Философско-политические воззрения Hиколо Макиавелли и современность.
В разработке теории политики Николо Макиавелли, несомненно, стоял на прагматических и утилитарных позициях, следуя принципу “цель оправдывает средства” и четко отграничивая политику и мораль. Он решительно отстаивал смелость и решительность, уверенность и гибкость в проведении политики, выступал за соединение в политике “черт льва и лисицы”, отмечая, что “необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков”. К сожалению, эти и аналогичные высказывания были односторонне истолкованы как проявления крайнего аморализма, лицемерия, вероломства, жестокости и даже преступности политики, в связи с чем понятие “макиавеллизм” нередко используется лишь в негативном плане. Это серьезно искажает действительную позицию Макиавелли, который хотя и был сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей, подчинения морали высоким политическим целям, но отнюдь не стоял на позиции безоговорочного признания, что любая цель всегда и везде оправдывает любые средства ее достижения.
НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469—1527) — итальянский политический мыслитель, основатель светской политической науки. Широкое распространение получил термин “макиавеллизм”, под которым понимается тактика вероломного захвата власти, диктатура личной власти, авантюристическая внешняя политика тайных сговоров, обмана союзников, лицемерие и цинизм; все может быть выражено девизом: “цель оправдывает средства”.
Политические позиции и воззрения Макиавелли отражали конкретно-историческую обстановку того времени. В условиях раздробленной Италии XVI в. необходимы были, по мнению Макиавелли, и жесткая диктатура власти, и насилие в отстаивании идеалов республики, и использование иных мер, которые в другие времена были бы неоправданны.
На этапе раннебуржуазного развития политика, как и другие сферы общественной жизни, начинает осознаваться как особая и крайне важная сфера человеческой деятельности. Ренессансные концепции общества и государства отрывались от своей теологической основы, бывшей господствующей в средние века. Одним из первых, кто откликнулся на политику как самостоятельную сферу жизни общества, был Макиавелли.
Мыслитель из Флоренции в своих произведениях фокусирует один из критических моментов гуманистической традиции — момент преодоления синкретизма Возрождения. Так, из человеческих мотивов поведения на первое место выносятся два: страсть к приобретению (собственничество) и честолюбие (чувство собственного достоинства). Эти два интереса, первый из которых является преобладающим, учитываются не только при анализе поведения отдельных личностей, но и поведения широких масс. Деятельность собственника дистанцируется от деятельности власть имущих, но последние продолжают сохранять свою опеку. “Он (государь) должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие — открывали свою торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства”< 3 >
Еще более определенно Макиавелли отделял политику от религии и морали. Им было положено начало секуляризации политической мысли, ее освобождению от теологии. В своем взгляде на соотношение церкви и государства он резко расходился со средневековыми представлениями и ставил религию на службу государству, а не государство на службу религии.
Макиавелли стал на исторически перспективную точку зрения в важнейшем для Европы XVI—XVIII вв. вопросе — о соотношении религиозной и государственной власти — и обосновал определяющую роль светской власти. Политика имеет свои закономерности, которые должны изучаться и осмысливаться, а не выводиться из теологических постулатов, из Священного Писания. Макиавелли не выявляет природу экономической власти. Но есть анализ человека “политики”, включающего в себя то, что позднее было названо Вебером понятием социальной роли и ролевой функции, которые так или иначе соотносятся с понятием личности новоевропейского типа и культуры, индивида, принадлежащего самому себе.
В традиционалистском обществе, как отмечают исследователи, нет “ролей”, которые не сливались бы с человеком в целом. Макиавелли, сконструировав абсолютно нетрадиционалистского индивида, таким образом провозгласил смену принципов: принцип традиционализма уступал место принципу личности. Признавалась не только сила “Фортуны” (судьбы), обстоятельств, которые заставляют человека считаться с силой необходимости, но и сила “доблести” (“вирту”) —человеческой энергии, умения, таланта. “Вирту” — активное и ведущее начало в жизни человека и общества.
Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки — государство. Государство означает политическое состояние общества. Необходимость тех или иных форм правления Макиавелли выводит из задач, стоящих на политической повестке дня. Для объединения государства лучшей формой правления выступает монархия, но после объединения страны лучшей формой является республика
Деятельность государства — это такая сфера проявления интересов, чувств, настроений людей, групп, правительств, в которой действуют свои правила поведения, морали, отличающиеся от отношений между частными лицами.
Государство создается и сохраняется не только с помощью насилия, но и хитрости, коварства, обмана. “Надо знать, — пишет мыслитель, — что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека и зверя... Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков”
Макиавелли удалось выявить ряд общих закономерностей политической жизни, поэтому многие положения не утратили своего исторического значения и в наши дни. Его работа “Государь” является настольной книгой политических деятелей разных стран, что говорит о прозорливости автора и глубине его идей.
Другие работы по теме:
Макиавелли
Ни одно произведение в истории политической мысли не вызывало столько противоречивых суждений, как "Государь" (1513, соч. 1532) итальянского политического мыслителя, историка и государственного деятеля Никколо Макиавелли (1469-1527) [1].
"Государь" Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469 – 1527) – итальянский политический деятель, историк и писатель. Макиавелли видел свое призвание в политической деятельности, всегда всей душой стремился принимать живое участие в событиях.
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Татищев Василий Никитич
Татищев Василий Никитич - государственный деятель, учёный и философ. Философские воззрения Татищева изложены в трактате "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ", проникнутый утилитаристским духом.
Тредьяковский Василий Кириллович
Воззрения Тредьяковского на русское стихосложение обусловили его длительную полемику с М.В.Ломоносовым. Автор трактата "Слово о премудрости, благоразумии и добродетели".
Здание Двенадцати коллегий
Введение 1 История 2 Современность Введение Здание Двенадцати коллегий — памятник архитектуры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здание выполнено в стиле барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини (верхние этажи по проекту Теодора Швертфегера).
по Основам социологии и политологии 2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИИ и ПОЛИТОЛОГИИ» 3 курс 1 семестр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
Политическая элита
Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства – элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические важные политические решения.
Введение в политологию
Программа курса политологии, тематика занятий, темы рефератов, докладов, сообщений, список литературы для самостоятельного изучения. При изучении тем предполагается освоение учащимися основ ряда профессий: политолог, правовед, обществовед, социолог.
Наиболее влиятельные идеи в области бизнес-стратегии
ЭССЕ на тему «Наиболее влиятельные идеи в области бизнес-стратегии» Прочитав 16 предложенных идей в области бизнес-стратегии, я сделал вывод, что фундаментом всех бизнес-стратегий должны являться примерно одни и те же тезисы, в частности идея о том, что бизнес (предприятие) должен быть настолько гибок, чтобы успевать вовремя приспосабливаться к вновь сложившимся условиям и менять свою стратегию, т.к. по мнению Р.Паскаля одна и та же бизнес-модель или стратегия не может быть всегда успешной.
Краткое содержание Государь Никколо Макиавелли
Государь — главный предмет рассуждения Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств («республики либо управляемые единовластно», гл. I), дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, удержать.
Эффиджи-Маундз
Введение 1 История 2 Современность Список литературы Эффиджи-Маундз располагается: США, Айова Введение Национальный памятник Эффиджи-Маундз (Фигурные курганы), англ. Effigy Mounds National Monument включает ряд археологических памятников на территории округов Алламаки и Клейтон в штате Айова.
Никколо Макиавелли
Творчество и личность Никколо Макиавелли (1469-1512) постоянно вызывали интерес у политологов и исследователей. Видный политический деятель эпохи позднего итальянского Возрождения, Макиавелли занимал большой пост в управлении Флорентийской республики, будучи секретарем Сеньории, канцлером Десяти.
Крагуевац
Введение 1 История 2 Современность 4 Топографические карты Введение Кра́гуевац (серб. Крагујевац, от старого общеславянского слова крагуй «ястреб, сокол») — город в Сербии, столица административного региона Шумадия. Четвертый по населению город Сербии: 193 390 жителей (с пригородами 211 580).
Вавель
Введение 1 История 2 Современность Введение Ва́вель (польск. Wawel) — холм и архитектурный комплекс в Кракове, на левом берегу Вислы. Высота — 228 метров над уровнем моря.
Londres 38
Введение 1 История 2 Пытки 3 Современность Список литературы Введение «Londres 38» — дом в центре Сантьяго, один из тайных центров содержания и проведения пыток над бессудно арестованными диссидентами и оппозиционерами диктатуре Пиночета. До военного переворота здание использовалось местным отделением Социалистической партии Чили.
Северное тайное общество
Введение 1 Устройство и члены 2 Политические воззрения 3 Вопрос о Земле Список литературы Введение Се́верное та́йное о́бщество (1821—1825) — декабристское общество, образовавшееся в Петербурге после роспуска «Союза благоденствия». Его члены подняли известное восстание 14 декабря 1825 года.
Таунгу
Введение 1 Династия Таунгу (1486—1752) 2 Современность 3 Достопримечательности Введение Таунгу (бирм. တောင်ငူမြို့; MLCTS: taung ngu mrui.) — город в округе Пегу (округ) в Бирме, находится в 220 км от Рангуна, в северной части округа, окружённый с запада и востока горными хребтами.
Бентам, Джереми
Введение 1 Биография 2 Этика 3 Воззрения 4 Оценки Список литературы Введение Джереми Бентам (также Иеремия Бентам; англ. Jeremy Bentham; 15 февраля 1748, Лондон — 6 июня 1832, Лондон) — английский социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии — утилитаризма.
Гвиччардини, Франческо
Франческо Гвиччардини (итал. Francesco Guicciardini; 6 марта 1483, Флоренция — 22 мая 1540) — выдающийся итальянский политический мыслитель и историк времён Высокого Возрождения.
Николо Макиавелли и его труд "Государь"
Общая характеристика эпохи: время постоянных перемен союзов, череда беспорядочных переворотов, падение Рима в 1527 году. Дипломатические миссии Николо Макиавелли ко двору Людовика XII, Фердинанда II и к Папскому двору. Учение о государстве и власти.
Данилевский Николай Яковлевич
Данилевский Николай Яковлевич (1822— 1885) — философ, идеолог панславизма, публицист, естествоиспытатель. Создатель теории культурно-исторических типов — первого варианта теории локальных цивилизаций.
Аджита Кесакамбала
Аджита Кесакамбала (пали Ajita Kesakambala), индийский философ-материалист шраманского периода, живший в 6–5 вв. до н.э.