Н.Д. Конаков
Основными
компонентами классического героико-эпического сюжета являются борьба и победа
богатыря над могучим противником. И у к.-з., и у к.-п., которые до вхождения в
состав Русского государства стояли лишь на ранней ступени государственности,
собственного героического эпоса о героях-богатырях, защитниках Родины по всей
видимости не было. Наиболее близко к этому фольклорному жанру принадлежат
образы Перы-богатыря, Педора Кирона и Кирьяна-Варьяна, которые выступают как
защитники Родины (но не своей, малой, а всей Руси) от врагов. Национальной
спецификой является то, что у всех них эти подвиги являются разовыми, все они
были в обыденной жизни охотниками и после совершения подвигов во имя Руси
возвращаются к своей промысловой деятельности, соглашаясь взять в качестве
награды лишь право на вольную охоту да ещё шёлковые ловчие сети. Сюжетно близки
к героическому эпосу к.-з. сказки о победе юного богатыря над водяным и лесным
чудовищами, некогда, ещё до его рождения, проглотившими его отца и старших
братьев, а также к.-п. легенды о схватке Перы и лешего. Но в данных случаях
отсутствует мотив защиты народных интересов, личное превалирует над
общественным.
В
то же время в фольклоре, особенно у к.-з., чрезвычайно популярными являются
сюжеты о "героических" состязаниях с могучими колдунами или же их
между собой, что дало основание известному этнологу и филологу А.С. Сидорову
говорить о существовании у к.-з. особого фольклорного жанра - "колдовского
эпоса". Легенды и предания о колдунах хронологически можно подразделить на
две категории. В первой из них события происходят во времена исторические, но
весьма отдалённые. У к.-з. большинство их отнесено ко времени миссионерской
деятельности в Коми крае Стефана Пермского. Если у к.-п., в легендах и
преданиях о крестителе к.-з. Стефане говорится лишь о явленных им чудесах, типа
катания на каменном плоту, то в фольклоре к.-з. доминируют сюжеты о его
схватках с могучими колдунами-тунами, апологетами древней языческой веры. Как
правило, в фольклорных текстах особо подчёркивается, что эти колдуны
противопоставили себя сородичам, если ещё не ставшими неофитами, то, по крайней
мере, склонявшимся к принятию новой веры. Они всячески им досаждали, вплоть до
прямого грабежа, кражи скота и т.д., т.е. Стефан в состязаниях с тунами как бы
защищал общественные интересы. Сами эти состязания описываются как поединок
двух сильных колдунов, из которых один (Тун) демонстрирует свою власть над различными
стихиями, способность превращаться в диких зверей и повелевать ими,
неуязвимость от обычного оружия и т.д. Другой же колдун (Стефан) успешно
нейтрализует все проявления колдовской силы соперника, а присутствующие при
этом сородичи туна, убедившись, что Стефан сильнее, убивают побеждённого. В
другом популярном фольклорном к.-з. сюжете речь идёт о соревновании в силе двух
колдунов-вожаков охотничьих артелей. Один из них, защищая интересы своих
сотоварищей от противоправных с точки зрения охотничьей морали действий другого
колдуна, наказывает его и членов враждебной артели лишением их незаконно
добытой добычи. Как правило, к.-з. сказания о легендарных тунах имеют
топонимическую подоплеку, с их именами связывают наименования населённых
пунктов, урочищ и т. д. В к.-п. фольклоре образы могучих колдунов прошлых лет
практически не фигурируют, хотя в легендах о Кудым-Оше говорится о том, что
сильными колдовскими способностями обладали его мать Пöвсин и главные
жрицы на святилище Войпеля: Потöсь или же Чикыш. Для к.-з. фольклора
женские образы могучих колдунов не характерны.
Ко
второй категории "колдовского эпоса" относятся многочисленные,
особенно у к.-з., фольклорные сюжеты о деяниях различных колдунов-знахарей,
прототипами которых были реальные, сравнительно ещё недавно жившие лица, как
правило, уже при жизни имевшие славу колдунов. К таковым обычно причислялись
люди, владеющие достаточно редкими профессиями (коновалы, кузнецы и т.д.),
искусные умельцы в своём ремесле (удачливые охотники, мастера-плотники и т.д.),
нередко - просто люди, существенно отличающиеся своим внешним видом или
поведением от окружающих. Их мифологизированные фольклорные образы во многом
соответствуют образам легендарных колдунов-тунов: власть над природными
стихиями, особенно водной, подчинение колдовской силой своей воле людей и
зверей, неуязвимость и др. Особого внимания заслуживает общераспространённое
поверье, что своей силой колдуны были обязаны некиим духам, находящимся у них в
услужении. Ср. представления о шаманских духах.
Другие работы по теме:
Трансформация древнегреческих жанров
Эпос, лирика и драма впервые возникли в древнегреческом словесно-литературном искусстве. Впоследствии эти термины со своими значениями вошли во всю европейскую литературу.
7 чудес Башкортостана
«СЕМЬ ЧУДЕС БАШКОРТОСТАНА» Башкирский дикий мед Башкортостан – единственное место на Земле, где сохранилось бортевое пчеловодство (добыча дикого лесного меда). Ученые многих стран изучают состав Башкирского меда, но искусственно создать подобное лекарство пока не удается. Уникальность Башкирского меда состоит в многообразии целебных свойств.
Мифология Индии
Мифология Индии представляет собой сложное явление из-за того, что Индийский субконтинент стал родиной для самых разных народов очень непохожего происхождения с совершенно разными культурными и мифологическими истоками.
«Пополь-Вух»
“Пополь-Вух” (“Книга народа”) - эпос индейцев киче (народ майя; Центральная Америка). Вероятно, первоначальная версия книги, написанная пиктографическим письмом, погибла в ходе испанского завоевания.
Эпос «Манас» и его значение в мировой культуре
Огромную роль в культурной жизни кыргызов играло устное творчество, вершиной которого следует считать всемирно известный героический эпос «Манас». Вероятно, устная поэзия знакома предкам кыргызов еще с III в. до н. э.
Заимствованные мифологические образы и сюжеты
Наряду с сюжетами и образами, восходящими к общепермскому или общефинно-угорскому культурным пластам, в современных мифологических текстах к.-з. и к.-п. встречается множество заимствований.
Антропогонические и этногонические мифы
Наиболее распространённой у коми-зырян и коми-пермяков версией происхождения человека была признающая приоритет в его сотворении верховного божества Ена, который сделал первочеловека из земли или глины.
Этиологические мифы народов коми
В сотворении различных животных в коми-зырянской и коми-пермяцкой мифологии принимали участие оба демиурга. В к.-з. мифах этот процесс сопровождался острым соперничеством между Еном и Омoлем.
Космогонические мифы народов Коми
Среди достаточно большого количества версий о сотворении мира, известных народам коми, доминировали дуалистические мифы о созидательной деятельности двух богов-демиургов - Ена и Омoля (у к.-п. Куля).
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Нужна ли муниципальная служба как самостоятельный институт
Эссе Нужна ли Муниципальная служба как самостоятельный институт. Муниципальная Власть - разновидность публичной власти, связанная с реализацией функций местного самоуправления; - негосударственная, публичная власть (власть над обществом). Легальное понятие "публичная власть" введено постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 1988 г. по делу о проверку конституционности ст. 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и Закона от 31 октября 1994 г. "Об органах исполнительной власти в Республике Коми".
Песня о Роланде как образец средневекового героического эпоса
Художественные достижения культуры Средневековье отразились в героическом эпосе разных народов. Каждый народ имел свой эпос, который основывался на произведениях устного творчества и отображал интересы народностей, которые формировались в это время. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину - ведущая тема и французского эпоса «Песнь о Роланде», и немецкого «Песнь о Нибелунгах», и испанского «Песня о моем Сиде», и славянского «Слово о полке Игоревом».
Особенности эпических произведений
Автор: Разное В каждом из литературных родов (эпос, лирика, драма) различна природа художественного образа, каждый из них использует свои, именно ему свойственные средства создания образа. «От лирического образа, сосредоточенного на изображении лишь отдельного переживания, — отмечает проф. Л.
Животный эпос
Животный эпос, циклы связанных между собой рассказов, часто в форме длинных эпических поэм, персонажами которых выступают животные.
Арка Дружбы народов Киев
Памятник под Аркой Дружбы народов в Киеве В ноябре 1982 года в Хрещатом парке (тогда еще Пионерском) в Киеве была возведена арка Дружбы народов строительство которой длилось четыре года. Строительство монумента привязывалось к юбилею образования СССР, провозглашенного 30 декабря 1922 года. Дожидаться зимы, не стали и открыли мемориал в канун годовщины Октябрьской революции.
Кыз Жибек
Введение 1 Сюжет 2 История создания 3 Мировое значение 4 Опера 5 Кинофильм 6 Балет «Гак-ку» (Клич лебедя) Введение Кыз Жибек — казахская народная лиро-эпическая поэма, названа по имени героини. В переводе означает Девушка Шёлк, Шелковая девушка. Это произведение — жемчужина казахского фольклора. Казахская «Ромео и Джульетта» воспевает верность в любви, дружбе, отвагу и патриотизм.
Кыргызский героический эпос Манас
Введение Кыргызский героический эпос «Манас» - по своим идейно содержательным и художественным качествам занимает особое место среди всех жанром устного народа творчества народа. Интерес к эпосу «Манас» был всегда, а научный интерес появился лишь в начале XX века, но не стоит забывать и о том, что представители Российской науки, побывавшие на территории Центральной Азии уже во второй половине XIX века имели определенное представление об эпосе «Манас».
Песнь о моём Сиде 2
«Песнь о моём Сиде» (Cantar de mнo Cid) — памятник испанской литературы, анонимный героический эпос (написан после 1195, но до 1207 года) неизвестным певцом-хугларом). Единственный сохранившийся оригинал поэмы о Сиде — рукопись 1307 года, впервые изданная не раньше XVIII века.
Тюрьма народов
План Введение 1 История Список литературы Введение Тюрьма народов — фразеологизм на основе идеи французского писателя и путешественника маркиза Астольфа де Кюстина, сформулированной в его книге «Россия в 1839 году».
Декларация прав народов России
Декларация прав народов России — один из первых документов Советской власти, принятый Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 года. В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию.
Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы
Коми́ссия о ка́менном строе́нии Санктпетербу́рга и Москвы́ [1] — государственное учреждение в Российской империи, занимавшееся вопросами планировки и застройки столиц и др. городов. Образована 11 декабря 1762 года, находилась в ведении Сената. Первоначально называлась «Комиссией для устройства городов Санктпетербурга и Москвы»[1] и предназначалась для определения границ Санкт-Петербурга и его предместий.
Всемирный конгресс народов Грузии
Введение 1 Структура и руководство 2 Деятельность Список литературы Введение Всемирный конгресс народов Грузии (ВКНГ) — общественное объединение грузин, проживающих в Грузии и за ее пределами; учрежден в марте 2009 года.
Кудымкар
Город Кудымкар с 1938 г. является центром Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской обл.
Коми
Самоназвания коми морт, коми войтыр, зыряне - народ общей численностью 345 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 336 тыс. чел., в т.ч. Республика Коми - 292 тыс. чел.
Финно-угорские народы
После славянской и тюркской эта группа народов - третья по численности среди всех народов России. Из 25 млн. финно-угров планеты более 3 млн. живет сейчас на территории России.
Сыктывкар
Сыктывкар, столица Республики Коми, расположен на высоком левом берегу р. Сысола (пристань) в 1515 км к северу-востоку от Москвы.
Обские угры
В научной литературе общим названием "обские угры" объединяются два современных народа: ханты и манси. Ханты были ранее известны под названием "остяки", "обские остяки" и т.п., а манси под названием "вогулы".