Герои Л.Н. Толстого очень трудно поддаются однозначному определению. Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках.
Князь Андрей Болконский - одна из самых ярких и самых трагических фигур романа “Война и мир”. С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.
И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм - вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Марья говорит ему: “Ты всем хорош, Аndrе, но в тебе есть какая-то гордость мысли”. Но он далеко не человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, “он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим...” Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека. Начинания Андрея заканчиваются разочарованиями. Его искреннее желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием.
Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льстивого карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни. Его патриотизм и ответственность за дело наиболее ярко проявляются на службе у Сперанского и в войне 1812 года: “Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили”. Но постепенно он приходит к выводу, что все его старания - не более чем суета.
Жизненный путь князя Андрея - это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий - стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Он в споре с Пьером отрицает возможность преобразования даже в пределах имения. Однако сам реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было по тем временам неслыханным новшеством.
Главное в натуре Андрея Болконского - честность и искренность поэтому он боится громких слов и обещаний. Лучше молчать и бездействовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов.
Даже со Сперанским он ведет себя настороженно, хотя в душе приветствует его начинания.
Всякие же разговоры о любви к “ближним” князь считает ханжеством. Любить следует в первую очередь себя и своих родных. А уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им. Ответственность за других людей Андрей считает непомерным бременем, а принятие за них решений - безответственностью и самовлюбленностью.
Периоды разочарований сменяются у князя Андрея периодами счастья и духовного возрождения. Таким счастливым временем были для него бои при Аустерлице, служба в военной комиссии любовь к Наташе. Но на смену этим счастливым минутам опять приходило внутреннее опустошение и разочарование.
Один из самых важных вопросов, мучивших Андрея Болконского, был вопрос о месте человека в жизни. Он убеждается в том, что все происходит не по велению героев и вождей, а само собой, случайно или по воле рока.
Особенно ярко эта истина открылась ему накануне Бородинского сражения. Честный и откровенный перед собой, Андрей хочет такой же откровенности и ясности в ожидаемых событиях: “Ежели война теперь, так война. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну”. Он достигает ценности жизни отдельного человека, от маршала до солдата.
Ранение и последовавшие после него предсмертные размышления переворачивают сознание Андрея. Для него проясняется то, что он всегда в себе носил, но не выпускал наружу, понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает людей людьми. Умирая, он прощает и Наташу, и Анатоля Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.
Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь - это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Одинокий и самолюбивый герой, пусть даже очень умный и во всех отношениях положительный, по мнению Л.Н. Толстого, не может быть полезен этому миру.
Другие работы по теме:
Толстой л. н. - Счастье и несчастье в оценке андрея болконского
Образ Андрея Болконского в романе - один из самых сложных, возможно, даже самый сложный. В продолжение всего повествования он что-то ищет, страдает, пытается понять смысл бытия и найти свое место в нем. Понятия счастья и несчастья изменяются у Андрея, даже меняются местами. Попробуем же выяснить, как оценивает счастье и несчастье князь Андрей Болконский в разные периоды своей жизни.
Толстой л. н. - Кризис семьи в романе
Анна Каренина есть совершенство и такое с которым ничто подобноеиз европейских литератур в настоящуюэпоху не может сравниться. Роман Анна Каренина вначале был задуман как большое эпическое произведение на тему семейной жизни.
Духовные поиски главных героев романа Толстого Война и мир
Смысл духовных поисков героев роману «Война и мир» заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому, является более важным критерием моральной оценки личности. Герои ищут смысл жизни, духовные связки с другими людьми, личное счастье. Толстой показывает этот процесс в диалектическом противоречии (разочарование, поиск счастья и его потеря).
Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное анализ эпизода романа Льва Толстого Война
Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…»
Образ князя Болконского в романе Толстого Война и мир 2
В романе «Война и мир» Толстой показывает эпоху, в которой главными вопросами были ведущие проблемы мировой политики, волновавшие умы просвещенной интеллигенции. Решение этих вопросов дает возможность автору показать искания передовой части дворянства. Одним из представителей этого круга является Андрей Болконский — яркая и своеобразная личность, в которой много необычного.
Нравственные искания Андрея Болконского по роману Льва Толстого Война и мир
Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев, можно сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер.
Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем
Толстой говорил, что главной для него в романе «Война и мир» была «мысль народная». Но с ней неразрывно связана «мысль семейная», которая делает любовные сюжетные линии не менее важными и интересными, чем основная историческая тема романа. Эти линии как бы создают самостоятельные сюжеты внутри огромного романа-эпопеи.
Семья Болконских и Курагиных в романе-эпопее Толстого Война и мир
Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных.
Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории По роману Л. И. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Историческая личность - суть ярлык, который история вешает, на то или иное событие. Л.Н.Толстой Кутузов в романе появляется уже тогда, когда русская армия отступает. Сдан Смоленск, повсюду видны картины разорения. Мы видим главнокомандующего глазами русских солдат, партизан, глазами Андрея Болконского и глазами самого Толстого.
Анализ сцены - Визит князя Андрея в дом Ростовых после бала
Автор: Толстой Л.Н. Чтобы рассказать и проанализировать эту сцену, нужно начать немного раньше, а точнее с первой встречи кн. Андрея и Наташи. Наташа и кн. Андрей… Так с чего всё это началось? По опекунским делам кн. Андрею надо было видеться с Ильёй Андреевичем Ростовым и в середине мая он поехал к нему в Отрадное.
Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом
Автор: Толстой Л.Н. Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом - перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом.
Путь исканий Андрея Болконского по роману Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера.
Образ неба в романе Л. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. В “Войне и мире” очень большую роль играет пейзаж, но пейзаж не совсем обычный. Описаний природы, таких, как в романах и повестях Тургенева, мы не найдем. Тургеневский пейзаж философский, свойственна ему и эстетическая функция. В “Войне и мире” важна символическая деталь, и часто это лишь элемент пейзажа, обладающий правами действующего лица.
Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого
Автор: Толстой Л.Н. Творчество Толстого охватывает большой период времени—с 50-х годов XIX века до 10-х годов XX века. Он принимает участие в Крымской войне, он видел крепостную жизнь, был свидетелем реформы 1861 года и нарастаний революционного движения в 90-е годы XIX века.
Духовные искания Андрея Болконского
Автор: Толстой Л.Н. «Жить по-божьи, творя любовь и добро» - таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» - вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л.
Портрет как средство характеристики героев Л.Н.Толстого в романе Война мир
Автор: Толстой Л.Н. Роман «Война и мир» считается одним из величайших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Л.Н.Толстой проявил в нём свои таланты гениального писателя, историка и тонкого психолога, описывая как огромные исторические события, так и духовные искания отдельно взятой личности.
Вечные темы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.
Курбский, Михаил Михайлович
Михаил Михайлович Курбский (умер 1546) — князь и воевода на службе у московскоих князей Василия III и Ивана Грозного. Сын князя Михаила Фёдоровича Карамыша, отец князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного.
Духовные искания главных героев романа ЛНТолстого Война и мир
Духовные искания главных героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир" Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых...