Реферат: Организационное поведение 3 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Организационное поведение 3

Рефераты по менеджменту » Организационное поведение 3
«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Автор-составитель:

Аржанухин Сергей Владимирович,

доктор философских наук, профессор

Введение

Научная дисциплина «Организационное поведение» (ОП) изучает поведение работников в организационных структурах с целью оказания действенного влияния на результативность деятельности организаций.

ОП направлено на теоретическую разработку методов изучения поведения людей в различных организационных ситуациях, обобщение практического опыта в объяснении причин поступков работников, разработку вероятной модели поведения работника и управления его поведением.

Цель преподавания дисциплины ОП – изучить закономерности и особенности организационного поведения работников, эффективные формы и действенные методы воздействия на их поведение для управления эффективностью всей организации.

В результате освоения дисциплины магистранты должны:

сформировать представление о современном состоянии и тенденциях развития теории организационного поведения;

изучить возможности организационного проектирования таких систем, в которых работник, его способности и потребности были бы поставлены в центр внимания и развития;

составить представление о сущности и содержании труда руководителя и вносить изменения в систему управления поведением личности, группы, организации;

проанализировать причины поведения работников и изучить методы, методику описания их поведения в условиях постоянно изменяющейся внешней среды;

развить навыки современного управления поведением работника и рабочей группы в соответствии с критериями эффективности деятельности организации.

Приобретенные знания и практические навыки должны обеспечить магистрантам умение самостоятельно, на высоком теоретическом уровне решать практические поведенческие задачи, выявлять основные причины высокого уровня результативности работника и организации, эффективно выстраивать межличностные отношения в коллективе.

Методика преподавания дисциплины предполагает чтение лекций, проведение практических занятий и деловых игр с использованием мультимедиа, решение практических ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ» Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса

Организационные процессы и организационные отношения в системе менеджмента. Предмет, цели и основные задачи дисциплины «Организационное поведение». Человек в системе современного менеджмента. Появление дисциплины «Организационное поведение» в 60-е годы XX века как новый подход в обучении руководителей. Сущность и содержание труда руководителя, специалиста, работника. Управляющий и его социальная значимость. Методы, используемые в исследовании организационного поведения. Использование знаний ОП в практическом управлении организацией. Значение дисциплины «Организационное поведение» в подготовке современных руководителей и специалистов. Организационное поведение и другие науки, изучающие поведение личности. Развитие тенденции по превращению ОП в конкретную область знаний, связанную с эффективностью управления организацией и ее персоналом.

Тема 2. Сущность и направления ОП

Понятие поведения. Понятие ОП. Личность и ее поведение. Направленность, последовательность, значимость поведения. Уровни ОП. Эволюция теории поведения человека в организации: основные этапы. Основные направления изучения организационного поведения. ОП как основа формирования социально-экономических отношений всех уровней. Факторы, определяющие ОП. Направленность ОП: в отношениях собственности, в воспроизводственном процессе, при реализации властных отношений Условия формирования ОП: экономическая, социокультурная, этническая, правовая среда. Антропологическое понимание организационной культуры. Влияние на ОП особенности организационной культуры.

Тема 3. Эффективная личность и эффективная организация

Сущность организации, ее виды. Цели и задачи организации. Причинность и взаимосвязь поведения личности, группы, организации. Эффективность деятельности личности. Эффективность деятельности группы. Эффективность деятельности организации. Индивидуальное поведение как основа коллективного поведения. Диалектика эффективности деятельности личности, группы, организации. Составляющие репутации личности, группы, организации. Формирование репутации фирмы как элемента стратегии организации. Формирование репутации личности как элемента жизненной стратегии. Выделение репутационно - значимых черт организации и доведение их до потребителей. Конечный критерий эффективности личности – самореализация. Конечный критерий эффективности организации - ее выживание на рынке. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные критерии личной и организационной эффективности. Показатели личной и организационной эффективности. Временная модель эффективности.Формирование привлекательного ОП. Формирование организационного поведения для создания, поддержания и развития организационной и личной репутации.

Тема 4. Теории поведения личности в организации

Развитие взглядов на поведение личности в организации: классическая теория управления (Тейлор, Уорвик, Файоль); школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, М. Фоллет), концепция «менеджмента персонала» (М. Блюмфилда), бихевиоризм (Д. Уотсон), школа поведенческих наук (Д. МакГрегора, Ф. Герцберга, К. Арджириса, Ф. Ротлисберга), теория социального научения (Бандуры, Д. Роттера, Скиннера).

Индивид, личность, индивидуальность. Личность как центр и основа организационного поведения. Теория компетенции и ее значение для понимания индивидуального поведения. Особенности личности, определяющие ее поведение. Факторы, влияющие на поведение личности в организации. Понимание внутреннего мира человека как основа для понимания мотивации индивидуального поведения. Личностная и социальная идентичность. Представление о себе (“Я-концепция”). «Я-концепция» личности и психологические механизмы защиты. Структура сознания личности. Оценка и самооценка личности. Выражение ценностных ориентаций. Природа, функции и основные характеристики понятия «установки» в ОП. Компоненты установок. Модель самоопределения личности. Способы изменения установок. Страх как один из регуляторов поведения индивида. Применение теории когнитивного диссонанса для устранения несоответствия между установками и поведением. Типология поведения личности. Деформация поведения личности. Преданность организации. Восприятие реальности и развитие личности. Влияние культурных различий на рабочее поведение.

Тема 5. Социализация и ролевое поведение в организации

Поведение индивидов и виды формальных организационных структур. Социальная адаптация и активность человека в организации. Стадии и институты социализации. Ролевое поведение. Ролевое поведение и ролевое ожидание индивида в организации. Статусы и роли. Социальная регуляция поведения: образцы и нормы. Приспособление к новым должностям. Ролевые конфликты: конфликт «личность - роль», конфликт внутри роли, конфликт между ролями. Методы преодоления ролевых конфликтов. Управление поведением личности для приведения в соответствие ролевых поведения и ожиданий. Регламентация социальных ролей личности в организации.

Тема 6. Социальные действия и сущность мотивационного процесса

Понятие социального действия. Социальные отношения. Типы социального поведения, обычаи. Мотивация социальных действий. Мотивация личности работника - основа формирования организационного поведения. Понимание человеческой "потребности" как основы мотивации индивидуального поведения. Содержательные и процессуальные теории мотивации: сравнительный анализ. Условия использования содержательных теорий мотивации. Условия использования процессуальных теорий мотивации. Модель мотивации. Мотивационный механизм формирования организационного поведения личности. Мотивационные побуждения. Важность и популярность внутреннего удовлетворения. Социокультурная ориентация личности работника в организации. Корпоративная культура в системе мотивации личности работника. Влияние организационной структуры на систему мотивации. Мотивация и эффективность управления.

Прикладное значение теорий мотивации. Экономическое стимулирование работника. Обыденное понимание как способ интерпретации повседневных явлений в организации. Зависимость между удовлетворением и производительностью. Поведение работника при постоянном неудовлетворении работой. Деньги в контексте мотивационных теорий. Социальные блага в контексте мотивационных теорий. Ограниченность групповых стимулирующих систем.

Оценка результативности. Создание эффективной системы вознаграждений в организации. Особенности экономического стимулирования собственника, участника (вкладчика), наемного работника. Оплата труда и участие в доходах.

Тема 7. Формирование группового поведения в организации

Понятие и характеристики группы. Задачи и принципы формирования групп. Теории группообразования. Виды групп и факторы их создания. Условия достижения синергетического эффекта в группе. Степень сплоченности группы. Методы определения сплоченности группы. Факторы, определяющие групповое поведение в организации, групповую работоспособность.

Организационные основы формирования группового поведения. Групповые нормы поведения как регулятор поведения личности. Этапы формирования групп. Появление общественного мнения в группе. Явление конформизма. Внутренний и внешний конформизм. Поведение личности в условиях группового давления.

Тема 8. Формальные и неформальные группы и их виды

Основные системные факторы функционирования формальных групп. Разновидности формальных групп. Рабочие группы как формы функционирования личности в организации. Принципы создания рабочих групп и роли отдельных личностей. Регламенты организационного поведения в рабочих группах. Рабочие группы и эффективность работы. Опыт формирования рабочих групп в различных организациях. Групповая "спаянность" и групповая производительность. "Мозговой центр" группы и его влияние на эффективность работы группы. Команды в условиях современных организаций. Особенности самоуправляемых команд.

Причины присоединения индивида к группе. Функции неформальных групп. Разновидности неформальных групп. Преимущества и недостатки неформальных групп. Управление неформальными группами и организациями. Особенности создания неформальных групп в различных организациях. Влияние неформальных групп на эффективность деятельности организации.

Тема 9. Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте

Современный взгляд на конфликты в организации. Понятие конфликта. Противоречия и конфликты. Функции и виды конфликтов (функциональные и нефункциональные конфликты). Типы конфликтов (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые конфликты). Конфликт как процесс. Причины межгрупповых конфликтов. Последствия конфликтов в организации. Руководство межгрупповыми конфликтами как средство их разрешения. Методы разрешения конфликта (разъяснение требований к работе, координации и интеграции, комплексных целей, системы вознаграждений). Межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, разрешение проблемы). Переговоры - универсальный метод разрешения конфликтов. Причины внутригрупповых конфликтов. Смягчение отрицательных последствий внутригрупповых конфликтов. "Кружки качества" и решение проблем единства группы.

Стресс и синдром общей адаптации. Стресс как результат нововведений. Сущность стресса. Причины стрессов в организации. Влияние стресса на эффективность деятельности организации.Организационные и личностные факторы стресса. Групповой фактор стресса. Индивидуальный, организационный, "событийный" (повседневный) стрессы. Фрустрация. Виды стрессов: хронический, острый, физиологический, психологический. Стадии стресса. Управление стрессом: на уровне личности и на уровне организации. Признаки стойкой (не подверженной) стрессам личности. Стресс и показатели выполнения производственных заданий. Индивидуальные и организационные способы преодоления стресса.

Тема 10. Формальное и неформальное лидерство в организации

Сущность лидерства. Понятие лидерства в управлении организацией. Сравнительный анализ моделей лидерства. Истоки и классические исследования лидерства. Формальное и неформальное лидерство. Авторитет. Влияние лидера на поведение личности, группы, организации в целом в организациях разного типа. Проблемы формирования лидера в организации (малые, средние, крупные организации, быстрорастущие организации, организации различных форм собственности и т.п.). Особенности лидерства и его формы на разных этапах развития организации.

Формальное лидерство и его природа. Власть и полномочия как условия формального лидерства. Особенности формального лидерства в организациях разного типа.

Условия неформального лидерства. Разновидности неформального лидерства. Особенности неформального лидерства в организациях разного типа. Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров. Возможные конфликты между формальными и неформальными лидерами. Формы и методы их преодоления.

Тема 11. Природа власти в организации и стиль работы руководителя

Понятие власти. Свойства власти. Взаимосвязь понятий власть и влияние. Явление одержимости. Виды власти. Применение власти для изменения установок. Власть как ресурс руководителя. Основы власти руководителя в организации: принуждение, собственность на ресурсы, авторитет, добровольное подчинение, разумную веру, традиции, участие. Власть и авторитет. Власть и полномочия. Этическая ответственность за использование власти за пределами должностной ответственности. Баланс власти. Централизация, децентрализация и делегирование власти. Сущность участия работников в управлении. Формы участия. Преимущества участия работников в управлении. Модификации власти: соучастие, партнерство, коллективное предпринимательство. Дисциплинарные отношения и организационное поведение. Контроль в дисциплинарных отношениях. Ответственность работников и руководите­лей.

Классические стили руководства. Сущность стиля руководства. Современные интерпретации стилей руководства. Стиль руководства как отражение культуры управления. Представления о других (Э.Гоффман). Восприятие подчиненных в контексте стилей руководства. Факторы, определяющие выбор стиля работы руководителя. Классификация стиля руководства. Решетка стилей руководства Блейка и Моутона. Классификация стиля управления в рамках ситуационного лидерства (Фидлера, Херси и Бланшарда, Врума-Йеттона, Митчелла-Хауса).

Тема 12. Коммуникативное поведение в организации

Понятие коммуникации и коммуникабельности. Основные понятия теории коммуникации (“коммуникативные нормы и правила”, “роли”, “коммуникативные сети”, “коммуникативное поведение” и пр.). Роль и место коммуникации в системе организационных отношений. Организационные коммуникации: понятие, сущность, классификация. Двухсторонний коммуникативный процесс. Коммуникационные процессы в организации. Функционирование коммуникаций в организациях: трансляция организационного социокультурного опыта. Коммуникативное поведение. Влияние коммуникационного поведения на эффективность управления. Нисходящие и восходящие коммуникации. Коммуникативные потребности. Понятие коммуникативной компетентности. Виды и формы общения. Направленность общения. Невербальные компоненты коммуникации. Слухи. Проблема отношения к незнакомому в традициях различных организационных культур. Межличностные коммуникации в организации. Доверие как основа развития способностей межличностного взаимопонимания. Барьеры эффективного общения. Обучение общению. Развитие форм прямого общения. Формы делового общения. Деловое общение с руководством: формы, регламентация, эффективность. Влияние стиля управления на формы делового общения. Общение и уединение как фундаментальные потребности человека и их удовлетворение в условиях различных организационных культур. Отношение “Я - другие” как универсальный историко-культурный способ регуляции уединенности.

Тема 13. Проектирование организации и индивидуальное планирование работы

Анализ отношений в организации. Проектирование организации. Проектиро­вание организационных отношений и их регламентирование. Понятие организационной патологии. Этапы организационного проектирования. Проектирование работы в организации. Факторы проектирования организации: со­стояние внешней среды, технология работы в организации, стратегический выбор целей развития организации, поведение работников. Элементы проектирования организации: разделение труда, кооперация, связи, масштаб управляемости, распределение полномочий, дифференциация и интеграция, процесс принятия решений, формы взаимосвязи структурных подразделений (структурно-функциональные связи). Степень централизации и децентрализации организации. Качество трудовой жизни и проектирование. Возникновение в организации пространства, где существует представление о ценности индивидуальности.

Современные способы построения организации и организационное поведение. Многообразие стилей жизни людей и культурные отличия трудовых жизненных форм. Влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение. Способы (критерии) оценки реальности. Влияние организационного пространства на эмоционально-психологические состояния человека (агрессивность, страх, тревога, радость и т.д.). Принципы управления (первичность целей, координация и делегирование полномочий и ответственности, диапазон контроля, соответствие полномочий и контроля, влияние основных структурных решений) на поведение индивидуума. Роль дивизиональных структур в расширении свободы поведения личности. Анализ индивидуальной деятельности и планирование личной работы. Пересмотр и перераспределение работ посредством их укрупнения и ротации. Повышение качества индивидуальной работы путем интенсификации труда. Техника учета бюджета времени. Типичные отвлекающие факторы и их устранение. Определение и исправление своих трудовых навыков. Системы планирования. Влияние гибкого графика работы на индивидуальное поведение. Подходы к оценке эффективности поведения личности. Стилевые особенности повседневной жизни в организации. Стиль как индивидуальный или групповой “почерк жизни”.

Тема 14. Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации

Формирование поведения работников в соответствии со стратегией развития организации. Определение наиболее привлекательного поведения работников для повышения эффективности деятельности организации. Типология поведения сотрудников. Пределы роста культурных систем: модель волновых процессов в культуре.

Особенности организационного поведения стадии формирования организации. Конструирование новых организационных отношений и коммуникативных связей.

Особенности организационного поведения на стадии интенсивного роста организации.

Особенности организационного поведения на стадии стабилизации. Зрелость организации, формализация правил и отношений. Поддержание стабильной комплексной структуры и изменение требований к работникам и внутриорганизационным отношениям.

Особенности организационного поведения на стадии спада (ситуация кризиса). Порядок консервации организационное поведение отдельных работников, рабочих групп.

Символические характеристики современной организации на разных этапах ее развития. Семиотика организационной повседневности. Символ и миф. Символика признания и счастья. Многослойная символизация организационных порядков. Символизация жизненного пространства человека в организации на разных этапах развития.

Тема 15. Организационные изменения и индивидуальное поведение

Изменения, с которыми сталкиваются организации в своем развитии. Изменения как норма функционирования организации. Синергетическая модель изменения организационной культуры. Механизм изменения личности и ее моделей поведения как главный источник изменения организационной культуры. Понятие организационного развития. Ценности организационного развития. Модель управления организационным развитием. Направления и формы организационного поведения. Меры по осуществлению эффективного руководства процессом преобразований. Принципы обучения в рамках организационного развития.

Организационные изменения как угроза личной свободе. Групповые стратегии жизни как способы реализации жизненных стилей в организации. Сопротивление изменениям. Бессознательные формы поведения в организации и проблема их коррекции. Подготовка работников к необходимости изменений. Изменения в процессе труда. Участие работников в реорганизации как способ преодоления их сопротивления нововведениям. Критерии успешного осуществление изменений. Концепция научения по­ведению: подкрепление и наказание. Позитивное и негативное подкрепление. Типы поведения индивида в организации и типы научения поведения. Управление поведением: выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью; измерение поведенческих событий; функциональный анализ поведения; разработка стратегий интервенций; оценка для улучшения деятельности. Жизненный путь человека как предмет организационно поведенческого исследования.

Примерный перечень контрольных вопросов

Бессознательные формы поведения в организации и проблема их коррекции. Влияние восприятия индивида на организацию его поведения.

Влияние изменения парадигмы управления на формирование организацион­ного поведения.

Значение лидерства в современной организации.

Значение установок личности в эффективной деятельности организации.

Изменения в организации: понятие, сущность, характерные проблемы и пути их решения.

Коммуникационные процессы и их рода в формировании поведения личности.

Критерии социально-психологического здоровья.

Культура организационной повседневности: основные показатели.

Механизм изменения личности и ее моделей поведения как главный источник изменения организационной культуры.

Модели управленческих отношений в организации.

Модель влияния руководителя на персонал.

Мотивация и эффективный менеджмент.

Мотивация как способ формирования организационного поведения.

Направления развития современных теорий мотивации.

Национальная культура и организационное поведение.

Норма как социальный регулятор.

Организаторские способности личности: понятие, структура, пути формирования.

Организационные коммуникации: понятие, сущность, классификация.

Организационные процессы и организационные отношения в системе менеджмента.

Организационный контекст формирования этнического сознания и самосознания.

Поведение личности как форма взаимодействия с внешней средой.

Повседневность как фактор социализации индивида и стабилизации социальных институтов.

Потребности человека и их связь с ценностными ориентациями личности.

Представление о себе (“Я-концепция”). Стиль руководства как отражение культуры управления.

Применение теории когнитивного диссонанса для изменения установок лич­ности.

Причины возникновения конфликтов в организациях различных сфер дея­тельности.

Процесс адаптации личности в коллективе.

Разработка методов управления конфликтным взаимодействием в организации.

Разработка моделей ОП в современных организациях.

Роль денег в системе стимулирования современной организации.

Роль и место в формировании поведения личности, группы.

Роль информационных технологий в ОП.

Роль мотивации в деятельности организации.

Система управления личностью.

Социальная адаптация и активность человека в организации.

Социальная роль личности в коллективе: понятие, виды, структура, функции.

Структурные компоненты организации. Понятие организационной патологии.

Сущность и содержание труда руководителя.

Теории поведения человека в организации.

Теория социального научения, цель и условия ее применения в организации.

Технология адаптации личности к новой организационной культуре.

Управленческие ориентации руководителя.

Факторы, определяющие поведение личности в организации.

Формы адаптации человека к социальным условиям (схема Мертона).

Формы и методы развития личности в организации в условиях динамичной внешней среды.

Формы и методы управления поведением в организации.

Формы и эффективность корректирующего воздействия социокультурной среды на поведение человека.

Человек в системе современного менеджмента.

ЛИТЕРАТУРА Основная литература по курсу:

Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. - М., 1999.

Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. - СПб., 2000.

Дополнительная литература по курсу:

Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

Аверин А.Н. Социальное управление: Опыт философского анализа. М., 1984.

Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования: Учебное пособие. М., 1993.

Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985.

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заве­дений М., 2000.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

Барулин В.С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994.

Белик А.А. Психологическая антропология: История и теория. М., 1993.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат о социологии знания. М., 1995.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1992.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1990.

Боумен К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997.

Бродель Ф. Время мира. М., 1992.

Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. М., 1986.

Вейм П. Искусство менеджмента. М.,1993.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - 2-е изд. - М., 1996.

Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М., 2000.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: В 2-х т. М., 1996.

Громкова М.Т. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. - М., 1999.

Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. - М., 2000.

Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. М., 1995.

Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер.с англ. –М., 1992.

Еропкин А.М. Организационное поведение: Конспект лекций. - М., 1998.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. - М.: Экономика, 1990.

Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 1997.

Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Под общ. ред. В.Е. Хруцкого. - М., 1991.

Карташова Л.В , Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организа­ции: Учебник. - М., 1999.

Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.

Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы: Практическое пособие. М., 1997.

Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М., 1999.

Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы. М., 1997.

Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель...: Элементы психологии менедж­мента в повседневной работе. - 2-е изд. - М., 1996.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретические и прикладные аспекты. М., 1991.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие органи­зации: Пер.с англ. - М., 1996.

Менегетти А. Система и личность. М., 1996.

Мескон и др. Основы менеджмента. - М., 1996.

Мильнер Б.З. Теория организаций. - М., 1998.

Молл Е.Г. Организационное поведение: Учеб. пособие. - М., 1998.

Научная организация труда. Управление - это наука и искусство. - М.: Рес­публика, 1992.

Организационное поведение / Под ред. Э.М. Короткова. - Тюмень, 1998.

Оучи У. Методы организации производства: японский и американский опыт. М., 1984.

Панасик А. В. Управленческое общение: практические советы. М., 1990.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1998.

Пугачев В.П. Руководство персоналом организаций. М., 1998.

Раппопорт В.С. Диагностика в управленческом консультировании. М., 1987.

Современное управление: Энциклопедический справочник: В 2-х т. М., 1997.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румян­цевой, Н.А. Саломатина. - - М., 2000.

Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я.А. Лей-манна. - М.: Прогресс, 1993.

Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. М., 1992.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1990.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

Швальбе Б.. Швальбе X. Личность, карьера, успех / Пер. с нем. М., 1993.

Шейнов В.П. Искусство общения: подготовка и проведение деловых бесед. - Минск, 1990.

Шейнов В.П. Как сделать совещание более эффективным, но менее про­должительным. Как подготовить хорошее выступление. - Минск, 1990.

Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой (Искусство ме­неджера). - Минск, 1990.

Шейнов В.П. Оптимальный стиль руководства. - Минск, 1990.

Шейнов В.П. Техника личной работы: взять недостающее время. - Минск, 1990.

Шейнов В.П., Шишко Г.Б. Руководителю об управлении. - Минск, 1991.

Шепель В.М. Человедческая компетентность менеджера: Управленческая антропология. М., 1999.

Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.

Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М., 2003.

Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. - М., 1997.

Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.

Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

Якокка Л. Карьера менеджера. - М., 1990.