УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ________________________________________
Продолжительность (час) _______________________________
Протяженность (км) ____________________________________
Автор-разработчик _____________________________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии __________________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии ____________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра | Основное содержание информации | Указания по организации* | Методические указания** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии _______”Животный мир заповедника”_________
Продолжительность (час) _________45 минут______________
Протяженность (км) _______200 м_____________________________
Автор-разработчик _______Коллектив музея______________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___Познавательная_____________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии __3 зала: информационный, млекопитающие, птицы и рыбы__
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) ___круглогодично______
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра (в минутах) | Основное содержание информации | Указания по организации* | Методические указания** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Начало осмотра - информационный зал | 19 стендов и 2 карты | Стенды, карты | 5 | История создания заповедника, географическое расположение, задачи заповедника, международные связи | Экскурсовод находится возле стендов, а группа в центре зала | Экскурсионная справка о Березинском заповеднике. Предварительный осмотр стендов |
Млекопитающие | Диорамы: центральная биогруппа, рыси, сцена охоты волков на кабана, семья кабанов, бурый медведь, лоси, зубры | Млекопитающие встречающиеся на территории заповедника | 20 | Биология и местообитание животных: млекопитающие Березинского заповедника | Для удобства работы экскурсовод находится с той стороны диорамы где расположены розетки озвучивания диорам, группа располагается вдоль диорамы | Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц, звуки животных), рассказ, показ, вопросы-ответы |
Птицы и рыбы | Диорамы и витрины | Орнитофауна и ихтиофауна заповедника | 20 | Редкие виды, занесенные в Красную книгу РБ- гордость заповедника. Биология и местообитание птиц. Обитатели рек и озер | Экскурсовод находится лицом к экскурсантам, не закрывая собой витрины и диорамы | Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц), рассказ, показ, вопросы-ответы |
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ___”По лесной заповедной тропе” (Экологическая тропа)_______________
Продолжительность (час) _____3 ч_____________________
Протяженность (км) _________3 км___________________
Автор-разработчик _____Научный отдел заповедника____
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___Экологическая, познавательная_
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии __12 остановок: Еловый лес, осиновый лес, на лесной опушке, сфагновое болото, панорама сфагнового болота, редкие растения, березовая роща, квартальная просека-мониторинг, лесные культуры, сосновый бор, вольеры, поле__________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра (в минутах) | Основное содержание информации | Указания по организации* | Методические указания** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сбор возле КПП “Домжерицы” | У информационного щита с изображением схемы маршрута | Знакомство со схемой маршрута | 5 | Что такое Экология? Для чего нужна экологическая тропа? | Инструктаж по технике безопасности | Рассказ, показ схемы маршрута, мест остановок |
Еловый лес | У аншлага | Еловый лес | 15 | Растительность елового леса и его обитатели | Группа останавливается у живоловушки для отлова кабана | Рассказ об обитателях еловых лесов и показ растительности |
Осиновый лес | У аншлага | Осиновый лес | 15 | Растительность осинового леса и его обитатели | Группа проходит через осинник и останавливается у кормушки для подкормки оленей и косуль | Рассказ об обитателях осиновых лесов, показ растительности и грибов |
На лесной опушке | У аншлага | Опушка леса | 10 | Растительность лесных опушек и её обитатели | Группа выходит на лесную поляну, знакомство с чагой | Рассказ, показ растительности и различных видов грибов, легенда о камнях |
Сфагновое болото | У аншлага | Болото | 15 | Растительность сфагнового болота | Группа спускается с горки и подходит к болоту, наблюдение перехода суходольной растительности к болотной | Рассказ, показ растительности произрастающей на болоте |
Панорама сфагнового болота | У смотровой площадки | Смотровая площадка | 10 | История образования данного болота | Группа движется вдоль болота к смотровой площадке | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Дорога вдоль болота | У кротовин, на трапе в болоте | Кротовины, болотная растительность | 10 | Растительность и обитатели болот | Группа направляется к деревянному настилу и проходит по нему в болото | Показ болотной растительности, используя фольклор |
Редкие растения | У аншлага | Арника горная - занесена в Красную книгу РБ | 5 | Краткая информация о редких растениях занесенных в красную книгу | Группа экскурсантов выходит из болота, и направляется вверх по тропе, встречая на пути редкое растение - арнику горную | Рассказ экскурсовода, показ растения |
Лесной обитатель - муравей | У муравейника | Муравейник | 5 | Лесные обитатели - муравьи, | Группа располагается у объекта | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Научные объекты | У аншлага | Пробная площадь | 10 | Что такое пробная площадь и для чего она нужна | Группа экскурсантов направляется по тропе вверх и останавливается возле пробной площади и пчелиной колоды | Рассказ экскурсовода о научной деятельности заповедника, показ пробной площади и пчелиной колоды |
Березовая роща | У аншлага | Березовая роща | 10 | Растительность березового леса и его обитатели | Группа движется по тропе вдоль березового леса | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Квартальная просека-мониторинг | У аншлага | Квартальная просека | 5 | Что такое квартальная сеть, как ориентироваться в лесу благодаря квартальным столбам. | Через заросли малины по тропе группа выходит на квартальную просеку | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Лесные культуры | У аншлага | Лесные культуры | 5 | Лес посаженный руками человека | Группа движется по молодому сосновому лесу, обращая внимание на очаг заболевания сосны корневой губкой | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Сосновый бор | У аншлага | Сосновый бор | 5 | Растительность соснового бора и его обитатели | Группа проходит по сосновому бору, вдыхая пьянящий аромат смолы и земляники | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Вольеры | У информационных аншлагов | Информационный стенд | 5 | Биология животных и птиц населяющих заповедник | Проходя тропу группа попадает в лесной зоопарк, подходит к стенду, располагаясь справа от него. с этой стороны удобнее наблюдать за тем, что показывает экскурсовод на стенде в процессе рассказа. | Ознакомление туристов с правилами поведения в вольерах и техникой безопасности. Показ стенда с предварительным обзором объектов вольеров |
Клетка с медведицей | У клетки с медведицей | Бурый медведь по кличке Машка | 5 | История появления медведицы в вольерах, крупнейший всеядный хищник наших лесов | Экскурсанты размещаются перед ограничительным барьером с левой стороны от клетки, рядом со стендом с краткой информацией о данном животном. | Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с описанием (характеристикой) животного наблюдение за ним. |
Вольер с зубром | У вольера с зубром | Зубр по кличке Борька | 5 | История появления зубра в вольерах, Зубр - редкое и крупнейшее животное РБ | От клетки с медведицей группа передвигается к вольеру с зубром, размещается вдоль вольера так, чтобы было удобно рассмотреть животное | Показ животного с его описанием. Наблюдение за животным |
Клетка с волками | У клетки с волками | Семейство волков (самка и самец) | 4 | История появления волков в вольерах, Волк - хищник по природе | Экскурсанты подходят к клетке с волками, располагаются перед ограничительным барьером вдоль клетки, чтобы было удобно наблюдать за волками. | Показ с сопровождением рассказа, дающего описание данного животного. Наблюдение за ним |
Вольер с лосем | У вольера с лосем | Лось европейский по кличке Мишка | 5 | История появления лося в вольерах, биология животного. Лось - лесной великан | По асфальтированной дорожке группа перемещается дальше — к вольеру с лосем, располагаясь по его периметру, чтобы вся группа могла наблюдать за животным в процессе рассказа экскурсовода. | Показ с описанием животного, наблюдение за ним |
Вольер с оленем | У вольера с оленем | Олень благородный по кличке Яшка | 5 | История появления оленя в вольерах, биология животного. Самое прекрасное у оленя его рога | Экскурсанты проходят несколько метров и размещаются вдоль вольера с оленем рядом с экскурсоводом. | Рассказ и показ, наблюдение за оленем. Использование метода вопросов-ответов (для концентрации внимания экскурсантов) |
Клетка с лебедем | У клетки с лебедем | Лебедь | 3 | Биология птицы. Лебединая песня. | Группа подходит к клетке с лебедем, размещается с правой стороны от клетки. | Показ птицы с ее описанием и наблюдение за ней |
Вольер с косулей | У вольера с косулей | Косуля (дикая коза) | 5 | Косуля европейская - лесная красавица. | По асфальтированной дорожке группа во главе с экскурсоводом переходит от клетки с лебедем к вольеру с косулей. группа размещается так, чтобы можно было поближе рассмотреть косулю в то время, когда экскурсовод о ней рассказывает. | Рассказ. Показ животного, наблюдение за ним. Использование метода вопросов-ответов |
Вольер с диким кабаном | У вольера с диким кабаном | Дикая свинья по кличке Филимониха | 4 | Кабан - наиболее многочисленное животное заповедника. Биология животного. Рассказ об особенностях обитания в вольерах. | Экскурсанты проходят по дорожке к вольеру с диким кабаном. | Рассказ. Показ животного, наблюдение за его поведением. |
Клетка с енотовидной собакой | У клетки с енотовидной собакой | Енотовидная собака | 3 | Енотовидная собака акклиматизирована и хорошо приспособленное животное | Группа движется от загона с кабаном к клеткам с мелкими представителями вольер: енот, лисица, барсук . Первая на этом пути встречается енотовидная собака. | Рассказ экскурсовода о енотовидной собаке. Показ животного, наблюдение за его повадками |
Клетка с лисицей | У клетки с лисицей | Лисица обыкновенная | 3 | Биология данного вида, рассказ об обитании в вольерах. | От клетки с енотовидной собакой группа экскурсантов подходит к клетке с лисицей. Располагается рядом с экскурсоводом. | Рассказ экскурсовода о лисице. Наблюдение за животным. |
Клетка с барсуком | У клетки с барсуком | Барсук | 3 | Барсук - редкий вид на территории заповедника, занесен в Красную книгу РБ. | От клетки с лисицей группа экскурсантов подходит к клетке с барсуком. Располагается рядом с экскурсоводом. | Рассказ экскурсовода о барсуке. Наблюдение за животным. |
Поле | Поле | Поле | 5 | Растительность полей, для чего они нужны | Группа находится на дороге вдоль поля и движется к направлению к КПП | Рассказ используя стихотворные строки, показ растений |
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ____ “Лесной зоопарк”_ (вольеры) ___________________________________
Продолжительность (час) _______50 минут________________________
Протяженность (км) ____400 метров________________________________
Автор-разработчик ___Коллектив музея__________________________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии _Познавательная_________________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии __Медведица, зубр, волки, лось, олень, лебедь, косуля, кабан и более мелкие представители млекопитающих и птицы___
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) Круглогодично_________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра (в минутах) | Основное содержание информации | Указания по организации* | Методические указания** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Начало экскурсии — стенд со схемой размещения животных, маршрут передвижения и краткая информация о вольерах. | У информационного стенда | Информационный стенд | 5 | Краткое описание маршрута, перечень животных, обитающих в вольерах. | Группа экскурсантов вместе с экскурсоводом подходит к стенду, располагаясь справа от него. с этой стороны удобнее наблюдать за тем, что показывает экскурсовод на стенде в процессе рассказа. | Ознакомление туристов с правилами поведения в вольерах и техникой безопасности. Показ стенда с предварительным обзором объектов вольеров |
Клетка с медведицей | У клетки с медведицей | Бурый медведь по кличке Машка | 5 | История появления медведицы в вольерах, крупнейший всеядный хищник наших лесов | Экскурсанты размещаются перед ограничительным барьером с левой стороны от клетки, рядом со стендом с краткой информацией о данном животном. | Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с описанием (характеристикой) животного наблюдение за ним. |
Вольер с зубром | У вольера с зубром | Зубр по кличке Борька | 5 | История появления зубра в вольерах, Зубр - редкое и крупнейшее животное РБ | От клетки с медведицей группа передвигается к вольеру с зубром, размещается вдоль вольера так, чтобы было удобно рассмотреть животное | Показ животного с его описанием. Наблюдение за животным |
Клетка с волками | У клетки с волками | Семейство волков (самка и самец) | 4 | История появления волков в вольерах, Волк - хищник по природе | Экскурсанты подходят к клетке с волками, располагаются перед ограничительным барьером вдоль клетки, чтобы было удобно наблюдать за волками. | Показ с сопровождением рассказа, дающего описание данного животного. Наблюдение за ним |
Вольер с лосем | У вольера с лосем | Лось европейский по кличке Мишка | 5 | История появления лося в вольерах, биология животного. Лось - лесной великан | По асфальтированной дорожке группа перемещается дальше — к вольеру с лосем, располагаясь по его периметру, чтобы вся группа могла наблюдать за животным в процессе рассказа экскурсовода. | Показ с описанием животного, наблюдение за ним |
Вольер с оленем | У вольера с оленем | Олень благородный по кличке Яшка | 5 | История появления оленя в вольерах, биология животного. Самое прекрасное у оленя его рога | Экскурсанты проходят несколько метров и размещаются вдоль вольера с оленем рядом с экскурсоводом. | Рассказ и показ, наблюдение за оленем. Использование метода вопросов-ответов (для концентрации внимания экскурсантов) |
Клетка с лебедем | У клетки с лебедем | Лебедь | 3 | Биология птицы. Лебединая песня. | Группа подходит к клетке с лебедем, размещается с правой стороны от клетки. | Показ птицы с ее описанием и наблюдение за ней |
Вольер с косулей | У вольера с косулей | Косуля (дикая коза) | 5 | Косуля европейская - лесная красавица. | По асфальтированной дорожке группа во главе с экскурсоводом переходит от клетки с лебедем к вольеру с косулей. группа размещается так, чтобы можно было поближе рассмотреть косулю в то время, когда экскурсовод о ней рассказывает. | Рассказ. Показ животного, наблюдение за ним. Использование метода вопросов-ответов |
Вольер с диким кабаном | У вольера с диким кабаном | Дикая свинья по кличке Филимониха | 4 | Кабан - наиболее многочисленное животное заповедника. Биология животного. Рассказ об особенностях обитания в вольерах. | Экскурсанты проходят по дорожке к вольеру с диким кабаном. | Рассказ. Показ животного, наблюдение за его поведением. |
Клетка с енотовидной собакой | У клетки с енотовидной собакой | Енотовидная собака | 3 | Енотовидная собака акклиматизирована и хорошо приспособленное животное | Группа движется от загона с кабаном к клеткам с мелкими представителями вольер: енот, лисица, барсук . Первая на этом пути встречается енотовидная собака. | Рассказ экскурсовода о енотовидной собаке. Показ животного, наблюдение за его повадками |
Клетка с лисицей | У клетки с лисицей | Лисица обыкновенная | 3 | Биология данного вида, рассказ об обитании в вольерах. | От клетки с енотовидной собакой группа экскурсантов подходит к клетке с лисицей. Располагается рядом с экскурсоводом. | Рассказ экскурсовода о лисице. Наблюдение за животным. |
Клетка с барсуком | У клетки с барсуком | Барсук | 3 | Барсук - редкий вид на территории заповедника, занесен в Красную книгу РБ. | От клетки с лисицей группа экскурсантов подходит к клетке с барсуком. Располагается рядом с экскурсоводом. | Рассказ экскурсовода о барсуке. Наблюдение за животным. |
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __К сказочному замку у озера Плавно (Территория ГК “Плавно”)__
Продолжительность (час) ___2 часа____________________________
Протяженность (км) ____30 км________________________________
Автор-разработчик ____Сотрудники музея_____________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___ Рекламно-познавательная______________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии _п. Домжерицы, ГД “Нивки”, ГК “Плавно”__
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) __Круглогодично_______
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра (в минутах) | Основное содержание информации | Указания по организации* | Методические указания** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
п. Домжерицы | У курганов | Курганы | 5 | История образования курганов и населенных пунктов Домжерицы и Ствольно | Группа располагается на дороге возле курганов | Рассказ, показ, историческая справка |
Река Бузянка | У моста через реку Бузянку | Река | 5 | Информация о водной системе заповедника | Группа находится у моста на обочине дороги. Показ небольшого участка реки, её берегов | Рассказ о водной системе заповедника, растительности, произрастающей по берегам рек |
ГД “Нивки” | Гостевой домик и его окрестности | Спальные комнаты, гостиная, беседки | 10 | Нивки - прекрасный домик для семейного отдыха | Группа находится у входа в домик, рассматривает постройки, затем входит во внутрь здания | Рассказ, показ |
Сосновый и еловый леса | Сосновый и еловый леса | Сосновый и еловый леса | 10 | Растительность еловых и сосновых лесов и его обитатели | Группа выходит из домика, садится в автобус и движется по направлению к ГК “Плавно” | Рассказ, наблюдение |
Территория ГК “Плавно” | КПП, ГК “Плавно”, спортивная площадка | Вертолетная площадка, оснащение ГК “Плавно” | 30 | Исторические данные о первом секретаре КП Белоруссии Машерове П.М., “Плавно” прекрасное место для отдыха | Группа входит во внутрь комплекса знакомится с его оснащением и постройками на прилегающей территории | Рассказ о Машерове П.М. показ фотографий, информация о дополнительных услугах предлагаемых комплексом |
Озеро Плавно | Пирс | Озеро, пляж | 45 | История древнейшего пути “из варяг в греки”, характерные особенности озера, водораздел. Знакомство с растительностью произрастающей на озере | Группа выходит на пирс, знакомится с растительностью произрастающей на озере и гоголятниками затем направляется вдоль озера к пляжу | Рассказ, показ, историческая справка о водном пути “из варяг в греки” |
Территория ГК “Плавно” | У ГД “Шалаш” | Расположение комнат в ГД “Шалаш” | 15 | ГД “Шалаш” идеальное место для экотуристов | Показ внутреннего оснащения домика и прилегающей территории | Рассказ, показ |
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __”Природная аптека” экскурс по лекарственным травам
Продолжительность (час) ___2 часа____________________________
Протяженность (км) ____1,5 км________________________________
Автор-разработчик ____Сотрудники музея_____________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___Познавательная_______________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии _Дендропарк, карельские березы, окраина леса__
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) __Весенне-осенний_______
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра (в минутах) | Основное содержание информации | Указания по организации* | Методические указания** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Дендропарк | Асфальтированная дорожка в парке | Первоцвет весенний, тысячелистник, черемуха, земляника лесная, сосна обыкновенная, боярышник | 30 | Лекарственные растения и их свойства | Группа движется по асфальтированной дорожке, которая проходит по дендропарку, останавливаясь около интересующих нас растений | Рассказ экскурсовода о методах лечения травами, показ растений |
Карельские березы | Дорога у карельских берез | Береза, мать-и-мачеха, цмин песчаный, золотая розга, подорожник, коровяк черный, полынь, зверобой, кислица обыкновенная, ольха черная, лапчатка прямостоячая, чабрец | 70 | Лекарственные растения и их свойства | Группа идет по дороге и останавливается между карьерами | Рассказ экскурсовода о травах и методах лечения ими |
Окраина леса | Поле | Крапива, ольха серая, черника, ель, малина, ежевика | 20 | Лекарственные растения и их свойства | Группа сворачивает с дороги и идет по полю вдоль леса | Рассказ экскурсовода о травах и методах лечения ими |
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
Утверждаю:
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __”Природная аптека” экскурс по лекарственным травам
Продолжительность (час) ___2 часа____________________________
Протяженность (км) ____1,5 км________________________________
Автор-разработчик ____Сотрудники музея_____________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___Познавательная_______________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии _Дендропарк, карельские березы, окраина леса__
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) __Весенне-осенний_______
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра (в минутах) | Основное содержание информации | Указания по организации* | Методические указания** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Дендропарк | У аншлага | Схема маршрута | 5 | Лекарственные растения и их значимость для человека | Группа движется по асфальтированной дорожке, которая проходит по дендропарку, останавливаясь около интересующих нас растений | Вступление яркое, эмоциональное, образное. Необходимо заинтересовать, установить эмоционально-психологический контакт с группой экскурсантов |
Первоцвет весенний и тысячелистник | У растений | Первоцвет весенний, тысячелистник | 10 | Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектами | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Черемуха и сосна обыкновенная | У черемухи и сосны | Черемуха и сосна обыкновенная | 10 | Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектами | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Земляника лесная | У растения | Земляника лесная | 5 | Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектом | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Боярышник | У боярышника | Боярышник | 5 | Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектом | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Береза | У дерева | Береза | 5 | Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектом | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Мать-и-мачеха и цмин песчаный | У растений | Мать-и-мачеха, цмин песчаный | 10 | Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа идет по дороге и останавливается между карьерами, располагаясь перед объектами | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Золотарник, подорожник, коровяк черный | У растений | Золотарник, подорожник, коровяк черный | 12 | Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектами | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Лапчатка прямостоячая, чабрец | У растений | Лапчатка прямостоячая, чабрец | 8 | Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектами | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Полынь, зверобой | У растений | Полынь, зверобой | 8 | Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектами | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Кислица обыкновенная | У растения | Кислица обыкновенная | 5 | Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектом | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Ольха черная | У ольхи | Ольха черная | 5 | Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектом | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Карельская береза | У дерева | Карельская береза | 5 | Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектом | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Ольха серая | У ольхи | Ольха серая | 5 | Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектом | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Крапива | У растения | Крапива | 5 | Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектом | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Черника | У растения | Черника | 5 | Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектом | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Малина, ежевика | У растений | Малина, ежевика | 5 | Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектами | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Ель обыкновенная | У дерева | Ель обыкновенная | 7 | Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве | Группа располагается перед объектом | Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание |
Заключение: Краткое подведение итогов экскурсии. Ответы на вопросы туристов | Экскурсантов можно познакомить с другими экскурсиями заповедника |
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __По Березинской водной системе - заповедная часть пути “из варяг в греки”____________
Продолжительность (час) _____2 часа__________________________
Протяженность (км) ______24 км______________________________
Автор-разработчик ____Коллектив научного отдела_________________________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии __Познавательная________________________________
____________________________________________________________________________
Маршрут экскурсии ___д. Кветча, д. Крайцы, урочище Залазы_________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра (в минутах) | Основное содержание информации | Указания по организации* | Методические указания** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сбор у КПП “Домжерицы” | У моста около д. Кветча | Шлюз через Сергучский канал | 30 | История создания Березинской водной системы. Сергучский канал - часть Березинской водной системы | Группа выходит из автобуса и двигается через мост на левый берег канала | Рассказ, показ, историческая справка |
д. Крайцы | У моста | Шлюз через Сергучский канал | 30 | Устройство шлюзов, Откосы выложены тесаными каменными плитами, остатки деревянных свай. Растительность вокруг канала | Группа находится на левом берегу канала | Рассказ, показ |
Урочище Залазы | У р. Березины | Место впадения Сергучского канала в р. Березину, пойменный луг | 60 | Растительный мир поймы р. Березины. Сильная извилистость реки и её труднопроходимость | Группа находится на левом берегу реки | Рассказ, показ |
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __По территории заповедника______________________________________
Продолжительность (час) _____3___________________________________________________
Протяженность (км) _____3,1 км + 8 км отдаленность маршрута от гостиницы_________
Автор-разработчик ___Коллектив научного отдела__________________________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии __Познавательная________________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии _Лесные культуры, сосновый лес, пробная площадь, горельник, сероольшаник, валуны, ельники, поле_______________________________________________________________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра (в минутах) | Основное содержание информации | Указания по организации* | Методические указания** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Лесные культуры | Лесные культуры на границе с полем | Лесные культуры | 15 | Лесные культуры - это созданные человеком посадки. Растительность таких лесов и его обитатели | Инструктаж по технике безопасности. Группа находится на дороге которая проходит через лесные культуры | Показ схемы маршрута, мест остановок. Показ растений по ходу движения с сопровождением рассказа экскурсовода |
Сосновый лес | У искусственного сооружения -солонец | Сосновый лес | 30 | Растительность соснового леса и его обитатели | Группа проходит по сосняку чернично-мшистому и березово-орляковому, вдыхая лечебный аромат смолы | Рассказ с описанием объектов, показ с научным анализом |
Пробная площадь | У пробной площади | Пробная площадь | 20 | Что такое пробная площадь и для каких целей они используются | Группа располагается в начале пробной площади у аншлага | Показ с сопровождением рассказа экскурсовода |
Горельник | У горельника | Поврежденные пожаром древостои | 20 | Низовые пожары: их возникновение и последствия | Группа движется по тропе вдоль поврежденных деревьев | Показ в сопровождении рассказа экскурсовода, используется прием рассказа-объяснения |
Сероольшаник | У ольховых деревьев | Сероольшаник | 20 | Растительность ольхового леса и его обитатели | Группа проходит по ольховому лесу и направляется в сторону квартальной просеки | Показ объекта с сопровождением рассказа экскурсовода, с описанием объекта |
Валуны | У валунов | Валуны | 20 | Формирование рельефа заповедника под влиянием вюрмского оледенения, его последствия: появление валунов | Группа располагается вокруг валунов | Показ и рассказ экскурсовода легенды о камнях |
Ельник осиново-кисличный | На тропе у ельника | Еловый лес | 25 | Растительность еловых лесов и его обитатели | Группа движется по тропе по еловому лесу | Показ по ходу движения, рассказ с использованием описания объектов, наблюдение |
Поле | Поле | Поле | 20 | Растительность полей, для чего они существуют | Группа находится на тропе вдоль поля и направляется к дороге | Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с использованием приема цитирования стихотворных строк |
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ____Заповедный лес (Пострежье)____________________________________
Продолжительность (час) ___4-6 часов____________________________
Протяженность (км) ____7 км________________________________
Автор-разработчик ___Коллектив научного отдела_________________________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии _Познавательная___________________________________________
Маршрут экскурсии __ Сергучский канал, Черный ручей, Пострежье, памятник партизанам
Великой Отечественной войны, р. Смоленка__________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра (в минутах) | Основное содержание информации | Указания по организации* | Методические указания** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
д. Крайцы | У моста через Сергучский канал | Шлюз через канал | 40 | История создания Березинской водной системы. Сергучский канал - часть Березинской водной системы | Группа выходит из автобуса и направляется к мосту | Рассказ, показ, историческая справка |
Стационар “Черный ручей” | У пробной площади и лисьей норы | Пробная площадь, лисья нора | 80 | Научные исследования в заповеднике на базе пробных площадей стационара | Группа находится у аншлага пробной площади, затем переходит в сосновые насаждения к лисьей норе | Рассказ, показ, наблюдение |
Пострежье | У наблюдательной вышки | Участок сельскохозяйственных земель, расположенных на месте бывшей деревни Пострежье | 40 | Судьба одной из белорусских деревень - Пострежье | Группа по возможности поднимается на вышку для наблюдения животных | Рассказ, показ, наблюдение |
Памятник партизанам ВОВ | У памятника | Воротничковая сосна, памятник партизанам | 40 | Партизанское движение на территории заповедника во время ВОВ | Группа располагается возле памятника | Рассказ, показ, историческая справка |
Река Смоленка | У моста через реку | Бобровая хатка и запруда | 40 | Биология бобра | Группа находится на мосту | Рассказ, показ |
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ___Наблюдение животных в естественной среде____
Продолжительность (час) __3 часа_____________________________
Протяженность (км) ____________________________________
Автор-разработчик ___Сотрудники научного отдела______________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___Познавательный_______________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии ___ЭЛОХ “Барсуки”_________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Круглогодично________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра | Основное содержание информации | Указания по организации* | Методические указания** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ЭЛОХ “Барсуки” | У наблюдательных вышек | Кабан, Лось, косуля | Время не ограниченно | Наблюдение зверя в естественной среде | Инструктаж по технике безопасности. Экскурсанты ведут себя очень тихо, поднимаются на вышки и наблюдают зверя | Предварительный обзор, описание объекта. Самостоятельный осмотр. |
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ________________________________________
Продолжительность (час) _______________________________
Протяженность (км) ____________________________________
Автор-разработчик _____________________________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии __________________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии ____________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра | Основное содержание информации | Указания по организации* | Методические указания** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
Технологическая карта туристического маршрута
______ГПУ “Березинский биосферный заповедник” __________________________________________________
(наименование туристской организации)
на ________________________________ 200 __ г.
Наименование маршрута ____По заповедным и историческим местам Беларуси________
Основные пункты маршрута _ГК “Плавно”, п. Домжерицы, Пострежье, ЭЛОХ “Барсуки”, р. Березина, д. Студенка, г. Борисов__________________________________
1. Основные показатели маршрута
Вид маршрута ________автобусный _______________________________________
Продолжительность маршрута в днях (календарных) ________4____________
Количество туристических рейсов (групп) _________1_____________________
Число туристов в рейсе (группе) _____________24___________________________
Всего туристов по маршруту _________24________________________________
Всего человеко-дней (по ночлегам) обслуживания на маршруте _____96__________________
Продолжительность работы руководителя туристской группы __12 часов________
Стоимость ваучера (путевки) на туристскую группу ____10275360 бел._руб.______
Стоимость ваучера (путевки) на одного человека __428140 бел. руб.__________
2. Даты отъезда и прибытия рейсов (групп)
и количество рейсов (групп) по месяцам
№ месяца | Дата отъезда и прибытия рейсов (групп) по месяцам | Количество рейсов (групп) в месяц |
август | 15-17 августа | 1 |
Всего: | 1 |
3. Содержание программы обслуживания и график движения по маршруту
№ | Пункты маршрута и обслуживания, рас- | Время пребывания в пункт | Программа обслуживания (с указанием предприятий-партнеров, обслуживающих на маршруте) | Дополнительные | ||
п/п | стояние между ними (км) | и отправления из него | питание | ночлег | Наименование туристско-экскурсионных мероприятий | услуги |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 день пребывания в Березинском заповеднике | ||||||
1. | ГК “Плавно” | Прибытие и размещение 1720 | Прибытие в гостиничный комплекс “Плавно”. Инструктаж группы руководителем о правилах заселения, выселения из ГК, правилам поведения, сохранности личного имущества и прочих формальностях. Размещение в ГК | - 12 номеров типа “Люкс”, каминный зал, бильярдная и ресторан; - сауна с бассейном; пляжный комплекс; - спортивная площадка; - увлекательные экскурсии в заповедник; - прогулки на “Русской тройке”; - охота и рыбалка; - прокат туристического снаряжения; - вертолетная площадка; - охрана территории | ||
2. | ГД “Нивки”, 7 км | Ужин 1830 | Ужин на свежем воздухе около костра на территории ГД “Нивки” (приготовленный в ресторане ГК “Плавно”), с участием народного хора “Березиночка”, преподносится белорусский каравай. Отдых 2300. | |||
2 день пребывания | ||||||
3. | ГК “Плавно”, 7 км | Завтрак 800 | Завтрак в ресторане ГК “Плавно” (шведский стол). Напоминание о программе дня. Распределение на 2 группы по 12 человек (группа А и группа Б) | |||
4. | Группа А ГК “Плавно” | Отъезд в п. Домжерицы 900 | Сбор группы. Инструктаж о правилах поведения в транспорте. | |||
5. | Заповедный лес (Пострежье), 30 км | Отправление 920 | Обед 1150 - 1330 (сухой паек) | Напоминание руководителя о технике безопасности и правилах поведения в лесу | ||
6. | Переезд: Пострежье - 15 км; Домжерицы - 15 км; Нивки - 7 км | Отправление 1330 Прибытие 1410 Отправление 1410 Прибытие 1430 | Сбор группы, проверка согласно списка. Отправление на кордон Нивки для продолжения экскурсии Березинской водной системе | |||
7. | Водная экскурсия по Березинской водной системе, 5 км | Отправление 1430 | Проведение руководителем инструктажа по технике безопасности и о правилах поведения на воде. Выдача спасательных жилетов. Подготовка лодок | |||
8. | ГК “Плавно” | Прибытие 1630 | Ужин 1800 | Ночлег | Ужин 1800 - 1900. Свободное время. Ночлег в гостиничном комплексе | |
9. | Водная экскурсия по Березинской водной системе, 5 км | Отправление 900 | Сбор группы Б. Напоминание руководителя о правилах безопасности на воде. Выдача спасательных жилетов. Подготовка моторных лодок | |||
10. | Кордон “Нивки”, 5 км | Прибытие 1100 Отправление 1330 | Обед 1130 | Прибытие с озера Манец на кордон “Нивки”. Обед (сухой паек). Отдых 1130 - 1330 | Деревянный дом на 10 человек (5 спален), столовая с мягкой мебелью и музыкальным центром, телевизором. Кухня оснащена. 2 санузла, душ, горячая вода. На территории имеются беседки, навес над столом на 20-30 человек, место для костра, мангал. | |
11. | п. Домжерицы, экскурсия в лес, 7 км + 15 км | Отправление 1410 Прибытие 1600 | Инструктаж руководителя о правилах личной безопасности в лесу и охраны природы | |||
12. | ГК “Плавно”, 30 км | Прибытие 1600 | Прибытие в ГК “Плавно”. Отдых. Подготовка к отъезду в ЭЛОХ “Барсуки”. | |||
13. | ЭЛОХ “Барсуки”, 6 км (через В.Гору) | Отправление 1410 | Ужин 1830 | Ужин (сухой паек) | ||
14. | ГК “Плавно” | Прибытие 1600 | Ночлег | Отдых в ГК “Плавно” | ||
15. | ЭЛОХ”Барсуки”, 13 км | Отправление 530 | Сбор группы А. Инструктаж по технике безопасности и правилах пребывания в лесу. Отъезд в ЭЛОХ “Барсуки” для наблюдения животных в естественной среде обитания. | |||
16 . | ГК “Плавно” | Прибытие 800 (группа А) | Завтрак830 (группа А и Б) | Возвращение с ЭЛОХ “Барсуки” в ГК “Плавно”. Отдых. Сбор групп А и Б. Завтрак в ресторане ГК “Плавно”. Напоминание руководителя о программе дня | ||
17. | д. Студенка (переправа Наполеона), 90 км | Прибытие 1030 | Обед 1130 | Переправа туристов на моторных лодках через реку Березину. Осмотр местности. Обед на природе (сухой | ||
г. Борисов, 15 км | Прибытие 1330 | паек). 1330 - 1400 Осмотр памятников. 1400 - 1600 посещение краеведческого музея г.Борисова. Отправление по маршруту | Посещение краеведческого музея г. Борисова за дополнительную плату. Экскурсию проводят экскурсоводы Краеведческого музея г. Борисова | |||
18. | ГК “Плавно”, 105 км | Прибытие 1730 | Ужин1800 | Ужин в ресторане ГК “Плавно”. Отдых | ||
19. | ГК “Плавно” | Отправление 1900 | Выселение из гостиницы. Сбор группы, проверка согласно списка. 1915 - погрузка багажа, посадка в автобус. |