Реферат: по предмету окружающий мир на тему «Золотое правило рук»» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

по предмету окружающий мир на тему «Золотое правило рук»»

Остальные рефераты » по предмету окружающий мир на тему «Золотое правило рук»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов эстетического цикла №21 (МОУ СОШ №21)


Реферат по предмету окружающий мир

на тему «Золотое правило рук»»


Работу выполнила: ученица 4 «Б» класса

Куприец Дарья Сергеевна

Научный руководитель: учитель начальных классов

Трегулова Виктория Сергеевна


2011

Содержание

Введение …………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………..4

2.1. У истоков борьбы с болезнями……………………………………...4

2.2. Гигиена кожи…………………………………………………………5

2.3. Исследование…………………………………………………………6

2.4. Изготовление мыла…………………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………8

Список литературы……………………………………………………...9

Приложение……………………………………………………………..9


1. Введение


Актуальность моей темы состоит в том, что многие школьники не выполняют правил гигиены и не задумываются над вопросом «Чем это может грозить?» А с самого раннего детства нас учат взрослые: «Мойте руки! Мойте руки чище! Мойте руки чаще!» А зачем их нужно мыть? Что случится, если руки совсем не мыть или мыть их просто так, без мыла? Таким образом, я задумалась над вопросом чистоты рук и поставила перед собой цель исследования: узнать, правда ли так важно мыть руки в течение дня и особенно перед едой.

При этом я поставила перед собой задачи:

изучить литературу по интересующим меня вопросам;

узнать, какие микроорганизмы могут находиться на руках;

провести анкетирование учащихся;

провести исследование смывов с рук;

вырастить в чашках Петри «грязь»;

изготовить мыло в домашних условиях.


2. Основная часть

2.1. У истоков борьбы с болезнями

Учитывая, что на Земле проживает около 6 млрд. человек, то, если не принимать профилактические меры по борьбе с инфекционными заболеваниями, планета опустеет через 22 дня. Значит, еще много столетий тому назад ученые пытались создать вакцины от болезней и добились успехов. Кто же стоял у истоков борьбы с болезнями? В эпоху Возрождения европейцы достигли больших успехов в изучении человеческого тела. Но врачи по-прежнему не умели лечить многие болезни, в том числе оспу и чуму, уносившие миллионы жизней во всём мире. Существовала и другая проблема: несмотря на прогресс в хирургии, больные часто умирали от инфекций во время операций.В 1796 году Эдвард Дженнер сделал прививку коровьей оспы больному мальчику, а через два месяца привил ему обычную оспу. Эксперимент прошел успешно: мальчик не заболел оспой, т.к. у него к ней выработался иммунитет. Дженнер назвал этот процесс вакцинацией.Луи Пастер (1822-1895) установил, что прокисание вина и пива связано с обитающими в них бактериями и, что нагревание жидкости убивает их. Этот процесс получил название пастеризации. Его применяют, в частности, для обработки молока. Пастер доказал, что бактерии, вызывающие скисание молока и порчу мяса, распространены всюду.Джеймс Листер (1827-1912) утверждал, что болезни часто вызваны бактериями, а бактерии, находящиеся в воздухе, вызывают брожение и гниение. При очередной операции он продезинфицировал все свои инструменты. Это была первая операция обеззараживания – так назвали этот метод , ибо он убивает и подавляет микробов.Александр Флемминг (1881-1955), исследуя бактерий, вызывающих заражение крови, заметил, что они гибнут под воздействием особого грибка. Бактерии, на которые попадал грибок, погибали. Препарат из этого грибка назвали «пенициллином». Это был первый антибиотик, подавляющий бактерии.

С развитием производства антибиотиков в XX веке инфекционные заболевания перестали угрожать жизни больных. Оспу и другие болезни победить удалось, однако многие другие недуги все ещё остаются неизлечимы. Ученые упорно ищут лекарства против вирусных заболеваний. Самые страшные из них сегодня – рак и СПИД, а всем, без исключения, необходимо соблюдать гигиену своего тела, а именно – рук.

2.2. Гигиена кожи

Гигиена кожи - это основа личной гигиены. Чтобы кожа была молодой и красивой, нужно правильно и регулярно ухаживать за ней. Для профилактики кожных заболеваний очень важно неукоснительно соблюдать правила гигиены кожи. Нормальная работа пищеварительной системы и полноценное питание способствуют поддержанию хорошего состояния кожи. Очень важную роль играют витамины А, B, D, C, PP. Их недостаток может привести к появлению или обострению многих кожных заболеваний, включая псориаз и экзему. Для очистки от загрязнений, кожного сала, пота, микроорганизмов и чешуек требуется регулярное соблюдение правил гигиены кожи. Ванны продолжительностью до 15 минут следует принимать как минимум раз в неделю, а душ без мыла с водой комнатной температуры желательно принимать ежедневно. Ногти следует мыть щеточкой, каждую неделю подрезать их, подногтевое пространство очищать специальной ногтечисткой, полезно периодически делать маникюр и педикюр. Важно защищать кожу от травм, которые являются воротами для гноеродной инфекции. Для этого, при необходимости, следует использовать спецодежду, защитную пасту и специальные моющие средства. Главным защитником человеческого организма является сам человек, вернее его гигиенические навыки, самодисциплина, отношение к физкультуре. Обязательно соблюдение личной гигиены. Особо следует содержать в чистоте руки. Мыть руки надо после прихода домой, перед едой, после посещения туалета.

Все правила чистоты необходимо соблюдать не только, чтобы быть красивыми, сильными, выносливыми, но и не подвергаться целому ряду инфекционных заболеваний. Грязными руками можно занести в рот бактерию брюшного тифа, дизентерии или сальмонелл. Можно назвать много инфекционных и глинистых заболеваний, которые получили название «болезни грязных рук», среди них энтеробиоз.


2.3. Исследование


Из энциклопедии «Человек и его здоровье» я узнала, что в мире насчитывается более 100 млн. различных бактерий. Часть из них неопасна для жизни и здоровья человека. Но большинство может вызвать не только отравление, но и серьезное заболевание.

Я решила опросить моих одноклассников и провести наблюдение в столовой. Вот что у меня получилось.

На вопрос «Знаете ли вы, что необходимо мыть руки?», все опрошенные дали положительный ответ – да, знают – 100%.

На вопрос «Всегда ли вы моете руки перед едой?», положительно ответили 90% опрошенных, а 10% человек ответили – «нет».

А вот на вопрос: «В каких еще случаях нужно мыть руки?» - мнения ребят разделились. По моим наблюдениям в столовой картина получилась совершенно другая. В день исследования мимо умывальника в столовой прошли почти все ученики, а помыли руки лишь 12 человек из более, чем ста!

Я провела простой эксперимент: попросила одного ученика помыть руки после первого урока, а другого – после пятого. Смывы сравнила. У меня получилось, что вода смыва с рук после пятого урока стала очень грязной. А это значит, что микробов в ней в несколько раз больше, чем даже в смыве с рук после первого урока.

Также я решили проверить, верно ли то, что после мыла микробов на руках не остается. Поставила опыт:

Приготовила 2 стерильных чашки Петри со средой

После 5-ого урока дважды взяла смыв с рук: с грязных и с чисто вымытых.

Поставила чашки в тёмное место

Через 6 дней в чашках появилась плесень. Плесень была во всех двух чашках, однако больше всего её было во второй чашке (смыв с грязных рук).

Я выявила, что, пользуясь водой и мылом, мы только лишь смываем с рук грязь, пыль, и руки становятся чище. Однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Природа наделила организм человека иммунитетом, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины.


2.4. Изготовление мыла


Если бы мы мылись без мыла, мы всегда ходили бы грязными. Мыло – самый сильный враг грязи. Сейчас невозможно представить жизнь человека без этого важного средства гигиены.

Принцип действия мыла: частицы мыла обладают обволакивающими свойствами. Мыльной пеной захватываются частички грязи любого происхождения, и обмытое затем чистой водой тело начинает дышать через кожу более свободно, так как часть кислорода (и не такая уж малая) проникает в организм через тонкие кровеносные капилляры, пронизывающие поры кожи.


В России мыло начали делать во времена Петра Первого, но вплоть до середины 19 века им пользовалась только знать. Крестьяне стирались и мылись щёлоком – древесную золу заливали кипятком и распаривали в печке. Я заинтересовалась. А можно ли получить мыло в домашних условиях? Из источников Интернета узнала технологию изготовления мыла и адаптировала ее для себя. Получился следующий алгоритм:

Натереть мыло-основу на тёрке.

В ёмкость влить 1-2 ст. ложки растительного масла, Ѕ стакана воды.

Засыпать мыльную стружку, хорошенько перемешивать и ждать, когда масса станет равномерной, похожей на густую сметану.

Добавить немного любого наполнителя для цвета. Снять с огня, добавить эфиры, тщательно перемешать, залить в ёмкость так, чтобы слой был толщиной около 2 – 3см.

Поставить в морозилку на 1 – 2 часа.


3. Заключение


Таким образом, выводами моей работы будет следующее:

с середины XVIII века ученые активно начали искать средство борьбы со всеми недугами;

Э. Дженнер первым провел эксперимент вакцинации, Л. Пастер, Р. Кох – прививки от бешенства и туберкулеза; Д. Листер ввел метод обеззараживания при операциях; А. Флеминг открыл антибиотик;

в настоящее время ученые упорно продолжают искать лекарства против вирусных болезней;

инфекционная заболеваемость высока, значит каждый человек должен соблюдать личную гигиену, хорошо питаться, не иметь вредных привычек;

даже на чисто вымытых руках есть бактерии, но противостоит им наш иммунитет;

руки необходимо мыть всегда перед едой, после прихода с улицы, после посещения туалета, после общения с домашними животными;

в домашних условиях можно приготовить мыло на свой вкус (по цвету, запаху, форме).


Список литературы

Голубев Д. Размышления и споры о вирусах- М., «Молодая гвардия»,1992

Затула Д. Вирус- друг или враг?- М. «Педагогика», 1991

Петерсон Л.Г. Математика: 4 класс: в 3-х ч.- М.: ООО «С-Инфо», ООО «Баласс», 2009

Энциклопедия «История открытий»- М.«Росмэн», 1999

Энциклопедия «Человек и здоровье»; Москва «РОСМЭН», 2006

Энциклопедия для девочек – СПб, ТОО «РЕСПЕКС», 1998

all-gigiena/gigiena-kozhi

pravda/society/fashion/couture/01-08-2009/319140-mylo

birmama/master-klassy/80-master-klass-mylovarenie-doma.html

open.home-media/posts/1938


5. Приложение №1

Анкета

1. Знаете ли вы, что в течение дня необходимо мыть руки?

2. Всегда ли вы моете руки перед едой?

3. Всегда ли вы моете руки перед едой в столовой?

4. В каких еще случаях вы моете руки?

5. Вы знаете, чем могут быть опасны грязные руки?