Психологические тесты.
Психологическое тестирование
Психологическое тестирование — это исследование определенных психологических качеств и свойств личности при помощи использования психологических тестов. Психологическое тестирование обычно используется для оптимизации обучения и воспитания, при отборе на работу, в психотерапии, психологическом консультировании, для психокоррекции и др.
Существует ряд профессий, предъявляющих особые требования к личности человека, его свойствам и поведению. В этих случаях психодиагностика является совершенно необходимой для профессионального отбора и подготовки человека к работе. Для этих целей существует много разновидностей тестов, которые можно подразделить на группы:
по предмету тестирования (интеллектуальные, личностные и межличностные),
по особенностям тестовых задач (практические, образные и вербальные),
по материалам, предъявляемым испытуемым (бланковые, компьютерные),
по объекту оценивания (процессуальные, достижений, состояний и свойств).
Личностные тесты
Личностные тесты связаны с психодиагностикой индивидуальных свойств личности человека, определяющих его поступки.
Это могут быть тесты характера, темперамента, эмоций, способностей, мотивации. Отдельные тесты могут дать разностороннюю характеристику свойств личности человека, комплексно оценить состояние личности и развитие отдельных черт его личности.
Тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, его эмоции, черты характера, мотивы, тревожность (шкала Спилбергера-Ханина), агрессивность и враждебность (опросник Басса-Дарки), мотив достижения успеха (тест мотивации достижений) — это частные тесты, их еще часто называют мономерными.
Комплексные тесты (многомерные) — это такие как, например, опросники Кеттелла, Шмишека, Стреляу, Айзенека.
Цели психологического тестирования личности
Основная задача, стоящая перед разработчиками пакета психологического тестирования личности — это получение сведений о свойствах личности человека путем изучения ответов на специально подобранные вопросы или задания.
При этом важно знать, какие цели преследует данное тестирование: тестирование просто исследует свойства личности человека, либо психодиагностирует его. В чем же разница?
Психодиагностическое тестирование обычно используется в оценочных целях и дает возможность получить точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств личности. Методы, не преследующие такую цель, являются чисто исследовательскими.
Так, например, опросник Кеттелла является психодиагностическим тестом, и дает возможность оценить отдельную черту личности в стандартных баллах.
Исследовательские методы тестирования зачастую наталкиваются на нежелание человека подвергаться подобному тестированию, и тогда тестирование интересующего свойства становится очень сложным и трудоемким, иногда человек не может давать адекватные ответы.
Для облегчения процесса тестирования, при создании системы тестирования обычно используют обнаруженные ранее (известные) корреляции между исследуемым свойством и ответами на специально подобранные (очень простые) вопросы или задания, определяют числовые характеристики данного свойства личности человека. В этом случае психологический тест как бы приобретает смысл модели личности.
Достоверность результатов тестирования
В психолого-педагогическом тестировании для получения достоверных результатов, которым можно доверять, чтобы на их основе делать правильные выводы, нужно использовать научно обоснованные психодиагностические методы, отвечающие требованиям валидности, надежности, однозначности и точности. При этом самые главные из перечисленных критериев — это валидность и надежность.
Неоднократно опробованные личностные тесты: Кеттелла, Шмишека, Стреляу, Айзенека, Спилбергера-Ханина, Басса-Дарки, мотивации достижений отвечают всем вышеприведенным требованиям.
Валидность этих тестов свидетельствует об их соответствии и пригодности для оценки психологических свойств личности испытуемого.
Надежность тестов характеризуется возможностью получения с их помощью устойчивых показателей, эта устойчивость зависит от измерительного инструмента, а вовсе не от испытуемого, или поведения психолога.
Однозначность тестов характеризуют изменения именно того свойства для тестирования, которого они предназначены.
Точность тестов определяет их способность точно реагировать на изменения оцениваемого свойства личности, происходящее в процессе тестирования.
Ситуационные моменты тестирования
На результаты психодиагностики свойств личности оказывает большое влияние поведение испытуемых, которое благодаря использованию компьютерного тестирования, несколько сглаживается, поскольку испытуемые испытывают меньшее беспокойство, "отвечая компьютеру", чем, находясь перед психологом.
Психолог в этом случае зачастую воспринимается испытуемым как некий экзаменатор, и это вызывает беспокойство у испытуемого, угрозу для своей личности, особенно у тревожных людей. Эти обстоятельства накладывают определенные обязательства на психолога, который должен успокоить испытуемого и привести его в нормальное состояние.
Большинство испытуемых компьютерное тестирование воспринимает как некую компьютерную игру, и с удовольствием отвечают на вопросы тестов.
В любом случае поведение психолога должно быть доброжелательным и уважительным к испытуемому для нормального проведения психологического тестирования, особенно тестирования свойств личности, в этот момент личность испытуемого не должна быть травмирована внешними воздействиями.
Другие работы по теме:
Предварение в беспредельность
Привычность нашего мировосприятия порой весьма существенно ограничивает нас в наших возможностях и мы, получив новый взгляд на уже известные природные законы, вдруг ощущаем себя или самым беззащитным существом или очень могущественным героем.
Человечество и посредники
Человечество олицетворяет собой часть свойств Вселенной и в процессе своего развития приобретает новые, из внешних, свойства или расширяет сферу применения уже освоенных в своей категории.
Классификации психодиагностических методов
Классификации методов по Й.Шванцаре. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину.
Антропологическая теория (Ч.Ломброзо)
Суть подхода Антропологической теории сводится к следующему: преступление, совершаемое преступной личностью, такое же естественное явление, как рождение, болезнь, смерть. Поэтому причины преступности лежат в самой психофизиологической природе личности.
Понимающая психология (Э.Шпрангер)
Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе.
Концепция "человекознания" (Б.Г.Ананьев)
Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний.
Психологическая диагностика как наука
Исторические корни современной психодиагностики. Предмет психодиагностики как научного знания. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.
Зачем мне знание психологии
1 часть Эссе на тему . Психология изучает очень сложные и трудно познаваемые явления. Можно ли увидеть, как мыслит, запоминает человек, какие образы возникают в его сознании, можно ли, наконец, увидеть чувства человека — радость и печаль, любовь и ненависть? Конечно, нет. Об этом невидимом мире можно узнать только косвенным путем, изучая поведение, деятельность людей во всем их многообразии.
Профессиональные и личностные деформации у педагогов
Graphics психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности; психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности; неосознанная привычка человека измерять явления окружающего мира в соответствии с профессиональными стандартами.
Системные качества человека
Понятие и виды системных качеств человека; Человек как биологический индивид; Человек как личность; Индивидуальность человека. Представление о человеке как системе в научный оборот ввёл Ананьев. Системные качества – это качества приобретаемые человеком при включении в определённую систему и выражающие его место и роль в данной системе.
Психология как наука. Её место в системе наук
Билет 1.. Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе".
Детерминанты профессиональной деформации личности
Профессиональная деформация личности – это изменения качеств личности которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли. Профессиональная деятельность человека – одно из ведущих проявлений активной личности. Профессиональная деформация может отличаться своей направленностью, носить положительный или отрицательный характер.
Психологический диагноз
Понятие психологического диагноза, уровни его установления. Соотнесение диагноза медицинского и психологического. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия признака. Место испытуемого или группы на "оси континуума" по выраженности качества.
Психодиагностика личности
Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.
Психодиагностика
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МАГНИТОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ Р Е Ф Е Р А Т НА ТЕМУ
Экзаменационные билеты по психодиагностике
31. Тест Амтхауэра. Тест Амтхауэра (сокр. TSI) — тест, разработанный нем. психологом Рудольфом Амтхауэром для определения коэффициента интелекта. В своих исс-ях Амтхауэр внимание уделял соответствию интеллекта и профессиональной дея-ти человека.По мнению Амтхауэра, отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано.
Психодиагностика 2
Содержание Введение 2 1. Диагностика индивидуально – типологических особенностей 1.1. Методика диагностики темперамента Я. Стреляу 3 1.2. Тест – опросник Г. Айзенка EPI 3
Психодиагностика как наука и практика
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное федеральное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Этические принципы в психодиагностике
Федеральное агентство по образованию Балашовский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Методы исследования
Основные этапы и методы исследования, возможности их применения в практической деятельности. Анализ методов психологического исследования показывает, что они не являются изолированными, а играют роль составных частей единой целой психодиагностики.
Виды личностных опросников
Психодиагностика – метод психологического исследования. Измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Зависимость между различными психологическими характеристиками. Область использования современной психодиагностики. Виды опросников.
Одаренность, талант, гениальность
Общие способности. Структура способностей. Совокупность способностей, которая обусловливает успешную деятельность человека в широких областях деятельности.
Литературный герой УЛЬРИХ
Ульрих нем. Ulrich герой романа Р. Музиля Человек без свойств. В дневниках писателя на стадии замысла романа. Ахилл Андерс. У. сын известного юриста лет независим и обеспечен был офицером инженером затем alignjustifyульрих нем Ulrich герой романа.
«Социальная психология»
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель начальника Академии ФСИН России кандидат юридических наук, профессор полковник внутренней службы _______________С.Н. Бакунин
Контрольные билеты по алгебре
Алгебра и начала анализа. 11 класс. Билет №1. Функция y = sin x, ее свойства и график. Показательная функция, ее свойства для случая, когда основание больше единицы (доказательство одного из свойств по желанию ученика).