Ортодоксальный психоанализ – это разработанные З. Фрейдом 1) метод лечения психических расстройств; 2) учение о бессознательных психических процессах.
Стержнем всей системы психоанализа является предложенная З. Фрейдом структурная модель личности, базирующаяся на т. н. топографич. модели психики, включающей три слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент времени. Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, др. материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символ, форме – в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках.
Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго ("Я") и Супер-эго (Сверх-Я). Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетиеской основой личности В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичным процессом (простые и примитивные правила ассоциации). На этапе созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внешним миром, часть Ид претерпевает изменения и превращается в Эго.
Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект. При помощи вторичного процесса (реалистическое мышление и др. высшие ментальные процессы) Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью механизмов, в т. ч. механизмов защиты (см. Защитные механизмы).
Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также комплекс Эдипов т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Супер-эго, в свою очередь, состоит из двух структур – совести и Эго-идеала. Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер-эго действуют на всех трех уровнях сознания.
Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью. состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п.). В противном случае возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола.
Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, трактуемого как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. При этом любая активность человека определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть как прямым, так и замаскированным. По мнению Фрейда, существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Они являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение человека Специфическую энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо. Это также основа развития личности, характера . В процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо. В связи с этим выделяются пять последовательных стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида , но и человеческого общества.
Психоаналитическая терапия направлена на изучение бессознательного с целью осознания неосознаваемых мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения и т. п., что, в свою очередь, ведет к усилению Эго и построению более реалистичного поведения. Основные методы психоаналитической психотерапии – метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, интерпретация сопротивления и анализ переноса (см. Трансфер).
Психоанализ оказал исключительное влияние не только на психологию и психотерапию, но и на философию, культурологию, социологию, во многом определив культурную ситуацию XX в.
Список литературы
Н. В. Чепелева. Психоанализ (3.Фрейд)
Другие работы по теме:
Мотивный анализ
Мотивный анализ - разновидность постструктуралистского подхода к художественному тексту и любому семиотическому объекту. Введен в научный обиход профессором Тартуского ун-та Борисом М. Гаспаровым в конце 1970-х гг.
Фрейд именно таков, каким вы хотите его видеть
Полторак Кристина гр.1521 ФРЕЙД ИМЕННО ТАКОВ, КАКИМ ВЫ ХОТИТЕ ЕГО ВИДЕТЬ «Сны – отражение реальности, а реальность – отражение снов» З.Фрейд Психоанализ сложился в конце Х1Х - начале ХХ вв. как общая теория и метод лечения нервных и психических болезней, предложенные австрийским невропатологом и психиатром З.
Классический психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ как общие теории и методы лечения нервных и психических болезней, предложенные австрийским невропатологом и психиатром З. Фрейдом. Философское течение психоанализа, создание учения о строении психики, структурной теории, социальной философии.
Концепция психоанализа
Введение (Основная предпосылка психоанализа. Определение сознательного и бессознательного). Развитие психоанализа. Психоанализ как философское течение. Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека.
Невроз
Невроз - психическое отклонение от нормы, связанное с мучительными переживаниями, но не всегда признаваемое болезнью. Невроз составляют основной предмет психоанализа и рассматриваются им как результат конфликта между различными частями психики.
Бессознательное
Бессознательное - термин психоанализа, под которым понимается то, о чем человек не подозревает в своей психической жизни. Понятие бессознательного - основа психоаналитической теории.
Депрессия
Депрессия или депрессивный синдром (от лат. depressio - подавленность) - психическое состояние или заболевание, сопровождающееся чувством подавленности, тоски, тревоги, страха.
Эдипов комплекс
Эдипов комплекс - одно из ключевых понятий психоанализа Фрейда, отсылающих к мифу о царе Эдипе, который по ошибке убил своего отца Лая и так же по ошибке женился на своей матери, царице Фив Иокасте.
Психоанализ
Психоанализ - разработанное Зигмундом Фрейдом в начале ХХ в. психологическое учение, совершившее одну из самых серьезных научных революций (см. парадигма) и оказавшее огромное влияние на всю последующую культуру ХХ в.
Концепция психоанализа Фрейда
Влияние Фрейдизма особенно проявилось в социальной психологии, этнографии, литературоведении и художественной критике.
Что говорит о неврозе Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд утверждал, что в раннем детском возрасте — обычно в первые три года жизни и не позже пятого года — у ребенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер.
История становления психологии как науки 2
История становления психологии как науки История становления предмета психологии. Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.
Теория личности Эрика Эриксона
Биографический экскурс по жизни постфрейдиста Эрика Эриксона. Основные идеи (концепции личности, жизненного цикла, сравнение культур, введение понятия психобиографии) в книге "Детство и общество". Влияние теории о периодах развития на психологию.
Психоанализ ХХ века
: становление и развитие Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологомЗигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года. С тех пор понятиепсихоанализа сперва стало неотъемлемой частью исследовательской и практической деятельности ряда психотерапевтов, а затем прочно вошло в обыденное сознаниемногих людей.
кое-что о Зигмунде Фрейде
С сайтов www.dotu www.ndkb.h1 можно взять много материалов по философии, истории, социологии, экономике, теории управления Кое-что о Зигмунде Фрейде и его психоанализе
Психоанализ детства
Московский Государстенный Университет имени М. В. Ломоносова Факультет психологии Кафера возрастной психологии Реферат на тему: “Психоанализ детства”
Ошибочные действия по Фрейду
Министерство высшего профессионального образования РФ Российский государственный гуманитарный университет Институт психологии им. Л.С. Выготского
Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа
Белорусский государственный университет Факультет управления и социальных технологий Реферат по предмету «История психологии» на тему: Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа
Направления в психологии
направления Годы страны представители Методы изучения Предмет изучения Основные понятия бихевиоризм США 1913 Дж.Уотсон, Э.Толмен Наблюдение эксперимент
Психоанализ 2
Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах.
Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа
История становления психоанализа, как научной дисциплины. Обзор взглядов З. Фрейда, который по праву считается пионером в исследовании бессознательного. Психика, как сложная динамическая структура, компоненты которой находятся в постоянном взаимодействии.
Эдипов комплекс 2
« - Эдип, ужасна твоя судьба! Ты убьешь отца, женишься на собственной матери, и от этого брака родятся дети, проклятые богами и ненавидимые всеми людьми».
Теория сновидений Зигмунда Фрейда – "Толкование сновидений"
Теория сновидений Зигмунда Фрейда как приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Психика человека по представлениям Фрейда, выделение трех компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". Биологический смысл сна как форма ежесуточной психотерапии.
Современные представления о природе человека
В I960—70-е годы большое влияние в академическом сообществе приобрели работы двух авторов — Эриха Фромма и Герберта Маркузе. В свою очередь, на труды обоих мыслителей большое влияние оказал психоанализ, в особенности работы Зигмунда Фрейда.
Тема: «Фрейд и Россия»
Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение