Сознание – со-знание. Леонтьев: основным, базовым условием понимания человеком смысла своих действий является наличие в его психике особых образований – значений. Сознание возникает благодаря происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются и идеализируются в форме языковых значений. При этом они несут в себе способы, предметные условия и результаты действий. Каждый человек в ходе онтогенеза приобщается к нему через овладение языком, и благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.
Основными образующими сознания являются:
Значение
Личностный смысл
Чувственная ткань
В значениях (языковых) представлена преобразованная и свернутая идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых общественной практикой.
Значения – познавательные представления об окружающем мире, в которых представлены результаты познавательного опыта общества в целом.
Значения, как правило, зафиксированы в языке, но могут – в орудии труда, образе.
Значения возникают в индивидуальном сознании в процессе вхождения человека в отношения с другими людьми и обществом в целом, в процессе присвоения общественно-исторического культурного опыта.
Значения в сознании:
продукт общественно-познавательного опыта
личностный смысл (субъективный)
Значения присваиваются ребенком «готовыми», исторически выработанными. Этот процесс происходит при общении ребенка с окружающими людьми. Обучаясь выполнению действий, он овладевает соответствующими операциями, которые, в их сжатой, идеализированной форме и представлены в значении.
Личностный смысл – возникает в процессе присвоения значений. При этом значения включаются в контекст индивидуальной деятельности, мотивов побуждающих действий. Значения, включенные в мотивационный эмоциональный контекст приобретают новое качество – личностный смысл, «значение для себя». Личностный смысл связывает значения с реальностью самой его жизни, с ее мотивами. Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания.
Чувственная ткань – возникает при отображении объектов внешнего мира. С помощью значений строится познавательная картина мира. Благодаря ей мир выступает для субъекта как существующий вне сознания, но реальный.
В сознании значения связываются внешней чувственностью с реальностью объективного мира;
Обычно, в нормальных условиях, чувственный образ слит с предметным содержанием. При нарушении или извращении рецепции внешних воздействий возникает чувство нереальности переживаемого мира, сознание ни о чем.
Чувственная ткань с одной стороны – представленность окружающего мира.
С другой стороны – с ее помощью наши познавательные представления обретают реальность.
Чувственная ткань образа может быть представлена в сознании двояко: либо как то, в чем существует для субъекта предметное содержание (и это составляет обычное, «нормальное» явление), либо сама по себе. В отличие от нормальных случаев, когда чувственная ткань и предметное содержание слиты между собой, их несовпадение обнаруживается либо в результате специально направленной интроспекции, либо в особых экспериментальных условиях — особенно отчетливо в опытах с длительной адаптацией к инвертированному зрению. Сразу после надевания инвертирующих призм субъекту презентируется лишь чувственная ткань зрительного образа, лишенная предметного содержания. Дело в том, что при восприятии мира через меняющие проекцию оптические устройства видимые образы трансформируются в сторону их наибольшего правдоподобия; другими словами, при адаптации к оптическим искажениям происходит не просто иное «декодирование» проекционного образа, а сложный процесс построения воспринимаемого предметного содержания, имеющего определенную предметную логику, отличную от «проекционной логики» сетчаточного образа. Поэтому невозможность восприятия предметного содержания в начале хронического эксперимента с инверсией связана с тем, что в сознании субъекта образ представлен лишь его чувственной тканью. В дальнейшем же перцептивная адаптация совершается как своеобразный процесс восстановления предметного содержания зрительного образа в его инвертированной чувственной ткани.
Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с внешним предметным миром. Как бы ни усложнялись эти связи и реализующие их формы деятельности, чувственные образы сохраняют свою изначальную предметную отнесенность.
Конечно, когда мы сопоставляем с огромным богатством познавательных результатов мыслительной человеческой деятельности те вклады, которые непосредственно вносит в него наша чувственность, то, прежде всего, бросается в глаза их крайняя ограниченность, почти ничтожность; к тому же обнаруживается, что чувственные впечатления постоянно вступают в противоречие с более полным знанием. Отсюда и возникает идея, что чувственные впечатления служат лишь толчком, приводящим в действие наши познавательные способности, и что образы предметов порождаются внутренними мыслительными — бессознательными или сознательными — операциями, что, иначе говоря, мы не воспринимали бы предметного мира, если бы не мыслили его. Но как могли бы мы мыслить этот мир, если бы он изначально не открывался нам именно в своей чувственно данной предметности?
Другие работы по теме:
Школа йогачары и "сокровищница сознания"
Одним из наиболее известных представителей школы йогачары был Парамартха (499-569), родом из Восточной Индии, принес это учение в Китай (546 год) и перевел на китайский язык семьдесят пять сутр и труды йогачаринов.
Понятия языка
- это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания.
Проблема сознания в истории философии
В философии сравнительный анализ качественных характеристик психики человека и психики животных подтверждает тезис об общественно-исторической, социально-преобразующей природе сознания и языка, как в генетическом, так и в функциональном аспекте. Сознание человека не может ни возникнуть, ни функционировать вне общества.
Сознание и человеческая природа
Сознание и человеческая природа Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное на способности к абстрагированию.
Феноменология
Феноменология - (от древнегр. phainomenon - являющийся) - одно из направлений философии ХХ в., связанное прежде всего с именами Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера.
Бихевиоризм
Behaviorism, от англ. Behaviour – поведение. Бихевиоризм – направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы.
Бахтин Михаил Михайлович
Бахтин Михаил Михайлович- культуролог, литературовед, философ. Создал "Философию поступка", в которой ценности становятся значимыми только благодаря индивидуальным усилиям.
Э.Гуссерль. Философия как строгая наука
По Э. Гуссерлю, феноменология - это 'строго научная философия' о феноменах сознания как о чистых 'сущностях, образующих мир идеального бытия', о 'самоочевидных логических принципах'.
Алаявиджняна
Алаявиджняна (санскр.– «аккумулированное сознание»), в индийской философии, особый вид сознания, в котором хранятся «семена» всех предыдущих опытов.
Измененные состояния сознания
Измененные состояния сознания характеризуется, в частности, тем, что в них изменяются язык и речь человека (функциональная асимметрия полушарий головного мозга, виртуальные реальности, гипотеза ливгвистической относительности).
Сознание как предмет психологии
Основные метафоры и свойства сознания. Психология сознания. Свойства сознания. Основные процессы сознания. Свойства потока сознания.
Трансперсональная психология (С.Гроф)
Концепция личности в Трансперсональной психологии разработана Графом в процессе эксперимент, изучения многочислен, группы феноменов человеческого сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков.
История становления психологии как науки 2
История становления психологии как науки История становления предмета психологии. Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.
Понятие о сознании 2
Понятие о сознании Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Теория личности А.Н.Леонтьева
Понятие индивида. Индивидуализация индивида. Структура индивида. Процесс формирования личности. Процесс объединения, связывания деятельностей индивида. Этапы формирования личности. Понятие личности. Развитие процесса целеобразования, действий субъекта.
Политическое сознание 5
Политическое сознание В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих у людей политических представлений и установок, выражающих их отношение к политике
Белокопытник лекарственный
Многолетнее корневищное травянистое растение. Горизонтальные, толстые (до 2—3 см в диаметре) корневища длиной до 1—1,5 м расположены на поверхности или в верхнем слое почвы.
Лютик едкий
Многолетнее травянистое растение с очень коротким (0,5—1,8 см) корневищем, от которого отходят корни, образующие плотные мочки. Стебель высотой 30—80 см, одиночный, прямостоячий, ветвистый.
Цилиндр
Цилиндр - это фигура, состоящая из двух кругов, совмещаемых параллельным переносом и всех отрезков, соеди-няющих соответствующие точки этих кругов.
Тела вращения
Цилиндр. Конус. Шар. Пирамида. Правильная пирамида. Многогранники. Призма.
Цилиндр
Работа ученика 11 класса средней школы №1906 юго-западного округа г.Москвы Кашина Виталия Цилиндр Цилиндр-это фигура, состоящая из двух кругов, совмещаемых параллельным переносом и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов.
Аксаков Сергей
(1791-1859) Знаменитый русский писатель. Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков, несомненно, получил в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Дедушка Степан Михайлович мечтал, что внук станет именно продолжателем "знаменитого рода Шимона" – легендарного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 г
Аргиопа Брюнниха
Введение 1 Ловчие сети 2 Размножение 3 Галерея Список литературы Аргиопа Брюнниха Введение Аргиопа Брюнниха, или паук-оса[2] (лат. Argiope bruennichi) — вид аранеоморфных пауков из семейства Araneidae. Распространён повсеместно в Европе и в Северной Африке, а также в некоторых районах Азии. Как и у многих других представителей рода Argiope, брюшко паука-осы несёт полосатый чёрно-жёлтый рисунок.
Царство растений
В середине прошлого века все растения было принято делить на тайнобрачные (криптогамы) с «невидимыми» половыми органами и явнобрачные (фанерогамы), у которых репродуктивные структуры хорошо заметны.
Дэниел Клемент Деннет
Деннет (Dennett) Дэниел Клемент (р. 1942) — амер. философ-аналитик, разрабатывающий функционалистскую концепцию сознания.