Анна Овсеевна Владимирская
Для того и необходимо знать навязанные стереотипы, чтобы ловить себя на них, включать волю и сопротивляться. Чтобы и в бизнесе, и в карьере, и в личной жизни быть самими собой. Попробуем разобраться в этих стереотипах, чтобы понять, что они пытаются нам внушить.
Вопроса, работать женщинам или не работать, сегодня вроде уже никто не ставит. Женская деловая активность порой становится даже выше мужской. Однако вы только посмотрите, какие стереотипы обрушиваются на нас с экранов телевизоров, с глянцевых страниц популярных журналов — вдалбливаются в массовое сознание средствами массовой же информации.
Из фильма в фильм, из романа в роман крепнет убеждение: лучше женщине дома сидеть, детей рожать, белье стирать чисто-тайдом и готовить при помощи галлины-бланки. А все тяжести, сложности и гадости бизнеса, так уж и быть, возьмет на себя мужчина.
Попробуем разобраться в этих стереотипах, чтобы понять, что они пытаются нам внушить.
Стереотип первый
Если женщина делает карьеру, если она в ней успешна, то у нее, однозначно, проблемы в личной жизни. В общем-то, именно потому у нее карьера и складывается, ее трудоголизм — это просто компенсация сексуальной неудовлетворенности. Вспомним фильм "Старые стены", где такую вот женщину, директора завода, играет Гурченко. Почти тот же сценарий и в известнейшем фильме "Москва слезам не верит". Обратите внимание: если в первом, совсем старом, совсем "совковом" фильме любовь и карьера пока еще не совместимы, то во втором такое совмещение уже намечается. Однако и тут главный упор — на "женщину-мать" и "женщину-любовницу"; карьера остается на втором плане и показана довольно плоско.
Почему этот стереотип так укоренился и силен до сих пор? Да потому что в глазах общества, если женщина и красивая, и состоятельная, и деловая, и любимая, это подозрительно, это оскорбляет и унижает остальных женщин, а особенно — мужчин, тех, у кого низкий социальный статус. Быть такой счастливой, такой успешной, построить карьеру, завоевать славу, любовь, материальную независимость и зрительские симпатии — слишком много для одной. Не положено! Короче говоря, вечная проблема яркой личности: не выделяйся, не высовывай голову, не то по ней же и получишь...
На самом деле этот стереотип существует больше в головах, чем в реальности. Как уже известно и доказано, можно быть сегодня здоровым и богатым, а не бедным и больным вопреки косым взглядам неудачников.
Стереотип второй
В чем женщина действительно может достичь успеха, так это в браке. Тут она и выглядит "прилично", даже если муж у нее не ахти. В семейных перипетиях женщина исстари хорошо разбирается, это ее "поле для битвы" со скалкой в руках. В общем, семья — это женское дело, а бизнес — нет. Да и разве может женщина тягаться с мужчиной хоть в профессии, хоть в творчестве? Не может: смотрите старые советские фильмы и убеждайтесь.
В существовании этого стереотипа не виноват никто. Он складывался сотни и сотни лет, что уж тут поделаешь... Женский мир всегда отличался от мужского, в первую очередь, тем, что был полностью исключен из сферы государственной службы. Чина у женщины быть не могло, а если и был, то определялся званием ее мужа или отца — бригадирша, советница и даже секретарша (жена секретаря). Да и культура была четко разделена на "женские" и "мужские" области. Активность женщины считалась чем-то вульгарным, идеалом мужчин была девушка поэтическая, уносящаяся душой куда-то вдаль, и чтобы в ее мечтательных глазах блестели слезы печали.
Все это так, однако именно в те времена, когда сложился такой стереотип, женщины часто оказывались более сильны душой и стойки, чем мужчины. Тому есть множество примеров, начиная от жен декабристов. Именно такие женщины влияли на перемену нравов и общий стиль культуры. А сегодня они разве хуже? Нисколько. Так что и этот стереотип — долой!
Стереотип третий
Если женщина активно занимается бизнесом, то она становится не бизнес-леди, а мужеподобным роботом. Думает по-мужски, поступает по-мужски, одеваться и ходить начинает тоже, как представители сильного пола. А уж выражается — так это вообще: без мата у нас ведь никакая работа не выполняется. И все потому, что в бизнесе нет мужчин и женщин, а есть конкуренты, ни в чем не уступающие друг другу. И рожать-де бизнес-леди не хотят. Караул, что же будет с населением страны?!
Так и слышатся в этих рассуждениях опасения мужчин, что женщина станет слишком независимой. А значит, ею станет сложно управлять.
Давным-давно, еще во времена первых пятилеток, женщины работали наравне с мужчинами, и никто и никто их за уши не оттягивал от тракторов, высоковольтных линий электропередач, шахтерских забоев. Если постоянная тяжелая работа, стрессы и эмоциональное напряжение женщин тогда не привели к исчезновению населения, значит, не приведут и сейчас.
Стереотип четвертый
Женщина добивается успехов в бизнесе только с помощью секса. Уж конечно, ведь не благодаря уму, смекалке, воле, энергии, настойчивости. Женщина пускает в ход свое "абсолютное оружие" везде и всюду, соблазняет несчастных бизнесменов и шагает по их неподвижным трупам наверх, к успеху. Смешно? Нам тоже. Общественная мораль двулична: если женщина вызывающе сексуальна — это плохо, это "фу", это стыдно. Однако, если она старая девушка, аскетична и воздержанна, а мысли о мужчинах вызывают у нее ужас, это точно так же плохо, неестественно и вообще неинтересно.
Отрицать наличие сексуальности глупо и смешно. Она разлита повсюду, она невидимо присутствует в социальных отношениях, вдохновляет всю культуру. Она выглядывает из каждого сказанного слова и прячется в каждой мысли, согласно тому же Фрейду. Ну что ж, и в бизнесе сексуальность присутствует как один из источников энергии.
В конце концов, если на бизнес-переговорах встретились мужчина и женщина и если она всячески показывает коленки и декольте, то мужчина, во-первых, вовсе не обязан вести себя, как самец гиббона. Во-вторых, кто мешает мужчине самому пользоваться своей сексуальной привлекательностью? Улыбка, парфюм, стиль, юмор, уверенность, ум — и женщина сама "поплывет".
Стереотип пятый
Стирать, убирать и готовить должна женщина, а мужчина должен зарабатывать. Самый труднопреодолимый стереотип. Если женщина очень занята на работе и возвращается домой к ночи, то муж, не разбирающийся в бизнесе, но любящий свою жену, обязательно будет готовить. Вроде бы естественно, но в такой паре все видят ущербность. Ну не может, не должен мужчина заниматься домашним хозяйством, варить борщи и водить детей в школу — иначе он "обабится". Однако позвольте осведомиться, почему женщина может беззаветно любить и следовать за своим мужем-декабристом на поселение в Сибирь, босиком по снегу? А мужчина, что ли, свою любовь и преданность может выразить только тем, что зарабатывает? Что обеспечивает, содержит?
Утверждаем, что настоящий мужчина, если надо для жены, для того, чтоб она состоялась как личность, вполне в состоянии и дома с детьми посидеть, и готовкой позаниматься. Может и сделать паузу в своей карьере, и в другой город ради любимой женщины переехать. Потому что любовь — это когда хорошо, в первую очередь, любимому человеку, а не тебе. Тебе может быть и не совсем комфортно, и трудно, и непривычно, но ты это делаешь для нее или для него. Потому что любишь. Вот настоящая формула любви. Она не лежит на поверхности и массовым, общественным сознанием, к сожалению, не воспринимается. Потому что оно устроено странно: глядя фильм или читая книгу, где мужчина расшибается в лепешку и идет на самопожертвование ради своей любимой, каждый обыватель готов всплакнуть, готов посочувствовать и посопереживать. Но для своего соседа он такого не приемлет. На него, встречающего жену с работы домашними тапочками и букетами цветов, кастрюлями с едой и компотами, он будет глядеть неодобрительно. Такова сила стереотипа.
Стереотипы обладают огромной инерцией, они удобны — это та готовая жвачка, которая усваивается сразу и мгновенно, помимо воли. Стереотипы тиражируются средствами массовой информации, гипнотизируют нас и заставляют подражать. И вот уже девушки убеждены, что бизнес помешает личной жизни, убеждены с опережением. И так оно у них и получается. Они копируют мужеподобный, высушенный образ карьеристки и становятся неотличимыми от парней. Легко соглашаются с тем, что карьера делается через постель. Либо вообще не решаются заниматься карьерой, а делают ставку на замужество. Подражание происходит у всех у нас невольно, на подсознательном уровне, как у ребенка, который учится говорить и ходить.
Для того и необходимо знать "в лицо" навязанные стереотипы, чтобы ловить себя на них, включать волю и сопротивляться. Чтобы и в бизнесе, и в карьере, и в личной жизни быть самими собой!
Другие работы по теме:
Гендерные стереотипы в средствах массовой информации
Введение Мощнейшим фактором формирования общественного сознания являются средства массовой коммуникации. Они закрепляют в общественном мнении определенные понятия и стереотипы. Сегодня в современном мире темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, ибо, прежде всего, они выполняют функцию "экономии мышления", содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений, они способствуют быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений.
Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе
Стратегии философского исследования социальных стереотипов. Ситуация вокруг инвалидности в современном обществе - один из наиболее ярких наглядных примеров стереотипизации и и стигматизации сознания людей. Функциональные уровни социальных стереотипов.
Гермафродитизм
Гермафродитизм (греч. Hermaphroditos — Гермафродит — сын древнегреческих богов Гермеса и Афродиты, сочетавший в себе половые признаки мужского и женского пола.
Андрогин
В мифологии андрогины - мифические предки, перволюди, соединяющие в себе мужские и женские половые признаки.
О человеческом мышлении
В человеческом мышлении и в его аналогах у животных легко завоевывают себе место стереотипы. Да и жить они существенно помогают: не надо каждый раз заново решать стандартные задачи. Стереотипное мышление - базис для нестереотипного.
Инбер ВМ
Инбер Вера Михайловна (1890 - 1972), поэтесса, прозаик. Родилась 28 июня (10 июля н.с.) в Одессе в семье владельца научного издательства. С детства писала стихи. По окончании гимназии поступила на Одесские высшие женские курсы на историко-филологический факультет, но вскоре уехала в Западную Европу, где провела, изредка возвращаясь домой, около четырех лет (год в Швейцарии, остальное время - в Париже).
Гендерные стереотипы и предрассудки
Веками у людей негативные оценки, отличающие предрассудок, проистекать из эмоциональных ассоциаций, из потребности оправдать поведение или из негативных убеждений, называемых стереотипами. Предрассудок предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой
Личность менеджера: стереотипы и реальность
Качества, которыми должен обладать менеджер. Образ "менеджера" в СССР. Основные категории управленцев современными организациями, характерные особенности. Процесс руководства как процесс использования менеджером профессиональных и личностных качеств.
Половые гормоны
Андрогены - мужские половые гормоны (тестостерон - один из андрогенов); эстрогены - женские половые гормоны; гестогены - препараты, обладающие эффектами эстрогенов (например, депостат - пролонгированный (длительного действия) гестоген).
Образ Татьяны Лариной
Важное место в романе «Евгений Онегин» занимает образ Татьяны Лариной – «милый идеал» Пушкина. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им ранее в жизни.
Маша Миронова в романе Пушкина Капитанская дочка
Во многих произведениях А.С. Пушкина женские образы играют главную роль. В Маше Троекуровой («Дубровский»), Татьяне Лариной («Евгений Онегин»), Маше Мироновой («Капитанская дочка») много общего. В этих характерах воплощены лучшие черты русских женщин: умение глубоко и сильно любить, чувство долга, самоотверженность.
Диван трон Обломова
Мягкая ткань. Ее бережно ткали женские руки, порхая над ней, как мотыльки. Прочная ткань. Ее делали любя, чтобы она выстояла жизненные невзгоды. Красивая ткань. Ее соткали из самых красивых и добрых ниток. Они поют: «Полюбуйся нами, мы так свежи!»
Женские образы в романе Лермонтова Герой нашего времени
Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь времени? Конечно, мы имеем в виду не экзотическую Бэлу или эскизный образ ундины из повести «Тамань», а совсем реальных женщин, представительниц определенного класса, занимающих высокое положение в обществе, — княжну Мери и Веру Лиговскую.
Женские образы в комедии Александра Грибоедова Горе от ума
В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» женские образы занимают особое место. Создавая женские образы, автор отдает дань классицизму, сохраняя традиционные амплуа: Софья — главная героиня, имеющая двух поклонников, Лиза — субретка, веселая горничная, помогающая своей госпоже в ее любовных делах.
Женские образы в рассказе И. А. Бунина Легкое дыхание
Женские образы в рассказе И. А. Бунина "Легкое дыхание" Автор: Бунин И.А. Очень необычным мне кажется рассказ И. А. Бунина "Лёгкое дыхание". Он действительно легок и прозрачен, словно вся жизнь Оли Мещерской - главной героини рассказа, о которой мы с самого начала знаем, что она уже умерла.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 4
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. В своей комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов показал нам старую барскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. Это общество, в котором царствует мундир и чин, все презирают книги, ученье, о человеке судят не по личным качествам, а по количеству крепостных душ, все подражают загранице, поклоняются чужой моде, языку и культуре.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 5
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. PВ системе персонажей пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума” важное место занимают женские образы. Центральным является образ Софьи, дочери Фамусова, московского барина, управляющего в казенном месте. Ее образ трудно определить однозначно.
Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума”
Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” - выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой пьесе автору удалось показать все стороны жизни дворянства того времени. Особое место в комедии занимает мир женщин. Какими же автор показывает нам представительниц фамусовского общества?
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 3
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сразу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских стихах критику московского дворянства, его устоев и нравов.
Женские образы в романе Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. На жизненном пути Печорина встретились четыре девушки: девушка-контрабандистка («Тамань»), Мери Лиговская (Княжна Мери), Вера (Княжна Мери), Бэла (Бэла). Для всех этих девушек встреча с главным героем была роковой.
Женские образы в творчестве А. И. Солженицына
Автор: Солженицын А.И. Так уж случилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины. Но наша жизнь — это переплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь “сильными мира сего”.
Женские образы в романе "Война и мир"
Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.
Церковь Покрова на Нерли
Построена из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским "за одно лето" в 1165 г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на специально насыпанном и укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами.
Сексуальная символика в культуре
Реферат по сексологии на тему Сексуальная символика в культуре Студентки 5 курса ПП факультета Авакян А.Ю .Сексуальная культура неразрывно связана с более общими социокультурными явлениями и изменяется вместе с ними.
Кинастон, Эдвард
Эдвард Кинастон (приблизительно 1640 — январь 1706) — английский актёр. Биография и творчество Кинастон был одним из последних т. н. «мальчиков-исполнителей» в эпоху Реставрации: молодых актёров, игравших на сцене женские роли. Благодаря привлекательной внешности, ему удавалось выглядеть убедительным в образах героинь: Сэмюэл Пипс после спектакля «Верный подданный» по пьесе Джона Флетчера, ставившейся в театре Кокпит, назвал его «прекраснейшей леди, которую я когда-либо встречал в своей жизни, лишь её (!) голос был не очень хорош».
Гендерные различия в японском языке
Гендерные различия в японском языке Среди распространённых языков японский выделяется высоким уровнем различий в речи мужчин и женщин. Его можно заметить уже у трёхлетних японцев и японок. Использование слова "гендер" показывает, что речь о гендерной роли, а не о грамматическом роде или биологическом поле.
Оплодотворение и развитие организма
Text Graphics Процесс слияния гамет Процесс слияния гамет Мужские гаметы – сперматозоиды или спермии Женские гаметы – яйцеклетки Оплодотворенная яйцеклетка - зигота Graphics