М. Щербаков
Ничто
не противоречит законам природы, кроме того, что мы знаем о них.
Св.
Фома Аквинский
Обсуждая
духовный уровень СИ и модель сверхценных экранах, мы обращались к идее
духовного восприятия мира. При всей метафорической ясности этой идее, она
нуждается в прояснении. Действительно, что такое духовность? Чем отличается
человек верующий от человека религиозного? Внешние или социальные критерии едва
ли дадут ответ на этот вопрос. Тем не менее, при всей неопределенности понятий,
мы попытаемся найти более или менее четкую грань их разделяющую.
Вера
в существование «потусторонних» сил и явлений родилась очень давно, практически
еще во времена первобытнообщинного строя. Эта вера предполагала, что существуют
некто (нечто) — боги, духи, высшие силы и т. д. и эти нечто могут оказывать
влияние на жизнь людей. Если я хочу добиться успеха на охоте, вырастить урожай,
избежать болезни или убить врага, следует обратиться к богу или богам, принести
им жертвы, что-то пообещать, и все будет хорошо. На самом деле все понимали,
что и такой способ может не сработать, однако, во всяком случае, обратившись к
богам, можно повысить вероятность успеха в делах.
В
данном случае совершенно неважно, молимся мы одному богу или нескольким, и как
мы этих богов называем. Следуя библейской традиции, мы будем называть такое
восприятие мира «языческим»1. И самое важное в нем то, что на самом деле оно,
по сути, материалистично. Действительно, языческое восприятие основано на вере
в то, что, выполняя определенные, хотя и странные (возможно, научно
необоснованные), действия можно с большей вероятностью добиться своих целей.
Эта идея, в общем то, не так далека от действительности. К тому же, для
африканского дикаря и самолет относится к явно запредельным явлениям, а лечение
антибиотиками воспринимается как странный мистический ритуал.
В
любом случае, языческое мировоззрение не имеет ничего общего с духовностью. И
вопрос не в том, насколько оно эффективно и насколько «помогает» в делах и уж
тем более не в том, насколько «хорошему» богу при этом молятся. Языческое
восприятие всегда подразумевает достижение конкретных целей и выгод, часто
включает в себя веру в возможность «подкупа» бога и в этом смысле абсолютно
прагматично и лежит вне моральных категорий2.
Еще
раз подчеркнем, что наименование бога в этом случае неважно. Если человек ходит
в церковь и ставит свечки, чтобы добиться успеха в бизнесе или чтобы его враги
погибли лютой смертью, то это — проявление именно языческого мировоззрения,
даже если его носитель крещен и молится под образами3.
Духовное
восприятие мира подразумевает глубокое ощущение своего единство с Богом, то
есть ощущение Бога не как полезной внешней сущности, а как части себя. Такое
мировосприятие не может быть сформировано только на основе внешних установлений
и слепой веры в нечто великое, а только через глубокий личный опыт. Другим
критерием духовного восприятия может служить исключительная способность к
эмпатии, сопереживанию и чувствованию других людей (а также живой природы).
В
терминах КТИ, духовное восприятие мира, это резонанс адаптативного слоя с
уровнем универсального единства4. При этом внешние социальные установления и
религиозные правила в значительной степени теряют смысл. Человек с духовным
восприятием мира не будет никого убивать не потому, что его за это накажут люди
или боги (как в языческом мировоззрении), а потому что он просто категорически
не захочет этого делать, ибо это противно всей его сущности.
С
позиции кластерной модели сознания (Рис. 1,) можно выделить четыре основных
способа экзистенциального восприятия мира.
1.
Духовное восприятие мира — резонанс с уровнем универсального единства, энергия
направлена на уровень духовной самоидентификации (см.статью "Модель
уровней самоидентификации личности")
2.
Языческое восприятие — резонанс с глубокими архетипическими уровнями (как
правило, лежащими выше энергетического барьера). Энергия может быть направлена
в семейно-клановый, видовой и половой уровни.
3.
Религиозно-тоталитарное восприятие — наличие мощного сверхценного экрана и
резонанс именно с ним. Энергия направлена на религиозно-идеологический уровень.
4.
Атеистическое восприятие — также связано с наличием экранов. В частном случае
может формироваться либо мистическая вера в идеологическую систему, либо
энергия направляется в поверхностные уровни СИ (социально-профессиональный,
семейно-клановый, национально-территориальный).
Эти
четыре способа восприятия можно свести к двум основным: духовному и языческому
(суеверному, идеологизированному).
Языческое
восприятие подвергалось суровой критике практически во всех мировых религиях.
Христос призывал своих последователей «не уподобляться язычникам», «не делать,
как язычники» и т. д. В тоже время, практически теми же словами он критиковал и
религиозных адептов своего времени, фарисеев и книжников. То есть проблема
состояла явно не в количестве богов и не в их именах, а в способе восприятия
мира. И язычники, и фарисеи предлагали религиозную систему, которая, на самом
деле, уводила в сторону от действительно духовного восприятия и духовно
ограничивала своих последователей — «у ворот стоят, сами не входят и другим
войти не дают».
1
Здесь и далее под словом «языческий» мы будем подразумевать именно
вышеуказанное определение. Мы не вкладываем в это слово смысл «принадлежащий к
традиционным культурам» или «не принадлежащий к христианству». Отметим, что в
других источниках это же понятие может использоваться в других значениях.
2
Конкретные ритуализованные действия, направленные на достижение нужного
результата не более моральны чем, скажем, молоток. С его помощью можно приносить
и вред, и пользу. 3 В популярном городском романсе XIX века (ставшем
впоследствии народной песней) девушка ставит свечу в церкви и молится, чтобы
добиться смерти жены своего любовника-офицера. «Ты гори, гори моя свеча.// Ты
умри, умри, ахвицерова жена»
4
Отметим, что такой резонанс подразумевает также доступ и ко всем глубоким
уровням сознания, прежде всего, к уровню базовых форм (первостихий). В этом
смысле духовное восприятие мира не отвергает глубокое мистическое единение с
силами природы, а как бы включает его в себя.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ipd
Другие работы по теме:
Духовное бытие в обществе
Одной из форм выражения объективного духовного является человеческий язык. В языке объективируются результаты работы индивидуальных сознаний, и сокровенная мысль индивида, за которой стоит работа всей его психики, становится достоянием общества.
Философский смысл проблем Бытия
1. Философский смысл проблем Бытия. Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического основания действительности.
Антропософия Р. Штайнера
Антропософия Штайнера имела несколько подразделов. Это социально - политическое учение, основанное на идеях Платона. Это особая система хозяйствования, при которой преодолевается бездушная механизация и устанавливается 'новое земледелие'.
Бытие
Философский смысл проблем Бытия. Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной систематического основания действительности.
Можем ли мы увидеть звук
Text Основы нейронауки гласят: слуховая система воспринимает звук, зрительная система отвечает за восприятие визуальных образов. Системы работают независимо друг от друга. Основы нейронауки гласят: слуховая система воспринимает звук, зрительная система отвечает за восприятие визуальных образов.
Человек и общество
Экзаменационные билеты по предмету «Человек и общество» Билет №1 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни 2. Рыночные отношения в современной экономике.
Святая Екатерина Сиенская
Екатерина Сиенская, Св. (1347–1380), учитель церкви и одна из наиболее почитаемых католических святых.
Сенсорно-перцептивные процессы
Ощущение Основная функция психики – отражение свойств внешнего и внутреннего мира в виде образа этого мира. Происходит это благодаря нескольким психическим процессам, объединенных общим названием, – познавательные процессы. Познание человек осуществляет в первую очередь через ощущение, восприятие, мышление, воображение.
Что такое счастье?
Счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем как духовное, так и материальное. Я считаю, что счастья как такового быть в реальном мире, в повседневной жизни, не может. Человек, считающий себя счастливым - это тот человек, который по определению не должен иметь никаких проблем.
Родной язык
Родной язык… Он такой неповторимый, мелодичный и певучий, так как вобрал в себя гул дубрав и лугов, полей и лесов, ароматный, пьянящий запах родной земли. В народе нет большего сокровища, чем его язык. Так как именно язык - это характер народа, его память, история и духовное могущество. В нем отображаются обычаи, традиции, быт народа, его ум и опыт, красота и сила души, он его, народа, цвет и завязь.
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва
В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:
Язык - казна духовности народа
Язык народа - лучшее из всего цветущего его духовной жизни, которая никогда не вянет и вечно снова распускается. Родной язык - это неоценимое духовное богатство, в котором народ живет, передает из поколения в поколение свою мудрость и славу, культуру и традиции. Так как в родном слове народ сознает себя как творческую силу.
8220 Нужны ли обществу сильные личности, подобные Чиполло 8221 по произведению Т. Манна 8220
Марио и волшебник В юношеские годы Томас Манн увлекался философией Ницше. Он переживал взлет, душевный пыл, читая книги этого немецкого философа, духовное и стилистическое влияние которого обозначилось уже в ранних произведениях Томаса Манна. В новелле “Марио и волшебник” писатель доказывает, что настоящее искусство должно быть вдохновенное “духом общественной обязанности и служения”, а сильная личность, которая не считается с чувствами других людей, испытает крах.
Стихотворение В.В. Маяковского Послушайте. Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение В.В. Маяковского "Послушайте!". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Маяковский В.В. Огромный, здоровенный Маяковский, со всей своей бескомпромиссной смелостью, которую не остановить никакой силищей, такой чуткий внутри Обнаженными нервами цепляется, задевает он за окружающую его жизнь.
Мини-сочинение Обломов и его окружение
Мини-сочинение "Обломов и его окружение" Автор: Гончаров И.А. Обломов – это отсталость, мешающая историческому прогрессу. Обломов – чистосердечен, мягок, у него не потеряна совесть; субъективно он не способен сотворить зло. Сюжетная линия рисует духовное запустение героя, в нем есть барство и рабство – он раб своего дивана, лени.
Стихотворение Silentium Восприятие. Истолкование. Оценка.
Стихотворение "Silentium!" (Восприятие. Истолкование. Оценка.) Автор: Тютчев Ф.И. Вселенная в стихотворениях Федора Ивановича Тютчева – это бездна, в которой человек потерян и разбит о громаду этого мира, беззащитный и слепой. Но каждая душа – сама по себе Вселенная, сама по себе пропасть чувств и мыслей.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова И скучно и грустно. (Восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение М.Ю.Лермонтова "И скучно и грустно". (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение «И скучно и грустно» было написано за год до смерти самого автора – Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог своей жизни. С высоты прожитых лет пытается разобраться в этой сложной мозаике, которую он сам же и собрал.
Размышляя над страницами рассказа А. Платонова Маркун
Размышляя над страницами рассказа Андрея Платонова «Маркун». Из писателей 20-х – 30-х годов нашего столетия мы не знаем и десятой части. Их произведения канули в небытие, а сами они были забыты. Большинство из них погубил только зарождавшийся в то время госзаказ на литературные произведения. Ведь писатель – это, как поэт, «не должность, а состояние души».
Духовное путешествие Печорина
Автор: Лермонтов М.Ю. Духовное путешествие Печорина, человека с романтическим складом ума и характера, проходит но тем мирам русской жизни, которые были давно освоены в романтических повестях и рассказах писателей — предшественников Лермонтова. Главы романа «Герой нашего времени» сохраняют отчетливую связь с основными типами романтических повестей: «Бэла» — восточная или кавказская повесть, «Максим Максимыч» — повесть-путешествие, «Тамань» — разбойничья повесть, «Княжна Мери» — «светская» повесть, «Фаталист» — повесть философская.
Царство муравьёв
Автор: Уэллс Герберт Джордж. Капитану Жерилло приказали помочь жителям Бадамы бороться с нашествием муравьев. Капитан заподозрил, что начальство просто издевается над ним. Он был креолом и обладал чисто португальскими представлениями об этикете и дисциплине. Доверял он лишь Холройду и Ланкашира, молодому инженеру на судне.
Театр Романа Виктюка
Театр Романа Виктюка существует уже более 5 лет. Это достаточно большой срок для частного театра, не имеющего ни государственной дотации, ни собственного помещения. За это время менялись актёры, административный и технический персонал театра, но один человек оставался неизменным - режиссёр Роман Григорьевич Виктюк.
Вальпургиева ночь – праздник с интересной историей
Кто такая Вальпургия? Она была уимбурнской монахиней. Вальпургия – женщина знатного происхождения, была дочерью Ричарда, короля Западной Саксонии. В 748 году она приехала из Англии в Германию, чтобы основать монастырь.
Карбонарий
Карбонарии (итал. carbonaro) — члены тайного, строго законспирированного общества в Италии в 1807—1832 гг. Карбонарий по-итальянски означает «угольщик». Это название связано с тем, что в обществе карбонариев наряду с другими обрядами существовал ритуал сожжения древесного угля, символизировавший духовное очищение членов общества.
Камень веры
Камень веры (полное название: «Камень веры: православным церкве святые сыном на утверждение и духовное созидание. Претыкающымся же о камень претыкания соблазна на востание и исправление») — полемическое произведение митрополита Стефана Яворского, направленное против протестантской проповеди в России.
Языческие восстания в Чехии
Языческие восстания в Чехии — историческое наименование серии событий в Чехии времён правления династии Пржемысловичей в первой половине X века, кульминацией которых было языческое восстание, организованное Драгомирой — женой Вратислава I.
Двоеверие на Руси
Сохранение языческих обрядов и праздников на Руси. Примеры проявления двоеверия.
Мацуо Басё
Басё Мацуо (настоящее имя Дзинситиро, 1644—1694) — поэт, выходец из среды небогатых самураев. С его именем связано появление японского трехстишия — хайку. Изучал японскую и китайскую поэзию, философию.