Реферат: по дисциплине: «Татарская литература» на тему: «Театр как национальное богатство татарского народа» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

по дисциплине: «Татарская литература» на тему: «Театр как национальное богатство татарского народа»

Остальные рефераты » по дисциплине: «Татарская литература» на тему: «Театр как национальное богатство татарского народа»

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Татарская литература»

на тему: «Театр как национальное богатство татарского народа»


Выполнила:

ученица 9 класса «А»

МОШИ «Лицей-интернат № 13»

г. Нижнекамска

Идиятуллина И.И.

Преподаватель:

Учитель высшей квалификационной категории

Зарипова Д.Х.


ТОМСК 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-4

2.Основная часть………………………………………………………………5-19

2.1.Зарождение театра……………………………………………………....5-12

2.2.Татарский государственный академический театр им. Г. Камала…12-15

2.3.Нижнекамский татарский драматический театр…………………….15-19

3.Заключение…………………………………………………………………….20

4.Список использованной литературы……………………………………........21

5.Приложения………………………………………………………………...22-23


I.Введение

На протяжении вот уже многих лет славятся татары своим искусством театрального представления. Почти столетний путь театра, по существу, является сконцентрированным отображением всей татарской театральной культуры. За эти годы произошла смена нескольких поколений. В театре переплелись десятки, сотни писательских и актерских судеб…

Своей актуальности театр не теряет и в современные дни. И для меня представляет огромнейший интерес изучение истоков татарского театра. Ведь я сама являюсь последовательницей тех великих людей, строивших театральное искусство нашего славного народа. На протяжении нескольких лет я занимаюсь в театральном кружке, организованном Нижнекамским татарским драматическим театром. Мне это доставляет большое удовольствие, так как я изучаю секреты актерского мастерства, и у меня есть прекрасная возможность глубже проникнуться в культуру моего народа. И я считаю очень актуальным знать историю развития культуры своего народа, так как любой человек должен знать свои истоки. И это не только родословные истоки, но зарождение, развитие культурного наследия своего народа. С этой целью я и решила приоткрыть таинственную завесу кулис татарского театра, а именно:

1.Выявить истоки татарского театра;

2.Изучить историю формирования и образования первого национального татарского театра им. Г. Камала;

3. Узнать больше о творческой деятельности Нижнекамского татарского драматического театра.

Для достижения этих целей я поставила перед собой следующие задачи:

1.Исследовать истоки татарского театра через материалы периодических изданий, теле- и радиопрограмм;

2.Прочитать и познакомиться со статьями о Татарском государственном академическом театре им. Г. Камала;

3.Общаться с людьми, стоящими у истоков Нижнекамского татарского драматического театра, тем самым накоплять информацию о нашем городском театре.

Использованы литературные источники таких авторов как Гальцева Е. А., Ермолаева Т. Э и т.д., а также книга «История советского драматического театра. Татарский советский драматический театр.», статьи из различных печатных изданий, беседы, интервью с работниками городского театра.


II.1. Зарождение театра

Создание национального татарского театра восходит к началу XX века - времени пробуждения татарской демократической культуры. Осенью 1908 года в Казани образовалась первая татарская театральная труппа "Сайяр" ("Передвижник"), В нее вошли такие талантливые артисты, как И. Кудашев, Г. Кареев, С. Гиззатуллина-Волжская и др. Название для труппы предложил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай. В эти годы влияние на становление татарского театра оказали актёр и режиссёр Ильяс Кудашев-Ашкадарский, выдающиеся татарские драматурги Галиаскар Камал, Карим Тинчурин, актёр и режиссёр Зайни Султанов, актриса и режиссёр Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, артисты Ашраф Синяева, Шакир Шамильский, Гульсум Болгарская, Касым Шамиль, Мохтар Мутин, актёр и режиссёр Нури Сакаев, актёр и режиссёр Бари Тарханов. Также можно назвать артиста и режиссёра Газиза Айдарского, писателя Фатиха Амирхана.

Но наибольший вклад в развитие татарского профессионального театра оказал Абдулла Кариев, настоящее имя которого Минибай Хайруллин. Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в труппе «Сайяр», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей. Современники вспоминают, что он был фанатично предан театру. У него никогда не было личной жизни – ни семьи, ни дома: только сцена, являющаяся смыслом жизни. Кариев был глубоко порядочным, благородным, чистым человеком. Понятия справедливости, правды, совести, чести были для него превыше всего. У него никогда не было ни капельки зазнайства, хотя для того и были основания – его очень любил зритель. Все дела он решал совместно с актерами. Особо близки ему были Карим Тинчурин, крупная впоследствии личность – драматург, режиссер, руководитель театра; Габдрахман Мангушев, Ахмет Кулалаев, к сожалению, рано ушедшие из жизни. Он делил вместе со всеми радости и горести, относясь ко всему по-дружески. Вместе с тем культивировал в театре строгую дисциплину, чистоту нравов, прививал мужчинам бережное отношение к актрисам. Как человек эмоциональный, Кариев порой бывал вспыльчив, но быстро отходил и потом смущенно просил прощения, если бывал неправ.

1907 год, Москва. Кариев возглавляет труппу. Сразу навалилась масса проблем – куда ехать дальше? Труппа – передвижная, а не стационарная. Как и где достать деньги на отъезд? Какую пьесу взять для постановки? Как получить разрешение на постановку?

Посоветовавшись, решили ехать в Уральск – все-таки знакомый Кариеву город. К.Мотыги выслал 25 рублей. Но их на дорогу не хватило. Кариев обратился с просьбой к московскому губернатору, чтобы он выделил деньги на покупку билетов. Тот дал, но только на пять человек. Тогда Кариев с Муртазиным-Иманским решили ехать в Уральск «зайцами» в товарном поезде. Но их на какой-то станции поймали, высадили, привели к начальнику станции. Тот, увидев их жалкий вид, узнав, что они артисты, пожалел: «Ах, актеры!» Напоил горячим чаем, написал рекомендательное письмо, чтобы их больше не высаживали.

В Уральске кое-как устроились. Отыграли несколько спектаклей. Немного подкормились, отогрелись. И ближе к весне уехали в Крым, оттуда на Кавказ – в Баку. В течение одиннадцати дореволюционных лет они объездили все города Поволжья, Урала, были в Сибири, в Средней Азии, в Москве и Петербурге.

На зиму труппа часто приезжала в Казань и, как правило, играла в известном тогда клубе татарской интеллигенции «Шарык». Это небольшое помещение, сохранившееся по сей день, находится напротив театра имени Г.Камала. Хотя там была совсем маленькая сцена, такой же маленький зрительный зал, но, как вспоминали современники Кариева, зритель любил туда ходить.

Везде, где бы труппа, которая с 1908 года стала носить имя «Сайяр», не выступала, куда бы не приезжала, всюду повторялась одна и та же ситуация – многодневные мытарства с получением разрешения, самое дешевое обустройство, полуголодное существование. Актеры от руки писали афишы, сами расклеивали по городу. Реакционная часть населения проклинала их, ждала после спектакля, чтобы избить актеров. В них кидались камнями, в Гиззатуллину-Волжскую стреляли. Об этой жизни чуть позже Кариев написал свою известную одноактную пьесу «Артист». В ней он не только точно описал картину, происходившую в комнате захудалой гостиницы, где жили артисты, но и привел точные слова своего родственника, ругающего артиста Сакмарского – протопипа самого Кариева за непутевую, с его точки зрения, профессию и жизнь.

Г.Тукай в журнале «Яшен» («Молния») иронично писал об условиях, необходимых для существования татарского артиста. В кармане всегда должен свистеть ветер. Надо привыкнуть к тому, что «истые» татары будут называть артиста «хулиганом». Терпеливо сносить частые трехсуточные посты и уметь в январские морозы ходить в летнем пальто. Короче, для того, чтобы стать актером, необходимо, как сказочный Сайфельмулюк, пройти через все преграды – океаны огня, воды, пустыни, бураны дыма. И тем возвышенней, тем прекрасней роль Кариева и первых артистов, в труднейших условиях сеявших в темных, невежественных душах семена добра, света и просвещения.

Что же помогало, заставляло Кариева и его коллег выдерживать такое существование? Вывод один: подвижничество, которое было вызвано высокой идеей, заложенной основателями театра. Идеей просвещения народа.

Кариев и его труппа оказали большое влияние на рождение и развитие национальных театров тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана. В результате их гастролей по городам этого края создавались местные, и не только татарские, кружки самодеятельности: татарско-казахские, татарско-узбекские. Так что в какой-то степени Кариев, Гиззатуллина-Волжская, создавшая в 1912 году вторую татарскую труппу – «Нур», которая гастролировала по следам «Сайяр» со своими актерами, были своеобразными родоначальниками театров тюркских народов на территории России. Актер и режисер труппы «Сайяр», ближайший коллега Кариева – В. Муртазин-Иманский в 1919 году создал башкирский национальный театр.

В каком бы городе они не были, спектакли давались по пятницам. Так как своего помещения не было, его обычно арендовали. В Казани зачастую, как уже говорились, это было здание клуба «Шарык», а также помещение русского театра, а с 1913 года – и так называемый «Новый клуб», где впоследствии в течение 60 лет работал Татарский академический театр имени Г. Камала (сейчас здесь театр им. Тинчурина).

Каждую неделю надо было показывать новый спектакль, так как зрителей тогда было мало. Времени на подготовку новой постановки отводилось всего 5-6 дней. За год требовалось выпустить несколько десятков премьер. Но так как это практически было невозможно, то труппа каждый сезон прокручивала старый репертуар.

Оформление спектаклей представляло собой жалкое зрелище. Собственных декораций труппа не имела, пользовалась стандартными, имеющимися в каждом клубе или театре – интерьер дома, парк, беседка и т.п. Представления шли при ровном, бледном освещении.

Что касается костюмов, то общественного, как сегодня, театрального гардероба не существовало. Костюмы покупали сами артисты на свои скудные средства. Иногда костюмы одалживали у родных и знакомых. Реквизит – посуда, тазы, вазы и другое – был подлинный. На спектакли, в случае надобности, приносили настоящие пироги, сладости, чай и т.д.

Твердой зарплаты не существовало. Все зависело от сбора. Деньги Кариев делил на следующий день. Громадную сумму «пожирали» всевозможные расходы – за аренду помещения, за газетные объявления, иногда за афиши. Только оставшаяся часть предназначалась актерам. Нередко бывали случаи, когда сбора не хватало даже на уплату аренды. В такие дни артистам приходилось потуже затягивать пояса.

С первых же дней существования татарский театр под руководством Кариева пошел по реалистическому пути. Он сам был прекрасным актером, проповедовавшим скрупулезную верность жизни, все что «от земли». Не случайно все, кто видел Кариева в той или иной роли, говорили, писали, что он не играл, а «жил» образом того человека, которого исполнял. Когда он играл в пьесах Г. Камала всевозможных купцов, приказчиков, тошел на Сенную площадь и на так называемый уголок сплетен ( Кәфер почмагы ), что на сегодняшнем пересечении улиц Московской и Парижской коммуны, чтобы посмотреть, кто как себя ведет, как разговаривает, во что одет, т. е. изучал типажи, существующие в самой жизни.

Кариев много играл. Среди его ролей самые разные характеры. Это Карим-бай – «Несчастный юноша», Хамза бай – «Первое представление», Сиразетдин – «Банкрот», Ахметжан – «Ради подарка», Хафиз – «Тайны нашего города» Г.Камала, Бадри – «Галиябану» М.Файзи, Городничий – «Ревизор» Н.Гоголя, Дудкин – «Без вины виноватые» А.Островского, Лопахин – «Вишневый сад» А.Чехова.

Во всех ролях Кариева раскрывалось его полнокровное дарование, будь то образы татарских купцов, представителей русского чиновничества или нарождающейся татарской интеллигенции. Всегда перед зрителем представали точные характеры. При раскрытии темы мракобесия, невежества в его героях проявлялась и сочная комедийная сторона дарования Кариева. Один из первых татарских театральных рецензентов, известный в свое время, Г.Карам говорил, что Кариев глубоко понимал смысл и психологию каждого исполняемого им образа.

Еще одна важная сторона деятельности Кариева заключалась в том, что он неустанно самосовершенствовался в актерском мастерстве и требовал того же от своих артистов. А учился он у старшего по возрасту русского актера, особенно у прославленного к тому времени Московского Художественного театра. Весной 1917 года Кариев организовал встречу сайяровцев с основателем Художественного театра К.С.Станиславским.

1 Галимуллин Т. Н. Истоки татарского театра. Казань//Казан утлары.-2005.-№4 с.7


В 1916 году Кариев преобразовывает труппу «Сайяр» в антрепризу (театральное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем) – для того, чтобы повысить статус театра. Кариев мечтал о стационарной сцене, о собственном помещении. В мыслях он видел известный в Казани дом Шамиля (там сейчас музей имени Тукая), переоборудованный в театр. Он говорил: «Мы создадим такой театр, что его имя будет написано золотыми буквами».

Но увы, увидеть такой театр ему самому было не суждено. Тягчайшие условия жизни, ежечасная, ежедневная борьба за выживание явились причиной одной из его болезней. У него что-то произошло с горлом. Современники не пишут, что именно, а может, в то время и врачи толком не определили болезнь. Но ему трудно стало говорить, а порой голос вообще отказывал. Из-за этого Кариев почти целый сезон 1915 года не мог играть. Вынужден был поехать в Крым лечиться. А дальше…

Он поправился на какое-то время, но тут началась революция 1917 года. Далее – гражданская война. В 1918 году, перед взятием Казани белочехами, труппа распалась. Актеры разбрелись кто куда. Кариев сначала отправился в Уфу. Потом с Ш.Шамильским – замечательным актером труппы «Нур» – они едут в Петропавловск, где оказываются в западне. Всю Сибирь, в том числе и Петропавловск, завоевывает армия Колчака. Чтобы как-то существовать, Кариев и Шамильский вместе с местными любителями ставят спектакли. И только через 15 месяцев он возвращается в Казань – в ноябре 1919 года.

Но он все-таки, хоть и с трудом, но выздоравливает. Однако, как вспоминает Захида Тинчурина, Кариев стал каким-то мнительным, стал бояться вновь заболеть, особенно он боялся туберкулеза. По совету некого лекаря, явно шарлатана, Кариев каждый день стал пить по 2-3 стакана растопленного конского жира. Естественно, подобное «лечение» до добра не довело. Почки не выдержали такой жировой атаки, и начался острый нефрит с уремией. Эта болезнь привела к трагическому финалу. 28 января 1920 года, через два месяца после возвращения в Казань, Кариева не стало.

Горечь утраты была огромна. Ему было всего 33 года! С ним прощались при большом стечении народа. Его, действительно, любили, отдавая дань его благородству, неуемной энергии, подвижничеству, невероятной любви и преданности театру, человеческому обаянию.

Панихида состоялась на площади перед домом Шамиля, который он так хотел увидеть театром. Похоронили Кариева на татарском кладбище, рядом с другом Тукаем. В дни траура были отменены спектакли, писались статьи, наполненные печалью, пониманием невосполнимости утраты, рождались стихи, посвященные памяти выдающегося сына татарского народа.

Карим Тинчурин, принявший эстафету от Кариева и руководивший уже советским национальным театром, напишет волнующие строки о роли и месте Габдуллы Кариева в общей истории татарской культуры: «Габдулла Кариев, открывший новую страницу в истории татарской культуры, по праву является единственным руководителем татарского театра в его начальном периоде. Он впервые придал татарскому театру форму, впервые трактовал и исполнял татарские типы, духовно приблизив татарский театр к народу. Это все, бесспорно, Габдулла Кариев.

Самым важным памятником Кариеву стал сегодняшний театр имени Г.Камала, наследник труппы «Сайяр» и ее руководителя. Символично, что новое здлание Татарского академического театра выстроено напротив бывшего клуба «Шарык», где, как говорилось, играл Кариев, напротив бывших номеров «Булгар», где останавливался Кариев, когда приезжал в Казань.

Есть еще один удивительный символический знак памяти – кольцо самого Кариева. Оно передается по наследству лучшим последователям основателя театра. Перед смертью Кариев отдал его Тинчурину, тот в свою очередь – Фатиме Ильской, одной из основательниц национального театра, известной актрисе. Она отдала его Марселю Салимжанову – хранителю лучших традиций сцены, продолжателю дела Кариева.


II.2. Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала

Прошло почти 30 лет с тех пор, как Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала впервые представил своё творчество на суд бакинского зрителя. 22 декабря 1906 года в Казани был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. Эта дата и считается днем рождения театра имени Г. Камала. Хотя, пока он обретет свой хорошо знакомый поколениям зрителей современный облик и свою славу одного из самых популярных в России национальных театров, пройдет немало времени, насыщенного борьбой за выживание и становление, будет проделана огромная, трудная и кропотливая созидательная работа.

История бережно хранит имена зачинателей татарского профессионального театра, первых режиссеров и актеров - И.Кудашева-Ашказарского, Г.Кариева, С.Гиззатуллиной-Волжской, Г.Болгарской, М.Мутина, Ш.Шамильского, Ф.Ильской, Н.Таждаровой, А.Синяевой, З.Султанова, К.Шамиля и многих других. С первых же лет своего существования татарский театр, кроме национальной драматургии, стал обращаться к произведениям русских и зарубежных классиков. Актеры обогащали и оттачивали свое мастерство, воплощая на сцене образы из произведений А.Островского и А.Чехова, Ж.Б.Мольера и Н.Гоголя, М.Горького и Ф.Шиллера, У.Шекспира и Лопе де Вега, К.Гольдони и К.Гоцци.

В творческой истории Татарского театра имени Г. Камала значительное место занимают музыкальные спектакли. В их создании велика заслуга основоположника татарской музыки, композитора Салиха Сайдашева. Жанр музыкальной драмы, получивший развитие в этом театре, явился благодатной почвой для рождения Татарского Академического театра оперы и балета имени М. Джалиля. Первые профессиональные певцы и артисты балета вышли из творческого коллектива драматического театра. Татарские актеры и режиссеры помогли в создании национальных театров Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Туркмении, Башкортостана и других тюркских народов.

Художественными руководителями театра в разные годы были Г. Кариев, К. Тинчурин, Г. Девишев, Р. Ишмурат, Х. Уразиков, Г.Юсупов, Ш. Сарымсаков. С 1966 года главным режиссером театра является народный артист СССР, лауреат Государственных премий Татарстана и России, профессор М. Салимжанов. Неоценимый вклад в татарскую сценографию внесли художники П.Сперанский, М. Сутюшев, А. Тумашев, Э. Гельмс, А. Кноблок, Р. Газиев, А. Закиров, С.Скоморохов и другие.

Звание «Академический» было присвоено театру в 1926 году, а имя классика татарской драматургии Галиаскара Камала — в 1939. Во второй половине XX столетия в театре работали режиссеры Ширьяздан Сарымсаков, Празат Исанбет, Абдулла Юсупов, Хусаин Уразиков, Гумер Девишев, Валерий Бебутов, Александр Михайлов, Рафкат Бикчантаев, Марсель Салимжанов. В 1991 году режиссёром-постановщиком театра становится Фарид Бикчантаев. Сейчас он — главный режиссёр театра имени Г.Камала.

В 1961 году в труппу театра влились выпускники Московского театрального училища им. Щепкина и Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, которые стали известными артистами. Это Шамиль Бариев, Ренат Тазетдинов, Азгар Шакиров, Наиль Дунаев, Нажиба Ихсанова, Гульсум Исангулова, Фирдаус Ахтямова, Равиль Шарафеев, а также известный драматург Туфан Миннуллин — автор более полусотни пьес. Многие из них были поставлены на театральных сценах не только Татарстана, но и других регионов России. Это «Без китәбез, сез каласыз» («Мы уходим, вы остаетесь»), «Ай булмаса, йолдыз бар» («Без луны звезда нам светит»), «Авыл эте Акбай» («Деревенский пес Акбай»), «Моңлы бер жыр» («У совести вариантов нет»), «Миләүшәнең туган көне» («День рождения Миляуши»), «Үзебез сайлаган язмыш» («Судьбы, избранные нами») «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермыш»), «Әниләр һәм бәбиләр» («Дочки-матери»), «Хушыгыз» («Прощайте»), «Канкай угылы Бәхтияр» («Бахтияр Канкаев»), «Шулай булды шул» («Вот так случилось»), «Җанкисәккәем» («Свет моих очей»), «Гөргөри кияүләре» («Зятья Гэргэри»), "Эзләдем, бәгърем, сине («Искал тебя, любимая»), «Галиябану, сылуым-иркәм» («Галиябану, ненаглядная моя»), «Шәҗәрә» («Родословная»), «Алты кызга бер кияү» («Шесть невест и один жених»), «Диләфрүзгә дүрт кияү» («Четыре жениха Диляфруз»), «Илгизәр+Вера» («Ильгизар+Вера»).

В 1986 году было построено новое здание театра, а в январе 1987 года состоялось его открытие.

В 1995 году молодые актёры театра на Международном фестивале театральных школ в Москве получили главную премию за спектакль «Чайка» Антона Чехова. Режиссёр — Ф. Бикчантаев.

В 2001 году главный режиссёр театра имени Камала Марсель Салимжанов был удостоен высшей российской награды — национальной театральной Премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».

Оформлением спектаклей в разные годы занимались художники С. Яхшибаев, Г. Камал, П. Беньков, Э. Гельмс, П. Сперанский, М. Сутюшев, А. Тумашев, Р. Газиев, А. Кноблок, А. Закиров и С. Скоморохов.

Особенностью татарского театра было то, что в советское время Татарстану, как автономной республике, не полагалось иметь свою киностудию. Поэтому, все актёрские таланты и дарования могли проявить себя исключительно на ниве театра. Каждой союзной республике СССР было разрешено иметь свою киностудию, но татарам, несмотря на то, что они самыми первыми среди мусульманских народов СССР начали создавать свою кинематографию, не разрешили открыть киностудию. Этим объясняется концентрация всех актерских творческих дарований в татарском театре.

2 Ермолаева Т.Э. Академический театр. Казань: Тат. кн. изд-во,2006 с.9-13

Театр гастролирует по городам России, Прибалтики и Средней Азии. В 1996, 1997 и 2000 годах труппа театра побывала на гастролях в Финляндии со спектаклями «Старик из деревни Альдермеш», «Душа моя» и «Свет моих очей» по пьесам Т.Миннуллина. В 1996 году «Чайка» А.Чехова и «Свет моих очей» Т. Миннуллина были представлены на фестивале молодежных театров в городе Аугсбурге (Германия). В 1999 году театр со спектаклем «Старик из деревни Альдермеш» побывал в городе Стамбуле (Турция). В сентябре 2000 года Татарский государственный академический театр им. Галиасгара Камала с гастролями посетил Астрахань, а в апреле 2001 года прошли большие гастроли театра в Уфе и в других городах и районах Башкортостана.

Театр им. Г. Камала – один из самых популярных среди национальных театров страны. Рядом с мастерами сцены работает талантливая молодежь. Главный режиссер Ф. Бикчантаев, закончивший ГИТИС в Москве, создал в театре около 20 постановок.

На фестивале «Науруз-98» он завоевал приз за лучшую режиссуру.

В 1995 году на IV Международном фестивале театральных школ «Подиум – 95» в Москве поставленная Ф. Бикчантаевым «Чайка» А.Чехова была названа одним из трех лучших спектаклей года.

В 1996 году Татарский государственный Академический театр имени Галиасгара Камала переехал в новое здание на берегу озера Кабан, напоминающее парусник, парящий над водной гладью. В фойе театра – большие витражи с видами на озеро, балконы для прогулок зрителей, зимний сад с фонтанами, портретная галерея и скульптуры выдающихся театральных деятелей.


II.3. Нижнекамский татарский драматический театр.

Нижнекамск развивается не только как промышленный, но и как культурный центр. Здесь происходит слияние различных культур и традиций. Город хранит свои славные традиции и создает новые. Культурная инфраструктура города Нижнекамска находится на очень высоком уровне. Деятели культуры и искусства успешно отстаивают честь народов Прикамья не только в республике и Поволжском регионе, но и на территории России, и даже за рубежом. Яркий пример тому — успешное участие в престижном конкурсе среди городов Приволжского федерального округа на получение титула «Культурная столица — 2002». Конкурс был организован и проведен по инициативе аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжье. В Нижнекамске прошел настоящий марафон культурных событий, соревнований и проектов.

Главной задачей учреждений культуры и искусства является сохранение и приумножение духовного потенциала нашего народа. Обеспечение преемственности, содействие развитию культуры народов, проживающих в городе и районе, достижение качественно нового состояния культуры и искусства, обеспечивающего реальные возможности для духовного роста каждого. И, конечно, этого нельзя представить без театрального искусства.

Одним из лучших театральных коллективов республики по праву считается Нижнекамский государственный татарский драматический театр. В репертуаре театра более 30 спектаклей — «Өч хатын белән тормыш» Г. Исхаки, «Яшьлек белән очрашу», «Кияүле кызлар кияве», «Син мине курәсеңме?» Т. Миннулина, «Каракның бүреге яна» Ф. Яруллина, кукольный спектакль «Көзге әкият» В. Илюхова и многие другие. Широкий резонанс публики и театральной критики вызвали спектакли Ю. Сафиуллина «Йөзек вэ хәнҗәр», «Җир уллары трагедиясе» Х. Такташа, «Әти диясем килә» А. Хасанова, посвященные проблемам современной семьи и молодежи.

Нижнекамский татарский драматический театр создан в 1990 году как театральная студия АО "Нижнекамскнефтехим", в 1994 году передан на баланс управления культуры г.Нижнекамска. Численность труппы - 22 человека. Репертуар: Т. Миннуллин «Ак тәүбә, кара тәүбә», Т. Миннуллин «Яшьлек белән очрашу», Г.Каюмов «Бәхетенңе кәҗә сөзсә», Г.Каюмов «Адашкан чәчәкләр», А. Камалиев «Яңа ел мажаралары», Х. Ибрагим «Яңа ел хикмәтлэре", А. Камалиев «Итәкле кияү», А. Хасанов «Әти диясем килә», Х. Ибрагим "Бәхетле килен» и др.

Все свои спектакли театр в основном показывает зрителям г. Нижнекамска и Нижнекамского района. Постоянно выезжает в Заинский, Тукаевский районы Татарстана, гастролирует в Казани, Альметьевске, Набережных Челнах, Зеленодольске.

Театр активно участвует во многих городских и районных мероприятиях: «Сабантуй», «День Республики», литературный праздник Г.Тукая и т.д., проводит встречи со зрителями по месту жительства, показывает бесплатные спектакли для ветеранов и инвалидов, детей-сирот, выступает с концертно-лекционными программами. Некоторые свои концертные программы он строит на двух языках - татарском и русском, учитывая состав зрителей.

В коллективе театра на сегодняшний день работают специалисты с высшим, средне-специальным театральным образованием, выпускники вузов и училищ Москвы, Казани и т.д. В театре работают заслуженный артист РТ М.Фаттахов, заслуженный работник культуры РТ балетмейстер З.Хасанова. На базе театра проходят обучение специальному курсу актерского мастерства студенты Казанского театрального училища, которые одновременно работают в театре.

За 20 лет театром поставлено 50 спектаклей по пьесам современных татарских драматургов, классиков татарской, русской и зарубежной драматургии. В течение этих лет на спектаклях побывало около 500 тысяч зрителей.

За 20 лет Нижнекамский государственный татарский драматический театр участвовал в нескольких фестивалях:

1. Фестиваль им. К. Тинчурина, г. Казань, 1991 год. Спектакль по пьесе

Т. Миннуллина «Кызлар кызык итәләр» («Хитрые девушки») был награждён дипломом «За активное участие»;

2. Фестиваль им. К. Тинчурина, г. Казань, 1991 год. Спектакль по пьесе

Т. Миннуллина «Яшьлек белән очрашу» («Встреча с молодостью») был награждён дипломом «За активное участие»;

3. Фестиваль среди театральных училищ, г.Нижний Новгород, 2000 год.

Спектакль по пьесе Ю. Сафиуллина «Йөзек һәм хәнжәр» («Перстень и кинжал»). Дипломом «За лучшую мужскую роль» был награждён актёр Ильшат Марданов;

4. Фестиваль им. К. Тинчурина, г.Казань, 2001 год. Спектакль по пьесе А.Хасанова «Әти диясем килә» («Я жду тебя, папа»). Дипломом «За лучшую женскую роль» была награждена актриса Алсу Валиева;

5. Международный театральный фестиваль тюркских народов, г. Казань,

2002 год. Спектакль по пьесе М. Карима «Ай тотылган төндә» («В ночь лунного затмения») был награжден дипломом «За активное участие».

6. Фестиваль Закамских театров, г. Альметьевск, 2003 год.

Спектакль по пьесе Х. Такташа «Җир уллары трагедиясе» («Трагедия сынов земли») был награждён дипломом «За успешное участие». Также спектакль был отмечен в нескольких номинациях:

- за современное решение татарской классики (режиссеру);

- за работу художника;

- за работу главного героя был присуждён приз «Надежда»;

В январе 2003 года Министерство культуры РТ фонд «Җыен» вручил главному режиссеру театра Рустяму Галиеву премию Дамира Сиразиева «За творческую смелость и достижения в татарском театральном искусстве (возвращение на сцену пьесы Х. Такташа «Трагедия сынов земли»).

7. Театральный фестиваль в честь празднования 100летия татарского театра,

г. Казань, 2007год. И. Юзеев «Соңгы төн» («Последняя ночь»).

8. Международный театральный фестиваль тюркских народов «Навруз»,

г. Казань, 2009 год. Н. Гиматдинова «Бүре каны» («Волчья кровь»).

Почётные звания, присвоенные сотрудникам и артистам театра:

- Главный режиссёр театра Галиев Р.В. – «Заслуженный деятель искусств РТ»;

- Артистка Фахразиева Г.А. – «Заслуженный артист РТ»;

- Артист Вафиев Ф.Ф. – «Заслуженный артист РТ»;

- Артист Галиев Р.А. – «Заслуженный артист РТ»;

- Артистка Зайнуллина Г.Г. – «Заслуженный артист РТ».4

В настоящее время коллектив театра работает над постановкой спектакля по произведению выдающегося русского писателя Анатолия Иванова «Жизнь на грешной земле». Также планируется создание Детского театра на базе ГАУК РТ «НГТДТ».

Особого внимания заслуживает и Нижнекамский театр юного зрителя, который существует как муниципальный и на сегодняшний день базируется в здании районного Дома культуры н.п. Красный Ключ. Его репертуар весьма широк: здесь ставятся приключенческая пьеса Арутюняна «Зимняя сказка», комедия Мольера «Мнимый больной», водевиль Сологуба «Беда от нежного сердца», фантастическая история Ольшанского «Железяка», сказка для самых маленьких «Многоуважаемый Тузик» Титовой и Староторжского и другие.

И в завершении хотелось бы сказать, что Нижнекамский татарский драматический театр основной задачей своей деятельности ставит духовное обогащение жителей, укрепление гуманизма и морали, эстетическое воспитание граждан своего региона, об этом говорит репертуар, лишь небольшое место отведено постановкам развлекательного характера.3


3 Моратова Ф. А. Наш театр. Нижнекамск//Туган як.-1999.-№3

4 Моратова Ф. А. Наш театр. Нижнекамск//Туган як.-1999.-№3


III. Заключение

Подведя итоги проделанной работы, хотелось бы сказать, что я достигла поставленных мною целей. При работе над рефератом я достаточно весомо увеличила свой кругозор в области театрального искусства, узнав ещё больше о зарождении и развитии татарского театра. И в этом мне несомненно помогла детская театральня студия при Нижнекамском татарском драматическом театре, куда я записалась.Здесь познакомилась с режиссером Рустамом Галиевым и с директором музея. С их помощью я собрала много информации о нашем городском театре.

О зарождении татарского театра я узнала из различных печатных изданий

(“Казан утлары”, “Мәгариф” и т.д.), в частности и моего города (“Туган як”), из теле- и радиопрограмм. (“Театр яктылыкка илтә”, “Сәхнә утлары”).

В процессе работы над рефератом я прочитала и изучила книги о татарском театре. Тем самым я пополнила свои знания относительно истории, творчества и деятельности Татарского государственного академического театра им. Г. Камала.

Но останавливаться на этом я не собираюсь. Ведь есть ещё весьма много интересного и неизведанного, того, что осталось за кулисами…


IV. Список использованной литературы

1.Гальцева Е. А. За кулисами. Волгоград: Книжное изд-во,1999

2.Галимуллин Т. Н. Истоки татарского театра. Казань//Казан утлары.-2005.-№4

3.История советского драматического театра. Татарский советский драматический театр. Казань: Тат. кн. изд-во,2001

4.Моратова Ф. А. Наш театр. Нижнекамск//Туган як.-1999.-№3

5.Ермолаева Т.Э. Академический театр. Казань: Тат. кн. изд-во,2006


Приложение 1. Диаграмма соотношения числа постановок татарских, русских и зарубежных писателей и драматургов.



Приложение 2. Диаграмма соотношения числа посетителей Нижнекамского татарского драматического театра



Приложение 3.Слова великого татарского поэта Г. Тукая о театре

Приложение 4. Зарождение татарского театра

Приложение 5. О Татарском государственном академическом театре

Приложение 6. Нижнекамский татарский драматический театр