Литература XX столетия так или иначе связана с социумом, разнообразными явлениями общественной жизни. Даже размышления о дружбе и любви проходят на фоне социально-политических потрясений и, в сущности, неотделимы от размышлений о судьбах человечества в XX веке.
Но вот писательница Франсуаза Саган тему любви и дружбы оставляет в рамках частной жизни человека. Но опять же как посмотреть на это. Жизнь парижской богемы, к которой принадлежат многие ее герои, показывает падение современных нравов. И тем самым такая жизнь обрисовывает широкий социальный фон, на котором развиваются коллизии романов Саган.
Свой первый роман Франсуаза Саган написала в 1954 году. Это роман “Здравствуй, грусть”. Он был воспринят современниками как знамение эпохи падения нравов. В художественном мире Саган нет места прочной и по-настоящему сильной человеческой привязанности. Зародившись и едва окрепнув, это чувство непременно гибнет. Ему на смену приходит чувство грусти и разочарования.
Автор — в то время девятнадцатилетняя студентка Сорбонны — быстро превратилась в литературную звезду. Реклама, конечно, умело использовала такой редкий случай, как написание произведения высокого художественного уровня в столь юном возрасте. Но настоящее потрясение публика получила от того, что юная героиня романа Сесиль — девушка из добропорядочной буржуазной семьи, только что вышедшая из закрытого католического учебного заведения, откровенно, нисколько не смущаясь, поведала о радостях физической любви. Сесиль свободно говорит о том, как прекрасно быть молодой, здоровой, любить жизнь и наслаждаться ею в объятиях любовника.
Состояние счастья достигается чисто импульсивным, бездумным существованием. Сесиль просто и искренне радуется южному солнцу, теплому морю, прекрасной природе. Она чувствует себя наподобие цикад, опьяненных зноем и лунным светом, и знает, что, когда кончится лето и они с отцом вернутся в Париж, она будет по-прежнему вести такой же легкий, ничем не обремененный образ жизни, нацеленный только на удовольствия. Так же легко и просто, ни о чем не задумываясь, живет ее отец.
Такую совершенно безоблачную идиллию нарушает появление Анны Ларсен — подруги покойной матери Сесиль, приехавшей с явной целью женить на себе беспутного и легкомысленного вдовца, сделать из него покорного мужа, порядочного семьянина. Это вполне могло удаться, если бы не противодействие со стороны Сесиль, которая ловкой интригой сумела расстроить намечающийся брак, что, в конечном счете, привело к гибели Анны.
Конфликт между Сесиль и Анной составляет ядро, главное содержание романа. Сесиль защищает бездуховное, эгоистическое, по сути, пустое существование. Она отстаивает чисто функциональный подход к людям, при котором человек важен и ценен не сам по себе, не в силу своих личных качеств, а лишь как предмет удовольствия. Анна, напротив, воплощает более высокую культуру чувств, более развитое духовное и нравственное начало. Если для Сесиль и ее отца любовь — всего лишь их собственные приятные ощущения от общения с меняющимися партнерами, то для Анны — это постоянная нежность, привязанность, потребность в ком-то. Сесиль отдает должное человеческим качествам Анны, восхищается ее культурой, ее достоинством, ее умением владеть собой. Она бы даже полюбила эту женщину, не окажись та на ее пути к удовольствиям.
Анна, с точки зрения Сесиль, сковывает и унижает ее как личность, не дает ей свободно и импульсивно развиваться, за что и наказана. Чувственное наслаждение жизнью одержало победу над благоразумием, рассудительностью и рационализмом. Чувства победили разум.
Но вот путь свободен, препятствие убрано, а вместо радости Сесиль вдруг остро ощутила совершенно незнакомое ей чувство и назвала его “грустью”. Она ясно осознала цинизм, безнравственность той веселой жизни, которую они с отцом ведут. Мир традиционных нравственных ценностей, который отстаивала Анна, представляется Сесиль и всему ее поколению утратившим привлекательность, безнадежно устаревшим. Выходит, нет ничего ценного, ради чего стоит жить, трудиться, гореть и вдохновляться. Сесиль ощущает это столь остро, что ей кажется, будто она заглянула в пропасть, в бездонную пустоту — и содрогнулась от ужаса.
Роман “Здравствуй, грусть” был сигналом тревоги, вызванным нравственным неблагополучием и торжеством бездуховности в обществе. Каждый герой, являясь частью общества и существуя по его законам, исповедуя мораль легкого, бездумного отношения к любви и дружбе, к человеческим отношениям, остается духовно одинок и пожинает плоды своего легкомыслия, своего эгоизма и своей безнравственности.
Герой другого романа Саган — “Немного солнца в холодной воде” — впервые в жизни сталкивается с самоотверженной и искренней любовью, которую вносит в его жизнь Натали. Жиль Ланибье, молодой и преуспевающий журналист, теряет эту замечательную женщину, поддавшись ложному чувству защиты собственного достоинства и желанию быть независимым.
Великолепный психолог, Франсуаза Саган пытается исследовать природу любви. Она задает себе вопрос о ее духовной или материальной сущности. Писательница ищет ответы на вопрос, что же такое настоящая любовь, где ее истоки? Что поделать, если зачастую духовная близость героев держится на физическом влечении и уходит вместе с ним.
Никто не замечает, как тот опыт, который накапливается в подобном общении, оборачивается для героев преждевременным духовным старением, потерей веры в мечты своей юности. По-настоящему любит Анна в романе “Здравствуй, грусть”, Натали — в романе “Немного солнца в холодной воде”. Но другие герои Саган изначально не способны воспринять и оценить то, что называют “настоящей любовью”. Это следствие незрелости души.
Им предстоит пройти определенный жизненный путь, только тогда они смогут приблизиться к пониманию любви.
Хотелось бы отметить один мотив, который часто встречается в произведениях Франсуазы Саган: мотив возвышенной любви молодого человека к немолодой женщине. Автор как бы подчеркивает опустошенность молодого поколения, которое тянется к любви, но находит ее только у более зрелых людей.
В XX трагедия человека, потерявшего смысл своей жизни, оказалась одной из основных художественных моделей литературы. Писатели разных художественных направлений ищут смысл человеческого существования именно в понятиях дружбы и любви. Но возможность нравственной победы человека связана с его собственным выбором, его индивидуальным решением.
Другие работы по теме:
Есенин с. а. - Стихотворение с. есенина
Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе. Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души никогда не притупляясь не ослабевая в его сознании.
Гумилев н. с. - высокое косноязычье. ..
Николай Степанович Гумилев гулял по Петербургу и словно волшебник творил и творил чудеса. В своем. Заблудившемся трамвае он напоминает мне. Окуджаву с его. Последним троллейбусом.
Гоголь н. в. - Две россии в поэме гоголя
Две России в поэме Гоголя "Мертвые души". "Мертвые" и "живые" души в поэме Гоголя. В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи.
Тема любви в поэзии Серебряного века
Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался.
Образ автора в поэме Гоголя Мертвые души
Поэма «Мертвые души» — центральное произведение творчества Н.В. Гоголя. Особую роль в нем играет образ автора. Это не пассивный повествователь, а мудрый собеседник, которому просто необходимо вести неспешный разговор с читателем. В предисловии ко второму изданию «Мертвых душ» автор просит читателя помочь ему.
Что я понимаю под словом любить
Любовь слово многозначащее, можно любить все: животных, технику, друга. А что же значит любить дорогого человека? каждый понимает это по своему, люди думают, что любить - это страстные поцелуи и хождения за ручку, кто-то думает, что это когда люди встречаются 2 месяца, а мужчина хочет чего-то большего - это все неправильно, это просто люди себе что-то придумывают.
Настоящая жизнь, ее версии в романе Льва Толстого Война и мир
Жить для себя одного нельзя — это духовная смерть. «Жизнь только тогда, когда живешь для других», — писал Толстой. В романе этот принцип настоящей жизни является главным. Каратаев считал жизнь настоящей только ту, которая не имеет смысла как отдельная жизнь. Она имеет смысл только как частица целого.
Кто является духовным человеком
Сегодня слово «духовность» упоминают очень часто, но, наверное, не все понимают его значение. Одни считают, что духовность - это разумность. Другие - что это что-то церковное. Все в человеке от души. Воспитанной души. И любовь, и боль, и страдание. Это умение сочувствовать, видеть. Маленький Принц Сент-Экзюпери умел видеть сердцем.
Тема любви в поэзиях Гейне
Изменяются времена и власть, изменяются жизнь и человеческое мировоззрение. Но неизменными остаются наивысшие истины, неизменной остается человеческая потребность любить. Неразгаданной остается тайна души, в которой неугасающим огнем горит священное и непреодолимое чувство любви.
Легко ли быть добрым
Автор: Сочинения на свободную тему Легко ли быть добрым? Казалось бы совсем простой вопрос. Простой, если не задумываться над тем, что за этим стоит. Веками люди
Тема дороги, пути в поэмах Мертвые души Н. В. Гоголя и Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасова 2
Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова Автор: Некрасов Н.А. Поиски. Глубины. Дороги... Вечная тема пути. Две поэмы-эпопеи: “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Словно тонкой ниточкой пронизывает эта тема оба произведения, ведь только через странствующего, путешествующего героя можно показать такую необъятную страну, как Россия, решить глобальные проблемы.
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Название поэмы Гоголя “Мертвые души” многозначно. Несомненно влияние на поэму “Божественной комедии” Данте. Название “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте — “Ад”.
Тема любви в поэме Маяковского Облако в штанах
Автор: Маяковский В.В. Любовь Маяковского – это жизнь, это интересный мир человеческой души, это целая гамма чувств и переживаний. Поэт – молодой человек, в душе которого «ни одного седого волоса», то есть ему дано любить, он способен искренне переживать. Еще во вступлении поэмы «Облако в штанах» он бросает вызов людям: у него молодость и любовь идут руки об руку!
Ясунари Кавабата
Кавабата, Ясунари (1899–1972), японский писатель, автор новелл и рассказов.
Жизненные воззрения Джорджа Оруэлла
Джордж Оруэлл родился в 1903 году в Бенгалии, в шотландской обедневшей аристократической семье. С величайшим трудом его определили в элитарную закрытую приготовительную школу. Здесь он впервые познал, что закон жизни - триумф сильных над слабыми. И внутри его души зародился протест.
Способен ли Онегин любить по одноименному роману А.С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Каждый человек способен на любовь, только у каждого она своя. У кого-то она страстная и яркая, а у других она тихая, романтичная, спокойная. Онегин, как и любой другой человек, тоже способен любить. Всю свою молодость Евгений провел в обществе светских людей, у него было много красивых дам, но они ему нужны были только для утех.
Певущий зов
Автор: Есенин С.А. Радуйтесь! Земля предстала Новой купели! Догорели Синие метели, И змея потеряла Жало. О Родина, Мое русское поле, И вы, сыновья ее, Остановившие
Анализ стихотворения А.С. Пушкина На холмах Грузии лежит ночная мгла...
Автор: Пушкин А.С. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» было написано А.С. Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта на театр военных действий в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову. Он не надеялся на брак с ней, но никто не мог запретить ему любить Наталью, восхищаться ею, посвящать ей стихи. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» – это лирическое произведение, написанное в жанре элегии.
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны. 7
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны. Автор: Пушкин А.С. “Жизнь без любви не жизнь, а существование, без любви жить невозможно. Для того и дана душа человеку, чтобы любить”, — утверждает М. Горький.
Талант любви в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна
Автор: Бунин И.А. Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Очень поэтично раскрывают эту тему в своих произведениях замечательные писатели Александр Иванович Куприн и Иван Алексеевич Бунин.
Все начинается с любви...
«...» Автор: Сочинения на свободную тему Мир сходит с ума. Рвется нить, связывающая наше бренное тело с душой. Определяющее духовное начало, именуемое Бог, постепенно растворяется в хаосе современной жизни. На пепле разрушенных церквей появляется плесень равнодушия, распространяются сорняки озлобленности и жестокости.
За что я люблю свой край
Автор: Сочинения на свободную тему За что я люблю свой край? На этот вопрос не каждый сможет ответить. Для меня это место, где я родился, вырос, река, на которой мы с друзьями купались с малого детства. Наши матери и бабушки с младенчества рассказывали нам истории, произошедшие здесь давным-давно. Лично я люблю свой край за свойственную только ему природу со своей экосистемой.
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь, по его словам, стремился изобразить «всю Русь», но с «одного боку». И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени.
Идейно-художественный анализ Ф.И.Тютчев К.Б.
Идейно-художественный анализ Ф.И.Тютчев "К.Б." Автор: Тютчев Ф.И. Ф.И.Тютчев всего на четыре года моложе Пушкина, но в нашем восприятии и в восприятии его современников он относится не к пушкинской эпохе, а к более позднему периоду времени, к «серебряному веку» русской литературы. Тютчев относится к тому разряду поэтов, произведения которых надо не просто знать – её надо чувствовать, проникаться ею до глубины души.
Повесть Н.М. Карамзина Бедная Лиза
Автор: Карамзин Н.М. Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце 18 века, обращалось в основном к проблемам человеческой души.
Образ М.Ю. Лермонтова
Сочинение о творчестве великого русского поэта ХIХ века М.Ю. Лермонтова. Краткая биография, события, которые оказали влияние на его творчество. Взгляд поэта на поколение ровесников, причины душевного смятения. Любовь, боль, переживания за судьбу России.
Ньютон, Майкл гипнотерапевт
Введение 1 Работа и жизнь 2 Награды 3 Книги Список литературы Введение Майкл Ньютон (Michael Duff Newton) Ph.D.[1] — сертифицированный гипнотерапевт, член Совета Американской Ассоциации и основатель Института жизни между жизнями (The Michael Newton Institute for Life Between Lives Hypnotherapy (TNI)).