Образ Андрея Болконского в романе - один из самых сложных, возможно, даже самый сложный. В продолжение всего повествования он что-то ищет, страдает, пытается понять смысл бытия и найти свое место в нем. Понятия счастья и несчастья изменяются у Андрея, даже меняются местами. Попробуем же выяснить, как оценивает счастье и несчастье князь Андрей Болконский в разные периоды своей жизни.
С первых страниц появления князя Андрея Болконского видно, что это высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни у него высокое назначение. Это можно заметить в первом разговоре Болконского с Пьером. Андрей говорит с ним покровительственно, по-отцовски, но в то же время несколько свысока. Неудивительно и то, что Толстой акцентирует внимание читателей на титуле "князь". "Князь" означает "принц", совершенный. Что же для такого человека представляется счастьем? - Слава. Война 1805 года. Андрей жаждет стать героем. В его мечтах ему видится армия в опасности, а он один ее спасает. Прямо как в античности. И вот он, тот долгожданный миг. Болконский в Аустерлицком сражении бежит впереди со знаменем в руках, но падает. И как странно: он думает не о своем великом подвиге (он даже о нем забыл), он видит высокое, бесконечное небо с бегущими по нему облаками, высокое, далекое и вечное, и забывает про все, что ему казалось до этого счастьем. Его недавний кумир Наполеон восхищается его прекрасной смертью, но Болконскому он кажется маленьким и ничтожным. Впервые он вспоминает об отце, жене, сестре и будущем ребенке, которыми раньше готов был пожертвовать ради героического подвига во имя спасения России (схожая черта с Раскольниковым: пожертвовать немногими, зато спасти многих). На этом жизнь ради славы, ради похвалы других, для других у князя Андрея заканчивается.
Князь Андрей понимает, что счастье в семье, в нем самом. Он начинает заниматься исключительно своими делами. Правда, это счастье оказывается нелегким для Андрея, слишком земное, простое, абсолютно не сочетающееся с его гордым небом (небо вообще имеет огромное значение для понимания образа Болконского). В Богучарове между Андреем и Пьером происходит важный разговор, очень сильно повлиявший на мировоззрение первого. Пьер сказал, что "ежели есть бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель, - и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их", что "надо жить, надо любить, надо верить". И хоть князь Андрей и спорил с этими высказываниями, но его внутренний голос говорил ему: "Правда, верь этому". Всей его жизни было суждено измениться после одной встречи с Наташей. По дороге в Отрадное состояние души князя Андрея символично отражается в дубе. "Весна, и любовь, и счастье! - как будто говорил этот дуб... Все одно и то же, и все обман. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья!" "Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб", - думал князь Андрей. "Нет счастья, все кончено" - вот решение Болконского. Но в Отрадном он увидел девочку, которая жила, не зная и не интересуясь им, и причем жила счастливо: "И дела ей нет до моего существования!" Это удивило и не понравилось ему, "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год", - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Он сделал этот вызов жизни, этой жизнерадостной девочке и всему, что его окружало. А символичный дуб "весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца". Одна маленькая девочка способна была вернуть князя Андрея к жизни и надежде о счастье, и вере в любовь, "Мало того, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это, чтобы не для одного меня была моя жизнь". На этом Андрей бросает свою отшельническую жизнь, уезжает в Петербург, знакомится с передовыми людьми того времени, начинает составлять преобразовательные проекты. Болконский стремится, чтобы его жизнь отразилась на других. Но не там он этого ищет, он ищет это в том обществе, от которого несколько лет назад убежал на войну. В дальнейшем он опять уйдет туда, чтобы скрыться от этой пустой суеты петербургского света. Как странно:
1805, 1812. Между этими годами прошло 7 лет. 7 - счастливое число. За эти 7 лет он, можно сказать, прожил всю жизнь, потратил ее в поисках себя и смысла жизни, и он нашел, нашел благодаря этой маленькой девочке Наташе, которая сумела дважды кардинально изменить его жизнь. Как же это случилось? В 1810 году после встречи на балу они сблизились, но за годовое отсутствие князя Андрея Наташа изменила ему с Анатолем. Гордая, высокомерная натура князя Андрея, конечно, не смогла простить ей. Хотя он и считал, что Наташа - это его счастье, князь Андрей бы никогда не смог перешагнуть через себя, свою высокомерность. Он считает, даже не считает, он чувствует, что он слишком совершенен. Они расстались, но в душе каждого остался неизгладимый след.
В Бородинском сражении князя Андрея ранят. Впервые в жизни в этот момент его тянет не к небу, а к земле. Как сильно он изменился! Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. В нем происходит жизненный перелом, даже не такой, какие у него были до этого. Прежде он думал о себе, теперь же он подумал о других. Для князя Андрея открылось другое счастье, счастье любви ко всем людям. Он почувствовал жалость к своему злейшему врагу Анатолю, которого он жаждал убить, и вот при его встрече с ним он жалеет и сочувствует ему. Со смертельным ранением в избе в Мытищах он лежит почти в забытьи и думает, что ему "открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и простить его мог только один Бог". Здесь же он встретил Наташу. Наверное, минуты, которые он провел с ней в конце жизни, были для него самыми счастливыми. Он сам говорил, что раз эта рана свела его с ней, он не жалеет ни о чем. Эта милая, веселая, жизнерадостная Наташа, вернувшая его первый раз к жизни, но теперь уже, благодаря ему, научившаяся страдать, осуществила его желание, чтобы жизнь князя Андрея Болконского отразилась на людях. И Наташа, и княжна Марья, и Пьер - все помнили его после его смерти, и вспоминали каждый с
каким-то своим глубоким философским смыслом, но все по-доброму. И что самое главное, он стал для сына Николеньки кумиром, божеством. Поэтому, что бы ни говорили, князь Андрей был счастлив, его счастье осуществилось для него, он умер счастливым.
Князь Андрей - философ, мыслитель. У Толстого он противопоставляется такой героине, как Наташа, олицетворяющей земную, но счастливую жизнь. Что значит счастье для Болконского? Что значит счастье для Наташи? Что - для других? Писатель показал кардинально различных людей, их взгляды на мир и их судьбы. Образ князя Андрея является одним из самых интересных, без него романа не получилось бы.
Другие работы по теме:
Духовные поиски главных героев романа Толстого Война и мир
Смысл духовных поисков героев роману «Война и мир» заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому, является более важным критерием моральной оценки личности. Герои ищут смысл жизни, духовные связки с другими людьми, личное счастье. Толстой показывает этот процесс в диалектическом противоречии (разочарование, поиск счастья и его потеря).
Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное анализ эпизода романа Льва Толстого Война
Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…»
Толстой Конь и кобыла
Лев Николаевич Толстой Конь и кобыла Толстой Лев Николаевич Конь и кобыла Лев Николаевич Толстой Конь и кобыла Кобыла ходила день и ночь в поле, не пахала, а конь кормился ночью, а днём пахал. Кобыла и говорит коню:
Нравственные искания Андрея Болконского по роману Льва Толстого Война и мир
Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев, можно сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер.
Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем
Толстой говорил, что главной для него в романе «Война и мир» была «мысль народная». Но с ней неразрывно связана «мысль семейная», которая делает любовные сюжетные линии не менее важными и интересными, чем основная историческая тема романа. Эти линии как бы создают самостоятельные сюжеты внутри огромного романа-эпопеи.
Семья Болконских и Курагиных в романе-эпопее Толстого Война и мир
Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных.
Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории По роману Л. И. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Историческая личность - суть ярлык, который история вешает, на то или иное событие. Л.Н.Толстой Кутузов в романе появляется уже тогда, когда русская армия отступает. Сдан Смоленск, повсюду видны картины разорения. Мы видим главнокомандующего глазами русских солдат, партизан, глазами Андрея Болконского и глазами самого Толстого.
Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом
Автор: Толстой Л.Н. Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом - перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом.
Народ и личность в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Известно, что основой “Войны и мира” Л. Н. Толстой считал “мысль народную”. “Я старался писать историю народа”, — одно из знаменательных высказываний автора о своем романе. Однако Андрею Болконскому и Пьеру Безухову писатель отвел в “Войне и мире” совершенно особую роль, едва ли не главную.
Путь исканий Андрея Болконского по роману Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера.
Черная вода
Автор: Хармс Д. Андрей Иванович плюнул в чашку с водой. Вода сразу почернела. Андрей Иванович сощурил глаза и пристально посмотрел в чашку. Вода была очень черна. У Андрея Ивановича забилось сердце. В это время проснулась собака Андрея Ивановича. Андрей Иванович подошел к окну и задумался. Вдруг что-то большое и темное пронеслось мимо Андрея Ивановича и вылетело в окно.
Изображение штабных офицеров в романе Л. Толстого Война и мир.
Автор: Толстой Л.Н. Среди героев романа Толстого “Война и мир” немалое место занимают штабные офицеры русской армии. Что связано с понятием штаба? Это мозг, сердце, руководящий центр армии! Штабные офицеры должны быть людьми умными, храбрыми, дальновидными, бескорыстно преданными родине, умеющими принимать быстрые и правильные решения, вести армию к победе и в то же время сохранять ее силы.
Толстой Воробей
Лев Николаевич Толстой Воробей Толстой Лев Николаевич Воробей Лев Николаевич Толстой Воробей Увидал воробей, что человек идёт лён сеять. Воробей полетел к птицам и сказал:
Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого Война и Мир
Картины природы у Толстого, отмечает В. Днепров, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несёт его… Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развёртывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».
Андрей Болконский - Герой романа Война и мир
Л.Н. Толстой ВОЙНА И МИР Андрей Болконский – Герой романа «Война и мир» На первых же страницах романа перед нами предстает князь Андрей Болконский. Он один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л.Н. Толстого. На протяжении всего романа Болконский ищет свое предназначение в жизни, пытаясь выбрать дело, которому следовало бы отдать все свои силы.
Ночь в Отрадном. Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого Война и мир, т. II, ч. 3, гл.11.
Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. 3, гл.11.) Автор: Толстой Л.Н. По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод — это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью.
Толстой Зайцы и лягушки
Лев Николаевич Толстой Зайцы и лягушки Толстой Лев Николаевич Зайцы и лягушки Лев Николаевич Толстой Зайцы и лягушки Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь:
Толстой Волк и кобыла
Лев Николаевич Толстой Волк и кобыла Толстой Лев Николаевич Волк и кобыла Лев Николаевич Толстой Волк и кобыла Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:
Представления о смысле жизни в романе Льва Толстого Война и мир
Роман "Война и мир" сложен, и сложность эта заключается, наверное, в первую очередь, в количестве персонажей, присутствующих в нем, и, соответственно, в разнообразии человеческих умов, точек зрения, представлений о жизни, изображение которых является одной из целей создания произведения.
Вечные темы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.