Креативность и лидерство – очень близкие по своей сути слова. Руководители компаний время от времени задаются вопросом: как выявить свой неиспользованный творческий потенциал и овладеть техниками личностного развития? Как лучше управлять своей жизнью и бизнесом? О сочетании и развитии творческих способностей и лидерских качеств рассказывает доктор философских наук Питер ВРИЦА.
- Вы автор многих работ, посвященных проблеме творчества и лидерства. Вы действительно считаете, что лидер всегда креативен?
- Прежде всего давайте поясним, что мы имеем в виду, когда говорим о лидере. Лидер – это не всегда руководитель, как это привыкли видеть в России. Он может занимать определенную должность, но чтобы быть лидером, недостаточно просто быть на позиции лидера. Нужно иметь определенные качества: лидеры должны быть гибкими в общении и поведении, а без творческого подхода это невозможно; им нужно уметь применять разные стили лидерства в разных обстоятельствах, а это тоже своего рода искусство. Когда компания стабильна, не стремится к развитию и ничего неожиданного с ней не происходит, можно занимать лидирующую позицию, и не иметь воображения, потому что с ординарными ситуациями легко справиться одним и тем же привычным способом. Но если контекст, обстановка и сама компания меняются, то для того, чтобы реагировать на эти изменения, нужен творческий подход. Зачастую лидер видит, что возможно и необходимо сделать для достижения цели; но он настолько погружен в идею, что нередко окружающие, которые не успевают за ходом его мысли, становятся помехой на его пути. Очень важно, чтобы он научился делиться своим видением с окружающими, чтобы люди вдохновлялись и поддерживали его. Так он не просто будет лидером, но и создаст лидеров в своем окружении.
- Некоторые компании взяли себе за правило - каждые пять лет менять руководящий состав среднего звена по причине того, что предыдущий исчерпал свой творческий потенциал. Правилен ли такой подход?
- Я считаю это растратой, потому что люди, работающие в компании, – ваш основной ресурс. Каждый из них нуждается в том, чтобы расти и обучаться чему-то новому. Если сотрудники слишком долго задерживаются на одном уровне, они перерастают его. Конечно, сотрудники должны расти и развиваться вместе с компанией. Главное - вовремя распознать, какой именно опыт для этого потребуется.
Если вы отказываетесь от опытных сотрудников, это означает, что вы перешли в разряд эксплуатирующей организации. Это недальновидно. В долгосрочном плане, если люди почувствуют, что их используют и не планируют дать им ничего взамен, вы породите систему, в которой все будет основано на страхе, где каждый будет бояться, что его выгонят. До какой-то определенной точки они будут работать именно с таким настроем, не показывая ни положительных, ни отрицательных результатов. Однако подобная стабильность не ведет к росту, как можно было бы подумать, а рост, в свою очередь, не предполагает стабильности. Если вы хотите стать компанией стабильной, зрелой и мудрой, тогда она в конечном итоге будет ограниченной и не способной к развитию.
- Какова основная тенденция, которой придерживаются успешные компании? Как завоевать и сохранить свое лидерство в бизнесе?
- Многие крупные компании в последние годы стараются внедрить такого рода рассредоточенное лидерство, в котором каждая команда получает определенную самостоятельность в принятии решений и ведет какой-либо определенный участок работы. Передача лидерства предназначена для того, чтобы наделить людей полномочиями, и тем самым высвободить их естественное творчество, которое часто подавляется традиционными иерархическими структурами. Это еще раз подтверждает, что творчество и лидерство тесно связаны друг с другом, они – залог успеха и возможность сохранить свое лидерство в бизнесе. Чтобы творчество расцвело, оно нуждается в свободе. Жесткий авторитаризм и творчество обычно взаимно исключают друг друга. Конечно, успешный руководитель должен держать руку на пульсе, поэтому ему лучше всего сохранять баланс между свободой и управлением.
- Какой способ достижения цели наиболее эффективный?
- Проблема в том, что когда люди начинают формулировать свои желания, может случиться так, что цели взаимоисключаются: я хочу успевать в карьере и бизнесе и хорошо проводить время, я хочу упорно работать и хочу много отдыхать. Когда наши цели конфликтуют, тогда возникает проблема. К тому же часто наши цели меняются и пересматриваются: сначала они неосознанны, но когда ты начинаешь их осознавать и достигать, они меняются. Для меня принцип такой – постарайся познать самые глубинные свои намерения и узнать, в чем твое уникальное призвание. Если ты будешь это знать, все встанет на свои места. Работай, находясь в равновесии со своим внутренним ощущением, работа должна соответствовать твоему характеру и твоему дарованию. Для того чтобы найти гармонию, нам нужно, сделав множество ошибок, отказаться от всего лишнего, что входит в нашу жизнь. Если ты можешь соединиться со своим призванием и со своим намерением, тебе тогда легче будет достичь своей цели. Со временем и с возрастом мы легче достигаем целей, потому что все лучше и больше узнаем себя.
- На острове Бали 10 лет назад Вы создали центр духовного роста «Нирарта». Вам удалось воплотить свою теорию творческого роста на практике?
- По роду своей деятельности мне всегда приходилось много ездить: я все время куда-то шел, ехал… Я думал, что жизнь – это путешествие. Но однажды мне пришла в голову достаточно оригинальная идея: я придумал себе образ прекрасного места, где я мог бы остановиться в любое время. Мне хотелось, чтобы люди сами ко мне приезжали, жили и развивали свои творческие способности вместе со мной. Я выбрал остров Бали потому, что там особый климат, необычная местная культура, обряды, обычаи. В этом уголке света есть что-то такое, к чему тянутся творческие люди. Люди говорят, что это хорошее место для работы и они счастливы работать именно здесь.
На острове издавна существует обычай помогать и поддерживать друг друга. Этот обычай проявляется в обществе как общая обязанность заботиться о других и об обществе в целом. Все, кто посещает остров, поражаются искренней сердечностью приема.
Я счастлив, что в моем центре «Нирарта» собралось много интересных людей, которые хотят работать именно в такой творческой обстановке. Сочетая практику современной западной психологии и восточную философию, мы создаем здесь лидеров-творцов, которые не ждут от меня, чтобы я сказал, какую проблему они должны решить. Они сами раскрывают свои способности, осознают проблемы и достигают поставленных целей. Я считаю, что это по-настоящему важно.
Другие работы по теме:
Типы лидеров и их функции
Критерии типологизации лидеров. Проявление лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков.
Американская модель делового поведения
Культура предпринимательства – вопрос важный для любой страны. От того, как и что делают предприниматели, зависит не только настоящее, но и будущее, не только экономика, но и политика, культура, наука, образование.
Творчество и лидерство
В современном мире конкуренции повсеместно ощущается острая нужда в двух важных качествах: творчестве и лидерстве. Те организации, которые практикуют более творческие подходы для решения своих проблем, сохраняют свое лидерство в бизнесе.
Лидерами и рождаются, и становятся
Лидерство в жизни, и в бизнесе - вещь серьезная и до конца не изученная. Руководитель всегда старается стать лидером своей команды, а возникновение неформального лидера - часто приводит к конфликтам и неурядицам.
Лидерство в новую эпоху
Модель множественных связей Юкла. Суперлидерство. Теория и исследование лидерства. Три подхода к лидерству (по областям).
Можно ли научиться лидерству
Я уверен, что лидерство – не статичная величина и, безусловно, можно научиться быть ведущим, а не ведомым, т.е. развить в себе качества лидера. В газетных объявлениях, интернете, других СМИ можно не редко заметить о множестве проходящих тренингов, обучающих программ и прочих мероприятий, где люди узнают много нового о потенциале человека, о своих возможностях.
Творческий проект Поиграть бы
Text Graphics Отдел образования администрации муниципального образования «Лиманский район» МОУДОД «Центр детского творчества п. Лиман»
Политическое лидерство
Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения.
Сочинения на свободную тему - Летний дождь
Вот уже целый год я посещаю кружок археологии и этнографии при. Дворце детского и юношеского творчества поэтому половину прошлого лета я провел в археологической экспедиции.
Содержание
Теоретические и методологические основы политического менеджмента
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Коучинг, лидерство и самораскрытие
Способствовать изменениям, научению и росту в себе и других. Коучинг и лидерство. Качество действий и центровка. Изменение, научение и рост.Человек продолжает происходить от обезьяны
Песня о Роланде как образец средневекового героического эпоса
Художественные достижения культуры Средневековье отразились в героическом эпосе разных народов. Каждый народ имел свой эпос, который основывался на произведениях устного творчества и отображал интересы народностей, которые формировались в это время. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину - ведущая тема и французского эпоса «Песнь о Роланде», и немецкого «Песнь о Нибелунгах», и испанского «Песня о моем Сиде», и славянского «Слово о полке Игоревом».
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Стихотворение Блока О, я хочу безумно жить
Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.
Тема творчества у Бориса Пастернака
Б.Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности. И в период символизма, и в период футуризма эта тема не оставляла поэта. Понятно, что на разных этапах литературного пути Пастернак по-разному расценивал смысл своей деятельности.
Краткое содержание Кола Брюньон Ромен Роллан
Кола Брюньон — главный герой повести, образ, для творчества Роллана не очень обычный. Главное в этой книге — прославление жизни во всех ее проявлениях. Имя Breugnon означает «сочный плод», результат скрещивания персика с абрикосом. И сам К. Б. живет сочно, вкусно, не отказывая себе в радостях. Любит пошутить и попьянствовать с друзьями, поухаживать за женщинами, попикироваться со своей любимой дочкой Мартиной, насладиться чтением и особенно работой: он искусный резчик по дереву.
Народное творчество и настоящее
Не буду выяснять, что такое устное народное творчество, так как более или менее четкое определение этого понятия существует, хотя универсального определения нет, так как жанровое разнообразие очень большое, а специфика развития того или другого жанра еще пестрее. Определений на сегодня существует много, и все они не охватывают глубинной сути народного творчества, так как она в некоторых своих жанрах старается быть консервативной (свадебные песни или другие, которые связаны, например, с Сочельником, Рождеством, рождением, крещением, похоронами и т.п.).
Анализ стихотворения И.А. Бунина Ещё и холоден и сыр...
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина Недоросль
Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия "Недоросль". Недоросль- подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене.
Анализ стихотворения гумилёва "Волшебная скрипка"
Стихотворение “Волшебная скрипка”-ключевое для всего творчества Гумилёва. Стихотворение это-обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества, не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону и показывает искушённый поэт.
Театр как синтетический вид искусства
Театр как синтетический вид искусства .Театр заключает в себе многообразие многих форм художественного творчества, опираясь на отдельные виды искусства. Это не метафора, когда говорят о музыкальности живописи, о музыкальности архитектуры, пластичность литературных героев. Какое же различие между реально звучащим звуком музыкального инструмента и звуком, запечатленным в живописных полотнах? Для этого нам необходимо различать художественное произведение как
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Лидер
(от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Селигер форум
План Введение 1 Селигер-2005-2008гг 2 Селигер-2009 3 Селигер-2010 4 Селигер-2011 5 Руководство форума 6 Гимн форума Список литературы Введение «Селигер» — молодёжный образовательный форум, проводящийся с 2005 года на озере Селигер в Тверской области, близ города Осташков (в 370 км от Москвы). Организатором форума с 2005 года является молодежное объединение «НАШИ».
Шишков В.Я.
Русский советский писатель. Главная тема творчества настоящее и прошлое Сибири.
Попов Гавриил Харитонович
Доктор экономических наук, профессор, Академик Академии естественных наук, Действительный член Академии творчества, Действительный член (академик) Международной Академии менеджмента, Президент Международного Союза экономистов.