До начала XIX века имя Пугачева было под запретом, и только во времена Пушкина стали появляться первые исторические сочинения, повести и даже романы о пугачевщине. Но о самом Пугачеве писали только как о «злодее», «убийце», «враге отечества», и только простой народ хранил память о нем как об «отце», заступнике угнетенных. Пушкин первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа и задумал написать о нем.
«Капитанская дочка» - прежде всего художественное произведение, но фантазия художника не исказила исторической правды. В окружении вымышленных героев и событий ярче вырисовывается неоднозначная и противоречивая фигура Пугачева. И особенно ярко его образ предстает перед нами, когда мы видим его глазами молодого героя романа - Петра Гринева.
Впервые Пугачева мы встречаем во второй главе. И уже это первое знакомство говорит о сложности и противоречивости его характера. Попавший в буран Гринев натыкается «то ли на волка, то ли на человека». Это сравнение с хищным зверем символично: появившийся герой - «вожак разбойничьей стаи». Всего несколько слов, произнесенных незнакомцем, успокаивают Гринева, и он засыпает, «убаюканный пением бури и качкою тихой езды». Сон, который видит герой, в иносказательной форме раскрывает дальнейшее развитие сюжета и говорит о неизгладимом впечатлении, произведенном на Гринева вожатым. Героя поразило в нем сочетание несочетаемого: «страшный мужик», наполнивший комнату мертвыми телами, «ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение...».
«Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Такое описание показывает, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор на постоялом дворе заставляют Гринева напряженно вглядываться в лицо незнакомца, но он остается неразгаданным как для него, так и для читателя.
Следующая встреча героев происходит в главе «Приступ». Сначала Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Мы видим его в центре вооруженной толпы: «На белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость». Его внешность и поведение свидетельствуют о его желании соответствовать представлению народа о предводителе. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев управляет разыгрывающимися событиями. Испугавшись картечи, «мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди... Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал...» Мы не слышим слов героя, но его напряженная фигура и жесты говорят о воздействии, которое в данный момент он оказывает на своих подчиненных: «Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас возобновились...».
«Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Пушкин намеренно не показывает выражение лица и глаз Пугачева во время вынесения смертных приговоров, он рисует лишь отрывистые жесты и резкие фразы: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком... «Вешать его!» - сказал Пугачев, не взглянув уже на меня».
В главе «Незваный гость» один за другим идут сразу три портрета Пугачева. Сначала попадья Акулина Памфиловна говорит об «ястребиных», хищнических глазах Емельяна, затем Гриневу предоставляется возможность самому разглядеть вожатого в его новом обличье. Попав на военный совет, Гринев внимательно глядит на страшных знакомых: «...Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами... С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого». Двойственность лица, бросившаяся в глаза Гриневу на постоялом дворе, или же его закрытость, проявившаяся во время казни, исчезают.
Во время принятия важного решения Пугачев серьезен и спокоен. Автор любуется простотой и искренностью отношений казаков, явно противопоставляя им в дальнейшем военный совет в Оренбурге. В следующей картине герой слит со своими товарищами в едином душевном порыве, вызванном исполнением народной песни. «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все это потрясло меня каким-то пиитическим ужасом», - делится своими ощущениями Гринев. Пугачев в этом описании выступает опять в новой роли. Его облик соотнесен с фольклорным образом разбойника, судьба героя зеркально отражается в исполняемой им песне. Однако уже через несколько минут перед нами оказывается другой человек: «Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такой непритворной веселостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему». Смех Пугачева моментально сближает его с Гриневым, он опять превращается в веселого вожатого, спасшего молодого офицера во время бурана в степи. Между героями возникает искренний разговор, Гринев отказывается признать в ловком бродяге своего государя и служить ему, а Пугачев, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, разрешает ему уехать. Именно после этой встречи Гринев проникается к Пугачеву симпатией, переросшей затем в более глубокое и мучительное чувство: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал его вырвать из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время».
Некоторые исследователи утверждают, что Пушкин идеализировал Пугачева, противопоставлял его крестьянскому движению. Но в романе неоднократно подчеркивается, что Пугачева поддерживали широкие народные массы, которые не могли состоять сплошь из злодеев. Смелость Пугачева, его ум, находчивость и энергия завоевали сердца всех, кто стремился сбросить с себя гнет крепостничества.
Другие работы по теме:
Пушкин а. с. - Москва в творчестве а. с. пушкина
Конечно А. С. Пушкин скорее петербургский писатель но родился он в Москве и на всю жизнь сохранил любовь к этому городу. И это неудивительно. Петербург традиционно воспринимается русскими писателями как город возникший неестественным путем из тьмы ле Москва.
Образ Татьяны Лариной
Важное место в романе «Евгений Онегин» занимает образ Татьяны Лариной – «милый идеал» Пушкина. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им ранее в жизни.
Почему роман А. С. Пушкина назвается Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. Когда я почитала название романа А. С. Пушкина, «Капитанская дочка» я подумала, что в романе описывается жизнь девушки, у которой отец - капитан. Прочитав роман, я задумалась, почему он так назван.
Евгений Онегин и Александр Пушкин. 2
Евгений Онегин и Александр Пушкин. Автор: Пушкин А.С. Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас... Он был гением, великим человеком, писателем с большой буквы. Его произведения бессмертны, его имя — вечно. Он прожил бурную жизнь, полную печали и радости, смеха и слез, поэзии и прозы.
Евгений Онегин и Александр Пушкин. 4
Евгений Онегин и Александр Пушкин. Автор: Пушкин А.С. Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его “энциклопедией русской жизни”. Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Образ Ольги в романе Евгений Онегин
Автор: Пушкин А.С. Полной противоположностью Татьяне является ее младшая сестра Ольга. Если детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, как лань летная, боязлива», то Ольга «всегда как утро весела, как жизнь поэта простодушна». В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизненные силы бьют в ней ключом.
Образ Ленского в романе Евгений Онегин
Образ Ленского в романе "Евгений Онегин" Автор: Пушкин А.С. Другой путь, которым шла дворянская интеллигенция 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией:
Последние годы жизни Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, оставивший огромное количество произведений после себя. Для каждого он по-своему интересен. Его знают все – от детей до стариков. Память о нём останется на вечность.
Идейно-художественное своеобразие Повестей Белкина
Автор: Пушкин А.С. «Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие сюжетные романтические штампы и «переворачивает» их. Конфликт в «Стационарном смотрители» нарочито банален. Военный заезжает на постоянный двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой.
Образ Евгения Онегина 4
Образ Евгения Онегина Автор: Пушкин А.С. Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Пушкин исследует вопрос жизни на примере Евгения Онегина. Роман “Евгений Онегин” создавался Пушкиным в течение восьми лет (с 1823 по 1831 год).
Образ Евгения Онегина 2
Образ Евгения Онегина Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт, создавший целую галерею образов русских людей. Самым ярким из них является Евгений Онегин. Он главное действующее лицо одноименного романа.
Образ Савельича и Швабрина в повести Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (например, караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени.
Татьяна - милый идеал Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Когда говорят о девушке, почти всегда вспоминают произведение Тургенева и его героинь. Не менее привлекательны и героини Пушкина. Но самой поэтичной, самой яркой является Татьяна Ларина. Даже имя Пушкин подбирает ей не случайно. В те времена имя Татьяна звучало слишком простонародно, да и сам поэт говорит про это.
Мое любимое произведения А.С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин написал много прекрасных произведений. Среди них «Кавказский пленник», «Капитанская дочка», «Полтава», «Медный всадник» и другие не менее известные поэмы и стихи. Но больше всего мне понравился роман в стихах «Евгений Онегин».
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
Пугачев — разбойник или освободитель?
Повесть была написана в 1836 году, а "Историю" Пушкин закончил на два года раньше. Поэт работал по высочайшему разрешению в закрытых архивах, внимательно изучил документы, относящиеся к пугачевскому бунту.
Реализм романа. Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина
Автор: Пушкин А.С. Характер Онегина в первой части романа раскрывается в сложном диалогическом отношении между героем и автором. Пушкин и входит в образ жизни Онегина, и поднимается над ним в другое, более широкое измерение бытия. Диалог этот обусловлен не только различиями в характерах Онегина и автора, но и временной дистанцией между ними.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы 3
«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт русской литературы. Его лирика связана со свободой. Он был одним из декабристов. Многие декабристы были его лицейскими друзьями.
Изображение пугачевского движения
Автор: Пушкин А.С. Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773—1775 годов. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнёте, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина 19 октября 1825 года
Автор: Пушкин А.С. Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников.
Реализм в произведении Пушкина Медный всадник
Автор: Пушкин А.С. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 году в эпоху становления реализма. В эту эпоху литература была точная, достоверная, правдивая и жизнеподобная, поэтому уже из предисловия читатель понимает, что произведение реалистическое, т.к. Пушкин пишет, что оно основано на реальных событиях: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».
Образ Пугачева
Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин — замечательный русский писатель. Трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина На холмах Грузии лежит ночная мгла...
Автор: Пушкин А.С. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» было написано А.С. Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта на театр военных действий в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову. Он не надеялся на брак с ней, но никто не мог запретить ему любить Наталью, восхищаться ею, посвящать ей стихи. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» – это лирическое произведение, написанное в жанре элегии.
Памятник Державина и Пушкина
Автор: Пушкин А.С. «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им вечную славу.
Идейно-художественное своеобразие романа Дубровский
Автор: Пушкин А.С. Принято считать, что «Дубровский» - это роман, хотя по объему «Дубровский» скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого». Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с образом Троекурова. Изображение Троекурова – это изображение типического характера в типических обстоятельствах.
Идейно-художественное своеобразие повести Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. По жанру «Капитанская дочка» - историческое повествование в форме «семейственных записок», в ней есть черты и повести и романа, историческое повествование тесно связано с личной судьбой главного героя, который участвует в этих событиях. Гринев пишет свои записки на склоне лет, он рассказывает о своей молодости.
Жанровое своеобразие романа Евгений Онегин
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр — роман в стихах. Роман — эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между другими людьми, историческими событиями). В стихах — лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим
Царскосельский лицей
Автор: Пушкин А.С. Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин. Ступени лестницы ведут меня на второй этаж Пушкинского Музея. Теперь я нахожусь в длинном коридоре, по бокам располагаются комнаты лицеистов. В одной из комнат находиться на столе матовый кувшин с водой. Кажется, что именно сегодня даже заботливо налита вода.
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта
Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Поэзия Пушкина - союз волшебных звуков чувств и дум
Поэзия Пушкина - "союз волшебных звуков, чувств и дум" Чувства добрые я лирой пробуждал А.С.Пушкин "Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук напоминает собой многие дни нашей жизни". Удивительно верные слова нашел А.Блок для выражения сущности творчества Пушкина, его солнечной жизнеутверждающей поэзии.
Пугачев разбойник или освободитель
А. С. Пушкин обращался к личности Пугачева дважды: когда работал над документальной "Историей пугачевского бунта" и когда писал "Капитанскую дочку".