Суть вопроса:
в давние-давние времена композиторы писали много разной музыки. Музыка исполнялась . Потом проходило несколько веков и если кто-то хотел снова исполнить эту музыку, он уже не мог спросить у композитора: "что же Вы хотели этим сказать?", или: "а как же мне играть это место?". Перед ним вставали определенные проблемы так называемого аутентичного исполнительства
.
Итак, что главное для интерпретатора музыкального сочинения? Передать мысль, концепцию, чувства. Словом, донести до слушателя все то, что пытался выразить композитор в своем произведении. Без этого исполнение не будет убедительно, и логично выстроено
, ибо то, что преподносит нам исполнитель неизбежно вступит в конфликт с написанным в нотах (а там, если приглядеться, написано очень много, а не просто ключи, бемоли, диезы и другие знаки).
Следующий шаг:
если мы решили, что необходимо передать авторский замысел, то достаточно ли будет только внутреннего единства? Нет. Необходимо и сходство внешних признаков, таких как: темпы, громкость, штрихи и.т.д. Например: произведение было написано в 17 веке. Как известно, понятие о темпах и динамике в то время были сильно отличны от наших - largo (медленный темп
) было не столь затянуто как сейчас, а presto (очень быстрый темп
) - менее подвижно. То же и в динамике - не существовало слишком громких и очень тихих звучностей.
Перед нашим воображаемым исполнителем встает законный вопрос: "должен ли я использовать весь арсенал музыкально-выразительных средств, которые доступны в конце ХХ века или точно следовать указаным в нотах обозначениям?"
Вот это - частный случай проблемы аутентичного исполнения
. Если же интерпретатор (проще говоря - музыкант-исполнитель
) достаточно опытен и хочет следовать авторской воле до конца, то перед ним встают другие, подобные, но еще более интересные дилемы:
Представим себе, что наш исполнитель вспоминает - во времена барокко
и Баха общий строй музыки был на 1/4
тона ниже, чем сейчас (проще говоря, ля
звучало почти как ля бемоль
). Вопрос: "что же теперь - перестраивать инструменты, чтобы добиться понижения строя или убедить себя и слушателей, что эта деталь не играет никакой роли?" Большинство музыкантов, конечно, выберут второе, тем более, если в концерте скрипач играет и Генделя и Шостаковича, то перестройка струн невозможна из практических соображений. Но есть, есть и такие, кто ставит на скрипку специальные жильные струны, приспосабливаются к новой манере игры, осваиваются и все-таки играют "в аутентичной манере
".
Что это - действительно желание следовать во всем оригиналу? Или, простите уже перебор? (грубо говоря - стоит ли игра свеч?
). Подождите, осталось ведь еще 3
способа достижения единства в стиле.
Первый
- да, альты, виолончели и скрипки могут играть в низком строе, хоть и не без усилий. Можно спустить мембрану у литавр, можно настроить даже фортепиано или клавесин (хотя - какой объем работы!) и.т.д. Но все духовые начнут звучать просто ужасно, как только строй опуститься более чем на 3-5 герц
(составная тона).
Логически развив идею, приходим к выводу, что идеально правдоподобного звучания можно добиться лишь играя старинную
музыку на старинных
инструментах. Нелегко собрать большое количество аутентичных, часто музейных или коллекционных инструментов в одном месте для репетиций и записи. Еще труднее найти музыкантов, которые будут мучать себя изучением этих "древних развалюг
" (реальное высказывание одного духовика). Однако такое случается и тогда на свет появляются любопытные, а часто уникальные записи. Например, широкую известность приобрел комплект CD c 9 симфониями Бетховена, где весь оркестр состоял из инструментов эпохи автора.
Второй путь
- скорректировать состав оркестра, чаще всего это касается струнных в симфонической музыке. Сейчас в оркестре обычно сидит около 26
скрипачей, а для Моцартовской эпохи характерно число в 12-16
. Любопытно, что некоторые дирижеры делают все "с точностью до наоборот
", например, Светланов в прошлом году исполнил всем известную симфонию № 40 с намеренно увеличенным составом, ибо, как говорил сам маэстро, на самом деле Моцарт желал именно такого звучания.
И последний
, редкий и экзотический путь - поменять не что-то в музыке, не инструменты и даже не дирижера :), а все внешнее - надеть подобающие костюмы, зажечь свечи, достать пюпитры из той эпохи... или сделать хотя бы что-нибудь из этого. Выглядит такой концерт красиво. Но действительно ли этот прием будет влиять на качество исполнения
?
N.B.: И все-таки, этот вопрос спорен и мне не хочется склонять Вас ни к одной из точек зрения, правило золотой середины, я думаю, действует и здесь.
Андрей Рубцов. Oboist@mail ©
Другие работы по теме:
«Эвтаназия? Эвтелия!» Ласло Бито
Ласло Бито посвятил целую книгу проблеме эвтаназии. Хотя он врач, и много внимания уделяет именно биологическим и физиологическим аспектам смерти и предсмертных состояний, в его работе можно многое почерпнуть и с философской точки зрения.
Метафизика Канта. Некоторые положения
Реферат по философии. Метафизика Канта. Некоторые положения. В конце своей основополагающей «Критики чистого разума» Кант формулирует три вопроса, которые и поныне приводятся не только при изложении его учения, но и как аутентичное выражение подлинного смысла любого философского исследования вообще:
Социологические доктрины.
Лекции по методологии социологических исследований . Социологические доктрины пронизаны глубоко личностным началом. Они являются не столько результатом систематического наблюдения или проверки предположений, сколько личным даром автора, который в этом отношении обретает призвание или претензию пророка.
Связь музыки и социологии
Содержание: Введение Музыка и общество Музыка - как универсальный язык социальной коммуникации Заключение. Список используемой литературы Заключение
Аутентичность
В общем кругу психологических понятий основные понятия экзистенциальной психологии занимают особое место. Так, например, свобода и ответственность не являются «функциями» человеческой психики в привычном понимании, такими как восприятие или память.
Экзистенциально-ориентированная психотерапия
Экзистенциально-ориентированные психологи изучали явление человека в его отношении с окружающим миром. Эти исследования проводились феноменологически, то есть свободно описательно, не будучи стесненными цифрами, шкалами, гипотезами.
Экзистенциальная психология личности
Это современное направление в психологии личности уходит корнями в экзистенциализм как популярную философскую школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера.
Болонский университет. Школа глоссаторов
Лозунг школы: обратиться прежде всего к более тщательному изучению источников и прежде всего Дигест. Преподавание заключалось в чтении и комментировании источников. Комментирование переходило в толкования - глоссы (заметки на полях).
Учебно-методическое пособие по немецкому языку
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов музыкальных высших учебных заведений и может использоваться как приложение к основному учебнику для студентов II iv курсов вузов культуры и искусств. Темы и тексты знакомят с культурной жизнью, историй Германии, географией и традициями страны
Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
Основой искусства Возрождения был гуманизм (от лат. «humanus» - человечный, человеколюбивый) – воззрение, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает право человека на собственную оценку явлений действительности.
Дикция в хоре
Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции хора - произношения гласных и согласных - и орфоэпии - соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке.
Домра - музыкальный инструмент
Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Самые разнообразные музыкальные инструменты создавались и совершенствовались из поколения в поколение, чтобы лучше выражать мироощущение народа, его эстетические и этические представления.
Башкирские музыкальные инструменты
Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века).
Трамбон
Тромбо́н (итал. trombone, букв. «большая труба», англ. и фр. trombone, нем. Posaune) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.
Система музыкального воспитания Ветлугиной
Задачи и содержание программы музыкального воспитания. Разработка Н.А. Ветлугиной системы музыкального воспитания для детей дошкольного возраста, применяемой в детских садах. Виды и формы организации музыкальной деятельности детей. Музыкальный букварь.
Гитара в XVIII веке
В XVIII столетии по-прежнему процветало гитарное исполнительство. В Испании гитаре уделялось большое внимание. Появилось много школ и методических пособий, из которых особенной популярностью пользовался трактат Федерико Моретти.
Вид отношения между понятиями
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Абель, Карл Фридрих
Карл Фридрих Абель (нем. Carl Friedrich Abel; 22 декабря 1723, Кётен — 20 июня 1787, Лондон) — немецкий композитор и исполнитель на виола да гамба. Отец Абеля Христиан Фердинанд Абель был близко знаком с Иоганном Себастьяном Бахом. Считается, что именно по рекомендации Баха 24-летний Абель в 1748 г. поступил в дрезденский придворный оркестр под руководством Иоганна Адольфа Хассе, где проработал 10 лет.
Толкование права
Министерство образования Российской Федерации Хабаровский государственный технический университет Кафедра государственно-правовых дисциплин
Толкование норм права 8
Глава 8. Толкование норм права 1. Понятие толкования норм права. Объект, метод и предмет толкования Толкование нормы права — это уяснение и разъяснение ее подливного содержания, подлежащего реализации в данных конкретных условиях ее действия.
Толкование норм права 11
СОДЕРЖАНИЕ I. ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________________ 3 II. ПОНЯТИЕ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА _________________________5
Толкование правовых норм
Правоприменение правовой нормы, уяснение ее смысла и содержания. Грамматическое, систематическое, историко-политическое, логическое толкование правовой нормы теорией права. Нормативное и казуальное толкование. Толкование при коллизии правовых норм.
Мартин Бубер
Бубер, Мартин (Мардохай) [Buber] (1878–1965) – еврейский религиозный мыслитель, писатель, философ-экзистенциалист. Учился в гимназии во Львове, а затем в университетах Вены, Лейпцига, Цюриха, Берлина.
Александр Суэтин
Александр Суетин (р. 1957 г.Москва) - экс-гитарист, лютнист-мультиинструменталист, - в совершенстве владеет всеми щипковыми инструментами семейства лютневых: лютни ренессанса, теорба, орфарион, барочные лютня и гитара, мандора.
Горбачев Александр Михайлович
На протяжении 25 лет был солистом Государственного Академического русского народного оркестра им.Н.П.Осипова, одновременно являясь концертмейстером группы балалаек-прим, членом художественного совета.