ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Оценка нематериальных активов предприятия является ключевым и, пожалуй, самым сложным вопросом управления промышленной собственностью. От нее зависит и отношение к этой собственности. Такая оценка должна проводиться с применением как количественных, так и неколичественных методов. К первым относятся:
- технико-экономический, при котором стоимость технологии определяется на основании предположительных расходов покупателя (лицензиата) для ее замены или для нахождения альтернативного варианта;
- рыночный, основанный на цене, которую заплатили бы другие покупатели;
- определение возможного дохода.
Технико-экономический метод.
Лицензиат подсчитывает расходы, которые он мог бы понести, если бы не приобрел технологию. Сюда входят затраты на: разработку нового изобретения, эффективнее существующего (включая неопределенность успеха); нахождение альтернативного варианта, который служил бы аналогичной цели; копирование конкретного изобретения. Подход должен быть такой же, как при решении вопроса, перестраивать ли дом или найти иной выход из положения.
Рыночный метод.
Основан на том, сколько платят другие за сходную технологию, и опирается на понятие "преобладающие промышленные стандарты". Однако цены не всегда известны, так как статистика по продажам или лицензированию технологий не столь доступна, как статистика по продаже недвижимого имущества. Тем не менее существуют так называемые промышленные нормы, которые обычно знают специалисты по лицензированию и приобретению прав на технологию. Например, для усовершенствованного программного обеспечения можно потребовать уплаты более высоких роялти от продаж (часто 10-20%), чем для полупроводниковых ИМС (обычно 0,1-0,5%) или недостаточно разработанных фармацевтических продуктов (3-8%).
Метод определения возможного дохода.
Здесь учитывают потенциал технологии с точки зрения прибыли, прогнозируя часть рынка, которую лицензиат мог бы реально захватить, и определяют роялти от объема продаж, что в конце концов приводит к оценке стоимости технологии в целом.
Даже при количественных подходах существует много субъективных факторов: например, потенциальная технологическая и рыночная конкурентоспособность изобретения, его особенности, преимущества и предоставляемые выгоды, а также, является ли оно эволюционным или революционным. Кроме того, расчеты должны включать оценку как самих конкурирующих продуктов, уже имеющихся на рынке, так и возможности их производителей. Обязательно учитываются затраты и экономия для каждой стороны. Лицензия будет малополезной для лицензиата, когда существуют ценные альтернативные технологии либо способы получения сходного конечного результата или когда изобретение можно легко "обойти". Немаловажным фактором являются рыночные прогнозы и жизненный цикл изделия. Ведь чем больше рынок и дольше изделие будет покупаться, тем ценнее технология.
Размер получаемых роялти обычно основан на объеме чистых продаж и составляет приблизительно 25% от прибыли, получаемой от лицензии. Минимальные годовые роялти часто составляют от четверти до трети прогноза продаж.
Как же осуществляется оценка изобретения? Когда возможно, ее основой служат финансовые аспекты. Однако не менее важен, хотя и труднее определим, потенциальный успех разработки. В Стэнфордском университете применяют довольно простые критерии: "наиболее вероятный", "наименее вероятный", "средний". Конечно, можно ввести и более дробные показатели, но и такой подход позволяет получить субъективную первоначальную картину.
Примеры
На примерах проще понять применение указанных методов. Самая известная лицензированная технология Стэнфордского университета защищена тремя патентами на получение протеина путем рекомбинации или клонирования ДНК. Неисключительные лицензии на способ были выданы 300 компаниям. Еще в 1974 г. в университете поняли, что данная технология позволит сделать революцию в биологии. Однако к оценке изобретения следовало подойти разумно: не завышать цены, а сделать их доступными для промышленности, чтобы не вынуждать компании нарушать патенты или пытаться их аннулировать. Поэтому в 1981 г. тем из них, которые желали приобрести лицензию до конца года, были предложены следующие цены: 10 тыс. долл. за лицензию, 10 тыс. долл. минимальные ежегодные платежи и 0,5% роялти от продажи конечного продукта. На таких условиях приобрели лицензии 73 компании. Позднее университет поднял лицензионную пошлину и размер роялти, так как ценность патентов увеличилась. В настоящее время большая компания-лицензиат (то есть имеющая более 125 служащих) должна заплатить 50 тыс. долл. за передачу технологии, 10 тыс. долл. в качестве минимальных ежегодных платежей и 2% роялти от продаж. Более того, если раньше покупателю предоставлялась отсрочка некоторых видов платежей, составляющих около 300 тыс. долл. за пять лет, то теперь этой льготы нет. В результате были получены роялти в размере 100 млн. долл., так что выбранная тактика подсчета цены лицензии себя оправдала.
В области электроники университет также имеет базовый патент, и цена неисключительной лицензии на него составляет: 25 тыс. долл. лицензионный платеж, 10 тыс. долл. минимальные ежегодные роялти и 2% роялти от объема продаж.
Университет продает и исключительные лицензии, что очень выгодно. Но лицензиар должен быть уверен в способности лицензиата насытить рынок лицензируемым изобретением. В конце 80-х годов была выдана исключительная лицензия на способ синтезирования химического соединения. Крупная химическая компания, которой нужно было проводить дальнейшие НИОКР, заплатила 50 тыс. долл. за лицензию и выплачивает от 2 до 5% роялти в зависимости от объема продаж. Кроме того, компания платит от 50 до 100 тыс. долл. ежегодных роялти в качестве обязательства выпустить товар на рынок.
Конечно, не всегда прибыль так велика. Например, не так давно была продана исключительная лицензия на терапевтическое использование изобретения в области биотехнологии на следующих условиях: 15 тыс. долл. лицензионный платеж, 5 тыс. долл. ежегодные минимальные роялти и 5% роялти от объема продаж конечного продукта. Но на это изобретение еще не выдан патент, и технология находится на ранней стадии разработки.
Перечисленные примеры иллюстрируют методы оценки технологии. Окончательная же цена лицензии зависит от того, сколько может заплатить покупатель и получить продавец, о чем всегда можно договориться.
Другие работы по теме:
Ценовой механизм
Ценовой механизм - это инструмент уравновешения спроса и предложения, увязывающий возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом производителя (продавца). В то же время ценовой механизм выполняет очень важную социально - экономическую функцию, оказывая влияние на структуру и объем потребления благ, услуг и потребительский бюджет.
Велосипед вчера, сегодня, завтра
Анализ развития вело техники В начале своего возникновения велосипед был в диковинку. Люди на этих двух колесных монстрах (по сравнению даже с современными представителями этих коней) в то время считались не очень нормальными.
Как лучше продать изобретение
Западные руководители предприятий подчёркивают, что 80% своего времени разработчик или инженер должен потратить на новую разработку, а 20% времени и средств на продвижение своего изобретения на рынок.
Условия патентоспособности изобретений
Под патентоспособностью понимают свойство решения, благодаря которому оно может быть признано изобретением в соответствии с патентным законодательством определенной страны. Оценка и требование промышленной применимости. Значение формулы изобретения.
Патентное право
Предмет и источники патентного права. Объекты патентного права. Субъекты патентного права. Получение патента. Права авторов и патентообладателей.
Классификация объектов интеллектуальной собственности
Объекты интеллектуальной собственности неоднородны по своему составу, по характеру использования в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Ценовая дискриминация 4
Ценовая дискриминация Ценовая дискриминация — это способ реализации рыночной власти, заключающийся в продаже блага различным покупателям по разным ценам и направленный на расширение объема продаж и увеличение прибыли за счет перераспределения потребительского излишка в пользу производителя в результате различий в спросе со стороны разных групп потребителей.
Детектор лжи (полиграф)
История изобретения полиграфа основывается на изучении различных физиологических и психических процессов организма человека. Первое устройство, которое могло фиксировать изменения в физиологии человека, появилось 1875 году.
Велосипед
Способы быстрого передвижения люди искали на протяжении почти всей своей эволюции. Для этого использовались как животные (лошади, собаки, волы, слоны и так далее), так и изобретённые ими технические средства.
X век
Введение 1 Основные события 2 Русь 3 Америка 4 Изобретения, открытия 5 Знаменитости Введение Десятый (X) век — последний век первого тысячелетия, длился с 901 по 1000 годы по григорианскому календарю.
Ктезибий
Введение 1 Изобретения Список литературы Введение Ктезибий, или Ктесибий (греч. Κτησίβιος, годы деятельности 285–222 год до н. э.) — древнегреческий изобретатель и математик, живший в Александрии[1] в Эллинистическом Египте приблизительно в одно время с Героном.
Ножницы цен 1923
«Но́жницы цен» — это дисбаланс цен между промышленными и сельскохозяйственными товарами, возникший в советской экономике осенью 1923 года, на второй год НЭПа.
XVIII век
Введение 1 События 2 Изобретения, открытия 3 Общество, культура 4 Значимые люди Введение Восемнадцатый (XVIII) век длился с 1701 по 1800 годы по григорианскому календарю.
XVII век
Введение 1 События 2 Изобретения, открытия 3 Исторические деятели Список литературы Введение Семнадцатый (XVII) век длился с 1601 по 1700 годы по григорианскому календарю.
VI тысячелетие до н. э.
Введение 1 Климатические изменения 2 События 3 Изобретения и открытия 4 Мифические события Введение VI тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 6000 по 5001 год до нашей эры.
V тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения и открытия 4 Мифические события Введение V тысячелетие до н. э. — временной промежуток от 5000 до 4001 года до нашей эры.
IV тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения, открытия 4 Мифические события Введение IV тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 4000 по 3001 год до нашей эры.
VIII тысячелетие до н. э.
Введение 1 События 2 Климатические изменения 3 Изобретения, открытия 4 Культура 5 Мифические события Введение VIII тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 8000 по 7001 год до нашей эры.
XVI век до н. э.
План Введение 1 Правители 2 Египет 3 Ближний Восток 4 Другие регионы 5 Важные персоны 6 Открытия, изобретения Введение 1. Правители 15-я династия (Великие гиксосы): Хиан, Апопи I, Апопи II, Хамуди.
Новейшее время
План Введение 1 1918—1938 2 1939—1945 3 1945—1991 4 1991 — Настоящее время 5 Без точной даты Введение Новейшее время — период в истории человечества с 1918 года по нынешнее время. В советской историографии господствовала точка зрения, согласно которой началом новейшего времени считался 1917 год, когда в России произошла социалистическая революция.
Причины февральской революции
Происходит рост недовольства народных масс как в тылу, так и нафронте. Это обусловлено несколькими причинами: 1. Ухудшается материальное положение народа: правительством устанав-ливаются низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что при-водит к ее сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия.
IV век
Четвёртый ( длился с 301 по 400 годы по григорианскому календарю. События 301 год — В Армении принято христианство. В Японии основана династия Ямато 313 год — Миланский эдикт о свободе вероисповедания в Римской империи
Причины февральской революции
Происходит рост недовольства народных масс как в тылу, так и нафронте. Это обусловлено несколькими причинами: 1. Ухудшается материальное положение народа: правительством устанав-ливаются низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что при-водит к ее сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия.
Великие изобретения. Great Inventions
Great Inventions. Великие изобретения. Television (1920s) The invention that swept the world and changed leisure habits for countless millions was pioneered by Scottish-born electrical engineer John Logie Baird. It had been realised for some time that light could be converted into electrical impulses, making it possible to transmit such impulses over a distance and then reconvert them into light.
Приоритет объекта интеллектуальной собственности
Приоритет изобретения, полезной модели, промышленного образца Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца устанавливается по дате подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Порядок патентования секретных изобретений
Анализ правовой охраны и использования секретных изобретений. Рассмотрение федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявок на изобретение. Засекречивание заявок, сведения в которых составляют государственную тайну.
Виды лицензий 2
Полная лицензия Наиболее широкий объем прав предоставляет полная лицензия. По ней лицензиар передает не только право использования объекта промышленной собственности, но и лишается этого права сам. На практике, полная лицензия, равнозначная по сути переуступке патента /отличие в том, что патент переуступается на весь оставшийся срок действия патента, а время действия лицензионного соглашения может быть и меньше этого срока/, встречается достаточно редко.
Интеллектуальная собственность
Основные назначения и правила создания формулы изобретения - составленной по установленным правилам краткой словесной характеристики технической сущности открытия. Заявка на выдачу патента на промышленный образец. Общедоступные сведения об изобретении.
Патент – история развития и юридического оформления понятия
Становление права интеллектуальной собственности в России. Охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения или полезной модели. История формирования понятия "патент", этапы в развитии его юридического оформления.
Ценообразование 6
Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Яков Васильевич Толмачев (1779—1873)
Способность получается человеком от природы, а “искусство ... приобретается наукою: сию науку называют риторикою. Итак, риторика есть та наука, которая содержит правила, руководствующие к красноречию и витийству.