Отто Эстерле
Разум, интеллект обычно связывают со способностью человека мыслить, понимать, различать, находить выход из трудных ситуаций, а также с сообразительностью, изобретательностью, уменьем предвидеть будущие события. С появлением кибернетики делаются попытки создания искусственного, компьютерного интеллекта. При этом успешное моделирование каких-либо простых видов умственной деятельности человека приводило кибернетиков в восторг и они тут же назначали сроки окончательной замены человека компьютером. Но каждый раз эти сроки сдвигались в неопределенное будущее. И сегодня они не определены.
В последнее время разработаны системы количественной оценки интеллекта, так называемые IQ. Но и здесь не все удачно. Выясняется, например, что признанный гений по этим системам может получить меньше баллов, чем средний, но тренированный человек. Причина всех этих неудач, вероятно, одна: нет четкой формулировки понятия интеллект, нет глубокого понимания сути этого феномена. Что же такое интеллект, разум?
Зададим себе два вопроса: зачем нам нужен разум и возник ли он внезапно или развился из чего-либо? Типичный ответ типа: разум нужен, чтобы мыслить, не отвечает на вопрос, потому что тянет за собой новый вопрос: а зачем мыслить? Ответ: мыслить, чтобы быть человеком, уже вообще ошибочен, так как однозначно доказано, что и животные имеют зачатки мышления. Кстати, при анализе проявлений мышления у животных становится ясным его назначение: чтобы выжить. Разум как способность отражать окружающий мир, тоже требует ответа на вопрос: а зачем отражать?
Рискну навлечь на себя обвинения в примитивизации человека, но смею утверждать, что цель разума у человека та же: чтобы выжить, чтобы стабилизировать свое существование. Какой бы умственной деятельностью ни занимался человек: учился в школе или институте, выучился на астронома и наблюдает небо, изобретает ракетный двигатель или компьютер, сочиняет музыку или стихи, путешествует или копит деньги, его цель одна и та же: лучше понимать мир, чтобы защититься от его опасностей, сделать себе имя и достичь стабильной жизни.
Откуда же взялся разум? Возник ли он внезапно, как озарение или развился из какой-то более примитивной формы отражения внешнего мира? У всех видов материи есть одно универсальное свойство – инерция, т.е. сопротивление окружающим изменениям. Чтобы что-то изменить, нужно затратить энергию. Самое простое изменение является предметом механики. Это изменение скорости движения какого-либо тела. Чтобы, например, изменить скорость движения тела массой 1 кг с 50 до 100 км/час, нужно затратить энергию в 0,6 кДж. Чтобы изменить скорость движения молекул воды, т.е. температуру 1 кг воды на 1°С, нужно затратить уже 4,2 кДж (в 7 раз больше). Если же нагревать воду от –0,5°С до +0,5°С, т.е. растопить лед, нужно уже 330 кДж (т.е. в 550 раз больше), а от 99,5°С до 100,5°С – 2260 кДж (в 3767 раз больше). В последних случаях мы имеем дело с фазовыми превращениями вещества, которые сопровождаются изменением скоростей движения валентных электронов его атомов. Аналогичные изменения имеют место и при химических превращениях, при которых поглощается (или выделяется) в среднем около 400 кДж.
Химические системы тоже сопротивляются внешним воздействиям. При их нагревании, например, в них протекают такие превращения, которые поглощают энергию и охлаждают систему. При их охлаждении они, наоборот, выделяют тепло и «стараются не остывать». Такая «химическая инерция» называется принципом Ле Шателье-Брауна (каждая наука придумывает для одного и того же явления собственное название).
Живые организмы могут «включать» не только химические, в данном случае – биохимические процессы, но и активно передвигаться из освещенной Солнцем зоны в тень или наоборот, повышая таким путем «инерцию» своего организма или, другими словами: стабилизируя параметры своего организма. Биологи назвали этот вид инерции «гомеостаз». У теплокровных животных гомеостаз еще более совершенен, так как температура их тела регулируется автоматически и независима (вернее: почти независима) от окружающей температуры.
Еще один качественный скачок совершила инерция с появлением разума. Разумное существо пользуется дополнительно к теплокровности одеждой, жилищем, огнем, вентилятором, кондиционером и т.д.
В технических системах автоматического регулирования применяется так называемый коэффициент стабилизации. Это отношение величины внешнего изменения к величине изменения внутри системы. Возьмем для примера телевизор. В старых телевизорах еще не было стабилизаторов напряжения. И когда сосед включал у себя мощную нагрузку, например, электронагреватель, напряжение в электросети падало и изображение на экране телевизора становилось меньше и тусклее. Впоследствии конструкторы улучшили «гомеостаз» телевизора и теперь он менее зависим от мешающих воздействий соседей.
Приблизительные расчеты показывают, что коэффициент стабилизации за счет разума в тысячи раз выше, чем у химических систем и в миллионы раз выше, чем у механических. Этот коэффициент может служить объективной количественной оценкой разумности людей, например, решений политиков. Он может также показать, улучшает ли политик свой личный «гомеостаз» или своих избирателей.
Таким образом, разум можно схематически изобразить как верхний этаж четырехэтажного здания, нижним этажом которого является механическая инерция, вторым – принцип Лешателье-Брауна, а третьим – гомеостаз животных.
Можно представить себе это здание более детально в виде матрешки. В сердцевине матрешки находится самое ценное: наследственное вещество ДНК, которое защищено от вредных воздействий изменчивого окружающего мира большим числом химических и термодинамических стабилизаторов: мембранами клеток, многоклеточностью (дублированием генетической информации), кожей, волосяным покровом, теплокровностью, одеждой, жилищем, кондиционером, противоракетной системой и т.д.
Наследственное вещество хорошо изолировано от изменчивой внешней среды и поэтому к нему применимы законы классической термодинамики. Один из них – минимизация свободной энергии наследственного вещества, ведущая к росту «апериодического кристалла» (Э. Шредингер), т.е. к усложнению и совершенствованию организмов вплоть до возникновения разума (и дальше). Это и есть причина биологической эволюции и ее продолжения – развития человеческого общества. Существуют детально разработанные гипотезы, показывающие, что и само наследственное вещество возникло путем эволюции углеродного вещества (нитевидного кристалла графита), находящегося в потоке энергии и вещества со случайным составом и играющего роль катализатора (А.П. Руденко, В.Я. Савенков и др.). Мной показано, что из всей Периодической системы в такой открытой проточной системе «застрянут» именно те вещества, которые определяют химический состав тела человека (см. мою книгу "Goldene Mitte...", 1997). Если эти представления верны, то во Вселенной разум возникает автоматически при подходящих условиях и разумные существа должны быть в принципе похожими на землян (см. также « Почему жизнь концентрируется при 37°С?»).
Список литературы
Эстерле О.В. Почему жизнь концентрируется при 37°С?
Oesterle, Otto. Goldene Mitte – unser einziger Ausweg. Vom zersplitterten zum ganzheitlichen Wissen. Schweiz, 1997, ISBN 3-9520261-9-0.
Другие работы по теме:
Религиозное учение и этика Канта
Краткий очерк жизни и творчества великого немецкого философа Иммануила Канта, своеобразие и характеристика его основополагающих идей. Религиозное учение о назначении человека и его отражение в трудах Канта. Процесс познания, его этапы и влияющие факторы.
Деизм
Введение 1 От Чербери к Юму 2 Отношение деизма к традиционным религиям 3 Известные деисты Введение Деи́зм (от лат. deus — бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм.
Марксистская философия 3
Марксистская философия Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия XVIII века
Введение 1 Предыстория 2 Список философов XVIII века Введение Философия XVIII века — это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластики и слепому следованию церковным догмам.
Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона
Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А.Тимирязева Кафедра философии Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона Выполнила: Студентка 102 группы
Понятия по философии
БЛОК 1 —представление о природных и социальных процессах, в виде сверхъестественных сил. Мифология —исторический тип мировоззрения, основанный на представлении древних людей о явлениях природы и социальных процессов.
Философия культуры Гегеля
Три уровня, модификации существования мирового разума. Субъективный, объективный и абсолютный разум. История культуры по Гегелю.
Анаксагор
Прогресс в теории познания Анаксагора. Чувственное познание.
Место авторитета и разума в индийской философии
Чтобы отыскать ответы, совместимые с истинами, уже установленными нашим опытом, философ должен применить воображение и разум. Подобно другим отраслям знания, философия в своих исканиях идет от известного к неизвестному.
Козлов Алексей Александрович
Козлов Алексей Александрович - философ-персоналист. Признавал существование множества бесконечных духовных субстанций, центральная из которых - Бог. Критиковал гегелевскую диалектику, позитивизм и материализм.
Иммануил Кант проблемы бытия и познания
Процесс познания, по мнению Канта, проходит три ступени: чувственное познание; рассудок; разум. 1. Чувственное познание. Кант признает существование внешнего предметного мира, который он называет «вещи-в-себе». Они воздействуют на наши органы чувств и порождают наглядные представления.
Веланский Данило Михайлович
Исходил из тождества бытия и мышления, критиковал агностицизм, развивал идеи о всеобщей взаимосвязи /борьба полярностей, триада/. Оказал влияние на М. Павлова и любомудров.
Эстетика силы в философии Ницше
Эстетику Ницше принято связывать с ранними его работами, находя ее главным образом в "Рождении трагедии", "Философии в трагическую эпоху Греции" и др. Но при этом совершенно неоправданно забывают о поздних работах Ницше.
Сочинения на свободную тему - Грех и добродетель людская
Не скажу что я верю в Бога. Пожалуй я даже не верю в него. Это приходит со временем. Я хочу верить потому что верующие люди самые счастливые люди на земле. Они знают что такое истина что такое любовь что такое грех и добродетель людская.
: Декарт основоположник рационализма
Родился в 1596 г во Фр в семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г
Поэма Двенадцать Блока
Александр Блок — поэт XX века, поэт своей страны. После революции поэт остался дома, любя Родину, он не мог расстаться с тем, что ему дорого, У него не возникало мысли покинуть Россию, Революция несла перемены. Блок принял ее, так как поэта влекло все новое, неизведанное.
В чем смысл жизни человека 2
В чем смысл жизни человека?.... Этот вопрос будоражит умы человечества на протяжении тысяч лет. Об этом вопросе задумывались и греческие философы, и современные психологи, и китайские мыслители, об этом задумывается каждый человек, но конкретного ответа на него никто не дал. Вопрос «В чем смысл жизни» не совсем понятен, возможно, поэтому никто до сих пор и не дал на него ответа, а ученые пытаются игнорировать его.
Стихотворение Пушкина Мадонна
Автор: Пушкин А.С. Любовная лирика Пушкина крайне обширна и многообразна. Ее составляют стихотворения, написанные в жанрах послания, элегии, романса и в полижанровых формах.
Природа в восприятии И. С. Тургенева
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.
Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина Недоросль
Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Д. И. Фонвизин широко известен как автор комедии "Недоросль", как отличный сатирик. Комедия "Недоросль" была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. В своем произведении он затронул самую важную проблему того времени.
Чтение. Что это в наши дни
Автор: Сочинения на свободную тему Книга… Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишённый печатного знака? По-моему, эта утрата была бы более невосполнимой, чем, например, исчезновение в нашей жизни электрического света, так как был бы потерян важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленных всеми эпохами чувств, а человеческий разум погрузился бы в пучину мрака, темноты и нравственного застоя.
Разум
Введение 1 Этимология и близкие понятия 2 Разум в философии 3 Разум и язык 4 Разум и божество 5 Разум и практика 6 Разум и мозг 7 Разум у животных Список литературы
Почему я выбрал профессию юриста 2
Почему я выбрал профессию юриста? Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? - пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать совсем маленьким детям. Но вот благополучно миновали десять лет школьной жизни, неумолимо надвигается выпускной бал, а сакраментальное «Кем быть?» все сильнее тревожит душу и разум и подросшего ребенка, и его родителей.
Марк Аврелий
Марк Аврелий (121–180 гг.) был императором Рима с 161 г. Это был деятельный и энергичный правитель, при котором велось несколько войн. В конце его правления в Риме разразилась эпидемия чумы, от которой умер и сам император.
Ибн Баджжа
Ибн Баджжа, Абу Бакр Ибн Йахйа (лат. Авемпаце) (ок. 1082 – 1139), врач, философ, визир во времена правления Альморавидов.
Сеченов Иван Михайлович
Сеченов Иван Михайлович - основоположник отечественной физиологии и объективного направления в психологии, философ.
Познание есть процесс приобретения знаний
, т.е. восприятие действительности и ее объяснение. Выделяют два принципиально различающихся вида человеческого познания: чувственное (перцептивное) и рациональное. Источником чувственного познания являются органы чувств: зрение, слух, осязание. Рациональное основано на абстрактно-понятийном мышлении – человеческом разуме.