и таинственность повествования.
“Отец-Лес” А. Кима не предлагает своей законченной философской концепции свободы. Это не философское произведение, а литературное. Но роман ставит вопросы и пытается предложить свои варианты ответов.
Другие работы по теме:
Логотерапия (В.Э.Франкл)
Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Основной тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию.
Володин АМ
Володин (настоящая фамилия Лифшиц) Александр Моисеевич (р. 1919), драматург, прозаик. Родился 10 февраля в Минске. Получил педагогическое образование, работал сельским учителем.
Байрон д. - Любовь к свободе в творчестве дж. байрона
Джордж Байрон явился одним из родоначальников и ярчайшим представителем литературного и философского романтизма. Это течение впервые заявило о самоценности творческой личности противопоставив ее осторожному консервативному диктату посредственности.
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва
В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:
Нам всем необходимая воля к жизни
(По рассказу О. Довженко «Воля к жизни») Годы Великой Отечественной войны — это страшный, грозный и в то же время славный период нашей истории. В это время весь народ стал на защиту своей земли. Александр Довженко видел горечь поражений и отступлений начала войны. В письме к своей жене от 4 июня 1942 года он пишет: «Я буду писать о страдании, и героизме, и трагедии своего народа».
Философско-символическое содержание повести-притчи Хемингуэя Старик и море
Повесть «Старик и море» — одно из последних завершенных произведений легенды американской литературы Эрнеста Хемингуэя, своеобразный итог творческих поисков автора. Литературоведы определяют жанр этого произведения как повесть-притча, то есть произведение, которое рассказывает о судьбе и определенных событиях жизни героя, но этот рассказ имеет аллегорический характер, глубокое моральное и философское содержание.
Что такое свобода
Сочинение-рассуждение с элементами цитирования Человек всегда во все времена стремилась к свободе. Только понимание свободы у всех разное. Я думаю, что свобода - это, в первую очередь, свобода от предрассудков. Предрассудки ограничивают способности человека, поскольку в большинстве случаев основаны на ошибочных знаниях и выводах.
Хочу воспеть Свободу миру вольнолюбивая лирика Александра Пушкина
Хочу воспеть Свободу миру 8230 вольнолюбивая лирика Александра Пушкина «…Минута, и стихи свободно потекут.» Обратите внимание - «свободно»! Это ключевое слово. Даже если взять и отделить звук от смысла, сама мелодия пушкинского стиха будет звучать, как гимн Свободе. Прислушайтесь:
Тема материнского страдания в поэме Ахматовой Реквием 2
Тема материнского страдания в поэме Ахматовой Реквием Поэма А. Ахматовой «Реквием» — особое произведение. Это напоминание о всех прошедших неслыханные испытания, это взволнованная исповедь исстрадавшейся человеческой души. «Реквием» — это летопись 30-х годов ХХ века. У Ахматовой спросили, сможет ли она это описать.
Легко ли делать добро
(Притча о милосердном самарянине) Известно: зло — это плохо, а добро — хорошо. Но всегда ли мы делаем добро и поступаем хорошо? Легко ли делать добро? Мне кажется, это зависит от того, какой ты человек. Что для тебя важнее:
К Чаадаеву А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Стихотворение “К Чаадаеву” было написано в 1818 году. В эти годы Пушкин находился в Петербурге. Причины, побудившие Пушкина обратиться к другу с призывом посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”, заключаются в ненависти к самодержавию и стремлению к свободе. В этом стихотворении еще слышится юный лицейский задор.
Свободолюбивая лирика А С Пушкина
Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина» Введение Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина Класс: 9. Цели: - познакомить и дать понятие о свободолюбивой лирике Пушкина;
Толстой Три сына
Лев Николаевич Толстой Три сына Толстой Лев Николаевич Три сына Л.Н.Толстой ТРИ СЫНА Притча Дал отец сыну именье, хлеба, скотины и сказал: "Живи так, как я, и будет тебе всегда хорошо".
Стихотворение А. С. Пушкина Узник
Автор: Пушкин А.С. В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства.
Камю А. - Человек на зачумленной земле
На протяжении всей тысячелетней истории человечество освоило много страшных уроков. Вечные ценности оказались шаткими, человек — преисполненным эгоизма и непомерных желаний, природа — воплощением апокалипсиса.
Любовь к свободе в творчестве Дж. Байрона
Джордж Байрон явился одним из родоначальников и ярчайшим представителем литературного и философского романтизма. Это течение впервые заявило о самоценности творческой личности, противопоставив ее осторожному, консервативному диктату посредственности.
Свобода духа в лирике А.С. Пушкина.Как реализуется идеал абсолютной духовной свободы в лирике Пу
Автор: Пушкин А.С. В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик: о кинжале, «тайном страже свободы», грозе несговорчивых тиранов, о вожде восставших сербов Георгии Черном – «Дочери Карагеоргия», о Байроне или Наполеоне –«Наполеон», «К морю», о своих думах и повседневных занятиях в посланиях друзьям, - мотивы свободы пронизывали стихотворения, придавая им неповторимый облик.
Почему Мцыри бежал из монастыря
Автор: Лермонтов М.Ю. Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем и боярин Орша, и купец Калашников, и мятежный борец Мцыри. «Любимый идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свободе, стремление к действию.
Первое прочтение романа М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. С одной стороны, можно сказать, что этот роман – фантастический миф, феерическое представление, но это всего лишь поверхностное впечатление, воссозданное «булгаковской чертовщинкой» для выражения остро-волнующей автора проблематики: борьбе добра и зла, предательстве, трусости, любви и милосердия.
Толстой Мудрая девица
Лев Николаевич Толстой Мудрая девица Толстой Лев Николаевич Мудрая девица Лев Николаевич Толстой Мудрая девица Был царь. И все ему не удавалось. И послал он к мудрецам спросить, отчего ему неудача. Один мудрец сказал: "оттого, что он не знает часа, когда что делать". Другой сказал: "оттого, что он не знает того человека, который ему нужнее всех".
Притча про сіяча
Автор: Народна творчість. Ось вийшов сіяч, щоб посіяти своє зерно. І як сіяв, упало одне край дороги. Там воно було витоптане, а птахи небесні його повидзьобували. Інше ж упало на ґрунт кам'янистий і, зійшовши, засохло без вологи. Ще інше упало під терен, який виріс і заглушив паросток.
Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина
Общая характеристика одной из важнейших тем лирики Пушкина – темы свободы и вольности. Анализ эволюции темы свободы и воли в стихотворениях "Вольность" и "Деревня". Послание "К Чаадаеву" как яркий лирический "символ веры" молодых и "друзей вольности".
Монастырь Святой Троицы под Овчаром
Все овчарско-кабларские монастыри имели большое значение в сохранении Православной веры в сербском народе. Это были духовные очаги, в которых сохранялось национальное самосознание и идея о свободе
Антимонов, Сергей Иванович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Пьесы 2.2 Роли в театре 2.3 Роли в кино Введение Сергей Иванович Антимонов — российский и советский актёр театра и кино, драматург.
IV век
Четвёртый ( длился с 301 по 400 годы по григорианскому календарю. События 301 год — В Армении принято христианство. В Японии основана династия Ямато 313 год — Миланский эдикт о свободе вероисповедания в Римской империи
Операция Passage to Freedom
«Рейс к свободе» (англ. Passage to Freedom) — название операции по эвакуации вьетнамских беженцев из Северного Вьетнама, проводившейся Военно-морскими силами США в 1954—1955 годах.
Артеменко, Константин Григорьевич
— советский и украинский актёр и режиссёр. Биография Родился 25 февраля 1925 года в с. Хомивка Житомирской области. Окончил актёрский (1959) и режиссёрский (1957) факультеты Киевского государственного института театрального искусства им. И.Карпеко-Карого.
Аввакум Петрович
Первый по времени и талантливейший из противников нововведений патриарха Никона. Мать взрастила в нем сильное чувство религиозности, соединенное с искренностью убеждения, не допускавшего никаких уступок. Это и погубило его.
Лагерквист, Пер
Лагерквист, Пер (Lagerkvist, Per) (1891–1974), шведский писатель.
Володин А.М.
Володин (настоящая фамилия Лифшиц) Александр Моисеевич (р. 1919), драматург, прозаик. Родился 10 февраля в Минске. Получил педагогическое образование, работал сельским учителем.