Министерство образования Украины
Харьковский национальный университет им. Каразина
ЭССЕ
на тему: "Психологический портрет Золушки"
г. Харьков 2008
Речь пойдет о героине сказки Шарля Перро "Золушке", которая рассматривалась с моей точки зрения (славянской) понимания этой зарубежной героини.
С начала сказки героиня Золушки предстает милой, общительной, сопереживающей и готовой придти на помощь нуждающимся в ней, маленькой девочкой, которая радуется жизни, своим родителям, открыта окружающему миру. Ребёнком, который может и выражает свободно свои эмоции и чувства, разные свои желания и взгляды. Она значима и уважаема должным образом своими родителями. Можно сказать, что как ребенок, Золушка играла и развивалась свободно, не ограничивая свой творческий потенциал и способности, открыто выражала (пусть по-детски наивно) свои взгляды на вещи. В этот момент её жизнь была интересной и наполненной смыслом.
Рассматривая детство и семью Золушки, можно предположить, что условия такого хорошего воспитания и отношения к ней: как ещё маленькой, но уже личности, взрастили бы целостную личность во взрослой Золушке. Но неожиданный удар судьбы - смерть мамы и в дальнейшем брак её отца на новой жене - злой мачехе коренным образом меняют жизнь Золушки, а впоследствие и её личность подвергается изменениям.
Как происходил процесс изменения личности Золушки можно лишь предполагать и фантазировать, так как в сказке этот период её взросления коротко описывается тяжелыми условиями (в том числе бездействием и беспомощностью отца) и многочисленными обязанностями.
Повзрослевшая Золушка - это всё та же добрая, но без проявления себя, своего характера, терпеливая, всепрощающая девушка. Девушка без прав на проявление чувств, желаний, эмоций. В этой ситуации ужасают не условия и постоянное выполнение тяжелого физического труда, а бездействие и принятие Золушкой сложившегося образа жизни: выполнив всю работу по дому Золушка уходила в уголок возле печи, садилась на горку золы (от сюда и прозвище "Золушка") и ждала очередных приказов, требований, поручений, которые отдавали её сводные сёстры и мачеха. И лишь в моменты, когда она оставалась одна, она вспоминала свою семью и то, время когда ей было хорошо среди любящих людей. Эти мысли уводят её далеко в свой идеальный мир, в котором нет злобной мачехи и её дочерей, а есть свой дом, семья и любящий принц. Здесь просматривается идеалистическое мышление Золушки, попытки день за днём, раз за разом забыть, не думать о реально происходящем, о своём страхе и неспособности что-либо менять.
Лишь с большими усилиями она делает то, что хочется. В ситуации, когда она красивая и нарядная, одетая и подготовленная феей-крёстной, подъехав к замку, сомневается и боится сделать так, как хочется - пойти на бал. Золушке приходится, преодолевая себя, свои сомнения, спасительное желание уйти (убежать), зайти в замок, и войдя в бальный зал почувствовать себя по-другому. И здесь на балу, получив желаемое, она бежит из страха непринятия себя принцем такой, какая она есть. Да и ей самой трудно в один миг принять исполнение своих желаний, ведь она отвыкла от этого.
Проявление слабой воли и самопожертвования наглядно проявляется во время примерки хрустальной туфельки сёстрами. Здесь Золушка собственноручно умело одевает туфельку на ногу сестре, и в этот момент отказывается от любимого принца, от возможности стать принцессой: вырваться из своего дома и реализовать свои мечты. Она делает так, как хочет её окружение, пряча и приглушая свои чувства, отодвигая себя на задний план. Так и хочется задать вопрос: "А, что же дальше?". И не услышав ответа, понимаешь бессмысленность и бесполезность жизни Золушки на этом этапе жизни. Возможно всё и было бы так грустно, если бы вновь воля случая (разбитая туфелька) и старания феи-крёстной не дали шанс Золушки заявить о себе и своих правах (девушки, обладательницы той самой маленькой ножки, с которой и слетела туфелька) на роль невесты принца.
Подводя итог выше сказанного, обращаясь к типологии патологий личности профессора Дусавицкого А.К., можно сказать, что психологический портрет Золушки - это портрет "Стоика":
с основным жизненным принципом - терпение,
с второстепенным, саможертвующим отношением к себе,
с типом личности, который сформировало окружение (в случае Золушки - это мачеха и её дочери),
с принятием приоритетности других,
с идеалистическим мышлением и приглушенными в себе чувствами,
с отсутствием воли и прикладыванию больших усилий для реализации своих желаний,
с памятью, которая отказывается помнить всё то, что происходит и
в результате бессмысленным прожиганием жизни.
Подходя к концу истории о Золушке, веришь в то, что благодаря положительному воспитанию, полученному в раннем детстве, "волшебным" обстоятельствам, поддержки феи-крёстной, принца и, наконец, своим усилиям и целеустремлённому развитию, эта молодая девушка станет целостной личностью: творческой, с ярким проявлением достойного уважения к себе, реализующей свои желания, чувствующей и помнящей каждый момент своей осмысленной, целеустремленной жизни.
Другие работы по теме:
Система хищник-жертва: экологические и математические аспекты
ис.1: Фазовый портрет модели Рис.2: Фурье –образ «взаимодействия» между хищником и Вольтерры. (1) жертвой в системе (2). Расстояние между линиями равно элементорной частоте. Симметрия спектра относительно вертикальной оси говорит о вещественности исходной функции.
Психологический эксперимент над людьми
Психологический эксперимент над людьми. Тема: Манипуляция над людьми. Цель эксперимента: Доказать, что многие люди видят то, что хотят увидеть и это правда. Но есть и ещё одна правда. Какую реальность нам дают, такую мы и воспоминаем.
Тема Кол-во страниц
Арсентьева, Н. Н и др. Русская и зарубежная литература конца 19-начала 20 века: основные течения. Часть Орел, 1998. 275с. – С. 216 – 233
Верный Иоганн
Автор: Гримм. Верный Иоганн обещал умирающему королю присмотреть за его сыном, однако нарушил одно из обещаний и показал принцу портрет королевны с золотой крыши. Однако затем помог жениться на ней, заманив на корабль золотыми изделиями.
Классицизм в живописи
Автор: Разное Классицизм как направление в искусстве возник в России и в других странах на политической основе. Он возник во время укрепления абсолютизма и должен был служить его укреплению и прославлению.
Потрет как средство создания образа в романе Обломов
Автор: Гончаров И.А. Гончаров в чем-то продолжил гоголевские традиции. И этим «чем-то» являются описания. Автор романа тщательно вырисовывает словом, как художник кистью, пейзажи, детали и портреты. Именно о портрете мне бы хотелось порассуждать подробнее.
Психологический портрет в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Как известно, Л. Н. Толстой был великим мастером психоанализа и “диалектики души” человека. Ему было свойственно изображение “текучих”, сложных, противоречивых характеров и развивающихся событий. Именно сам процесс внутренней жизни героев и ее эволюция привлекали писателя.
Психологический портрет в русской литературе
В художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски этим искусством владели.
Картина В.Л. Боровиковского Портрет Е. Н. Арсеньевой
Картина В.Л. Боровиковского "Портрет Е. Н. Арсеньевой" Автор: Разное Перед нами картина художника В.Л. Боровиковского. На этой картине изображён портрет Е.Н. Арсеньевой. Эта интересная молодая особа, примерно двадцати пяти лет. По её взгляду видно, что она довольна своей жизнью. Е.Н. Арсеньева из интеллигентной семьи, так как она одета в красивое, белое платье.
Композиция романа Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова... М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов в романе “Герой нашего времени” создает портрет типичного представителя 30-40-х годов XIX века. Печорин, по признанию автора, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
Портрет в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Портрет как одно из средств художественной выразительности всегда занимал достаточно важное место в литературном произведении, так как изображение героя является частью его образа. Однако портрет - это не только описание его внешности, но и знакомство с его жизнью, это его чувства и поступки.
Портрет императора Николая II работы В.А.Серова
Валентин Серов был, без сомнения, первым портретистом своего времени. Чести позировать ему домогались многие, но побаивались проницательности художника – способности отразить на холсте потаенные качества портретируемого.
Моя поездка в Эрмитаж
рмитаж. Не так давно мы со всем классом поехали в Эрмитаж. Тема нашей поездки была живопись, портреты XV–XVII веков в Европе. Поездка в этот музей мне не очень понравилась. В галерее Эрмитажа наверняка не менее сотни картин этого жанра, но нам почему-то показали всего четырнадцать портретов – это меня очень огорчило, но зато о каждой картине нам очень подробно, хорошо и понятно рассказала экскурсовод.
Вишняков, Иван Яковлевич
Введение 1 Биография и творчество 2 Иллюстрации Список литературы Введение Ива́н Я́ковлевич Вишняко́в (1699—1761) — русский портретист XVIII века, представитель стиля рококо.
Левицкий, Дмитрий Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография Список литературы Введение Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 1735—1822) — русский[1] живописец украинского[2] происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.
Антропов, Алексей Петрович
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография Введение Алексе́й Петро́вич Антро́пов (1716—1795) — русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты.
Островский, Григорий Силович
Григорий Силович Островский (1756—1814) — русский художник-портретист XVIII века. Работал в усадьбе Нероново, принадлежавшей семье Черевиных, примерно в 25 км к юго-востоку от Солигалича.
Боровиковский, Владимир Лукич
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Адреса в Санкт-Петербурге 4 Произведения 5 Галерея работ 6 Библиография Введение Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757—1825) — русский художник, мастер портрета.
Рокотов, Фёдор Степанович
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Наиболее известные произведения 4 Память 5 Галерея 6 Библиография Введение Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735? — 1808) — русский художник, портретист, представитель стиля рококо.
Бланк, Антоний
А.Бланк. Портрет Абрахама Штерна(1823) Ян Антоний Бланк (польск. Jan Antoni Blank; род. 6 мая 1785 г. Ольштын — ум. 20 февраля 1844 г. Варшава) — польский художник — классицист.
Дервиз
Дервиз Дервиз вернее фон-дер-Визе — русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих-Дитрих Визе был старшим бургомистром. Правнук Матвея Дервиза, Иоанн-Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц-советником голштинской службы у Петра III и возведен в дворянское достоинство Римской империи, с прибавкой частицы «фон-дер».
Тёмкина, Елизавета Григорьевна
План Введение 1 Биография 2 Известный портрет Елизаветы Тёмкиной 3 Потомки Список литературы Введение Елизавета Григорьевна Тёмкина (13 июля 1775, Москва — ?) — дочь императрицы Екатерины II и светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического.
Бродовский, Антоний
Бродовский А.Эдип и Антигона Антоний Бродовский (польск. Antoni Brodowski; род. перед 26 декабря 1784г. Варшава - ум. 31 марта 1832г. Варшава) - польский художник, педагог, крупнейший представитель классицизма в польской живописи.
Тропинин, Василий Андреевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Адреса в Санкт-Петербурге 4 Галерея 5 Библиография Список литературы Введение Васи́лий Андре́евич Тропи́нин (19 (30 марта) 1776, с. Корпово Новгородской губернии — 3 (15) мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
Никитин, Иван Никитич
Иван Никитич Никитин (около 1680 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Биография Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.