К
IV—III тысячелетиям до н. э. относится возникновение древнейшего
рабовладельческого государства в Египте, утвердившегося как централизованная
бюрократическая монархия во главе с фараоном.
В
политической идеологии рабовладельцев господствовали взгляды о необходимости
общественно-политического неравенства, о превосходстве «высших» над «низшими»,
о «подлости» чужеземцев, которые были, главным источником рабов. Всякие
проявления классового протеста осуждались как посягательства на извечные законы
мироздания. Теория божественного происхождения государства выражалась в культе
фараона. Мифология изображала фараона как земного бога, родившегося от союза
бога солнца и смертной женщины. В древнеегипетском документе бог говорит царю
Рамзесу II: «Я твой отец... Я дал тебе божественное назначение, чтобы ты мог
править...». Свидетельством мощи фараона должны были служить огромные гробницы—пирамиды,
которые внушали народным массам идею страха и преклонения перед могуществом и
величием фараона и строительство которых стоило жизни сотням тысяч рабов.
В
то же время идеологи рабовладельческой знати говорили о необходимости внимания
фараона к их нуждам. Они рассматривали деятельность чиновников как благородное
занятие в отличие от «недостойного» труда простых людей.
Рабовладельческая
идеология, отражавшая классовую борьбу рабовладельцев с рабами и разоряющимися
общинниками, находит выражение в различных источниках, в том числе в
литературно-политических трактатах, так называемых поучениях.
В
«Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (около 2100 г. до н. э.) отражен
рост внутренних противоречий, усиление и обострение классовой борьбы, которая
выливалась в выступления угнетенных против рабовладельцев. Обостряется борьба и
между отдельными группами рабовладельцев. В трактате изложены советы, как
управлять в это трудное для властвующих время. Царь предлагает возвышать
вельмож, видя в них опору государства, и рекомендует приближать не только
знатных; но и незнатных богачей, чтобы сплотить все силы эксплуататоров против
рабов и неимущих свободных. Верхушка рабовладельцев пытается посеять ненависть
к другим народам. «Подл азиат», «больше, чем отвращение, — говорится в
«Поучении», — азиат для Египта».
Выражая
точку зрения господствующего класса, автор заявляет, что бедняки, неимущие—
враги царской власти. Он призывает к террору против бедняков и рабов. «Подавляй
толпу,— советует царь,—уничтожь пламя, которое исходит от нее». Автор
«Поучения» рассматривает бедняков как врагов царя:
«...не
поддерживай [человека, который;) враждебен, будучи бедняком... он — враг».
Классовый характер идеологии «Поучения» обнаруживается и при рассуждении о
правовом неравенстве бедняка, которому бесполезно искать защиту у судей. «Судьи
юга судят бедняка, — говорит автор. — Знай, что они немилостивы в тот день,
когда они судят нищего». В «Поучении» содержится и такая трактовка
государственной власти, согласно которой царь является пастырем народа,
защитником слабых.
Однако
рабы и неимущие свободные не были склонны думать так, как их угнетатели. Они
сжигали царские дворцы и рабовладельческие хозяйства, поднимали восстания с
целью уничтожить ненавистный политический режим. Они все больше убеждались в
несправедливости социально-политического неравенства. Отражением такого
убеждения были политические идеи, отвергающие взгляды о божественной природе
государства и власти царя.
Это
нашло проявление, например, в мощном восстании угнетенных свободных и рабов
(XVIII в. до н. э.), описание которого содержится в литературно-политическом
памятнике «Речение Ипусера». Угнетенные массы захватили имущество
рабовладельцев, ликвидировали старую администрацию, старую судебную систему,
уничтожили документы, фиксировавшие привилегии и богатства богачей. Ипусер
сообщает, что восставшие «прогнали царя». Это говорит о преодолении в ходе
классовой борьбы представления о божественной власти фараона. С ужасом Ипусер
отмечает, что люди теряют веру в богов. «Царь захвачен бедными людьми... было
приступлено к лишению страны царской власти». Весь строй, по мнению Ипусера,
перевернулся подобно «гончарному кругу». Сокрушаясь об утраченных правах
рабовладельческой знати, Ипусер говорит, что «тот, который не имел (даже)
временных рабов, стал (теперь) собственником наследственных' рабов».
Восстание,
нарушив весь старый уклад жизни и представления людей, нанеся, в частности,
удар по представлению о божественном ^характере власти фараона, посеяло
множество сомнений в правильности и незыблемости установленных традиции и
догматов. Так, в «Беседе разочарованного со своим духом», относящейся к концу
Среднего царства, высказывается сомнение в существовании загробного мира, т. е.
оспаривает.ся догмат, опираясь на который угнетатели призывали угнетенных к
покорности и смирению. Берется под сомнение и вся система религиозных
представлений Дух не верит, что совершение заупокойных обрядов может принести
потустороннее блаженство, ибо, считает он, участь богачей, построивших гробницы,
после смерти одинакова с участью бедняков. И он говорит человеку, что нужно
устраивать жизнь не на небесах, а на земле
«Беседа»
содержала протест против насилия. Автор ее писал, что повсюду «грабят», брат
отнимает имущество брата, «насилие вселилось во всех людей». Разочарование в
религии было выражением недоверия к той идеологии, которая объявляла «законным»
и «справедливым» рабовладельческий порядок.
Нетрудно
понять значение этих сомнений, протеста против существующей государственной
власти, если принять во внимание деспотический режим царского Египта.
Глухой
протест угнетенных против ига эксплуататоров приобретает все большее звучание в
трудовых песнях, слагавшихся народом.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта zakroma.narod/
Другие работы по теме:
Политические идеи древнего востока
Государство и право Политические идеи древнего востока Реферат РГГУ 2007 Координаты: электронная почта acher@wiseowl Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl
Арбуз обыкновенный (арбуз съедобный)
Арбуз немало попутешествовал по земному шару. Его родина — Африка. В диком виде он произрастает в пустыне Намиб, в полупустыне Калахари, в Судане. В культуру впервые был введен, скорее всего, в Древнем Египте.
Древнеегипетский календарь
Древние египтяне были земледельцами. Их хозяйственная жизнь зависела от разливов Нила, который является источником жизни в безводной пустыне. Поэтому перед ними ставилась задача научиться предсказывать начало разливов Нила.
Непрерывная, но не дифференцируемая функции
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Иероглифическая запись уравнения
Древнейшие древнеегипетские математические тексты относятся к началу II тысячелетия до н. э. Математика тогда использовалась в астрономии, мореплавании, землемерии, при строительстве домов, плотин, каналов и военных укреплений. Денежных расчётов, как и самих денег, в Египте не было. Египтяне писали на папирусе, который сохраняется плохо, и поэтому в настоящее время знаний о математике Египта существенно меньше, чем о математике Вавилона или Греции.
Развитие макраме
Макраме (фр. Macramй, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения. Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Египет в составе Арабского халифата
Введение 1 Хронология и основные события 2 Тулуниды 3 Ихшиды 4 Общая характеристика исторической динамики средневекового Египта 5 Источники Список литературы
Священный ибис
Научная классификация Латинское название Threskiornis aethiopicus (Latham, 1790) Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе Священный ибис
Рабство в Древнем Египте
Относительно Р. у древних египтян материал ещё не вполне разработан. Землевладение, строительная деятельность фараонов и феодальный строй в среднем царстве покоились на крепостных рабочих и крестьянах; во время завоевательных войн сюда ещё присоединились толпы военнопленных. Последние в массе также отдавались рабами в храмы или жаловались участникам войны за отличие, о чём повествуют автобиографии последних.
V тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения и открытия 4 Мифические события Введение V тысячелетие до н. э. — временной промежуток от 5000 до 4001 года до нашей эры.
IV тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения, открытия 4 Мифические события Введение IV тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 4000 по 3001 год до нашей эры.
Роспуск парламента
Введение 1 Роспуск парламента в Древнем мире 2 Роспуск парламента в Средние века 3 Роспуск парламента в Новое время 4 Роспуск парламента в XX-XXI веке Введение
Древнеегипетский календарь
Древнеегипетский календарь в Древнем Египте делился на три сезона по 4 месяца каждый: Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября Время восходов (перет) — с середины ноября до середины марта
Возникновение египетской письменности
В Древнем Египте использовали три системы письма: иероглифическую, иератическую и демотическую. Иероглифическая система, изобретенная за 3000 лет до н.э., представляла собой самую раннюю форму древнеегипетской письменности. Ее элементами являлись картинки, или пиктограммы, а использовалась она для религиозных текстов.
XXX век до н. э.
События Египет Ок.2950 (ок.3000) — Окончательное объединение Верхнего и Нижнего Египта. Возникновение единого государства. Завоевание царями Верхнего Египта Нижнего.
История стекла
История стекла насчитывает пять с половиной тысяч лет. В настоящее время считается, что родиной стекла является Месопотамия, хотя до недавнего времени основным центром возникновения стеклоделия считался исключительно Древний Египет.
Июльская революция в Египте
Июльская революция — военный переворот, произошедший в Египте 23 июля 1952, в результате которого была устранена монархия и провозглашена республика. Переворот был осуществлен членами движения «Свободных офицеров» во главе с Гамаль Абделем Насером.
Рифаа ат-Тахтави
ат-Тахтави Рифаа Рафи (1801, Тахта, Египет, — 27.5.1873, Каир) — египетский просветитель, общественный деятель и писатель. Окончил мусульманский университет аль-Азхар в Каире; в 1826—31 находился в Париже. В 1837—49 возглавлял Школу перевода (позднее — Школа языков) в Египте, с 1863 — Бюро переводов.
Доисторический Египет
Доисторический Египет Доисторический период на территории Египта заканчивается ок. 3100 г. до н. э. образованием единого государства и установлением власти I династии.
Magister equitum
(лат.) (Магистр конницы либо начальник конницы) — экстраординарная магистратура в Древнем Риме, заместитель диктатора[1]. Должность магистра конницы восходит к времени царского Рима.
Некрополь
Главный некрополь России — у Кремлёвской стены Некрополь во Франции Некро́поль (дословно «город мёртвых», греч. νεκρος — мёртвый, πολις — город) — большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями.
Бильбейс
Бильбе́йс (копт. Фелбс; араб. بلبيس) — город в Египте, в юго-восточной части дельты Нила, второй по величине город провинции Эш-Шаркия.
История Древнего Египта 2
Text Graphics Предположительно, одомашнивание кошки произошло в Египте в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным.
Государство и граждане
Text Text Политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функцией и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Древний Египет
Характеристика социального слоя, государственного строя и структуры правления Древнего Египта. Основная хозяйственная и общественная ячейка, суд и армия государства, правовое положение "слуг царя". Функции фараона и его первого помощника – джати.
Из истории возникновения химии
В Древнем Египте химия считалась божественной наукой и ее секреты тщательно оберегались жрецами. Несмотря на это, некоторые сведения просачивались за пределы страны и доходили до Европы через Византию.
Спаржа лекарственная
Спаржа известна более двух тысячелетий. Ее культивировали еще в Древнем Египте. Древние египтяне, греки, римляне, а также жители Средней Азии очень ценили спаржу как лекарственное, пищевое и декоративное растение.