А. В. Атаманчук
В настоящие время российское образование, как и общество в целом, вступило в новый этап своего развития. Этот период напрямую связан с переменами менталитета общества и личности, а также изменением ценностных ориентации, в первую очередь, у подрастающего поколения.
Измененная система ценностей приводит к необходимости осмысления такого базового компонента, как духовность. Именно духовность является той «поступательной сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы» [1].
Выступая стержневым компонентом личностной системы ценностей, духовность, по мнению Л. П. Буевой, становится «показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и способностей» [2].
Направленность современного образования на формирование духовных ценностей у детей и подростков способствует созданию условий к укреплению базовых общечеловеческих ценностей.
Для более четкого представления определенных человеческих условий, стимулирования духовного развития человека обратимся к уточнению понятия «духовность». Само по себе оно многогранно. И все же существует ряд определений, позволяющих выделить базовые критерии и признаки духовности.
В исследовании Л. Степаненко «Философия и история образования» подчеркивается, что философское понятие «духовность» включает в себя прежде всего устремленность к возвышенному, идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам. Такую позицию мы находим в работе И. М. Ильичевой, где духовность рассматривается как «постоянный возврат человека к человеческому в себе» и как способность создавать внутренний мир, мир индивидуальных смыслов [3]. Опираясь на индивидуальные смыслы, личность получает возможность преодолевать жестокость жизненных ситуаций, проблем. Именно в этот период появляется готовность подняться из состояния повседневности в сферу достойного, истинно человеческого.
Здесь можно говорить уже о духовном саморазвитии личности, что связано, в первую очередь, с умениями преодолевать одномерности духовного мира, приобретать все новые духовные ценности. Это и есть процесс формирования нравственной самостоятельной, духовно богатой личности.
Ядром же духовности считается сформированная система ценностей. Термином «ценность» обозначается природное свойство человека в его отношении к миру, окружающем его людям, к самому себе, в котором присутствует оценка субъекта, проявление избирательности, предпочтения по отношению к другим объектам. Осваивая ценности, человек приобретает такие свойства, которые характеризуют его как активную личность, субъект жизнедеятельности.
Разрабатываемые концептуальные основы духовного развития в процессе образования юношества решают, прежде всего, задачи интеграции знаний о духовной сфере человека и ее развития, о ценностях как фундаментальных основах человеческой культуры.
В связи с этим отметим, что актуальной проблемой педагогики на современном этапе является определение в содержании образования его аксиологически ценностных аспектов, создающих в образовательном пространстве условия для развития у учащихся гуманистических ценностных ориентации. Таким образом, результат воспитания духовности усматривается в развитии позитивных гуманистически ориентированных чувств и их тенденций к высшему проявлению, духовному развитию личности ребенка.
В контексте вышесказанного на базе лицея-интерната СевКавГТУ было проведено изучение исследования ценностных ориентации старшеклассников.
Данные для научной рефлексии были получены с помощью использования таких комплексных методов, среди которых: наблюдение, беседа, «незаконченные предложения», эссе на тему: «Я в мире человек». Респондентам предлагалась серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы они завершили их по своему усмотрению. Предложения формировались таким образом, чтобы была возможность стимулировать лицеистов на ответы, относящиеся к определенным нами исследовательским задачам. Эта работа позволила нам выявить наличие у подростков проблем духовного самоопределения, ожидания психолого-педагогической помощи со стороны взрослых, возможности раскрытия внутреннего мира личности старшеклассника лицея.
Результаты диагностики ценностных ориентации лицеистов свидетельствуют о довольно высоком уровне осознания значимости общечеловеческих ценностей в процессе жизнедеятельности во всех социальных сферах. Однако отметим, что полученные результаты могут быть широко интерпретированы в зависимости от выбранного предмета исследования. Особое значение для нас приобретает тот факт, что ценности, относящиеся к области духовной сферы личности, не смогли занять ведущих мест по результатам диагностики.
• Так, «уверенность в себе», характеризующаяся внутренней гармонией, свободой от внутренних противоречий и сомнений была поставлена на 4 место (в общей выборке);
• свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - 5 место;
• «красота природы и искусства», которая связана с переживанием прекрасного в природе и искусстве - 10 место.
Наиболее значимыми для лицеистов явились:
• здоровье-1;
• материально обеспеченная жизнь - 2;
• общественное признание - 3.
Такие данные свидетельствуют о превалировании тех ценностей, которые смогут способствовать укреплению социального положения, основанного на материальном превосходстве и общественном признании. Это положение во многом отражает особенности социальной стратификации современного российского общества, подчеркивает кризис духовного развития подрастающего поколения.
На основании вышеизложенного отметим, что проблема развития ценностных ориентации в старшем школьном возрасте является на современном этапе одной из актуальных. В структурной иерархии диспозиций личности ценностные ориентации занимают высший уровень, так как ценности играют важную роль в изменении личностных пространств в период ранней юности.
Данные диагностического исследования показали, что подросток нуждается в косвенной помощи взрослого при формировании ценностных ориентации на этапе ценностного самоопределения. Однако эффективность в значительной мере определяется характеристиками взаимодействия, предполагая преодоление авторитарности и выработку новых конструктивных стилей равноправного общения. Потребность в установлении ценностей в качестве жизненных ориентиров претерпевает существенные трудности в период ценностного, духовного кризиса в обществе. Развитие ценностных ориентации предполагает освоение культурного опыта, что делает наиболее важными в этом отношении содержательный компонент ряда предметных блоков в образовательном пространстве лицея.
Выявленные особенности ценностного ряда старшеклассников лицея позволяют сделать вывод о необходимости проводить коррекционную работу как со старшеклассниками, так и методов взаимодействия и обучения педагогов лицея.
В заключение отметим, что развитие духовности старшеклассников, основанное на приоритете общечеловеческих ценностей, становится той платформой, на которой происходит становление личности, способной гуманно функционировать в социуме, целесообразно преобразовывающей действительность на принципах творческой реализации внутреннего потенциала.
Список литературы
1. Ильичева И. М. Психология диагностики. - СПб., 2003.
2. Буева Л. П. О ценностях духовной культуры. - СПб., 1999.
3. Степаненко Л. М. Философская история образования. - М., 2000.
Другие работы по теме:
Духовность? Как ее понимать?
Уместно задать вопрос, как следует понимать духовность общества и его членов, нравственность их поступков? Можно постулировать: духовно все то, что способствует упрочению и процветанию общества и каждого его члена.
Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи
Павельчук Илоны_0082 Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи Авторы: А. Думчене – доктор социальных наук, профессор Литовской академии физкультуры. С. Даукилас – доктор социальных наук, профессор Литовского сельскохозяйственного университета. И. Якушовайте – доктор гуманитарных наук, профессор Каунасского медицинского университета.
Сексуальная культура российских мальчиков
Долгосрочные тенденции подростковой сексуальности в России - те же, что и в западных странах (снижение возраста сексуального дебюта, принятие эротики, добрачных связей и т.д.).
Универсальность духа
Существует человеческий дух – это аксиома для всякого духовно развитого человека. Однако отнюдь не аксиомами выглядят те описания и определения духа, которые дает человек, начиная познавать этот самый дух.
Духовность и религия
ДУХОВНОСТЬ, ВЕРА И РЕЛИГИЯ Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.
Политическое сознание 5
Политическое сознание В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих у людей политических представлений и установок, выражающих их отношение к политике
Здоровый образ жизни
Классификация потребностей Реферат 2006 Координаты: электронная почта acher@wiseowl Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl Содержание
Сила трения и движение тела
Некрашевич Е.А., Тарасова В.И., ЛИТ, Хабаровск Предлагаем вниманию читателей еще одну статью учителей Хабаровского Лицея информационных технологий. В ней речь пойдет об опыте работы по формированию у учащихся умения решать физические задачи.
Евклид
Реферат по математике ученицы 7 «Б» класса ВЮ лицея Берестовской Дарьи Евклид Евклид – древнегреческий математик (III века до н.э.) работал в Александрии и написал несколько трудов, которые стали основой для образования и использовались около 2200 лет.
Пушкин в 1820 году Южная ссылка Романтизм
Text В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов. В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов.
Кто является духовным человеком
Сегодня слово «духовность» упоминают очень часто, но, наверное, не все понимают его значение. Одни считают, что духовность - это разумность. Другие - что это что-то церковное. Все в человеке от души. Воспитанной души. И любовь, и боль, и страдание. Это умение сочувствовать, видеть. Маленький Принц Сент-Экзюпери умел видеть сердцем.
Лирика дружбы у Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Чувство дружбы, вынесенное из лицея, одушевляло поэта всю жизнь. Но с годами представление о дружбе менялось. Вот одно из лицейских стихотворений Пушкина – «Пирующие студенты» (1814). В этом стихотворении дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения, от «холодных мудрецов».
Пейзаж в лирике Пушкина второй половины 1820-х - 30-х годов.
Автор: Пушкин А.С. Читателю легко перенестись в состояние поэта через описание природы. Ведь как в 19 веке, так и сегодня мы остаемся от нее зависимы. Стихотворение «19 октября»(1826г.) посвящено годовщине открытия лицея. Пушкин находится в ссылке и не может встретиться с друзьями. Первые строки стихотворения передают нам грусть поэта, находящегося далеко от своих друзей.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина 19 октября 1825 года
Автор: Пушкин А.С. Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников.
Творчество Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Он вошел в литературу под именем Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Свое детство, картины жизни и быта усадьбы, отношение к семье, отношения помещиков и «рабов» он позже воссоздает в «Пошехонской старине» и «Господах Головлевых». В 1844 году он был выпущен из лицея и направлен в канцелярию военного министерства.
Анализ оды Вольность
Анализ оды "Вольность" Автор: Пушкин А.С. Полно и чётко взгляды Пушкина выразились в его оде «Вольность», написанной вскоре по выходе из лицея, в том же 1817 году.
Александровский лицей
Введение 1 История Список литературы Александровский лицей Введение Алекса́ндровский лице́й (Императорский Александровский лицей) — название Царскосельского лицея после переезда из Царского села в Санкт-Петербург, а также комплекс зданий, в которых он располагался. Этот комплекс занимает участок, ограниченный Каменноостровским проспектом, улицей Рентгена (бывшей Лицейской) и Большой Монетной улицей.
Капустин, Михаил Николаевич
Введение 1 Биография 2 Характеристика деятельности 3 Награды 4 Сочинения 5 Источники Введение Михаил Николаевич Капустин (1828—1899) — российский правовед, специалист по гражданскому и международному праву, истории государства и права.
Лицей Петра I
(Schola Carolina, Карлов лицей) — среднее учебное заведение в Риге. Существует со второй половины XVII века. Открыт по распоряжению и на деньги короля Швеции Карла XI. Первоначально находился в здании по Малой Замковой улице, 4 (перекрёсток улиц Пилс (Замковой) и Маза Пилс), аккурат напротив комплекса Трёх братьев, известного в настоящий момент туристического объекта Риги.
Голубев, Николай Николаевич
Введение 1 Биография 2 Научная деятельность 3 Библиография Список литературы Введение Николай Николаевич Голубев (12 (24) сентября 1875 — после 1948) — юрист, доктор международного права, профессор Ярославского Демидовского юридического лицея и Ярославского университета.
Глатц, Майкл
Майкл Глатц — экс-гей, в прошлом ЛГБТ-активист и основатель «Young Gay America». Его заявления о смене ориентации и осуждении гомосексуализма получили широкое освещение в СМИ.
Летонмяки, Лаури Матвеевич
Лаури Матвеевич Летонмяки (фин. Lauri Aukusti Letonmдki, 22 декабря 1886, Тампере — 20 ноября 1935, Петрозаводск) — финский революционер, уполномоченный по делам юстиции Народного Совета Финляндии. Муж Марии Куркелан.
Система компьютерной обработки данных
Система компьютерной обработки данных для сбора, систематизации, статистической обработки, анализа результатов учебного процесса за четверть, полугодие, год. Модуль обработки данных о качестве обучения, итогов успеваемости и данных о движении учащихся.
Грингмут Владимир Андреевич
Грингмут Владимир Андреевич (1851 - 1907) - основоположник организованного "черносотенства". Будучи сам по происхождению евреем, начал сотрудничать в «Московских ведомостях» еще в 1880 г.