Б.А.Воскресенский заведующий Кафедрой Психотерапии
духовной культуры МПА.
Что
такое - творческое поражение? Эстетическое несовершенство художественного
произведения? Тупик в научном поиске? Неприятие представленной работы
аудиторией? Или субъективная неудовлетворенность мастера результатом своего
труда?
Но
ведь в принципе любой автор отпускает в мир завершенное произведение. С другой
стороны, творческая неудовлетворенность почти обязательна для мастера, творца
("лучшее произведение еще не создано", - говорят они обычно в
интервью). Она и движет вперед творчество, она сама имеет творческую,
эстетическую сущность. Поэтому в настоящем сообщении мы ее касаться не будем,
это относится к тайне творчества или, говоря прозаичнее, к психологии
творчества в узком смысле.
Признание
современников часто определяется не истинной ценностью произведения, а совсем
иными мотивами. Возможны различные варианты. Признание узким кругом ценителей,
поклонников и одновременно - гонения со стороны властей. Или наоборот -
официальное одобрение, но вместе с тем равнодушие к новинке со стороны людей
понимающих. Взаимоотношения непросты, многообразны, изменчивы во времени. Стоит
хотя бы вспомнить историю с "Доктором Живаго".
Под
творческим поражением мы будем понимать драматически (а нередко и трагически)
складывающуюся судьбу творения (вне его эстетических оценок, они, по условиям
этого нашего размышления, естественно, полагаются высокими, ведь речь идет о
мастерах). Точнее говоря, творческое поражение - это тягостные, мучительные,
страдальческие переживания, обусловленные драматически складывающейся судьбой
произведения, творения. Мы сознательно не вводим никаких критериев, уточняющих
этот драматизм, ведь "никто не может решить, чей крест тяжелее"
(Н.А.Бердяев, 1992) [1], а все творцы, создатели равны, точнее говоря, равно
уникальны по своей гуманистической ценности, содержательности.
Не
будем говорить о невротических, поведенческих и других расстройствах, нередко
свойственных талантам. Эти нарушения во многом бывают обусловлены душевным
складом, характером мастера, а, как говорил П.Б.Ганнушкин [2], творческая
личность по своему душевному складу совсем не обязательно имеет то же значение,
тот же уровень, что созданные ею произведения. Весьма нередко оказывается, что
"Ты, Моцарт, недостоин сам себя".
Эта
моя работа родилась из фразы Б.Л.Пастернака "Но пораженья от победы ты сам
не должен отличать" [3]. Как это понять? А ведь психотерапия и есть придание
смысла или, как писал Н.А.Бердяев [4] о познании,- акт постижения смысла Почему
страдание? В чем его смысл?
Но
ведь страдание присуще самому творческому процессу, недаром говорят о муках
творчества, а, значит, и всей жизни мастера: "Удел величия - страдание -
страдание от внешнего мира и страдание внутреннее, от самого себя. Так было,
так есть и так будет. Почему это так - вполне ясно: это отставание по фазе:
общества от величия и себя самого от собственного величия. Ясно, свет устроен
так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и
гонениями. Чем бескорыстнее дар, тем жестче гонения и тем суровее
страдания".(П.А.Флоренский) [5]. Мы полностью разделяем эту точку зрения.
О
том, что страдание и даже зло присущи миру в целом, читаем у К.Г.Юнга в работе
"Ответ Иову" [6]. Предлагаемая автором трактовка одной из
трагичнейших и наиболее загадочных книг Библии достаточно своеобразна, но в
контексте настоящих размышлений заслуживает, чтобы быть упомянутой. Бедствия,
которые Бог насылает на Иова, объясняются тем, что самому Богу присуще и темное
начало, "тотальная внутренняя противоречивость, выступающая необходимым
условием его чудовищного динамизма, всемогущества и всеведения". Достойно
перенося все испытания, Иов тем самым поднимается до осознания того, что и Бог
несовершенен, что и Богу- присуще зло. Осознав это, Иов становится вровень с
Богом. И теперь уже Бог, чтобы загладить свою вину перед Иовом и перед
человечеством, посылает на землю своего Сына, Богочеловека, который ценой своих
страданий искупает грехи человечества.
Да,
"свет жестокосерд". Но повторим, в чем смысл страдания? По В.Франклу
[7], страдания приобретают смысл, если они делают нас лучше. Итак, важно не
озлобиться от несовершенства этого мира. Быть может, художнику, творцу сделать
это и проще, и "нужнее" И Бродский в Нобелевской лекции [8] говорит,
что "понятия "хорошо" и "плохо" - понятия прежде всего
эстетические", в этом смысле "эстетика - мать этики" И далее,
размышляя над ставшей банальной в наши дни фразой Ф.М.Достоевского
"красота спасет мир", И Бродский подчеркивает, что фразу эту не
следует понимать буквально. "Дело не столько в том, что добродетель не
является гарантией создания шедевра, сколько в том, что зло, особенно
политическое, всегда плохой стилист. Чем богаче эстетический опыт индивидуума,
чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее, -
хотя, возможно, и не счастливее". Озлобившись, потеряешь творческий дар, а
это есть богооставленность, как ее ни понимай, буквально или метафорически.
Из
всего сказанного следует, что поражение - закономерный этап творческого
процесса, а раз так, то это - шаг вперед, обновление, то есть тоже творчество.
Тогда пастернаковская фраза о поражении и победе обретает более глубокий смысл.
Победа и поражение оказываются равнозначными или же, чуть меняя акценты, можно
сказать, что осмысляя поражение, его можно и должно превратить в победу. Вот,
повторим, цель психотерапии в данном случае. Завершая, отмечу, что этому
сообщению можно было бы дать подзаголовок "Из горького и светлого опыта
великих".
Список литературы
1.
Бердяев Н.А. О самоубийстве. - М.: Ичд-во Моск. ун-та, 1992. - С. 12.
2.
Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. - М.: "Север", 1933. - 143 с.
3.
Пастернак Б.Л.Стихотворения и поэмы. - М.: Худож.лит.. 1990. - С. 442
4.
Бердяев Н.А. Мое философское миросотерцание/Н.Бердяев о русской философии ч. 1.
- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991 - С 19-25
5.
Флоренский П.А. Из письма от 13 февр. 1937г. /Ж. "Огонек", 1990. №
45. с. 27.
6.
Юнг К.Г Собрание сочинений Ответ Иову М Канон. 1995 -С 109-234
7.
Франкл В Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990 - 368 с
8.
Бродский И Нобелевская лекция/'Книжное обочрение. ," 24. 10 июня 19X8 г .
с 8-9.
Другие работы по теме:
Психотерапия
Психотерапия в сексологии (псих... + греч. therapeia — уход, лечение), система лечебного воздейстия на психику больного и через психику на весь его организм. Во многих случаях является основным способом лечения полового расстройства.
Психотерапия
Понятие. Суггестивные методы. Психоаналитическая психотерапия. Аутогенная тренировка. Трансактный анализ.
Бихевиоральные теории личности
Бихевиоральные теории личности – направление теоретической и экспериментальной психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в американской психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона.
Гештальттерапия (Ф.С.Перлз)
На развитие направления оказали влияние современная западная философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, различные психотерапевтические подходы: психоанализ, психодрама , телесно-ориентированная психотерапия.
Психотерапия: событие настоящего времени
Наиболее привычное рациональное объяснение психотерапии может быть дано как тщательно развиваемые взаимоотношения, в которых клиент и психотерапевт пересматривают прошлую жизнь и жизненные установки.
Оргонная психотерапия (В.Райх)
Психотерапия Райха базируется на идее преобразования движения оргонной энергии. Понятие "оргонная энергия" соответствует фрейдовскому понятию "либидо". Происхождение слова "оргонная" связано со словами "организм" и "оргазм".
Психотерапия в очаге чрезвычайной ситуации
В условиях катастроф и стихийных бедствий , нервно - психические нарушения у значительной части населения , проявляются в диапазоне от состояния дезадаптации и невротческих , неврозоподобных реакций до реактивных психозов.
Фазы психотерапевтического процесса в индивидуальной психотерапии
Graphics Фазы психотерапевтического процесса в индивидуальной психотерапии Graphics Graphics По современным данным Бергина и Гарфилда (Bergin A. E., Garfield S. L, 1994), в мире используется более 400 психотерапевтических техник для взрослых пациентов и более 200 для детей и подростков. Большинство из них применяется в индивидуальной психотерапии.
Психотерапия
ПСИХОТЕРАПИЯ -- разновидность активного психологического воздействия на пациента, находящегосяв болезненном состоянии, либо в состоянии кризиса или стресса. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных проявлений, так и коррекциюиндивидуальных психологических свойств человека с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия.
Фосфороорганические отравляющие вещества
Фосфороорганические ОВ ---------------------- К ним относятся: - ЗАРИН - ЗОМАН - V-газы - ТАБУН Клиническая картина поражения - зависит от дозы и пути проникновения.
Отравляющие вещества кожно-нарывного действия
Иприт. Люизит. Пути проникновения. Механизм действия. Патогенез поражения. Поражение кожи. Резорбтивное действие. Поражение глаз. Ингаляционные поражения. Пероральные поражения. Микстные поражения. Антидотное лечение.
Клиника компьютерного некроза
характеризуется системностью, множественностью и обширностью поражения тканей зуба. Очаги поражения охватывают значительную или даже большую часть коронок зубов в пришейной поверхности, корневой части зуба и альвеолярной кости. Поражения большей части пигментированы: окрашены в темно-коричневый, почти черный цвет, заполнены размягченной массой эмали зуба, безболезненны.
Матери посвящается..
Каждому из нас дорогу в этот мир дал самый дорогой человек. Кто ежедневно провожает нас в школу, согревая наш путь ласковым взглядом? Кто переживает за наши успехи и поражения больше, чем за свои? Кто любит нас не за достижение и результаты, а за то, что мы есть? Мама.
Всемирная выставка 1878
Всемирная выставка (Exposition Universelle) 1878 года проводилась в Париже в специально построенном для этой цели дворце Трокадеро и была призвана восстановить международный престиж Франции, пошатнувшийся после её поражения во франко-прусской войне. Германия от участия в этом мероприятии воздержалась.
Чудо Бранденбургского дома
(нем. Mirakel des Hauses Brandenburg, фр. Miracle de la maison Brandenbourg) — выражение, иногда ошибочно употребляемое применительно к внезапной смерти Елизаветы Петровны 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года). Наследник российского престола, Пётр III, разорвал союзный договор с Австрией и заключил сепаратный мир с Пруссией, находившейся на грани поражения в Семилетней войне ввиду полного истощения людских и материальных ресурсов. (Под Бранденбургским домом имеется в виду прусская королевская династия — бранденбургские курфюрсты).
Бой у Кобылки
— сражение русского отряда с отрядом польских повстанцев в ходе восстания Костюшко 15 (26) октября 1794 года. Предыстория После поражения под Мацеевицами литовская армия, под командованием генерала Мокроновского, начала отступление в Варшаву. Её преследовал русский корпус генерала Дерфельдена.
Национально-революционная армия
Национально-революционная армия Национально-революционная армия (кит. трад. 國民革命軍, упр. 国民革命军, пиньинь Guуmнn Gйmмng Jūn) — вооружённые силы партии Гоминьдан, а после поражения Гоминьдана в гражданской войне — общенациональные вооружённые силы Китайской республики до 1947 года.
Сангушко, Евстахий Эразм
Евстахий Эразм Сангушко , в российских документах Евстафий Иеронимович Сангушко (польск. Eustachy Erazm Sanguszko; 26 октября 1768(17681026) — 2 декабря 1844) — польский князь, военачальник.
Белобородов, Иван Наумович
Иван Наумович Белобородов (1741 — 5 сентября 1774) — участник Крестьянской войны 1773—1775 годов, один из сподвижников Емельяна Пугачева. По происхождению — крестьянин, приписанный к казенному медеплавильному заводу в селе Медянки Кунгурского уезда. С 1759 по 1766 годы служил в артиллерийской части в городе Выборг, а затем — на Охтенском пороховом заводе, получил звание капрала.
Перфильев, Афанасий Петрович
Афана́сий Петро́вич Перфи́льев (1731 — 10 (21) января 1775) — яицкий казак, один из сподвижников Е.И. Пугачева. Перфильев был одним из участников восстания яицких казаков 1772 года. После поражения, нанесённого казакам карательной экспедицией генерала Фреймана, посланной из Оренбурга, укрывался в удалённых степных хуторах.
Каргин, Никита Афанасьевич
Карги́н, Ники́та Афана́сьевич (1719—1774) — яицкий казак, пугачевский атаман. Один из активных участников восстания казаков 1772 года. После поражения восстания укрывался на степных хуторах.
Гринвилльский договор
Первая страница Гринвилльского договора Гринвилльский договор — письменное соглашение между правительством США и племенным индейским союзом «Западная Индейская Конфедерация». Договор назван именем форта Гринвилл (сегодня — город Гринвилл в штате Огайо), в котором он был заключён после поражения индейцев в ходе военных сражений Северо-западной войны.
Организация мотопехотной дивизии
Основа боевых действий частей и соединений армии ФРГ. Организация мотопехотной дивизии. батальоны роты защиты от оружия радио, массового поражения радиотехнической
Бенедетто Кроче
Croce, Benedetto (1866–1952), итальянский философ, историк, критик, издатель и политический деятель. Представитель неогегельянства.
Очаг бактериологического поражения
Очагом бактериологического поражения считают города, населенные пункты или объекты экономики, которые подверглись заражению бактериальными средствами, вызвавшими распространение инфекционных заболеваний среди людей и животных.
Очаг химического поражения
Очагом химического поражения называется территория, в пределах которой, под действием отравляющих веществ или сильно действующих ядовитых веществ, произошло массовое поражение людей, животных и растений.