Карава́й
— круглый или прямоугольный сладкий дрожжевой хлеб.
На
Руси каравай готовили на свадьбы, при этом соблюдалось много обрядовых правил.
Свадебные
караваи украшаются сложными тестяными узорами и веточками калины, которой с
языческих времен приписывают мистические свойства и являющейся символом любви.
Каравай
считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике —
расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут
отведавшие его молодожёны. Каравай был многослойным, и делил его крёстный отец
жениха или невесты. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть — гостям, а низ, в
который часто запекали монеты, — музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые
делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили жениха и невесту
подарками.
По
русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем,
который выносят на вышитом полотенце. Этот обычай пришёл из языческой
древности, когда хлеб был божеством.
Каравай
также использовался на Древней Руси на похоронах. Ко дню похорон выпекали
свадебный каравай, его клали на крышку гроба, а на кладбище раздавали родным.
Русский каравай на свадьбе
Каравайный
обряд — обрядовое действие, связанное с выпечкой и раздачей каравая во время
свадебного пира. Каравай — круглый большой сдобный хлеб, украшенный фигурками
из теста, а также искусственными цветами, который подавали во время свадебного
застолья. Его выпекали накануне венчания и брачной ночи или за два-три дня до
этого в доме жениха, реже в доме невесты, а в некоторых деревнях и у жениха, и
у невесты. Каравайный обряд состоял из двух этапов: первый этап был посвящен
изготовлению каравая и назывался «каравай валять», второй этап представлял
собой деление каравая на свадебном столе — «каравай носить».
Суть
каравайного обряда была одинакова на всей территории его бытования, хотя сами
обрядовые действия в разных деревнях разыгрывались по-разному. Выпечка каравая
символизировала рождение новой жизни и тем самым обеспечивала плодовитость
молодой брачной пары. Действующими лицами обряда являлись посаженый отец и
посаженая мать жениха, при условии, что они были «согласны в браке», а также
молодые женщины-каравайницы, счастливые в семейной жизни, имевшие хороших,
здоровых детей. Выпечка каравая, начиная с заготовки муки и воды и кончая
раздачей каравая гостям, носила ярко выраженный ритуальный характер.
Она
начиналась обычно в сакрально отмеченное время, т. е. до захода солнца, с
обращения к Богу и святым угодникам: «Благослови нас, Господи, спаси нас,
милосливый Козьма-Демьян на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий,
веселый!» Действия каравайниц отличались от повседневной выпечки хлеба. Для свадебного
каравая воду брали из семи колодцев, муку — из семи мешков; замешивание теста,
его постановка в печь проводились нарочито театрально, так же как и вынимание
хлеба из печи, раздача его гостям. Тесто укладывали для формовки в специальную
большую чашу с крестом, которую ставили на лавку, где лежало сено, прикрытое
скатертью. Присутствовавшим в избе людям под страхом наказания запрещалось
дотрагиваться до теста и чаши.
Перед
тем как поставить сформованное тесто в печь, посаженая мать обходила с ним избу,
садилась на печь, вместе с посаженым отцом обходила три раза печной столб.
Каравай задвигали в печь на лопате с прикрепленными по ее краям горящими
свечками, и, прежде чем оставить каравай в печи, его три раза то задвигали в
нее, то выдвигали. Поставив окончательно, ударяли лопатой по матице —
потолочной балке. На мифологическом уровне печь осмыслялась как женское чрево,
материнское лоно; хлебная лопата, которой задвигали тесто в печь, — как мужское
начало, а сам каравай — как плод, полученный в результате их слияния. Украшения
из теста, выпекавшиеся девушками отдельно от каравая, представляли собой
фигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, домашних
животных, прежде всего коров и лошадей, т. е. знаки, считавшиеся у русских
олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. Весь процесс
изготовления каравая сопровождался исполнением специальных каравайных песен, в
которых рассказывалось об этапах его создания руками каравайниц:
Валю,
валю сыр каравай
С
правой руки на леву,
С
левой руки на праву —
По
золоту лоточку,
По
золоту лоточку,
По
серебряному блюдечку.
Каравай
на лавку взлез,
Каравай
по лавке пошел,
Каравай
на полку сел,
Каравай
на печку взлез,
Каравай
с печки слез,
Каравай
на лопату сел,
Каравай
в печку глядит.
Каравай
валяется,
Каравай
шатается,
Пошел
каравай по дубовым столам,
По
скатертям браным,
Тогда
зашел каравай к Анне Александровне.
В
песнях каравайницы заклинали каравай вырасти большим и пышным: Пекись, пекись,
сыр каравай, Дерись, пекись, сыр каравай, Выше дуба дубова, Выше матицы еловой,
Ширше печи каменной. После изготовления каравая в доме жениха его несли к
невесте «на показ».
В
том случае, если хлеб изготавливался и у невесты, происходил обмен караваями. В
доме родителей жениха каравай ставили обычно в комнату молодых, где он
находился всю брачную ночь. Утром дружка, отправляясь будить молодых, забирал
каравай и выносил его в решете к свадебным столам. Придя к гостям, дружка три
раза подпрыгивал, разламывал каравай пополам и начинал его делить среди собравшихся
за столом родственников молодых.
Разламывание
каравая символизировало нарушение девственности невесты. Новобрачные получали
свою долю каравая первыми. Обычно им выдавалась середина, которая, по народным
представлениям, была связана с зарождением новой жизни, счастьем, богатством.
Оставшаяся часть каравая делилась поровну между родственниками молодого и
родней молодухи. Это воспринималось как акт закрепления между ними родственного
союза, как признание их общей судьбы, общей доли. Украшения с каравая раздавали
девушкам, присутствовавшим на свадебном пиру в качестве зрителей. Каравайный
обряд был характерен для свадебного ритуала в центральных и южных губерниях
Европейской России, однако изделия из теста, известные под разными названиями —
курник, печенье, пряник, пирог, хлеб, — играли важную роль в ходе свадебного
ритуала по всей России. Они могли служить знаком любви жениха к невесте,
выкупом, благопожеланием, подарком, предметом, посредством которого
передавалась магическая сила.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта panorama-rest.ua
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Храм Воскресения Словущего Коломна
Введение 1 История 1.1 Современная история 2 Святыни Список литературы Храм Воскресения Словущего (Коломна) Введение Храм Воскресения Словущего —- один из древнейших храмов в Коломне, приписаной храм Успенского собора (г. Коломна). Расположен на территории Коломенского Кремля.
Тема Кол-во страниц история
Городская реформа как второй этап проведения реформ местного самоуправления. Подготовка и проведение реформы
Тема Кол-во страниц
Алексеева Л. С. Древнеанглийский язык. – М.: Высшая школа, 1971. – С. 59 – 68
работа
Г р а ф и к сдачи экзаменов и зачетов в межсессионный период на 2008-2009 уч. год для студентов заочного отделения МарГУ специальности «ИСТОРИЯ» Курс Наименование предмета
Русь бесприютная
Автор: Есенин С.А. Товарищи, сегодня в горе я, Проснулась боль В угасшем скандалисте! Мне вспомнилась Печальная история - История об Оливере Твисте. Мы все по-разному
The New York Times
Введение 1 История 2 Интересные факты Список литературы The New York Times Введение The New York Times (русск. Нью-Йо́рк та́ймс) — третья по популярности (после The Wall Street Journal и USA Today) газета США. Как и основная часть американских газет, The New York Times создана как региональное издание.
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Bath Iron Works
Введение 1 История 2 Современное строительство 3 Галерея Список литературы Введение Bath Iron Works (BIW) — судостроительная верфь, расположенная на реке Кеннебек в Бате, штат Мэн (
Detroit Free Press
Введение 1 История Список литературы Detroit Free Press Введение Detroit Free Press (русск. Детройт фри пресс) — первая по популярности газета в Детройте (США). Как и основная часть американских газет создана как региональное издание.
Ямская гоньба
Введение 1 Происхождение названия 2 История Список литературы Введение Ямска́я гоньба́ — историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.
Архенгольц, Иоганн Вильгельм фон
Иоганн Вильгельм Архенгольц (нем. Johann Wilhelm von Archenholz) (1743—1812) — немецкий писатель и историк. Родился 3 сентября 1743 года в Лангфуре под Данцигом, образование получил в Берлинском кадетском корпусе.
Антиковедение
Антикове́дение — наука о древней Греции и Риме. В континентальной Европе известна также под названием «классическая филология», но так как многие относили филологию преимущественно к изучению языков и литературы, термин «классическая филология» приобрёл двоякий смысл. В XIX веке немецкими учёными была создана концепция «науки о древности», объединявшая различные аспекты изучения древнего мира, такие дисциплины как собственно классическая филология, история древнего мира, классическая археология, папирология, эпиграфика, нумизматика и история права.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Институт истории СО РАН
Введение 1 История ИИ СО РАН 2 Кадры 3 Проекты и исследования 4 Структура института 5 Адрес Введение Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук (ИИ СО РАН) — научно-исследовательское учреждение в сфере исторической науки в составе Сибирского отделения РАН Российской академии наук.
Олкады
Введение 1 История Список литературы Введение Олкады (лат. Olcadi, др.-греч. Ολκάδες ) — одно из доримских племён смешанного кельтиберского происхождения в Тарраконской Испании, жившее предположительно на территории провинции Куэнка на южных склонах Иберийских гор.
Особый Закавказский Комитет
Введение 1 История 2 Список членов ОЗАКОМа Список литературы Введение Особый Закавказский Комитет (ОЗАКОМ) — орган Временного правительства России по управлению Закавказьем. Под юрисдикцией комитета была вся территория бывшего Кавказского наместничества.
Гендерная история
— научная дисциплина, центральным предметом изучения которой является история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации, его влияния на формирование социальной действительности и её изменений в пространстве и времени. Своим появлением гендерная история обязана интенсивному развитию феминистических исследований в 1970-е годы.
Восточно-Караханидское ханство
Введение 1 История 2 Ханы Восточно-Караханидского ханства 2.1 Ханы Восточно-Караханидского ханства в Кашгаре 2.2 Ханы Восточно-Караханидского ханства в Узкенде
История Англии работа Джейн Остин
История Англии (англ. The History of England) — работа английской писательницы Джейн Остин, написанная ею в пятнадцатилетнем возрасте (1791). Работа написана в жанре бурлеск и пародирует широко известную школьную литературу, к примеру книгу Оливера Голдсмита (1771) «История Англии с ранних времён до смерти Георга II».
Врбасская бановина
План Введение 1 География 2 История 3 Население Врбасская бановина Введение Врбасская бановина (сербохорв. Врбаска бановина/Vrbaska banovina) — провинция (бановина) в Королевстве Югославия, существовавшая с 1929 по 1941 год.
Хиджаз
План Введение 1 История Список литературы Введение Хиджа́з (араб. الحجاز) — территория на западе Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии. Историческое место возникновения ислама — здесь находятся священные города мусульман Мекка и Медина.
Старая усадьба Конкорд
План Введение 1 История 1.1 Времена Эмерсона 1.2 Времена Готорна 1.3 Современная история Список литературы Введение Старая усадьба (англ. The Old Manse) — историческая усадьба на Monument Street в Конкорде, штат Массачусетс (США). Выстроена в 1770 году дедом Ральфа Уолдо Эмерсона. В настоящее время усадьба известна как литературный музей Готорна и Эмерсона.
Приморская бановина
План Введение 1 География 2 Баны 3 История Введение Приморская банови́на (сербохорв. Primorska banovina, Приморска бановина) — провинция (бановина) в Королевстве Югославия в период с 1929 по 1939 год.
Ермакова Е.Н. Русская фразеология в истории и современности
Изучая редкий архивный документ – письмо Г.В. Стеллера, отправленное им из Сибири в Петербург незадолго до смерти, возникла потребность осмыслить – а что значит используемая человеком, для которого русский язык – не родной, русская фразеология? Каково вообще ее место в прошлом и настоящем.
Центральные Анды
Между 5—28° ю. ш. лежат Центральные Анды — самая широкая, сложная и контрастная часть великой горной системы. Воздействие субтропического антициклона обусловливает пустынность их западного пояса.