Хотя велосипед воспринимается нами как некое простое и гениальное целое (о чём свидетельствует поговорка «изобретать велосипед»), в реальности его изобрели как минимум в три приёма.
В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для ходьбы». Он был снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово «дрезина» поныне осталось в русском языке. Возможной причиной изобретения стало то, что предыдущий, 1816 был «Годом без лета». Тогда Северное Полушарие постигла самая сильная климатическая аномалия в истории, что катастрофически сказалось на урожае, вызвало голод и снизило поголовье лошадей. В 1818 году в Баден-Бадене фон Дрез получил «GroЯherzogliches Privileg» (тогдашний аналог патента) на своё изобретение. Вскоре машина Дреза завоевала популярность в Великобритании, где стала называться «денди-хорз».
В 1839—1840 кузнец Киркпатрик Макмиллан в маленькой деревушке на юге Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали и седло. Получается, что Макмиллан создал велосипед, похожий на современный. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Переднее колесо поворачивалось рулём, велосипедист сидел между передним и задним колесом. Велосипед Макмиллана опередил своё время и остался малоизвестным.
В том же году Чарльз Гудьир первым в мире изобрел резину, разогрев смесь каучука с серой.
В 1845 году англичанин Р. У. Томпсон использовал изобретенье Ч. Гудьира и запатентовал надувную шину. Это были первые в мире пневматические шины — монтируемые на обод тележного колеса кожаные покрышки, в которые были вставлены надувные резиновые трубки. Назывались эти шины "воздушными колесами Томсона". Однако большой известности они не получили и вскоре были забыты.
В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция), увидел «денди-хорз» и придумал оснастить его педалями — на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде Макмиллана, и на его машине педали нужно было крутить, а не толкать. В 1863 Лалман перебрался в Париж, где смастерил первый велосипед, напоминающий современный
В 1864 году лионские промышленники братья Оливье оценили потенциал машины Лалмана и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями. Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической. По некоторым сведениям, Мишо и придумал для устройства название «велосипед». Поработав у братьев короткое время, Лалман отправился в Америку, где в ноябре 1866 запатентовал своё изобретение.
С 70-х годов XIX века стала приобретать популярность схема «пенни-фартинг». Название описывает соразмерность колёс, ибо монета пенни была намного больше фартинга. Переднее колесо «пенни» в диамтре составляло от 130 до 160 см. На втулке «пенни» — переднего колеса, были педали, и седло ездока было почти прямо сверху от них. Большая высота сидения и центр тяжести, смещённый к переднему колесу, делали такой велосипед весьма опасным. Альтернативой им были трёхколёсные самокаты.
В 1867 году изобретателем Каупером была предложена удачная конструкция металлического колеса со спицами. В 1878-м году английский изобретатель Лоусон ввёл в конструкцию велосипеда цепную передачу.
Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от велосипеда «пенни-фартинг», Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами.
В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука. Они были технически совершеннее, чем запатентованные в 1845 году, и получили широкое распространение. После этого велосипеды избавились от клички «костотрясы». Это изобретение сделало езду на велосипедах намного удобнее, что способствовало их популяризации.[13] 1890-е годы назвали золотым веком велосипедов.
Хотя велосипеды 1890-х во многих отношениях были похожи на современные, но, так как они обычно делались из ржавеющей стали (нержавеющую сталь варить ещё не умели) и не были покрашены, то требовали трудоёмкого ухода (чистка, смазка, промывание бензином или керосином) после каждой поездки. Описание «обычной чистки велосипеда» в книге 1895 года занимает 4 страницы.[14]
В 1898 были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода, позволявший не вращать педали, когда велосипед катится сам. В те же годы изобрели и ручные тормоза, но широкое применение они нашли не сразу.
Первый складной велосипед сделан в 1878 году, первые алюминиевые — в 1890-х годах, а первый лигерад (иногда называемый рикамбент, велосипед, на котором можно ездить в лежачем положении) — в 1895 году (а в 1914 году началось массовое производство лигерадов фирмой «Пежо»).
К началу XX века относятся первые механизмы переключения скоростей. Однако они были несовершенными. Одним из первых способов переключения скоростей, применяемых на спортивных велосипедах, было оборудование заднего колеса двумя звёздочками — по одной с каждой стороны. Для переключения скорости надо было остановиться, снять заднее колесо и перевернуть его, вновь зафиксировав и натянув цепь. Планетарный механизм переключения передач изобретён в 1903 и стал популярным в 1930-е годы. Переключатель скоростей в том виде, в каком он применяется сегодня на большинстве велосипедов, изобретён лишь в 1950 г. известным итальянским велогонщиком и производителем велосипедов Туллио Кампаньоло (Tullio Campagnolo).
Велосипеды продолжали совершенствоваться и во второй половине XX века. В 1974 году началось массовое производство велосипедов из титана, а в 1975 — из углепластика. В 1983 году был изобретён велокомпьютер. В начале 1990-х получили распространение системы индексного переключения скоростей.
В течение XX века интерес к велосипедам переживал свои пики и спады. Начиная примерно с 1905 года, велосипеды во многих странах, в частности в США, стали выходить из моды из-за развития автомобильного транспорта. Дорожная полиция часто относилась к велосипедистам как к помехе движению автомобилей. К 1940 году велосипеды в Северной Америке считались игрушками для детей. С конца 1960-х годов велосипеды снова вошли в моду в развитых странах, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.
Другие работы по теме:
Велосипедный туризм
Велотуризм - вид самодеятельного туризма, путешествия и спортивные походы на велосипедах. Велосипедный туризм доступен людям любого возраста, т. к. нагрузки в нём легко дозируются.
История развития велосипеда
История развития велосипеда прошла несколько этапов. Сначала был так называемый низкий велосипед, его сменил высокий, чтобы затем вновь уступить место низкому. По- настоящему велосипед начал совершенствоваться с начала XIX века.
Велоспорт
С точки зрения атлетической и общей физической подготовки езда на велосипеде во многом аналогична бегу и ходьбе - работают только ноги. Торс, руки, плечи у велосипедистов развиты очень слабо.
Велосипед вчера, сегодня, завтра
Анализ развития вело техники В начале своего возникновения велосипед был в диковинку. Люди на этих двух колесных монстрах (по сравнению даже с современными представителями этих коней) в то время считались не очень нормальными.
Как лучше продать изобретение
Западные руководители предприятий подчёркивают, что 80% своего времени разработчик или инженер должен потратить на новую разработку, а 20% времени и средств на продвижение своего изобретения на рынок.
Классификация объектов интеллектуальной собственности
Объекты интеллектуальной собственности неоднородны по своему составу, по характеру использования в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Маркетинговый анализ рынка велосипедов
1. Описание товара и потребителей, для которых он предназначен Объектом исследования данной работы выступает рынок велосипедов города Казани и Республики Татарстан. Необходимо отметить, что в настоящее время рынок сильно дифференцирован, т.к. на нем представлены различные товарные марки, такие как Specialized, Stels, Аист, Forward, Stark и многие другие.
Детектор лжи (полиграф)
История изобретения полиграфа основывается на изучении различных физиологических и психических процессов организма человека. Первое устройство, которое могло фиксировать изменения в физиологии человека, появилось 1875 году.
Велосипед
Способы быстрого передвижения люди искали на протяжении почти всей своей эволюции. Для этого использовались как животные (лошади, собаки, волы, слоны и так далее), так и изобретённые ими технические средства.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Византийская кухня
Рацион жителей Византии Питание в Византии было достаточно разнообразным. Употребляли дичь, особенно куропаток, домашнюю птицу, разные сорта мяса, рыбы. Основным продуктом считался хлеб. Его называли «хлеб жизни». Выпекали хлеб из пшеничной и ячменной муки.
X век
Введение 1 Основные события 2 Русь 3 Америка 4 Изобретения, открытия 5 Знаменитости Введение Десятый (X) век — последний век первого тысячелетия, длился с 901 по 1000 годы по григорианскому календарю.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Ктезибий
Введение 1 Изобретения Список литературы Введение Ктезибий, или Ктесибий (греч. Κτησίβιος, годы деятельности 285–222 год до н. э.) — древнегреческий изобретатель и математик, живший в Александрии[1] в Эллинистическом Египте приблизительно в одно время с Героном.
XVIII век
Введение 1 События 2 Изобретения, открытия 3 Общество, культура 4 Значимые люди Введение Восемнадцатый (XVIII) век длился с 1701 по 1800 годы по григорианскому календарю.
XVII век
Введение 1 События 2 Изобретения, открытия 3 Исторические деятели Список литературы Введение Семнадцатый (XVII) век длился с 1601 по 1700 годы по григорианскому календарю.
VI тысячелетие до н. э.
Введение 1 Климатические изменения 2 События 3 Изобретения и открытия 4 Мифические события Введение VI тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 6000 по 5001 год до нашей эры.
V тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения и открытия 4 Мифические события Введение V тысячелетие до н. э. — временной промежуток от 5000 до 4001 года до нашей эры.
IV тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения, открытия 4 Мифические события Введение IV тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 4000 по 3001 год до нашей эры.
VIII тысячелетие до н. э.
Введение 1 События 2 Климатические изменения 3 Изобретения, открытия 4 Культура 5 Мифические события Введение VIII тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 8000 по 7001 год до нашей эры.
Новейшее время
План Введение 1 1918—1938 2 1939—1945 3 1945—1991 4 1991 — Настоящее время 5 Без точной даты Введение Новейшее время — период в истории человечества с 1918 года по нынешнее время. В советской историографии господствовала точка зрения, согласно которой началом новейшего времени считался 1917 год, когда в России произошла социалистическая революция.
История Российских привилегий и патентов
История научно-технического творчества и его правовой охраны своими корнями уходит и далекое прошлое нашей страны. В России юридическая форма патента развивалась из феодальной привилегии. и вплоть до революции 1917 г. охранный документ на изобретение назывался именно так.
Порядок патентования секретных изобретений
Анализ правовой охраны и использования секретных изобретений. Рассмотрение федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявок на изобретение. Засекречивание заявок, сведения в которых составляют государственную тайну.
Интеллектуальная собственность
Основные назначения и правила создания формулы изобретения - составленной по установленным правилам краткой словесной характеристики технической сущности открытия. Заявка на выдачу патента на промышленный образец. Общедоступные сведения об изобретении.
Патент – история развития и юридического оформления понятия
Становление права интеллектуальной собственности в России. Охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения или полезной модели. История формирования понятия "патент", этапы в развитии его юридического оформления.
Алексей Федорович Мерзляков (1778—1830)
В основу своей теории Мерзляков положил учение о слоге или стиле, отказавшись от изобретения и полагая найти в стилистических характеристиках речи общие правила для всех родов сочинений.
Эрнест Амеде Шоссон (Chausson)
Французский композитор. Родился 20 января 1855 в Париже. По настоянию отца изучал юриспруденцию в Парижском университете.