МОНАСТЫРЬ СВ. ОНУФРИЯ В ЯБЛЕЧНЕ НАД БУГОМ
Монастырь св. Онуфрия в Яблечне - единственный на территории современной Польши монастырь, который просуществовал почти пять столетий как православная обитель и в котором монашеское делание никогда не прерывалось.
Сохранилось придание, связанное с историей основания монастыря, согласно которому, на берегу Буга рыбакам явился св. Онуфрий и произнес пророческие слова: «Здесь будет славиться имя мое». Вскоре к тому месту приплыла икона святого. Затем посреди болотистого леса была сооружена часовня, и основан монастырь в честь св. Онуфрия. Согласно письменным источникам монастырь был основан не позднее 1498 года.
Первым тяжелым испытанием для монастыря было подписание в 1596 году Брестской унии, которую приняла большая часть православных приходов и монастырей. Православные монастыри в Бельске, Дрохичине, Бресте и Яблечной не признали унии, несмотря на то, что Православная Церковь в Речи Посполитой была объявлена королем Сигизмундом III Вазой вне закона. В Яблечной остался епископ Паисий (Черхавский), возглавлявший Хельмскую епархию. Его епископскую хиротонию совершил приехавший в 1620 году в Речь Посполитую Патриарх Иерусалимский Феофан. Епископ Паисий участвовал в защите прав монастыря.
После того как в 1633 г. король Владислав IV снова узаконил существование Православной Церкви, монастырь активно развивается. Еще более окрепла духовная жизнь обители, ведется строительство новых и ремонт уже существовавших монастырских строений.
В 1699 г. окрестные земли были приобретены князем Каролем Станиславом Радзивиллом. Духовенство соседних с монастырем приходов было вынуждено принять унию. Усилилось давление и на монастырь. Дело дошло даже до вооруженных нападений, которым братия оказывала сопротивление. Однако в 1753 г. вооруженное нападение монахов-униатов из Бялы Подлясской опустошило монастырь. Нападавшие осквернили храм, разграбили имущество, похитили множество документов, касавшихся истории монастыря и его прав.
В течение почти двухсот лет православные монахи не могли восстановить монастырские здания. Только в 1837-1840 гг. была построена, сохранившаяся до настоящего времени церковь св. Онуфрия, братский корпус, колокольня и монастырская стена. В 1838 г. монастырь открыл двухгодичную церковно-приходскую школу, куда одновременно ходили православные, униаты и католики. В 1862 г. начались занятия в монастырской школе живописи и иконописи.
В 1876-1880 гг. был построен новый двухэтажный братский корпус. После 1875 г. монастырь начал активно участвовать в движении по возвращению униатов Хельмской земли и южного Полесья в Православие.
В 1889 году была открыта школа псаломщиков и регентов. В 1896 году в Яблечной была построена школа, где вскоре началась подготовка учителей для церковно-приходских школ и школ обучения грамоте. В школе также были образованы ремесленное и сельскохозяйственное отделения. В Яблечной действовало в общей сложности пять школ, в которых к 1914 г. училось 431 человек. В монастыре бесплатно оказывали медицинскую помощь, кормили нищих.
В 1908 г. напротив монастырских ворот была построена часовня Успения Богородицы, а год спустя в 5 км к востоку от монастыря, на одном из островов Белого озера, был основан скит с церковью свв. Сергия и Германа Валаамских. В 1912 году на берегу Буга на месте, называемом Святое Поле, где согласно преданию была найдена икона св. Онуфрия, построили часовню Сретения Господня (ныне – Св. Духа).
В начале XX-го века в монастыре подвизалось 35 монахов, в 1913 году – уже более 80-ти. Серьезные испытания постигли монастырскую братию во время Первой мировой войны. В августе 1915 года монахи из Яблечной, забрав с собой икону св. Онуфрия, бежали в Россию. В монастыре остался только один монах, вскоре арестованный немцами. Монастырские здания были заняты германскими армейскими частями.
В августе 1919 года, после окончания войны, монахи вернулись в монастырь, но уже в сентябре того же года оп указанию местных властей церковь св. Онуфрия была на несколько месяцев закрыта. Спустя пару недель у православных была отнят приходской храм в Яблечном, который передали Римско-католической церкви. Монастырь хотели ликвидировать. Особенно в этом направлении усердствовала католическая епископская курия в Седльцах и настоятель католического прихода в соседних Словатычах, который занял большую часть земель монастыря. Этот настоятель вдохновлял нападения на монастырь и грабежи имущества.
В 1922 году из Польши был выслан настоятель монастыря еп. Сергий (Королев). В 1924 году согласно распоряжению властей количество монахов сократили до четырех. Большая часть монастырских угодий была отобрана, а в монастырских зданиях разместился сиротский приют.
Во время Второй мировой войны в монастыре была немецкая пограничная застава. В августе 1942 г. немцы подожгли монстырь и большая часть строений сгорела. Во время пожара погибла вся библиотека и архив. Тогда же был убит один монах.
Призрак закрытия вновь навис над монастырем в 1947 году, когда количество верующих в монастырском приходе сократилось с 1500 до 80 человек. Прихожане были рассеяны по Польше в ходе акции «Висла». Только множество обращений спасло этот в то время единственный действующий православный монастырь на территории польского государства от ликвидации.
В 1950 г. у монастыря изъяли землю и все хозяйственные постройки с инвентарем. Первая половина 50-х гг. была самым трудным периодом в послевоенной истории монастыря.
Очередное возрождение монашеской жизни в Свято-Онуфриевом монастыре началось в 70-х гг., когда настоятелем стал архимандрит Савва (Хрыцуняк), нынешний Предстоятель Польской Православной Церкви.
В 1974-1992 гг. в Свято-Онуфриевом монастыре располагалась Высшая Православная Духовная Семинария. В 1980-х гг. к существовавшему зданию Семинарии пристроили флигель.
В 1953 г. в монастырь почти через полвека отсутствия вернулись чудотворные иконы св. Онуфрия и Богородицы, вывезенные в свое время в Россию. Эти иконы – главные святыни обители – были украдены в ночь с 21 на 22 сентября 1980 г. Они нашлись только в 1994 году. Для увековечения этого события епископ Люблинский и Хелмский Авель учредил в монастыре новый праздник обретения икон св. Онуфрия и Богородицы, который празднуется в первую неделю сентября.
В день св. Онуфрия 24/25 июня в монастырь прибывают тысячи паломников. Много людей приезжают сюда также на день Св. Духа и на праздник Успения Богородицы – 28 августа.
С 1999 г. монастырь является ставропигиальным – находиться в непосредственном управлении митрополита всея Польши.
Список литературы
Андрей Холостяков, Андрей Шестаков. Монастырь св. Онуфрия в Яблечне над Бугом
Другие работы по теме:
Иосиф Волоцкий
Иосиф Волоцкий- церковный деятель, публицист, глава течения иосифлян.В богословии, которое в то время служило и формой философствования, Иосиф придерживался развитого ещё Иларионом направления "аллегорического рационализма".
Паисий Величковский
Введение 1 Биография 2 Наследие 3 Библиография Список литературы Паисий Величковский Введение Паи́сий Ня́мецкий или Паи́сий Величко́вский (в миру Пётр Величковский; 21 декабря 1722, Полтава — 15 ноября 1794, Нямецкий монастырь) — православный монах; клирик Константинопольского Патриархата, впоследствии Российской Церкви; переводчик, святой.
Смольный монастырь
Смольный монастырь Смольный монастырь (Воскресенский девичий Смольный монастырь) — женский монастырь, функционировавший в Санкт-Петербурге в 1744—1764 годах. В эти годы монастырь отстраивался под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда на покой.
Валаамский монастырь
Валаамский монастырь, Валаамский Спасо-Преображенский (мужской) монастырь, известнейшая (наряду с Соловецким монастырем) обитель Северной России, снискавшая славу «Северного Афона».
Монастырь св.Тихона Задонского
Один из главных миссионерских центров Северной Америки . Играл ведущую роль в деле распространения православия на американском континенте.
Шоссе Энтузиастов
Как раньше называлось Шоссе Энтузиастов, главный завод построенный на шоссе, название главного монастыря на шоссе.
Почему не удался побег Мцыри 2
Почему не удался побег Мцыри Побег Мцыри, юного героя одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова, для всех монахов монастыря, где он воспитывался, был внезапным и необъяснимым. Привезенный в монастырь шестилетним ребенком, Мцыри долго тосковал по родине, но затем, как все думали, смирился и «уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет». «Как вдруг однажды он исчез осенней ночью».
Ипатьевский монастырь
Ипатьевский монастырь Святой Троицы - древнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей Костромы. Согласно преданию татарский мурза по имени Чет поступил на службу к московскому князю Ивану Калите и принял православие.
Монастырь Святой Троицы под Овчаром
Все овчарско-кабларские монастыри имели большое значение в сохранении Православной веры в сербском народе. Это были духовные очаги, в которых сохранялось национальное самосознание и идея о свободе
Исидора Тавеннийская
Исидо́ра Тавеннийская (также Исидора Тавенская Исидора Египетская ) — христианская монахиня и святая, одна из первых юродивых, жила в IV веке. Почитается в лике преподобных, память в Православной церкви 10 мая (по юлианскому календарю).
Ганина Яма
Га́нина Я́ма — заброшенный рудник, расположенный в урочище «Четыре Брата» в 2,5 км к северу от посёлка Шувакиш и в 4 км на юго-восток от деревни Коптяки возле г. Екатеринбурга Свердловской области России.
Василий Острожский
Василий Острожский (серб. Василије Острошки в миру — Стоян Йованович , серб. Стоян Јовановић; 28 декабря 1610 — 29 апреля 1671) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви. Память совершается 29 апреля (по юлианскому календарю).
Санданский, Яне Иванов
Введение 1 Биография 2 Балканские войны 3 Убийство 4 Память Введение Яне Иванов Санданский (болг. Яне Иванов Сандански; 18 мая 1872, село Влахи, Османская империя — 22 апреля 1915, Роженский монастырь, Болгария) болгарский революционер, один из руководителей ВМОРО.
Чезаре да Сесто
(Чезаре де Сесто) (итал. Cesare da Sesto; 1477, Сесто-Календе — 1523, Милан) — итальянский художник, ученик Леонардо да Винчи. Огромное влияние на его творчество — как и на Бернардино Луини и Марко д'Оджоно — оказал Леонардо, что отчётливо просматривается в Мадонне с младенцем. Позднее, в Южной Италии, он создал сложный и вычурный стиль, в котором соединились классицизм и наиболее характерные элементы раннего маньеризма.
Аббатство Орваль
(Orval) — цистерцианцкий монастырь на территории современной бельгийской провинции Люксембург. Является одним из старейших и известнейших в Бельгии. Одно из восьми известнейших мест, где делают настоящее траппистское пиво и собственный сорт сыра.
Аббатство Камбр
Введение 1 История 2 Описание Список литературы Введение Аббатство Камбр (фр. L'Abbaye de la Cambre, нидерл. Abdij Ter Kameren) — бывший цистерцианцкий монастырь на территории современной коммуны Иксель в Брюсселе.
Трахтемиров
Терехтемиров , укр. Трахтемирів) — одна из бывших казацких столиц, исторический уездный городок с монастырём. В княжеские времена на этом месте стоял летописный древнерусский город Заруб. В 1147 году впервые упоминается Трахтемировский монастырь, построенный на месте разрушенного татарами Зарубского монастыря.
Бачковский монастырь
План Введение 1 История 2 Монастырь сегодня Список литературы Введение Бачковский монастырь (болг. Бачковски манастир) — второй по величине после Рильского православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии и в 10 км от Асеновграда.
Трахтемировский монастырь
Трахтемировский Успенский монастырь (или Зарубский монастырь ) — монастырь, который был расположен в деревне Монастырек, близ современного села Трахтемиров Каневского района, Черкасской области. Другое название говорит о близости села Зарубинцы, которое во времена Киевской Руси было городом Заруб.
Покровский Добринский монастырь
Покровский Добринский монастырь Выполнила ученица 2 класса Хрусталева Анастасия. На крутом правом берегу Оки, в десяти верстах от г.Чекалина, сохранились развалины старинного монастыря. Из него открывалась превосходная панорама окрестностей, красочно описанная одним из священников прошлого века: «Покровский, Добрый монастырь надобно бы признать едва ли не самым старым, из всех доселе существующих… и возник он или вновь основан после первого татарского погрома…».
Монастыри
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №750. ДОКЛАД по «Мировой художественной культуре». На тему: «Монастыри».
Сергий Радонежский 2
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей Кириллович) (1322, с. Варницы? Ростовского княжества - 1392, Троице-Сергиев монастырь) - церковный и полит. деятель. Род. в семье ростовского боярина. В отличие от братьев ему тяжело давалась грамота и он с детства искал уединения. После разорения отца в результате усмирения Ростова Иваном I Даниловичем Калитой, подавившим антиордынское восстание, семье пришлось переселиться в Радонеж Моск. княжества.
Шкурина, Мария Васильевна
Мария Васильевна Шкурина , в постриге сестра Павлия (Павла) (1755—1824) — дочь камердинера Екатерины II Василия Шкурина, фрейлина императрицы. Биография
Джованни Паизиелло
Паизиелло, Джованни (Paisiello, Giovanni) (1740–1816), итальянский композитор, автор комических опер, певец и инструменталист.