Реферат: Стресс 4 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Стресс 4

Введение

Стресс-лихорадка ХХI века. В городах жизнь кипит, и стресс ярко проявляется в этих условиях. Шум, резкие изменения погоды, усталость, конфликты, перенасыщенность и перенаселенность, все это неблаготворно влияет на здоровье человека и вызывает стресс.

В настоящее время стресс - неотъемлемая часть нашей жизни. Сейчас очень модно жаловаться на стресс, принимать витамины с названием «антистресс» и пользоваться косметикой с тем же названием.

Зачем снимать стресс? Зачем расслабляться? Отдыхать? Для чего нужен стресс? Что будет, если организм всегда будет находиться в состоянии стресса? Как возникает стресс? Как его ликвидировать?

Целью моего реферата является изучение стресса и его влияние на организм человека.

Задачами моего реферата является:

1.Изучение стресса, как явления и механизм его возникновения;

2.Рассмотреть виды стрессов и показать их воздействие на организм человека;

3.Рассмотреть и рекомендовать наиболее эффективные способы снятия стресса;


Понятие «стресс»


В переводе с английского языка слово «stress» обозначает: напряжение, усиление; ударение; значительность; оказывать давление; ставить ударение.

В настоящее время под словом стресс понимают состояние повышенного напряжения организма, вызываемое каким-либо раздражителем – стрессором. Слово стресс используется для описаний состояния индивида в экстремальных условиях.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют физиологический и психологический виды стресса.

Стресс может оказать как мобилизующее (положительное), так и отрицательное влияние на деятельность – вплоть до её полной дезорганизации.

Физиологический стресс вызывается физиологическими стрессорами. К ним относятся чрезмерная физическая нагрузка, повышенная или пониженная температура, перепады атмосферного давления, затруднения дыхания, болевые стимулы, в том числе травматические, и тому подобное.

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс имеет место при информационных перегрузках, когда у человека отсутствует нужное время для принятия верных решений в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

Эмоциональный стресс проявляется при опасностях, обидах, угрозах. Его различные формы (импульсивная, общая и тормозная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, сдвигам эмоций, преобразованию мотивов, нарушениям двигательного или речевого поведения.

Приведённая классификация стрессов увидела свет гораздо позже. Когда же 4 июля 1936 года в английском журнале «Nature» вышла в свет первая статья Г. Селье о стрессе, взгляды и планы канадского учёного казались абсолютному большинству специалистов просто-напросто абсурдными.

Случайность открытия Г. Селье заключается в том, что он совместно с другими исследователями «охотился» за новым половым гормоном, выделяемым яичниками. Гормонами называют вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции. Они возбуждают деятельность тех или иных органов.

Потерпев фиаско в основном исследовании, он из результатов опытов сделал вывод, что повторяемый ответ на различные повреждения является более важным по сравнению с первоначальной целью экспериментальной работы. Он лично чистосердечно признавался, что планирование обнаружения стресса отсутствовало. То есть, он всего-навсего первым заметил, обнаружил то, что все видели всегда.

Стресс: стимул и ответ

Слово «стресс» люди понимают по-разному. Многие используют этот термин для обозначения всех факторов, которые требуют от нас приспособительных реакций. Будем придерживаться терминологии Ганса Селье и определим стресс как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов. Ключевым моментом в определении Селье является то, что стресс – это реакция организма.


Стимул: стрессовые факторы (стрессоры)

Стрессовый фактор (или стрессор) – это любое воздействие, которое

вызывает стрессовый ответ. Существует много потенциальных стрессоров,

например:

- перемены в жизни (каникулы, брак, развод, новая работа и т.д.);

- эмоциональный конфликт;

- любая сильная эмоция;

- страх;

- усталость;

- физическая травма;

- операция;

- резкие изменения температуры;

- шум;

- скученность;

- болезнетворные агенты;

- заболевания.

Изменения представляют собой один из наиболее мощных стрессовых факторов. Любого рода перемены в нашей жизни, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Даже выигрыш в лотерею десяти миллионов следует признать стрессором, поскольку новоявленный миллионер должен привыкнуть к своему статусу.

Действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.


Ответ: общий адаптационный синдром

Стресс как ответ включает сотни измеряемых физиологических изменений, которые Селье назвал общим адаптационным синдромом (ОАС). Селье подчёркивал, что все стрессоры приводят принципиально к одному и тому же ответу. Общий адаптационный синдром, таким образом, представляет собой ответ на любой стрессор.

Стрессовый ответ контролируется гипоталамусом, небольшой структурой, расположенной в мозге. Гипоталамус представляет собой важное промежуточное звено между психической и физической сферой: он регулирует многочисленные функции организма в соответствии с нашим эмоциональным состоянием.

Вегетативная (автономная) нервная система, находящаяся под контролем гипоталамуса, управляет работой желез внутренней секреции и сокращениями мышц сердца, кровеносных сосудов и пищеварительного тракта.

Вегетативная нервная система состоит из двух частей: симпатической и парасимпатической. Симпатическая нервная система активируется такими эмоциями, как страх и гнев, и приводит организм в состояние «боевой готовности» к срочным действиям.

Парасимпатическая нервная система включается ощущением благополучия и способствует восстановлению и запасанию энергии. Баланс активности этих двух систем зависит от нашего эмоционального состояния.

Активация симпатической нервной системы является важным компонентом стрессового ответа, особенно на стадии мобилизации. Но продолжительное сохранение симпатической активности на высоком уровне может существенно ухудшить Ваше здоровье, при этом могут развиться болезни сердца, язвы, нарушения в половой сфере.


Стадии общего адаптационного синдрома

Общий адаптационный синдром делится на три стадии: стадию мобилизации, связанную с реакцией тревоги, стадию сопротивления и стадию истощения.

Стадия мобилизации. В ответ на действие стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам, когда непосредственная опасность минует, мы переходим в стадию сопротивления.

Стадия сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период мы обладаем повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров. Если, однако, уровень стресса слишком долго остаётся очень высоким, наступает стадия истощения.

Стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии и создаёт такие физиологические условия, при которых способность сопротивляться стрессорам уменьшается. На этой стадии иммунная система ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. Любой стрессор способен истощить сопротивление ко всем остальным. Таким образом, люди в состоянии истощения часто страдают от полного упадка физического и психического здоровья.


Эустресс

При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно. Селье использовал термин эустресс для описания стресса как положительной силы. Эустресс («эу» в переводе с греческого - «хороший» или «настоящий») делает организм готовым к оптимальному режиму работы. Но высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время.


Дистресс

Дистресс – это стресс, оказывающий вредное воздействие. Стресс также становится дистрессором, если он ведёт к заболеванию. Многие люди, не научившиеся эффективно управлять своей психикой, долгие годы живут в состоянии сильного стресса. Приведем примеры некоторых заболеваний, которые может вызвать стресс.


Заболевания, которые может вызвать стресс:

-Болезни сердца;

-Инфекционные заболевания;

-Рак;

-Расстройства пищеварения.


Общие принципы борьбы со стрессом:

Научитесь по-новому смотреть на жизнь;

Будьте оптимистом;

Регулярно занимайтесь физическими упражнениями;

Стремитесь к разумной организованности;

Учитесь говорить «НЕТ»;

Учитесь радоваться жизни;

Не будьте максималистом;

Не концентрируйтесь на себе;

Не копайтесь в своём прошлом;

Питайтесь правильно;

Высыпайтесь;

Не злоупотребляйте алкоголем.


Способы быстрого снятия стресса:

Физические упражнения;

Глубокое дыхание;

Расслабление;

4.Отрыв от повседневности;

а) поездка в отпуск или на выходные дни,

б) театр,

в) кино,

г) телевидение,

д) книги.

5. Биологическая обратная связь;

6. Гипноз;

7. Массаж;

8. Снижение темпа жизни;

9. Пересмотр жизненных позиций.


Психологические механизмы защиты от стресса

Психологические механизмы защиты от стресса включают те приёмы, которыми мы подсознательно пользуемся, чтобы избавиться от ощущения тревоги. Большинство психологов признают их чрезвычайную важность для преодоления стресса. Использование защитных механизмов отнимает у человека довольно много эмоциональной энергии, но применение их в соответствующей ситуации может сыграть неоценимую роль. Включение тех же механизмов в неподходящей ситуации может оказаться неуместным и, больше того, свидетельствовать о наличии эмоционального сдвига.

Мы обсудим не все, а лишь некоторые из наиболее употребительных механизмов защиты.


Подавление – это процесс оттеснения взывающих стресс воспоминаний, мыслей или чувств в сферу подсознания.

Регрессия – это попытки субъекта вести себя так, как он вел себя в какие-то более ранние моменты своей жизни.

Сублимация – это преобразование социально неприемлемых побуждений в приемлемое поведение.


Практическая часть


Для подтверждения правильности суждений Селье о причинах стресса и способах его снятия мною было проведено тестирование, определяющее настроение, активность, самочувствие и уровень стресса человека.

Результаты теста: «Самооценка эмоциональных состояний»

Таблица 1. 10 «а» класс.

Фамилия, имя Настроение (от 100%) Активность (от 100%) Самочувствие (от 100%) Общее состояние (от 100%) Уровень стресса
Атаманов А. 52% 43% 33% 43% 57%
Ахтямов А. 57% 59% 54% 54% 46%
Дорхова В. 48% 32% 54% 45% 55%
Калантарова Г. 51% 24% 49% 41% 59%
Крутова Н. 59% 58% 66% 61% 39%
Леонтьева М. 57% 44% 35% 45% 55%
Метленко Я. 59% 57% 53% 56% 44%
Пивоваров А. 61% 55% 47% 54% 46%
Понкратова Ю. 63% 47% 44% 51% 49%
Попова А. 48% 48% 62% 53% 47%
Селифонов В. 43% 40% 40% 41% 59%
Сливка И. 41% 46% 47% 45% 55%
Стрельцова М. 50% 50% 44% 48% 52%
Советов В. 60% 51% 60% 57% 43%
Тодуа Ж. 63% 56% 52% 57% 43%
Усов Р. 26% 37% 44% 36% 64%
Среднее по классу 52% 46% 49% 49% 51%
Результаты теста: «Самооценка эмоциональных состояний»

Таблица 2. 11 «а» класс

Фамилия, имя Настроение (от 100%) Активность (от 100%) Самочувствие (от 100%) Общее состояние (от 100%) Уровень стресса
Абрамов А. 62% 60% 62% 61% 39%
Атаманов А. 61% 51% 52% 56% 44%
Ахтямов А. 77% 54% 67% 66% 34%
Гамаюнов С. 61% 61% 63% 61% 39%
Илюхина М. 58% 63% 62% 61% 39%
Калантарова Г. 65% 58% 68% 63% 37%
Кучмистая Е. 58% 41% 58% 52% 48%
Леонтьева М. 64% 61% 65% 63% 37%
Маслов Г. 59% 39% 60% 52% 48%
Понкратова Ю. 64% 65% 61% 63% 37%
Попова А. 37% 54% 51% 47% 53%
Сливка И. 54% 50% 55% 53% 47%
Советов В. 55% 59% 53% 55% 45%
Стрельцова М. 66% 50% 55% 57% 43%
Тодуа Ж. 56% 55% 62% 57% 43%
Усов Р. 59% 59% 56% 58% 42%
Среднее по классу 57% 55% 63% 58% 42%

Сравним полученные результаты:


Сравниваемые характеристики

Конец учебного года,

10 класс

Начало учебного года,

11 класс

Настроение* 52% 57%
Активность * 46% 55%
Самочувствие* 49% 63%
Общее состояние* 49% 58%
Уровень стресса* 51% 42%

*-средний процент по классу;


Заключение:


Стресс представляет собой ответ организма на действие любого стрессового фактора. В зависимости от силы и продолжительности стресс может приносить либо пользу, либо вред. Сильный стресс, длительно поддерживающийся любым фактором, может сильно ослабить организм. Каждому человеку необходимо держать свое эмоциональное состояние под контролем, чтобы бороться со стрессом.

На практике, на примере учеников школы, было доказано, что стрессорами могут стать: проблемы с учёбой, утомляемость, приближающиеся экзамены, проблемы в семье и прочее. Средний уровень стресса по 10 классу (см. таблицу 1), в конце учебного года, равен 51%.

После летних каникул было проведено ещё одно тестирование, которое показало, что средний уровень стресса по классу (см. таблицу 2) снизился до 42%, что было связано с тем, что ученики отдыхали, принимали солнечные ванны, посещали курорты и развлекательные комплексы.

Каждый человек переживает в жизни эмоциональные трудности. Если же они связаны с независящими от нас обстоятельствами, если переживания очень сильны, лучше обратиться к специалисту. Современные методы лечения способствуют решению большинства проблем.


Список литературы:

Е. Миронов: «Стресс»; Москва - Санкт-Петербург «Диля», 2003.

К.Байер, Л.Шейнберг: «Здоровый образ жизни»; Москва, «Мир», 1997.

Е.Александрова: «Как победить стресс»; Москва, «Центрполиграф»,2005.

З.А. Власова: Биология справочник школьника. Филологическое общество «Слово». 1995.