Теория базируется на идеях Лакана о ведущей роли языка как феномена культуры в расшифровке и понимании бессознательных процессов. Кардинально пересмотрев теорию 3. Фрейда с позиций структурной лингвистики и семиотики. Лакан отождествил бессознательное со структурой языка.
В основе психоаналитической концепции Лакана лежат два тезиса: 1) бессознательное структурировано, подобно языку; 2) бессознательное есть речь "Другого". Опираясь на эти тезисы, Лакан утверждал, что только лингвистический анализ языка и его механизмов может адекватно раскрыть структуру бессознательных процессов. Структурированность бессознательного, подобно языку, с точки зрения Лакана, означает, что в нем имеются особые бессознательные речевые элементы, которые не осознаются человеком, но играют важную роль в протекании и развертывании психических процессов. Сведение бессознательного к языку, речевым структурам лежит и в основе понимания Лаканом психических заболевания. Ученый отвергает взгляд на последнее как на нечто совершенно отличное от нормы. Болезнь – это просто иной способ существования, точнее, иное символическое языковое измерение. С точки зрения Лакана, чистое доязыковое бессознательное нам не дано: судить о нем можно только на основании рассказа пациента о своих снах и желаниях, с одной стороны, и анализа речи пациента аналитиком – с другой. Бессознательное – это речь "Другого". Понятие "Другой" у Лакана многозначно: это и отец, имя которого связывается с законом и порядком, и место культуры, в котором распутываются все "приключения индивид, желаний".
Личность Лакан понимал как знаковое, языковое сознание, структуру же знака психологизировал, рассматривая ее с точки зрения психологической ориентации индивида , т. е. с позиции проявления в ней действия бессознательного, реализующегося в сложной диалектике взаимоотношения "нужды" и "желания". По его мнению, человек никогда не тождественен какому-либо своему атрибуту, его "Я" никогда не может быть определено, поскольку всегда находится в поисках самого себя и способно быть репрезентировано только через "Другого", через отношения с др. людьми. Однако при этом никто не может полностью познать ни самого себя, ни другого, т. е. не способен полностью войти в сознание др. человека.
Структура человеческой психики, по Лакану, является сферой сложного и противоречивого взаимодействия трех составляющих: Воображаемого, Символического и Реального.
Воображаемое – это такой комплекс иллюзорных представлений, которые человек создает сам о себе и который играет важную роль его психической защиты, или, вернее, самозащиты. Воображаемое подчиняется не "принципу реальности", а логике иллюзии: оно создает образ "Я", устраивающий индивида и играющий экранирующую роль как по отношению к объект, действительности, так и по отношению к тем образам этого индивида, которые существуют в сознании его партнеров по коммуникации – "других"; в этом смысле Воображаемое есть область "незнания", заблуждения человека относительно самого себя. Формирование воображаемого происходит у ребенка в возрасте от 6 до 18 месяцев – на стадии, которую Лакан назвал "стадией зеркала": именно в этот период ребенок, воспринимавший ранее собственное отражение как др. живое существо, начинает отождествлять себя с ним, узнавать себя в зеркале.
Символическое – это сфера социокультурных норм и представлений, которые индивид усваивает в основном бессознательно, "символически", чтобы иметь возможность нормально существовать в обществе, т. е. это область сверхличных, всеобщих смыслов, задаваемых индивиду обществом. Если в "порядке Воображаемого" отношения ребенка с матерью характеризуются слитностью и непосредственностью, то, вступая в царство Символического, он обретает в виде отца с его именем и запретами того "Другого", который знаменует для него встречу с культурой как с социальным, языковым интеллектом человеческого существования.
Реальное – самая проблематичная категория Лакана – включает непосредственные жизненной функции и отправления. Это та сфера биологически порождаемых и психически сублимируемых потребностей и импульсов, которые не даны сознанию индивида в какой-либо доступной для него рационализированной форме.
Отсюда – радикальный пересмотр Лаканом классич. понятия "субъекта". Если в рамках картезианской традиции "субъект" рассматривался как некая субстанциальная целостность, как суверенный носитель сознания и самосознания и как ценностная точка отсчета в культуре, то, по Лакану, напротив, субъект предстает как функция культуры, как точка пересечения различных символических структур и точка приложения сил бессознательного. Не культура является атрибутом индивида, а индивид оказывается "атрибутом" культуры, говорящей "при помощи" субъекта; сам же по себе субъект есть "ничто", некая "пустота", заполняемая содержанием символических матриц. Отсюда – постоянное взаимодействие между субъектом как носителем культурных норм и "Я" как носителем "желания", т. е. между Символическим и Воображаемым. Символическое пытается полностью подчинить себе индивида, тогда как задача "Я" состоит в том, чтобы, используя топосы культуры, создать с их помощью собственный нарциссический образ, т. е., подставив "Я" на место "субъекта", создать себе культурное алиби. Тем самым уточняется понятие бессознательного: бессознательное, по Лакану, это "речь Другого", но такая речь, которая постоянно редактируется Воображаемым.
Практикуемая Структурным психоанализом терапия ориентирована преимущественно на языковую проработку словесных выражений. Лакан сравнивал психотерапевтическую ситуацию с ситуацией восприятия незнакомого языка – и в том и в др. случае человек имеет дело с речевым потоком, протекающем на уровне означающего, никак не соотнесенного с означаемым. Однако в психотерапевтической ситуации речь идет о двоякой интерпретации означаемого – как "объективной реальности", так и содержания психики пациента. В последнем случае означаемое, т. е. содержание психики пациента, скрывается им осознанно и может быть выявлено лишь по случайным деталям речи и поведения. Доступная психоаналитику задача не может состоять лишь в том, чтобы реконструировать реальные обстоятельства, внешн. по отношению к истории пациента, или же проникнуть вглубь содержаний его сознания. Его цель – реконструировать на основе протекающего перед ним потока означающих структуру этого потока, которая и есть, по мнению Лакана, не что иное, как структура бессознательного.
Список литературы
Н. В. Чепелева. Структурный психоанализ (Ж.Лакан)
Другие работы по теме:
Мотивный анализ
Мотивный анализ - разновидность постструктуралистского подхода к художественному тексту и любому семиотическому объекту. Введен в научный обиход профессором Тартуского ун-та Борисом М. Гаспаровым в конце 1970-х гг.
Зарубежная философия ХХ века
Общие черты и основные направления зарубежной философии ХХ века. Позитивизм и его модификации. Структурализм. Философия жизни. Психоанализ. Экзистенциализм. Религиозная философия. Герменевтика. Ситуация постмодернизма в философии.
Фрейд именно таков, каким вы хотите его видеть
Полторак Кристина гр.1521 ФРЕЙД ИМЕННО ТАКОВ, КАКИМ ВЫ ХОТИТЕ ЕГО ВИДЕТЬ «Сны – отражение реальности, а реальность – отражение снов» З.Фрейд Психоанализ сложился в конце Х1Х - начале ХХ вв. как общая теория и метод лечения нервных и психических болезней, предложенные австрийским невропатологом и психиатром З.
Структурализм в гуманитарных знаний
Структурализм, научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. 20 в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Возникновение С. как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирическому к абстрактно-теоретическому уровню исследования; основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации.
Структурализм (М. Фуко, К. Леви-Стросс, Ж. Лакан)
Основные принципы структурализма. Структурный анализ в лингвистике и антропологии К. Леви-Стросса. Попытки Якобсона и Греймаса построить лингвистическое описание структур литературы. Мишель Фуко как крупная и характерная фигура в философии ХХ века.
Мир как фантазм и репезентация
Новейшая философия представляет различные подходы к проблеме сознания. Все они так или иначе апеллируют к традиции, связывая ее с позициями различных авторов и переформулируя саму проблему сознания соответствующим образом.
Дадаизм
Название течения связано с центральным для дадаизма термином «дада», характеризующимся предельной плюральностью и в силу этого принципиальной неопределенностью значения.
Фрейд и научный позитивизм
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. … … ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА … Реферат " Фрейд и научный позитивизм" аспиранта Москва 2004 Содержание Содержание………………………………………………………………………………. 2
Классический психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ как общие теории и методы лечения нервных и психических болезней, предложенные австрийским невропатологом и психиатром З. Фрейдом. Философское течение психоанализа, создание учения о строении психики, структурной теории, социальной философии.
Философия Норвегии
Вследствие длительной политической зависимости Норвегии от Дании самостоятельное развитие норвежской философии началось во 2-й половине 18 в. 1-я половина 19 в. характеризуется интересом к проблемам истории, личности и свободы.
Гендер и обман в рекламе
Женщина защищена от недобросовестной рекламы в большей степени, чем мужчина. Мужчина, склонный анализировать полученную информацию, скорее всего, поверит рекламе, если то, что сказано в ней о товаре не вступает в противоречие с логикой.
Невроз
Невроз - психическое отклонение от нормы, связанное с мучительными переживаниями, но не всегда признаваемое болезнью. Невроз составляют основной предмет психоанализа и рассматриваются им как результат конфликта между различными частями психики.
Психоанализ
Психоанализ - разработанное Зигмундом Фрейдом в начале ХХ в. психологическое учение, совершившее одну из самых серьезных научных революций (см. парадигма) и оказавшее огромное влияние на всю последующую культуру ХХ в.
Психоанализ (3.Фрейд)
Ортодоксальный психоанализ – это разработанные З. Фрейдом 1) метод лечения психических расстройств; 2) учение о бессознательных психических процессах.
Жак Лакан
Подобно Леви-Стросу, обнаружившему аналогии между языком и феноменом родства, Лакан интерпретировал язык как структурное условие «психоаналитических» феноменов; само бессознательное «структурировано как язык».
Гештальттерапия (Ф.С.Перлз)
На развитие направления оказали влияние современная западная философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, различные психотерапевтические подходы: психоанализ, психодрама , телесно-ориентированная психотерапия.
О психологии
Вопросы по психологии: понимающий аутизм глазами современников, предпосылки и развитие методологического страха, гипотеза, теории сексуального субъекта, методология, особенности экзистенциального архетипа, о неравномерности контраста, сексуальный импульс.
Психоанализ ХХ века
: становление и развитие Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологомЗигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года. С тех пор понятиепсихоанализа сперва стало неотъемлемой частью исследовательской и практической деятельности ряда психотерапевтов, а затем прочно вошло в обыденное сознаниемногих людей.
кое-что о Зигмунде Фрейде
С сайтов www.dotu www.ndkb.h1 можно взять много материалов по философии, истории, социологии, экономике, теории управления Кое-что о Зигмунде Фрейде и его психоанализе
Самостоятельный психоанализ
НЕ ПОДГЛЯДЫВАТЬ! Иначе пропадет весь интерес. Это очень интересный тест. Попробуйте ответить на него. Прежде, чем начать отвечать на вопросы подготовьте ручку и бумагу. Как только Вы прочтете вопрос, сразу же запишите ответ на него.
Психоанализ детства
Московский Государстенный Университет имени М. В. Ломоносова Факультет психологии Кафера возрастной психологии Реферат на тему: “Психоанализ детства”
Психоанализ 2
Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах.
Позитивистский автоматизм в XXI веке
Особенности когнитивного и возрастного конформизма, социометрического и экзистенциального стимула. Сущность потребительского интеллекта, онтогенеза речи, психоанализа. Основные моменты методологического гомеостаза. Возможность эриксоновского гипноза.
Психоаналитический концепт взгляда
Концепт взгляда, структурирующего пространство видимого, в теории кино и в психоанализе Жака Лакана. Представление, пол и нарратив. Видимая и невидимая стороны насилия. Бытие под взглядом: взгляд как причина желания и одновременно стадия его исчезновения.
Основные идеи неофрейдизма
Идеи, теории и взгляды основных представителей неофрейдизма. Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера, социокультурной теории К. Хорни. Концепция "гуманистического психоанализа" Э. Фромма, "Интерперсональная теория психиатрии" Г.С. Салливана.
Ролевой стимул
Понятие ролевого стимула как актуальной национальной задачи. Связь как архетип, сублимированный интеллект. Философский аутотренинг: предпосылки и развитие. Страх как эскапизм, откровенность фрустрации. Материалистический кризис: основные моменты.
Механизм системного кризиса
Диалектический подход к структуре экономики, исходящий из ее понимания, в том числе и как системы, предполагает развитие национальной экономики в результате единства и борьбы двух сторон одного противоречия – устойчивости и динамизма
Тема Кол-во страниц
Арсентьева, Н. Н и др. Русская и зарубежная литература конца 19-начала 20 века: основные течения. Часть Орел, 1998. 275с. – С. 216 – 233
Системный подход в управлении качеством
Функционально-структурный анализ как один из подходов системного исследования качества в проектировании систем. Декомпозиция цели системы на функции. Основные этапы функционально-структурного анализа. Сравнение функциональной и структурной схемы.
Гоити, Мартин де
Мартин де Гоити (исп. Martнn de Goiti, 1549(1549) — 1576) — испанский военнослужащий, мореход, принимавший участие в операциях в Тихом океане и в Восточных Индиях с 1565 г. После 1569 г. находился под командованием Лопеса де Легаспи, с которым воевал пртив раджи Сулеймана III, правителя Манилы, за установление контроля над местными территориями.