1. : Формальная организация - костяк административной структуры - представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) - отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест. Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае такая позиция называется функцией, в другой - статусом. Система безличных требований фиксируется нормами и образцами поведения, которые представляют собой основные элементы культуры. Они фиксируются в ролевых предписаниях. Формальную организацию с полным правом следует отнести к числу наиболее древних социальных изобретений человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность кооперированной деятельности. Поскольку её цель - сделать управление людьми эффективным, а поведение контролируемым и предсказуемым, в фундаменте такой организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации. Формальная структура образует каркас отношений в организации, придаёт их необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс целедостижения. Вместе с тем она порождает ряд неустранимых дисфункций, поэтому служит для социологов самых разных направлений объектом критики.
Неформальная организация - вторая подсистема. Она базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от формальной неформальная организация строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная организация не является жёстко структурированной, вектор её направленности меняется. При этом её направленность может как усиливать внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Вся она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жёстко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придаёт гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жёсткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создаётся отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.
Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют. Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена следующими факторами:
• невозможность стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности;
• неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;
• необходимость отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся в формальную;
• невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам, поэтому всё многообразие неделовых отношений.
Именно последнее условие дало специалистам возможность разделить неформальную организацию на два блока: неформальную организацию как тип неформальной организации, возникающей по поводу трудовой деятельности, и так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую внепроизводственные связи людей. Характеризуя роль неформальной организации внепроизводственной сферы, они отмечают её роль в поддержании социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании у работников высокой самооценки и самоуважения. Видимо, неформальная организация выступает своеобразным буфером между человеком и жесткой формальной организацией. Она проявляет себя главным образом на уровне контактных коллективов, малых групп и опирается на спонтанно формирующиеся здесь межличностные нормы, ценности, механизмы сплочённости и лидерства, на выработанные группой санкции за отклоняющееся поведение
2. Пять форм власти на примере моей учебы.
Власть, основанная на принуждении:
Часто преподаватели пытаются повысить посещаемость и успеваемость своих студентов путем запугивания. Тем, что в случае непосещения занятий и невыполнения заданий могут возникнуть проблемы на зачете или экзамене.
Власть, основанная на вознаграждении:
При постоянном посещении всех занятий, выполнении всех заданий на отлично, хорошем поведении преподаватель может поощрить студента так называемым «автоматом».
При активном участии в жизни института, в различных мероприятиях руководство института может наградить студента дополнительной стипендией
Экспертная власть:
. Для студента является очевидным и не требующим специального подтверждения факт, что преподаватель обладает ценными знаниями в значимой области, и поэтому он склонен подчиняться его влиянию.
Законная власть:
Весь процесс обучения основан на том, что студент обязан подчиняться и исполнять все поручения и задания непосредственных своих руководителей/ преподавателей. Придерживаться правил и обязанностей устава ВУЗа.
Другие работы по теме:
Формальные грамматические средства
Формальные грамматические средства бывают двух типов: парадигматические и синтагматические. Парадигма слова - это совокупность всех грамматических разновидностей (словоформ) данного слова.
Взаимосвязь правил и прав
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет бизнеса Эссе по дисциплине «Институциональная экономика»
Власть и влияние у управлении
1. ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ – НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ЧАСТИ В УПРАВЛЕНИИ. 1.1. Властные отношения как элемент власти. Что же такое власть? Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Типы и функции социальных институтов
Социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, призванная обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, соц. групп и общества в целом.
Неформальные группы
Вопрос №1. Первичные характеристики и причины вступления в неформальные группы. Неформальная группа - сотрудники, объединенные по их собственной воле на основе взаимных симпатий, дружеских отношений для достижения определенной цели. Некоторые неформальные группы могут быть организованы из сотрудников, которых объединило недовольство руководителем.
Социальная организация 3
План : Теория организаций в социологии. Определение организаций, ее внутренняя структура. Типология организаций. Феномен бюрократии в обществе. Вывод.
Малые группы
Малая группа - Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов
Понятие организации
Организация и человек Организационные структуры Организация представляет собой единство функций и структуры. Основным элементом организации, определяющим ее характер. Основные цели, направленность развития - коллектив.
Социальная структура
Введение Уже из самого названия данной науки – «социология» (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) – со всей очевидностью следует, что речь идёт о науке, изучающей общество. Но столь, же очевидно и то, что общество является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название «общественных»: история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика, психология, этнография, демография и др.
Формальные и неформальные группы в организациях
4.2. Формальные и неформальные группы Причины разделения групп. Группы формируются в результате деятельности определенных организационных структур и разделения труда в организации. Так, процесс интеграции членов организации в группы может происходить в подразделениях в ходе совместной дея-тельности в соответствии с технологическими цепочками, т.е. появле-ние групп может быть реакцией на внедренный технологический про-цесс, предполагающий постоянные пространственные контакты опре-деленных членов организации, их взаимозависимость и совместное до-стижение общих целей.
Политология как наука 9
Ф.И.О. преподавателя___________________________________ Дата поступления контрольной работы_____________________ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №____
«Вильямс»
Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках и таблицах: Учебное пособие. М.: Инфра-м,2002. С. 110
Формальное и неформальное лидерство
Формальн е и неформальн е лидерство Для того чтобы лучше понять суть явлений власти, руководства и лидерства в целом, а также выявить особенности отношений между ними, вначале следует обратиться к понятию типа организации. Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа — формальные и неформальные.
Как выжить молодому специалисту
Российская практика последних 3-х лет показала существование еще одной проблемы: высокий уровень «текучести» молодых кадров. Такая проблема обоснована несколькими факторами.
Формирование коллектива
Коллектив как социальная группа. Классификация и характеристика социальных групп, критерии их работоспособности. Формальные и неформальные группы, их статус и порядок создания. Понятие силы коллектива и его составляющие. Построение эффективной команды.
Неформальные отношения в организации
Формальная организация создается менеджментом намеренно, после чего становится также и социальной средой, в которой люди продолжают взаимодействовать. Понятие неформальной организации и причины формирования подобной взаимодействующей группы людей.
Критерии типологии библиотек
Типология - синтез общего и особенного, сходства и различия изучаемого объекта. Типологизация библиотек как метод научного познания. Формальные, содержательные и системные признаки. Логическая интеграция элементов знания по изучению системы библиотек.
Социальная организация 2
Социальная организация Содержание Введение Виды социальных систем Классификация организаций Особенности социально-экономических организаций